ВЫБОР КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА – «ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ» ПО-ВИЗАНТИЙСКИ

К концу Х века стало очевидно, что язычество является серьёзным тормозом развития Древнерусского государства. Но не только и не столько политический расчёт руководил киевским князем при выборе веры – как это обычно представляют историки…

Религиозные представления наших предков были связаны с обожествлением сил природы, населённой, по их убеждению, множеством духов.

Поклонялись стихиям видимой природы – прежде всего: Даждь-богу, Стрибогу и Велесу.

Другим важным божеством был Перу́н – бог грозы, грома и смертоносной молнии. Его называли «княжьим богом», поскольку он считался покровителем князей и символизировал их власть. Ему приносили человеческие жертвы у подножия священных дубов.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости, какую они имели, например, в греческой мифологии.

У славян не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Не было ни священных книг, ни оформившегося культа.

Поклонения и жертвоприношения проходили в специальных культовых святилищах-капищах, которые представляли собой округлые деревянные или земляные сооружения, возведённые на насыпях или холмах.

В центре капища находилось деревянное или каменное изваяние божества-идола, которому приносились жертвы – чем, собственно, и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

Кроме того, у восточных славян существовало поклонение не только богам природы, но и отдельным предметам и местам – в частности, камням, деревьям, и даже рощам.

НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

На территориях языческой Руси проживали разрозненные славянские народы и племена, которые управлялись своими князьками и периодически воевали друг с другом.

Это были:

поля́не (территория современной Польши),

северя́не (Черниговская, Сумская, Брянская, Курская, Белгородская области),

древля́не (Киевская и Житомирская обл.),

ради́мичи (территория современной Белоруссии),

вя́тичи (Московская, Калужская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тульская, Липецкая обл.),

кри́вичи (Полоцк, Псков, Смоленск),

и́льменские слове́не (Новгородские земли),

дреговичи́ (Беларуссия),

волыня́не (Западная Украина, восточная Польша),

белые хорваты (западная Польша),

ти́верцы (территория современных Молдавии и юго-западной Украины),

у́личи (современный Днепропетровск).

Кроме славянских народов на территории будущей Руси проживали и многие иноплеменные фи́нно-у́горские народы: ме́ря, мурома́, мещёра, мордва́, водь, весь, ли́вы, чудь.

Соседями восточных славян были варяги, финно-у́гры, волжские болгары, хазары, и – процветающая Византия на юге.

НАЧАЛО ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Древнее предание гласит, что начало христианской проповеди на Руси было положено ещё в I веке апостолом Андреем Первозванным. Предание повествует о том, что апостол Андрей прошёл с проповедью Евангелия до днепровских гор, на которых позже возник Киев. Затем поднялся вверх по Днепру, дошёл до Новгорода и вернулся обратно в Рим.

На одном из киевских холмов апостол Андрей установил крест и предсказал величие и красоту будущей столицы Древней Руси.

Про посещение апостолом Новгорода в нашей летописи осталось лишь одно упоминание – об удивившем апостола Андрея обычае новгородцев париться в банях.

Кроме этого апостольского путешествия в источниках не содержится каких-либо признаков христианства на территории будущей Руси. Исключение составляют только Крым и Черноморское побережье Кавказа – приграничные территории Византийской империи, куда ссылали неугодных правительству церковных и политических деятелей (именно здесь окончили свои дни святитель Климент, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Максим Исповедник и др.).

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Первые упоминания о Киевской Руси как государственном образовании относятся к 30-м годам IX века. До этого времени никаких признаков государственной жизни на этих территориях не было.

Традиционно отправной точкой русской государственности считается легендарное призвание варягов.

Согласно «Повести временных лет», написанной иноком Нестором в Киево-Печерской Лавре в начале XII века, в середине IX столетия от Р.Х., славянские и финские племена словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за моря.

Так продолжалось до 862 года, когда эти племена изгнали варягов, после чего между ними самими начались усобицы.

Для прекращения внутренних конфликтов славянские и финно-угорские племена решили пригласить князя со стороны.

Так варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором были приглашены княжить в Новгород.

С этого события традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян.

К тому же времени относится первый Поход Руси на Царьград, который «Повесть временных лет» датирует 866 годом и связывает с именами варяжских князей Аскольда и Дира.

Однако поход этот был неудачный. Многие русичи погибли при осаде Константинополя, и князья повернули своё поредевшее войско обратно.

