ЗАЧЕМ ГОСПОДЬ ВОШЁЛ ВО ИОРДАН

Величайшая тайна Бытия заключается в том, что Бог хочет соединиться с человеком, но не может (точнее – не желает) этого делать без нашего добровольного на то согласия. То есть Бог не насилует нас Своей любовью, но терпеливо и кротко ждёт нашего решения соединиться с Ним. Поэтому желание Крещения – есть выражение нашего желания соединиться с Богом и жить в соответствии с Его Волей.

Подобно тому, как с рождением человека начинается его полноценная физическая жизнь, так и духовная жизнь человека начинается с момента его духовного рождения, о котором Спаситель в ночной беседе с Никодимом говорит как о «рождении свыше»: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше водою и Духом, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:3-7).

Таковым духовным рождением человека от воды и Духа и является Таинство Крещения, которое установил Сам Господь Иисус Христос, приняв Крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана (Мф. 3:13, 16-17).

Сам Христос, будучи безгрешным и совершенным Богочеловеком, не нуждался в «рождении свыше».

Спаситель принял Крещение от Иоанна в водах Иорданских – чтобы Крещением Своим освятить водную стихию («водное естество»), наделив её особым духовным свойством: при содействии Святаго Духа служить «банею водною» (Еф. 5:26), «банею пакибытия (нового бытия, новой жизни)» (Тит. 3:5) – животворящей средой для духовного рождения человека.

Если человек не родится свыше, если он НЕ ЗАХОЧЕТ родиться свыше – он не сможет войти в Царствие Небесное, он лишится вечной жизни с Богом!

В этом смысле Таинство Крещения – главный момент, необходимое начало вечной жизни человека.

Именно здесь, в Крещальной купели, решается его вечная судьба.

Именно здесь человек выбирает свой путь навсегда.

Крещение есть «обещание Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21) – ведь и после Крещения остаётся возможность грехопадения. Но Бог не хочет лишить человека дара свободы, потому что в этом случае человек перестал бы быть существом разумно-свободным и не заслуживал бы тогда ни награды, ни наказания.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ВОДА?

Помните старые сказки, в которых для того, чтобы воскресить доброго молодца, изрубленного врагами, нужна была вода? При этом, сначала его кропили «мёртвой» водой – чтобы тело срослось, а затем уже «живая» вода воскрешала вновь воссозданное тело.

Удивительно, но в духовном смысле именно так всё и происходит в Таинстве Крещения.

Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей Таинства.

Именно вода открывает нам значение Крещения (крещение с греч. βάπτισμα «погружение в воду»).

Вода более других веществ соответствует духовному свойству Таинства – омывать и очищать человека.

Кроме того, по замыслу Спасителя, Его Церкви надлежало стать Вселенской – распространённой во всех странах. Поэтому нужно было, чтобы и для Крещения, как входа в Церковь, была избрана такая вещь, которую можно найти повсюду (в пустыне вода может быть заменена песком).

В молитвах и священнодействиях при совершении освящения воды раскрываются все стороны Таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех её проявлениях.

 

Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской же точки зрения, наиболее важными представляются три стороны этой символики.

Во-первых, вода – первичная космическая стихия, первое вещество в длиннейшей цепи творений Божьих. Она – основа жизни и среда её зарождения.

Во-вторых, вода – символ разрушения и смерти. То есть вода в христианском богословии имеет двойственный образ: она – основа жизни, животворящая сила и она же – разрушительная, смертоносная сила.

В-третьих, вода – символ очищения, возрождения и обновления.

Эта символика пронизывает всё Священное Писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении.

Мы встречаем воду в самом начале Книги Бытия, где она знаменует само творение, Космос, неорганизованную ещё материю.

Когда же «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), Он обрушил Свой праведный гнев на человечество и омыл его грех в водах Всемирного Потопа.

Господь повелел Моисею установить специальную умывальницу в скинии и наполнить её водой – для омовения рук и ног священника перед совершением жертвоприношений Богу.

Ветхозаветные пророки, предсказывая пришествие Спасителя, указывали на воду, как на один из символов обновления мира (Ис. 13:3; Иез. 36:25).

Как знамение завершения Ветхого Завета и начала Нового, святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. А позже и Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв Крещение от Иоанна.

 

Вода, как и прочая материя, после (и вследствие) грехопадения прародителей, стала также обиталищем злых сил. Следовательно, их следует оттуда изгнать – что и совершил Сын Божий, войдя в воды Иордана. И затем на эту, очистившуюся и ставшую уже нейтральной, воду призывается благодать Святого Духа – чтобы из нейтральной она стала святой и оживотворяющей.

 

В начале творения Дух Святой «носился над водою» (Быт. 1:2).

