ЗАЧЕМ БОГ МЕНЯ СОТВОРИЛ

В наше время до сих пор есть немало людей, которые считают, что во Вселенной нет ни смысла, ни цели – только механическая работа бездумных природных сил, которые слепо привели нас в бытие и так же слепо уничтожат. Но христианская вера говорит о другом: во Вселенной каждое мгновенье разворачивается предвечный замысел любящего Создателя в отношении каждого из нас…

Чтобы понять, насколько непредставимо огромна наша Вселенная, достаточно сказать, что за единицу измерения дальности астрономы принимают световой год. Это расстояние, которое луч света, двигаясь со скоростью примерно 300 000 километров в секунду, покрывает за год.

Так вот, расстояние до Солнца (ближайшей Звезды к нашей планете) составляет 8,5 световых минут.

До ближайшей к нам звезды из созвездия Альфа-Центавра – примерно 4 световых года. Размеры известной нам Вселенной составляют десятки миллиардов (!) световых лет.

В галактике, к которой принадлежит наше Солнце – несколько сот миллиардов звёзд (и наше Солнце – лишь одна из них).

Общее число галактик оценивается примерно в двести миллиардов.

Ум человеческий цепенеет, не в состоянии даже умозрительно осознать масштаб сотворённого Богом мироздания.

Мы, люди, созданы по образу Божию и наделены способностью к творчеству.

Мы примерно понимаем, ЧТО значит «творить». Писатель творит роман, художник – картину, композитор – симфонию.

В каком-то отношении их творчество похоже на творчество Бога. Они также вызывают к бытию то, чего не было раньше. Их творения существуют только благодаря их воле и замыслу.

Но есть и принципиальные отличия.

Автор пишет на языке, который возник задолго до него, художник использует цвета и краски, которых он не создавал, композитор располагает в новом порядке звуки, которые не он придумал.

Бог же творит из абсолютного «ничего». Он не приводит в порядок какой-то уже существующий материал.

Абсолютно всё существующее в мироздании – время и пространство, цвета и звуки, ангелы и мотыльки – призвано в бытие из ничего Его творческой волей.

Роман или картина не исчезнут, если авторы про них забудут – материя холста и красок (как и книжных страниц) существует независимо от своих творцов. Но Вселенная каждое мгновение своего существования нуждается в Боге – именно Он поддерживает в бытии каждый её атом.

У людей бывают разные причины, чтобы творить.

Это может быть и потребность души в самореализации, и желание приобрести внимание других людей, чтобы повысить свой социальный статус, и желание просто заработать себе на хлеб. Но каковы бы ни были мотивы творцов, в их творчестве непременно присутствует радость созидания как такового.

Бог же творит не по необходимости.

У Него нет нужд, которые Он хотел бы восполнить.

Его творчество – есть абсолютно свободный, ничем не вынужденный акт щедрости.

Обладая абсолютной полнотой бытия, жизни, радости и любви, Бог пожелал разделить эту радость бытия с другими – с ангелами, людьми и со всем мирозданием в целом.

Он терпеливо выращивал этот огромный сад: кварки, элементарные частицы, молекулы, минералы, затем растения и животных – чтобы однажды в этот сад вошёл тот, кто должен возделывать и хранить его – Человек – таинственное существо, принадлежащее к двум мирам – к миру материальному и миру духовному.

Люди глубоко укоренены в этом материальном мире, но у них есть нечто радикально иноприродное – бессмертная душа, сотворённая по образу Божию.

Человек занимает совершенно особенное, центральное положение в творении Божием, объединяя и скрепляя собой эти два мира.

Как сказал поэт Г.Р. Державин,

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где начал тварей Ты телесных,

Где кончил Ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Но этим особенное положение человека в созданной Богом Вселенной не исчерпывается. Неживая материя неизменно повинуется законам, установленным Создателем.

Растения следуют своей генетической программе, животные – инстинкту.

Человеку же дано нечто гораздо большее: способность видеть себя со стороны, свобода – способность быть подлинным автором своих действий, способность к переживанию красоты и смысла, добра и правды, способность и стремление к познанию мира, и самое главное – способность вступить в доверительные, личные отношения с его Создателем, сказать Ему: «Ты, Господи!».