Впрочем, возвращаться в Новгород к Рюрику они не стали, а обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя, и платили дань хазарам.

Так возникло два политических центра восточных славян: южного – с центром в Киеве (Киевская Русь) и северного – с центром в Новгороде (Новгородская Русь).

В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу (Вещему) – регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

В 882 году Олег отправился с войском и наёмной варяжской дружиной в поход на Киев. По пути в Киев Олег захватил Смоленск и ряд других земель, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей.

Подойдя к Киеву, Олег обманом выманил к себе Аскольда и Дира, и убил их.

Так Олег стал киевским князем, объединив новгородские и киевские земли в единое государство и перенеся столицу из Новгорода в Киев.

К концу IX века, Олегу удалось объединить под своей властью разрозненные племена древлян, северян и радимичей.

Вплоть до монгольского нашествия (1237 – 1240) Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси – древнеславянского феодального государства.

В силу своего географического расположения, Киев начал налаживать политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы, куда сбывались меха, воск, мёд и челядь (невольники).

Согласно летописной версии, Олег правил более 30 лет. После его смерти киевский престол занял родной сын Рюрика – Игорь, который также правил более 30 лет – до 945 года.

Первоначальное русское государство представляло собой федерацию под главенством киевского князя.

По главным городам древнерусского государства сидели посадники великого князя, которые кормились за счёт всевозможных поборов с населения.

Удельные князья в управлении своими волостями были совершенно самостоятельны, и всё их отношение к великому князю, находившемуся в Киеве, выражалось в том, что они посылали ему свою часть дани и ходили по его зову на войну.

Общая власть в лице киевских князей над многими, дотоле разрозненными восточными славянами, соединяя племена, города и волости в общих военных и торговых предприятиях и регулируя их взаимоотношения, усиливала в них чувство единства и будила национальное самосознание.

ПЕРВОЕ КРЕЩЕНИЕ РУСИ

С усилением военной мощи славяне стали совершать военные походы в приграничные территории Византийской империи. В результате таких походов имели место случаи принятия христианства отдельными славянскими дружинами.

Так, например, около 790 года славяне под предводительством Новгородского князя Бравлина захватили и разграбили Сурож (ныне г. Судак). Сам князь ворвался в храм, где был погребён епископ Стефан, и хотел ограбить его могилу, но был поражён чудесной силой.

Вернув награбленное и освободив город, он и его дружина крестились.

Похожий случай описан и в житии святителя Георгия – епископа города Амастриды, находившегося на южном берегу Чёрного моря.

Около 842 года «руссы» (так греки называли славян) напали на город и хотели раскопать гроб святого Георгия, но поражённые чудом, освободили пленных, заключили с жителями союз и просили крещения.

Кроме того, из исторических источников известно, что Русь трижды осаждала Константинополь – в 866, 907 и 941 годах.

Первой была осада Константинополя дружиной Киевских князей Аскольда и Дира в 866 году.

Совершив Литургию, жители города с патриархом и императором крестным ходом вышли на берег Босфора и погрузили в море ризу от иконы Богоматери. Внезапно поднялась сильнейшая буря и потопила суда руссов. Многие из них погибли. Те же, кто остался в живых, поражённые этим чудом, отступили.

Вернувшись домой, Аскольд и Дир отправили в Византию посольство – просить Крещения и наставления в христианской вере.

Вскоре князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым или Аскольдовым) крещением Руси.

После этого христианство постепенно входит в жизнь Древней Руси, и, таким образом, к концу X века на Руси уже жили христиане, уже были церкви, и христианское вероучение не воспринималось как что-то абсолютно новое и чуждое.

КНЯГИНЯ ОЛЬГА И ЕЁ ВНУКИ

С 945 по 969 годы на Киевском престоле правила жена Игоря Рюриковича – княгиня-христианка Ольга.

У них был единственный сын Святослав. Ольга не успела привести его к правоверию, т.к. на момент принятия ею христианства (944) он был уже достаточно взрослым человеком, к тому же поглощённым страстью к военным подвигам.

Видимо, по этой причине Ольга преуспела в отношении своих внуков, которые находились на её попечении.

Святослав, как истинный язычник, был многожёнцем. От разных женщин он родил троих сыновей – Ярополка, Олега и Владимира.

