Занятия музыкой делают детей лучше

Кто из родителей,  желающих дать своим детям музыкальное образование,  не знает, как трудно бывает заставить ребёнка  с усердием заниматься на инструменте, а самим – мужественно терпеть все эти «стоны» фортепиано, на  котором  отпрыск пытается выдать шедевры классиков. Но, оказывается, игра стоит свеч!

Дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии

Учёные медицинского института  штата Вермонт (США) проанализировали 232 томограммы здоровых детей в возрасте от 6 до 18 лет, обращая особое внимание на развитие мозга у тех детей, которые играют на музыкальных инструментах.

Профессор Джеймс Худзяк, преподаватель психиатрии в Вермонтском университете и руководитель Центра детства, юношества и семьи, рассказывает:

«Мы пришли к выводу, что чем больше ребёнок играет на инструменте, тем активнее в коре головного мозга формируются такие функции, как концентрация внимания, способность преодолевать чувство страха, волнения и умение  управлять эмоциями

Все мы знаем, что если поднимать гири, постепенно увеличивая нагрузку, то бицепсы станут больше. Точно так же и с мозгом. Не стоит удивляться, что мозг тоже можно тренировать».

Музыкальный интеллект

Исследователям из Университета Вандербилта (США) удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария одновременно, и у них они одинаково активны. Поэтому мозг музыкантов работает лучше.

В целом IQ у любителей нот выше, их мозг быстрее обрабатывает информацию. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно.

Музыканты полнее используют творческий потенциал, данный им Богом.

Исследование сотрудников Института образования Лондона подтвердило, что обучение музыке и игре на любом, даже шумовом, инструменте повышает уровень интеллекта, способствует концентрации внимания, улучшает настроение и работу иммунной системы.

Учёные из Нортумбрийского университета (Великобритания) выяснили, что под музыкальный аккомпанемент 2-летние малыши гораздо быстрее запоминают новые слова и отдельные выражения, и пришли к выводу, что регулярные занятия детей музыкой один или два раза в неделю помогают увеличивать словарный запас, развивать простейшие арифметические навыки, способность слушать и усваивать информацию.

Израильские врачи Университета Хайфы и их датские коллеги из Университета Ольборг пришли к выводу, что ускорить процесс по развитию речи у детей с отставанием помогает именно музыка.

Был проведён эксперимент с маленькими детьми, которым была сделана кохлеарная имплантация (протез, позволяющий компенсировать потерю слуха – Е.К.).

В ходе занятий с ними использовались музыкальные инструменты, дети слушали различные музыкальные произведения, и после таких занятий дети стали намного лучше общаться между собой.

Как считают сами исследователи, музыка – одна из форм невербального общения, которая стимулирует коммуникативную деятельность ребёнка.

Специалисты из медицинской школы Гарварда обнаружили, что у детей, которые в течение 15 месяцев не менее 2,5 часов в неделю занимались музыкой, объём мозолистого тела головного мозга (органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями) увеличился в среднем на четверть!

Музыка и речь

Связь музыкальности и речи интересовала учёных давно.

После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано открытие: мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества!

Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной извилины planum temporale.

Она совпадает с теми областями коры мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи.

Регулярные занятия музыкой с детьми развивают не только моторику рук, но и моторику речи. Такие дети быстрее усваивают навыки чтения, умеют яснее выражать свои мысли, легче овладевают иностранными языками, а также – красивой и грамотной речью.

«Эффект Моцарта»

Музыка помогает справиться даже с проблемами в развитии.

В частности, учёные США и некоторых европейских стран проводили независимые исследования, в ходе которых было установлено, что музыка, написанная Моцартом, способна удивительно влиять на мозговую активность человека.

За 10 минут прослушивания его музыки показатели IQ могли вырасти сразу на 8-10 пунктов!

Это открытие получило название «эффект Моцарта» и сделало музыку композитора невероятно популярной.

Французский фониатр, отоларинголог Альфред Томатис создал метод «слуховой терапии» для лечения задержек развития у детей, дислексии, синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Из всей классики он выделил Моцарта: тональный звуковой ряд его музыки оказался ближе к окраскам тембра человеческого голоса.

Мало того, уникальные плавные 30-секундные  переходы в его произведениях совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга.

В результате Томатис впервые ввёл в употребление термин: «эффект Моцарта».

Детей, слушающих до 3-х лет Моцарта, считают впоследствии более способными. Произведения Моцарта отлично влияют на математические способности ребёнка и на развитие логического мышления.

Музыка Моцарта помогает недоношенным детям быстрее набирать вес и делает их более сильными, что было доказано результатами экспериментов, проведённых израильскими медиками в Медицинском центре Тель-Авива.

Двадцать малышей, родившихся раньше срока, были поделены на две группы: одной единожды в день по 30 минут давали слушать произведения Моцарта, а второй музыку не проигрывали вовсе.

По окончании эксперимента выяснилось, что после прослушивания музыки дети из первой группы становились спокойнее и расходовали меньше энергии, чем те, кто попал во вторую группу. Когда ребёнок расходует мало энергии, ему не требуется много калорий для роста; как следствие – он быстрее набирает вес и растёт.