Всё сотворённое по-своему отражает славу Божию, принимая благоволение Божие и питаясь Его благодатью.

Человек же создан, чтобы отразить её совершенно особым образом – не только принять Любовь Божию, но и вернуть Ему свою.

Каждый мужчина и каждая женщина созданы, чтобы сделать это по-своему, и все вместе – чтобы познать и возлюбить Бога и возрадоваться Ему (и друг другу) вовеки.

Мироздание приведено в бытие, чтобы быть домом и садом для вечной и бесконечно счастливой любви людей, ангелов и всех творений – огромной семьи, глава которой – Бог.

ПАДЕНИЕ

Счастье в человеческой семье требует некоторых очевидных условий.

Во-первых, люди должны согласиться быть счастливыми.

Никого нельзя сделать счастливым в отношениях с другими помимо его (или её) воли.

Никто не может дать семейного счастья женщине, которая просто не хочет вступать в брак –  каким бы идеальным ни был её жених.

Во-вторых, счастье предполагает личный рост – мы меняемся, делаемся другими, чтобы вместить это счастье. А растём мы, принимая решения, проявляя свою свободу.

Мы выбираем между верностью и изменой, заботой о других и капризным эгоизмом, доверием Богу или отказом Ему доверять.

Мы не станем честными и верными, пока у нас не будет возможности проявить честность (а значит, иметь возможность украсть – и не сделать этого) или верность (а значит, иметь возможность изменить – и отказаться от измены).

Нельзя быть верным Государю, который ничего Вам и не доверял.

Мы вырастаем в людей, способных к счастью, когда на каждом повороте добровольно избираем путь, который ведёт к нему.

Но поскольку мы обладаем подлинной свободой и сами являемся авторами своих решений, мы можем выбрать и ложный путь.

Мы можем выбрать несчастье. И наши прародители сделали именно это.

И мы продолжаем это делать сейчас.

Всё наше бытие несёт на себе печать катастрофы космических масштабов, которую Церковь называет грехопадением.

Именно эта катастрофа является причиной всего зла – всей боли, горя, потерянности и отчаяния нашего мира.

Грех – это не просто плохой поступок или совокупность плохих поступков.

Грех – это глубокая порча самой человеческой природы, которая проявляет себя в конкретных актах зла – как, например, алкоголизм проявляет себя в конкретных актах выпивки.

Иногда веру в испорченность человека и мира находят «мрачной». На самом деле, она полна светлой надежды – мы полагаем, что нынешнее состояние мира и нас самих ненормально, что мы созданы для чего-то намного лучшего, что в основании реальности лежит Божия любовь, создавшая нас для безграничного счастья, а несчастья, переживаемые людьми сейчас, есть проявление глубоко недолжного состояния мира.

И мы верим в то, что это состояние будет исправлено.

ИСКУПЛЕНИЕ

Искупление – это очень обширное и многозначное понятие. Мы говорим, что кто-то искупил свою вину, когда он сделал что-то, что позволяет исправить последствия его поступков и восстановить его отношения с людьми.

Например, преступник отбыл положенное ему наказание; дурной человек исправился и приложил усилия к тому, чтобы загладить причинённое им зло; тот, кто нанёс материальный ущерб, полностью за него расплатился.

Но в искуплении, когда в него вмешивается Бог, появляется и другая сторона: оно не просто нейтрализует последствия совершенного зла – оно превращает их в почву, на которой растёт какое-то новое добро.

Один из примеров мы можем найти в Библии: это история Иосифа, которого братья из зависти продали в рабство в Египет, где он после ряда событий занял высокое положение при дворе фараона и, благодаря свой вере и предусмотрительности, спас множество жизней – в том числе и своих братьев (Быт. 50:20).

Я знаю человека, который был героиновым наркоманом.

Он причинял великий вред себе и тяжкое горе своим родным.

Он шёл обычным в таких случаях путём: от редкого употребления ко всё более частому, от меньших доз – к большим, от относительного житейского благополучия – к полному разорению и конфликтам с законом.