Матери первых двух были его законными жёнами, а Владимир родился от наложницы Малуши – ключницы княгини Ольги.

Старшего сына, Ярополка, Святослав посадил в Киеве (970), Олега – в Овруче, а младшего, Владимира – в Новгороде, назначив им в управители (ввиду их малолетства) своих воевод. А далее между братьями возникла ссора, следствием которой была гибель Олега и бегство Владимира за море к варягам.

Будучи князем в Киеве, Ярополк, видимо под влиянием воспитания бабушки, весьма покровительствовал христианам, которые в 80-е годы X века уже были среди простых горожан, бояр и купцов. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, оставались язычниками, которые мирно сосуществовали с христианским меньшинством.

Наиболее консервативным было население деревень. Неудивительно, что культивирование языческих обрядов и верований здесь сохранялись ещё многие столетия после Крещения Руси.

В 978 году князь Владимир захватил Полоцк, а затем, воспользовавшись предательством части окружения великого князя Ярополка, занял и Киев.

Сразу после переворота Владимир объявил себя ревностным язычником – что обеспечило ему поддержку языческой части киевлян, недовольной прохристианской политикой Ярополка.

НОЧЬ ПЕРЕД РАССВЕТОМ

Чтобы понять всё величие подвига святого равноапостольного князя Владимира, нужно оценить – каким он был ДО крещения.

По сути он был братоубийцей и очень развращённым молодым человеком – гарем киевского князя состоял из сотен наложниц.

Он не погнушался взять в жены полоцкую княжну Рогнеду, отца которой он убил на её глазах. Подобным же образом в гареме Владимира оказалась и жена убитого брата Ярополка.

Владимир приносил человеческие жертвоприношения, самым известным из которых было убийство Феодора и Иоанна (983) – двух варягов-христиан, отца и сына, которых было решено принести в жертву Перуну – в честь победоносного похода Владимира на ятвя́гов.

Пьяные оргии были привычным времяпровождением князя и его дружины.

Словом, до своего крещения Владимир был очень жестоким и страшным человеком.

Тем не менее, на каком-то этапе в крайностях языческой безнравственности он почувствовал некий духовный тупик.

С другой стороны, на рубеже IX-X веков господство язычества в самой большой стране Европы отрицательно сказывалось и на международных связях – большинство европейских государств уже давно были христианизированы. Поэтому к X веку Русь оказалась в состоянии некоторой изоляции от цивилизованной Европы.

При проведении своей внешней политики феодальные государи обычно вступали в союзы с императорами, королями и князьями, возглавлявшими соседние державы. А русские князья-язычники и их сыновья были лишены возможности жениться на принцессах европейских домов, принявших христианство.

Затруднялись и торговые взаимоотношения с христианскими странами, чьё духовенство непримиримо относилось к другим религиозным системам.

Стало очевидно, что язычество является очевидным тормозом развития нового, более прогрессивного феодального строя.

Но не только и не столько политический расчёт руководил Князем при выборе веры – как это обычно представляют историки.

Личный духовный поиск, безусловно, занимал ключевое место в деле отказа киевского князя от язычества. Он был натурой религиозной, ищущей истину. И это было главным, что заставило Владимира искать новую веру для себя и своего народа.

ВЫБОР КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА – «ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ» ПО-ВИЗАНТИЙСКИ

Владимира – монарха крупнейшей европейской державы, пытались сманить в свою веру и магометане, и наголову разбитые его отцом хазары, фактически оставшиеся на тот момент без государства, и представители Ватикана. Впрочем, с последними разговор Владимира был самым коротким: князя отталкивала идеология папизма – с требованием вассального подчинения римскому первосвященнику, как земному владыке христианского мира.

Как политик, Владимир мечтал породниться с Византийской династией, потому что это означало бы практически уравнять русских князей если ни с римскими василевсами, то, по крайней мере, с великими европейскими монархами того времени и значительно укрепить мировой авторитет Киевской державы.

Наиболее интересным моментом в рассказе преп. Нестора является беседа князя с неким монахом-философом, пришедшим из Византии.

Этот миссионер показал Владимиру икону Страшного Суда, и тем самым наглядно продемонстрировал ему христианскую эсхатологию и посмертную судьбу грешников и праведников.

Надо сказать, что этот эпизод – исторический пример того, как икона была использована в целях проповеди. Ведь одна из самых характерных черт православной культуры Древней Руси – восприятие веры посредством художественных образов.

