ЗАЧЕМ ГОСПОДЬ ВОШЁЛ ВО ИОРДАН
Величайшая тайна Бытия заключается в том, что Бог хочет соединиться с человеком, но не может (точнее – не желает) этого делать без нашего добровольного на то согласия. То есть Бог не насилует нас Своей любовью, но терпеливо и кротко ждёт нашего решения соединиться с Ним. Поэтому желание Крещения – есть выражение нашего желания соединиться с Богом и жить в соответствии с Его Волей.
Подобно тому, как с рождением человека начинается его полноценная физическая жизнь, так и духовная жизнь человека начинается с момента его духовного рождения, о котором Спаситель в ночной беседе с Никодимом говорит как о «рождении свыше»: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше водою и Духом, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:3-7).
Таковым духовным рождением человека от воды и Духа и является Таинство Крещения, которое установил Сам Господь Иисус Христос, приняв Крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана (Мф. 3:13, 16-17).
Сам Христос, будучи безгрешным и совершенным Богочеловеком, не нуждался в «рождении свыше».
Спаситель принял Крещение от Иоанна в водах Иорданских – чтобы Крещением Своим освятить водную стихию («водное естество»), наделив её особым духовным свойством: при содействии Святаго Духа служить «банею водною» (Еф. 5:26), «банею пакибытия (нового бытия, новой жизни)» (Тит. 3:5) – животворящей средой для духовного рождения человека.
Если человек не родится свыше, если он НЕ ЗАХОЧЕТ родиться свыше – он не сможет войти в Царствие Небесное, он лишится вечной жизни с Богом!
В этом смысле Таинство Крещения – главный момент, необходимое начало вечной жизни человека.
Именно здесь, в Крещальной купели, решается его вечная судьба.
Именно здесь человек выбирает свой путь навсегда.
Крещение есть «обещание Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21) – ведь и после Крещения остаётся возможность грехопадения. Но Бог не хочет лишить человека дара свободы, потому что в этом случае человек перестал бы быть существом разумно-свободным и не заслуживал бы тогда ни награды, ни наказания.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ВОДА?
Помните старые сказки, в которых для того, чтобы воскресить доброго молодца, изрубленного врагами, нужна была вода? При этом, сначала его кропили «мёртвой» водой – чтобы тело срослось, а затем уже «живая» вода воскрешала вновь воссозданное тело.
Удивительно, но в духовном смысле именно так всё и происходит в Таинстве Крещения.
Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей Таинства.
Именно вода открывает нам значение Крещения (крещение с греч. βάπτισμα «погружение в воду»).
Вода более других веществ соответствует духовному свойству Таинства – омывать и очищать человека.
Кроме того, по замыслу Спасителя, Его Церкви надлежало стать Вселенской – распространённой во всех странах. Поэтому нужно было, чтобы и для Крещения, как входа в Церковь, была избрана такая вещь, которую можно найти повсюду (в пустыне вода может быть заменена песком).
В молитвах и священнодействиях при совершении освящения воды раскрываются все стороны Таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех её проявлениях.
Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской же точки зрения, наиболее важными представляются три стороны этой символики.
Во-первых, вода – первичная космическая стихия, первое вещество в длиннейшей цепи творений Божьих. Она – основа жизни и среда её зарождения.
Во-вторых, вода – символ разрушения и смерти. То есть вода в христианском богословии имеет двойственный образ: она – основа жизни, животворящая сила и она же – разрушительная, смертоносная сила.
В-третьих, вода – символ очищения, возрождения и обновления.
Эта символика пронизывает всё Священное Писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении.
Мы встречаем воду в самом начале Книги Бытия, где она знаменует само творение, Космос, неорганизованную ещё материю.
Когда же «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), Он обрушил Свой праведный гнев на человечество и омыл его грех в водах Всемирного Потопа.
Господь повелел Моисею установить специальную умывальницу в скинии и наполнить её водой – для омовения рук и ног священника перед совершением жертвоприношений Богу.
Ветхозаветные пророки, предсказывая пришествие Спасителя, указывали на воду, как на один из символов обновления мира (Ис. 13:3; Иез. 36:25).
Как знамение завершения Ветхого Завета и начала Нового, святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. А позже и Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв Крещение от Иоанна.
Вода, как и прочая материя, после (и вследствие) грехопадения прародителей, стала также обиталищем злых сил. Следовательно, их следует оттуда изгнать – что и совершил Сын Божий, войдя в воды Иордана. И затем на эту, очистившуюся и ставшую уже нейтральной, воду призывается благодать Святого Духа – чтобы из нейтральной она стала святой и оживотворяющей.
В начале творения Дух Святой «носился над водою» (Быт. 1:2).