Настал, однако, момент, когда он понял, что умрёт, и очень скоро. Тогда он возопил к Богу о спасении и обратился за помощью в преодолении своего порока.

Сейчас он уже давно не употребляет наркотики и работает в организации, которая оказывает помощь наркоманам. Его собственный страшный опыт даёт ему возможность помогать другим людям, которые находятся в том же положении.

Зло, которое он совершил в своей жизни, было не просто прощено и забыто после того как он покаялся и обратился к Богу, – опыт его преодоления оказался фундаментом для добра, которое иначе он не мог бы совершить.

Бог одерживает победу над злом не тем, что совершенно не даёт ему происходить (это значило бы лишить людей свободного произволения), а тем, что прекращает зло, а его последствия обращает в добро.

Бог трудится над искуплением падшего мира многими, часто неизвестными нам и таинственными путями. Но центральные события истории спасения нам хорошо известны – они произошли около двух тысяч лет назад на Ближнем Востоке, в Палестине.

Им предшествует долгая подготовка.

Бог избирает Себе народ – древний Израиль – общину верующих, которой Он открывается как Единый и Единственный Бог, Творец всего сущего.

Он долго ведёт этот народ и терпеливо учит его отвергать ложных языческих богов и хранить верность только Ему.

Он также обещает через пророков приход Спасителя, Который избавит людей от зла и греха и положит начало мессианской эре – эре восстановленной близости между людьми и Богом, эре мира и гармонии.

Обо всём этом очень подробно повествует часть Библии, которую мы называем Ветхим Заветом, а Новый Завет начинается с события, ради которого всё это совершалось.

Вера ветхозаветного народа Божия достигает своей вершины в Деве по имени Мария – Той, которую, по Её пророчеству, ублажат (то есть благословят и прославят) все поколения (Лк. 1:48), потому что она станет Матерью Господа.

Через Святую Деву Марию Сам Бог входит в сотворённый Им мир Человеком по имени Иисус.

Он становится эмбрионом, младенцем, ребёнком, юношей, мужчиной.

Бог-Сын становится Сыном Человеческим – Человеком, во всём подобным нам, кроме греха. Он входит в нашу историю изнутри – как один из нас, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10:45).

Мы не можем искупить себя, загладить свои грехи, восстановить наши отношения с Богом – это не в наших силах. Это делает Сам Бог в лице Иисуса Христа.

Праведность проявляется в испытаниях.

Предельная праведность – перед лицом предельного зла.

Любовь Божия сражалась за нас – и победила, когда мы возненавидели Её и распяли.

Как говорит апостол, «Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:6-8).

Величайший ужас и трагедия (предательство и убийство Сына Божия) оборачивается величайшим торжеством – Его Воскресением.

Бог обращает смерть в жизнь, поражение в победу, безутешную скорбь в вечное ликование.

Силы греха и зла против своей воли служат лишь раскрытию любви Божией – и теперь мы знаем Бога не только как Творца и Промыслителя, но и как Искупителя!

Так, подобно ужасу Страстной Пятницы, все ужасы мира будут не просто изглажены – их преодоление послужит фундаментом для чего-то немыслимо радостного и прекрасного.

ЦАРСТВО

Царство Божие обычно понимается либо как место, куда спасённые отправляются после смерти, либо как полностью преображённое состояние мироздания, которое водворится после того, как весь этот мир переживёт Суд Божий и окончательное разделение спасённых и погибших.

То и другое не совсем верно.

В притчах Господь описывает реальность Царства как посюстороннюю и уже присутствующую в мире.

Его присутствие описывается не как внезапная перемена, а как постепенный, долгий, даже незаметный для посторонних процесс роста.

Например, в притче о плевелах речь идёт о том, как «взошла зелень и показался плод», в притче о горчичном семени – о том, как из маленького семени растёт большое дерево, в притче о закваске – о том, как закваска постепенно меняет всё тесто.

Для тех, кто не хочет его видеть, Царство остается «неприметным».

Спаситель, «Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21).

Царство – это реальность, уже присутствующая в мире, которая со времени прихода Господа долгое время растёт и развивается (дерево ведь тоже не растёт за одну ночь).

Царство – это Церковь. Это реальность, в которой Христос царствует в жизни Своих верных.