Не случайно в средние века Русь знала мало выдающихся богословов, но создала величайшую школу иконописи!

Чтобы принять окончательное решение Владимир отправляет послов в разные страны, чтобы они подтвердили его впечатление.

Летопись говорит нам о том, ЧТО видели послы Владимира в святилищах разных религий и КАК они чувствовали происходящее там.

Летопись рассказывает о том состоянии ошеломления, которое испытали послы Владимира во время богослужения в соборе Святой Софии в Константинополе: «Уж не знаем, на небе ли мы были или на земле, но только в храме греческом Сам Бог говорит с людьми»

По словам академика Д.С. Лихачева, «испытание вер имело в виду не то, какая вера красивее, а то, какая вера истинная. И главным аргументом истинности веры русские послы объявляют её красоту».

Впрочем, и после положительного ответа послов Владимир не торопился принимать решение.

Причинами этого были – с одной стороны, сложные политические взаимоотношения Руси и Византии, с другой – титаническая духовная борьба в душе самого князя.

Превращение дикого варвара в кроткого агнца, в святого, несомненно, требовало особых обстоятельств, особого Промысла Божия.

А между тем, в Византии возник мятеж и Византийские императоры – братья-соправители Василий II и Константин VIII – обратились к Владимиру за военной помощью. Владимир обещал поддержку, но при условии, что императоры отдадут ему в жёны свою сестру Анну.

Дерзость по тем временам была неслыханной! Выдавать замуж византийских принцесс за «презренных» иноземцев было не принято. К тому же Владимир был язычником!

Однако безвыходность положения вынудила императоров смириться. Они дали согласие на брак – если русский князь примет крещение и женится на Анне по христианскому обряду.

В апреле 988 года русская дружина разбила узурпатора Варду Фоку, грозившего свергнуть с трона законных императоров Царьграда. А далее произошло то, что на жаргонном языке называется словом «кидок»: в обещанном Владимиру браке с византийской принцессой князю было отказано!

Возмущённый лукавством императоров, Владимир идёт войной на греков и после долгой осады овладевает крымским форпостом Византии – древним Херсонесом (сегодня это часть Севастополя).

Владимир ставит ультиматум: возвращение Херсонеса Византии в обмен на Анну!

Наконец, свадебная флотилия прибывает в Херсонес.

На двух галерах приплывает Анна со священниками, иконой Божией Матери греческого письма, многими святыми мощами и другими святынями.

И тут происходит то, что иначе как чудом Божьим не назовёшь – Владимир внезапно слепнет!

Подобное событие имело место 9,5 столетий назад – когда также внезапно на пути в Дамаск ослеп Савл (Деян. 9:1-9).

И эта слепота, явно имеющая духовную природу, сопутствовала духовному перерождению двух величайших людей мировой истории: фанатичного гонителя Церкви Савла – в будущего апостола Павла; необузданного язычника Владимира – в святого равноапостольного Владимира Великого: Крестителя и Просветителя Руси.

Анна, увидевшая в произошедшем несчастье с Владимиром Промысел Божий, сказала ему: «Если не крестишься, то не избежишь недуга своего».

Вскоре в главном храме Херсонеса – в церкви Святого Василия – высшее духовенство Царьграда крестили великого князя Киевского и нарекли его христианским именем Василий – в честь великого Вселенского учителя, святителя Василия Великого.

В момент крещения произошло чудо – Владимир прозрел!

ПРЕОБРАЖЕНИЕ

И Владимир действительно прозрел – и физически, и духовно.

Из крещенской купели к алтарю для венчания с Анной вышел уже совсем другой человек, каким мы и видим в дальнейшем святого равноапостольного князя Владимира – ничего не сохранивший в себе от прежнего языческого облика.

Жестокий и мстительный в язычестве, ПОСЛЕ крещения он сделался образцом кротости и любви.

Он не хотел наказывать даже преступников, на каком-то этапе он отменил даже смертную казнь (!).

Его сказочная щедрость поражала сердца простого народа.

Сама летопись не без удивления сообщает о том, что Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать то, что ему требуется – деньги, одежду, еду. А чтобы княжеской милости не были лишены люди немощные, князь повелевает развозить всё необходимое по улицам, расспрашивая горожан о больных и старых.

Такую милостыню Владимир творил не только на княжеском дворе или в Киеве, но во всём государстве – за что и получил в народе прозвище «Красное Солнышко».