Правда,  многие учёные опытно подтвердили, что эффект, подобный «эффекту Моцарта», можно получить и при прослушивании произведений других композиторов-классиков.

Учёные установили, что наиболее сильное и благотворное воздействие на наш мозг в целом оказывает именно классическая музыка.

Постоянная игра на фортепиано положительно влияет на улучшение (и даже восстановление!) слуха у тех, кто недослышит, в силу заболевания слухового аппарата.

По мнению когнитивных психологов (изучающих познавательные процессы человеческого сознания – память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение способность к принятию решений), музыкальное образование настолько стимулирует эти процессы, что оно должно быть не дополнительным, а обязательным в общеобразовательных школах.

Основываясь на результатах исследований, учёные разных стран предлагают увеличить долю уроков музыки в школьной программе и поставить её в один ряд с математикой, чтением и правописанием.

Тайна музыки

Воздействие музыки на человека удивительно, исполнено  чудесных влияний. Ведь она заставляет нас порой трепетать и даже лить слёзы, смеяться или грустить, становиться мягче и душевнее.

Что же такое заключено в музыке?

Почему набор нот или звуков, поданный в определённой последовательности, вызывает сонм столь разнообразных чувств?

Дело в том, что в музыке присутствует гармония.

Человек, даже не осознавая этого, чувствует её присутствие и поэтому влечётся к музыке.

Тайная сила музыки – приобщение человека к гармонии, которая в ней заложена.

Это способно менять человека, привнося в его душу красоту и гармонию.

Разная музыка воздействует по-разному. Не зря ведь люди имеют различные музыкальные предпочтения!

Безусловно, гармония, которую несут музыкальные произведения, различается по уровням.

Одно дело – «попса», другое – классика.

И совсем отлична и от перового, и от второго – музыка духовная.

Хорошая поп-музыка затрагивает чувственные струны души, воздействие классики глубже – она приобщает к гармонии мира.

Духовная музыка, являясь отзвуком райской гармонии, возвышает душу, приоткрывает ей небесные красоты, укрепляет дух человека.

Духовные песнопения открывают доступ непосредственно к духовному миру.

И.С. Бах писал: «В религиозной музыке, Бог всегда присутствует Своей благодатью».

«От избытка сердца говорят уста» (Лк. 6:45) – так и произведения композиторов являются настолько исполненными гармонии и гармонизующими, насколько сердце, их породившее, способно воспринимать отсвет небесной гармонии в этом мире.

К примеру, произведения Иоганна Себастьяна Баха признаны одними из самых «гармонизующих», а ведь не всем известно, что Бах был глубоко и искренне верующим человеком.

Звучание церковной хоровой музыки способно привести восприимчивую душу в трепет: душа подсознательно чувствует, что именно в исполнении церковных песнопений человек уподобляется святым ангелам, непрестанно воспевающим Творца мироздания.

Особенно велика польза музыки и музыкальных занятий для детей.

Эти занятия способствуют приобщению детей к красоте и гармонии мира, развитию чувства прекрасного и любви к прекрасному.

Во время музыкальных занятий душа ребёнка возвышается, становится способной более остро и глубоко воспринимать гармонию природы, и вообще любую гармонию.

Дети, занимающиеся музыкой, растут более внимательными и трудолюбивыми, а как личности – более романтичными, тонкими и глубокими.

Подготовила Елена Каневская

«Эффект Моцарта»

Так называется цикл лекций-концертов классической музыки для будущих мам и маленьких детей, которые регулярно проходят в Харьковской областной филармонии.

Золотоносная идея проведения таких концертов принадлежит директору Харьковской областной филармонии, главному дирижёру Ю.В. Янко.

Программа концертов «Эффект Моцарта» составлена с учётом крупномасштабных результатов, полученных ранее зарубежными исследователями в области музыкального искусства, медицины и перинатальной психологии о роли классической музыки в создании гармоничного эмоционального и физического состояния беременной женщины и внутриутробного ребёнка, а также – о роли классической музыки для развития маленьких детей.
Программа концерта «Эффект Моцарта» предусматривает использование большого спектра музыкальных инструментов – с учётом их тембральных и физических характеристик, разных стилей и жанров музыки для разнообразия стимуляции слухового анализатора и создания различных эмоциональных состояний.

В каждом концерте звучит вокальная музыка.

Особое место отводится колыбельной, исполнение которой является обязательным. Именно через колыбельную песню у ребёнка формируется мироощущение и потребность в духовном слове и музыке.

Интересный момент: в проекте, кроме профессиональных артистов филармонии, участвуют также и дети, профессионально занимающиеся музыкой.

Маленькие виртуозы, несущие заряд добра и оптимистического мироощущения, являются вместе с тем для молодых родителей примером результата, который приносит погружение ребёнка в мир духовности и красоты.
Концепт проекта «Эффект Моцарта» был представлен на многочисленных научных конференциях, одобрен отечественными и зарубежными коллегами, защищён авторским правом.

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!