«Водой» пророк Моисей называл первозданную материю, которая в тот момент была ещё полностью неустроенной и, подобно воде, бесформенной и неопределённой.
Древнееврейское слово, переведённое как «носился», имеет значение «обнимать собою всё вещество» – подобно тому, как птица распростёртыми крыльями обнимает и согревает своих птенцов.
Таким образом, действие Духа Божия следует понимать, как «информационное оплодотворение» первозданного вещества – т.е. сообщение ему неких жизненных сил (физических законов), необходимых для его образования и дальнейшего развития.
ВОДА ВНОВЬ СТАНОВИТСЯ «ЖИВОЙ»
Вода, в которую вошёл Христос во время Своего Крещения от Иоанна в Иордане, несла в себе энергетику греха и смерти, потому что именно этой водой во время Потопа было уничтожена первая генерация людей, забывших Бога.
В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи.
И вот в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха, вошёл Христос.
И прикосновением к Телу Христову – Телу безгрешного Богочеловека, они очищаются до глубин, вновь делаясь первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, возрождать его к вечной жизни.
Это же действие Божьей милости повторяется в момент великого освящения воды. Очищенная и восстановленная в своей первозданной природе, она обретает силу искупления, очищения и возрождения души.
Вследствие своего грехопадения человек стал рабом демонических сил. Поэтому его освобождение начинается с очищения той заражённой грехом материи, из которой человек состоит почти на 75% (наука утверждает, что содержание воды в человеческой крови составляет 92%, в костях – 22%, в мышцах – 75%, в клетках – 82%, в мозге – 86%).
Очистительным действием энергий Святого Духа воде возвращается её первоначальное назначение: быть средой Божьего присутствия, «всегубительством демонов», источником Вечной Жизни.
Таинство Крещения воспринималось древними христианами именно как воскресение.
Сама форма Таинства – погружение в воду – символизирует не что иное, как погребение и воскресение из мёртвых: как бы опущение в могилу и восстание из могилы.
Крещальная купель, таким образом, являет собой и образ гроба, в котором погребается ветхий человек – носитель первородного греха, и образ духовной утробы, из которой рождается в Вечность новая, очищенная от первородного греха, жизнь.
Поэтому в событии Крещения древняя Церковь видела воскресение Христово – как начало общего воскресения для вечности всего человеческого рода.
Это воскресение начинается именно в Крещении!
Вот почему древняя Церковь старалась приурочить крещение ко дню Пасхи – т.е. ко дню Воскресения Христова – чтобы с Христом совоскреснуть от греха для вечной жизни.
Кстати, тот самый нынешний пасхальный Крестный ход – есть отголосок тех времён, когда множество новокрещённых, приготовившихся к крещению во время Великого Поста, из крещального храма в белых одеждах и с возжёнными свечами шли к пасхальной Литургии.
ОСВЯЩЕНИЕ ВСЕГО МИРА
Мы знаем, что вода есть вещество, пронизывающее весь космос, весь мир, и поэтому освящение воды совершается для того, чтобы освятить этот мир.
Через освящение воды совершается благодатное освящение всего этого мира.
Мы знаем также, что этот мир лежит во зле, и что этот мир, вследствие грехопадения первых людей, изменился.
Это уже не то творение Божие, которое некогда было святым и безгрешным – это есть мир, ставший обиталищем демонов. Не случайно в самом начале чина Великого освящения воды говорится: «Ныне освящается вод естество».
То есть существует насущная необходимость освятить водное естество – т.е. физическое естество этого мира.
Сам Господь Иисус Христос не пренебрегает этим освящением. Прежде, чем совершить дело нашего спасения, Он освящает естество этого мира в Своём Богоявлении.
Из книги священника Александра Каневского «Зачем мы приходим к Крещальной купели»
КРИК ДУШИ
За жизнь свою побыл два раза в храме,
И то насильно – сам бы не почтил:
Один – когда не мог ходить ногами,
Другой – когда ногами отходил.
И вот лежит… Какие упованья?
Пропитан перегаром и тоской.
Ужели крестим ради отпеванья?
Ужели «со святыми упокой»?
За упокой обязан помолиться,
«Покой раба» … но как назвать Твоим?
Петь «со святыми» – вовсе поглумиться…
Не часто ли подобное творим?
Прости, Господь, и нас за отпеванье
Того, кто был при жизни мертвецом,
Когда молитва – словно поруганье,
Когда священник смотрится лжецом.
Не отпевать? Сего не говорили,
Но «со святыми» нужно опускать:
И богоборцев тоже ведь крестили,
Зачем же так святых уничижать?
Иеромонах Роман Матюшин