Крещение князя Владимира и родство с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях.

Сыновья князя Владимира женились на дочерях европейских королей, а дочери Владимира выходили замуж за их сыновей (дочь Ярослава Мудрого – Анна – стала королевой Франции).

Родственные связи русских князей XI – XII веков можно очень долго перечислять. Все они свидетельствуют об огромном престиже древней Руси среди всех народов Европы.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Первым шагом святого Владимира стало крещение киевлян, происшедшее, как полагает большинство исследователей, 1 августа 988 года – вскоре по возвращении Владимира из похода на Херсонес.

В этот же день десятки тысяч людей были крещены в водах Днепра.

В Киеве Владимир сам построил два храма, отдав на содержание одного из них десятую часть всех княжеских доходов (так называемая «десятинная» церковь). А в конце правления Владимира в древнерусской столице насчитывалось уже более 100 храмов!

В целом восточные славяне довольно легко приняли крещение, т.к. почва к этому была задолго подготовлена. Известны, правда, несколько случаев, получивших позже название «бунт волхвов» (в 1024 году в Суздале, на рубеже 60-70 годов XI века в Новгороде и на Ярославщине), но все эти случаи были, что называется, «точечными», которые никак нельзя назвать «народными волнениями».

Когда мы читаем в летописи, что в Новгороде посланцы киевского князя использовали при крещении военную силу, то достаточно сопоставить этот эпизод христианизации Руси с тем, что делалось в Западной Европе, чтобы понять: для Руси насилие над новгородцами – это исключение, случай абсолютно нетипичный – в то время как для Западной Церкви подобные методы были почти традиционными на протяжении многих веков (жертвами Римской инквизиции стали около 1 млн. человек).

Тем более, что подоплёка сопротивления новгородцев крещению была чисто политической, а не духовной.

К концу XI века христианство господствовало уже по всей Русской земле.

Для более прочного усвоения новой христианской веры Владимир открыл сначала в Киеве, а затем и в других городах школы. Князь приказал набирать в них детей бояр для обучения грамоте.

Сын Владимира, Ярослав Мудрый продолжил дело отца, приказав открывать при храмах школы для простого народа. Он также основал в Киеве большую публичную библиотеку, которой мог пользоваться каждый желающий.

В быстро возникавших монастырях сосредотачивались основные силы учёных, писателей, художников того времени.

Церковные писцы, зодчие, иконописцы приезжали из Византии и других стран и передавали русским секреты мастерства.

Вскоре русские мастера уже самостоятельно воздвигали храмы, писали фрески и иконы, которые приводили в восхищение иностранцев и позже вошли в золотой фонд мировой культуры.

Таким образом, русским, как и всем европейским народам, первую письменность, культуру и просвещение принесла христианская Церковь.

Тем не менее, нельзя сказать, что с появлением христианства язычество безвозвратно ушло.

Пресловутая «народная культура», существовавшая на протяжении многих веков параллельно с христианством, впитала в себя множество языческих элементов. И даже в наше просвещённое время эти языческие элементы то тут, то там нет-нет, да проявляются.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ДЛЯ РУСИ

Несомненно, именно Православие сформировало русскую государственность.

В Крещенскую купель вошли разрозненные племена, а вышел ЕДИНЫЙ народ, объединённый отныне (и навсегда!) общей верой, общими ценностями, общей исторической судьбой.

Вот почему всякие попытки разорвать этот единый народ на части, навязав этим частям безумную мысль о том, что каждая из них является (якобы) «отдельным» народом – значит лгать против самой Истины, открывшейся Крещением Великого Князя Владимира!

Человек нуждается в смысле, в осознании своей жизни, своих целей, своей надежды и своих обязательств.

Человек, который не понимает высших смыслов бытия – балансирует на грани самоубийства.

Это верно и в отношении общества: общество, главной ценностью которого является полный холодильник; общество, в котором у людей нет общей истории, общих ценностей и общих святынь – это общество отравленное, общество умирающее.

1030 лет назад перед нашими предками стоял выбор между разными верами – каждая из которых предлагала свои ответы относительно места человека в мире и его вечной участи.

Сегодня наш выбор: истинная вера или пустота, правда или ложь, восстановление народного единства или сиротское прозябание в вечных поисках господ и унизительных подачек на обочине мировой цивилизации.

Священник Александр Каневский

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!