В этом отношении Царство уже пришло с Воплощением, Проповедью, Смертью, Воскресением, Вознесением Спасителя и Сошествием Святого Духа.

И только мы решаем – хотим мы сделаться подданными Его Царства или нет, принять совершённое Христом Искупление или нет.

Бог обратил наркоманский опыт моего знакомого ко благу, когда он покаялся и обратился к Богу. И если бы он отказался это сделать, он бы погиб.

Христос может обратить самые горькие, самые страшные и даже позорные моменты нашей жизни ко благу – если мы предадим нашу жизнь Ему.

Он может сделать нас подданными Своего Царства – если мы только Его примем.

В благочестивой семье, где все любят друг друга, в церковной общине, где люди трудятся над созиданием подлинного братства, мы УЖЕ видим острова Царства – оно УЖЕ проступает через реалии падшего мира.

В начале ХХ века были богословы, которые полагали, что Царство постепенно и плавно утвердится в жизни человечества по мере того, как евангельская закваска изменит нравы сначала в развитых христианских странах, а потом и во всём мире.

Такой взгляд был, с одной стороны, слишком пессимистичным, с другой – слишком оптимистичным.

Человеколюбивое общество, отмеченное мягкими и кроткими нравами – это, конечно, очень хорошо, но Бог уготовал нам нечто неизмеримо большее.

Евангелие много содействует улучшению нравов, но возвещает оно – вечную жизнь.

С другой стороны, ужасы ХХ века показали реальность сил зла и греха в мире и поставили под вопрос наивную веру в неотвратимый нравственный прогресс человечества.

Да, в 1911 году любой, кто рассказал бы о событиях последующего полувека, показался бы мрачным, гротескным фантазёром, если не безумцем. Но мы-то знаем, ЧТО последовало за этим – кровавые войны, революции, утверждение неслыханных в истории идеологических тираний, массовые преследования и геноцид.

Поэтому гораздо разумнее держаться того, что прямо возвещается в Писании и Предании: Царство сделается явным и утвердится над всею землею, но только после ряда катастрофических событий, когда силы зла и противления предпримут последнюю (и, даже, как покажется на какое-то время, успешную) попытку утвердить свою власть над миром, и, главное, над умами и сердцами людей.

Эти силы найдут себе главу в лице всемирного диктатора, который будет претендовать не только на политическую власть, но и на религиозное поклонение – того, кого святой апостол Павел называет «человеком греха» и «сыном погибели», а апостол Иоанн – антихристом.

Его правление, однако, продолжится недолго – Спаситель положит ему конец, когда вернётся во Славе, чтобы судить живых и мёртвых и преобразить всё Мироздание.

ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА

Наступит день, когда человеческая история, какой мы её знаем, завершится.

Время борьбы и испытаний, сомнений и страданий останется позади.

Истинный Царь, Господь и Спаситель наш Иисус Христос, явится во Славе, и Его Царство утвердится уже совершенно явным образом.

Мёртвые воскреснут и все мы пожнём плоды того выбора, который совершили при жизни. Но это будет не конец – это будет начало.

Утро незаходящего дня наступит после долгой и бурной ночи.

Усопшие в надежде воскресения и жизни вечной пробудятся – чтобы увидеть осуществление этой надежды.

Как говорит Писание, «И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! (Ис. 25:9); «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Наши глубочайшие надежды осуществятся, наша жажда будет утолена, всё творение будет исцелено.

Мы увидим, как слава и радость спасённого мира будет больше, чем слава и радость первозданного.

Спасённое человечество будет вечно жить в доме своего Отца и с любовью возделывать Его сад.

Мы не можем описать это в подробностях – наш язык неизбежно спотыкается при попытке говорить о реальности будущего века. Но иногда Бог даёт нам предчувствовать это.

Иногда нам помогает в этом красота природы или доброта людей, или творения великих композиторов и художников.

Жизнь христианина – это жизнь в надежде и ожидании.

Мы знаем, что Божий замысел совершится, что любые скорби временны, а радость – вечна, и мы уже узнаём отблески этой радости в нашей душе.

Сергей Худиев

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!