«Водой» пророк Моисей называл первозданную материю, которая в тот момент была ещё полностью неустроенной и, подобно воде, бесформенной и неопределённой.

Древнееврейское слово, переведённое как «носился», имеет значение «обнимать собою всё вещество» – подобно тому, как птица распростёртыми крыльями обнимает и согревает своих птенцов.

Таким образом, действие Духа Божия следует понимать, как «информационное оплодотворение» первозданного вещества – т.е. сообщение ему неких жизненных сил (физических законов), необходимых для его образования и дальнейшего развития.

 ВОДА ВНОВЬ СТАНОВИТСЯ «ЖИВОЙ»

 Вода, в которую вошёл Христос во время Своего Крещения от Иоанна в Иордане, несла в себе энергетику греха и смерти, потому что именно этой водой во время Потопа было уничтожена первая генерация людей, забывших Бога.

В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи.

И вот в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха, вошёл Христос.

И прикосновением к Телу Христову – Телу безгрешного Богочеловека, они очищаются до глубин, вновь делаясь первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, возрождать его к вечной жизни.

Это же действие Божьей милости повторяется в момент великого освящения воды. Очищенная и восстановленная в своей первозданной природе, она обретает силу искупления, очищения и возрождения души.

 

Вследствие своего грехопадения человек стал рабом демонических сил. Поэтому его освобождение начинается с очищения той заражённой грехом материи, из которой человек состоит почти на 75% (наука утверждает, что содержание воды в человеческой крови составляет 92%, в костях – 22%, в мышцах – 75%, в клетках – 82%, в мозге – 86%).

Очистительным действием энергий Святого Духа воде возвращается её первоначальное назначение: быть средой Божьего присутствия, «всегубительством демонов», источником Вечной Жизни.

 

Таинство Крещения воспринималось древними христианами именно как воскресение.

Сама форма Таинства – погружение в воду – символизирует не что иное, как погребение и воскресение из мёртвых: как бы опущение в могилу и восстание из могилы.

Крещальная купель, таким образом, являет собой и образ гроба, в котором погребается ветхий человек – носитель первородного греха, и образ духовной утробы, из которой рождается в Вечность новая, очищенная от первородного греха, жизнь.

Поэтому в событии Крещения древняя Церковь видела воскресение Христово – как начало общего воскресения для вечности всего человеческого рода.

Это воскресение начинается именно в Крещении!

Вот почему древняя Церковь старалась приурочить крещение ко дню Пасхи – т.е. ко дню Воскресения Христова – чтобы с Христом совоскреснуть от греха для вечной жизни.

Кстати, тот самый нынешний пасхальный Крестный ход – есть отголосок тех времён, когда множество новокрещённых, приготовившихся к крещению во время Великого Поста, из крещального храма в белых одеждах и с возжёнными свечами шли к пасхальной Литургии.

ОСВЯЩЕНИЕ ВСЕГО МИРА

Мы знаем, что вода есть вещество, пронизывающее весь космос, весь мир, и поэтому освящение воды совершается для того, чтобы освятить этот мир.

Через освящение воды совершается благодатное освящение всего этого мира.

Мы знаем также, что этот мир лежит во зле, и что этот мир, вследствие грехопадения первых людей, изменился.

Это уже не то творение Божие, которое некогда было святым и безгрешным – это есть мир, ставший обиталищем демонов. Не случайно в самом начале чина Великого освящения воды говорится: «Ныне освящается вод естество».

То есть существует насущная необходимость освятить водное естество – т.е. физическое естество этого мира.

Сам Господь Иисус Христос не пренебрегает этим освящением. Прежде, чем совершить дело нашего спасения, Он освящает естество этого мира в Своём Богоявлении.

Из книги священника Александра Каневского «Зачем мы приходим к Крещальной купели»

КРИК ДУШИ

За жизнь свою побыл два раза в храме,
И то насильно – сам бы не почтил:
Один – когда не мог ходить ногами,
Другой – когда ногами отходил.

 

И вот лежит… Какие упованья?
Пропитан перегаром и тоской.
Ужели крестим ради отпеванья?
Ужели «со святыми упокой»?

 

За упокой обязан помолиться,
«Покой раба» … но как назвать Твоим?
Петь «со святыми» – вовсе поглумиться…
Не часто ли подобное творим?

 

Прости, Господь, и нас за отпеванье
Того, кто был при жизни мертвецом,
Когда молитва – словно поруганье,
Когда священник смотрится лжецом.

 

Не отпевать? Сего не говорили,
Но «со святыми» нужно опускать:
И богоборцев тоже ведь крестили,
Зачем же так святых уничижать?

 

Иеромонах Роман Матюшин

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!