ВСЕ ЛИ БОЛЕЗНИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДСТВИЕМ НАШИХ ГРЕХОВ?

Книга «Болезни и верующий» афонского иеромонаха Григория – ученика преподобного Паисия Святогорца – рассказывает о духовном смысле болезней и о том, как превращать их в лекарство для души. Предлагаем вам фрагмент из книги.

Все ли болезни являются следствием наших грехов?

Конечно, нет.

Иногда Господь попускает болезнь для воспитания или освящения Своих любимых чад.

Отец Григорий – автор около 30-ти книг литургической, пастырской и миссионерской тематики. Самая известная его книга – «Божественная литургия» – многократно переиздавалась на многих языках.
Иеромонах Григорий (в миру Хадзиэммануил Панайотис) родился на острове Метилены в 1936 году, окончил богословский факультет в Афинском университете, затем изучал святоотеческое богословие в Страсбурге.
Вернувшись на родину, в 1966 году он принял монашеский постриг, был рукоположен во диакона, а спустя месяц – во иерея, после чего отправился на Афон.
В 1968 году, следуя за святым старцем Паисием и архимандритом Василием, о. Григорий поселился в монастыре Ставроникита.
В 1971 году о. Григорий был посвящён в духовники и несёт это послушание до сего дня в Греции и в Германии.
С 1980 года о. Григорий живёт вместе со своей монашеской общиной в святой Кутлумушской келлии святого Иоанна Богослова.

Как сказано в «Ответе святого великого старца Варсонофия новоначальному брату, который был болен и не мог терпеливо переносить сей скорби», «бывает болезнь, которая посылается для испытания. А испытание это даётся, чтобы сделать нас достойными чадами Божиими.

Муж, не испытанный искушениями, остаётся неопытным и незрелым. Испытанный же бедствиями бывает опытен и искусен, как и золото, очищенное огнём. Потому что от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:4-5) того, кто её имеет».

В этих случаях человек своим терпением приобретает небесную награду.

Христос заверил нас, что всякий верующий, когда имеет духовный плод, подрезывается подобно винограднику, чтобы принести ещё больший плод (см.: Ин. 15:2).

И, как пишет святитель Кирилл Александрийский, «если будет совершено некоторое обрезание ветвей на мысленной лозе, этого не произойдет без боли… Потому что через боль и страдания путеводит нас милостивый Бог наш… Но малое это страдание делает нас блаженными, ибо преподносит Божественное детоводительство. И свидетелем этому – пророк Давид, который говорит: «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи» (Пс. 93:12)».

Бог есть любовь, и путеводительство Его чудесно и неизведанно.

Когда преподобного Паисия спросили, почему Господь некоторым людям даёт много испытаний, а другим не даёт, старец привёл очень наглядный пример: «Что говорит Священное Писание? Кого любит Господь – того наказывает (Притч. 3:12).

К примеру, у какого-то отца восемь детей. Пять живут дома с отцом, а трое уходят из дома и об отце забывают. Если дети, живущие с отцом, в чём-то провинятся, он может наказать их или же, если они благоразумны, приласкать их, дать шоколадку. Те же, которые живут вдали от отца, не имеют ни ласки, ни подзатыльника.

Так же поступает и Бог.

Людей, которые живут с Ним, если они допускают погрешность, Он наказывает «подзатыльником», и они расплачиваются за свой грех. Или же, если Он даст им больше «подзатыльников», скапливают себе небесную мзду. А тем, кто живёт от Него вдали, Он даёт долгие годы жизни, чтобы они покаялись».

Другие причины болезней.

Исследуя причины болезней, мы не должны забывать, что характерная черта нашего времени – это уныние и стресс.

Наша жизнь полна скорбей. Но человек, который относится к сложностям своей жизни без веры и надежды на Бога, живёт в постоянном стрессе.

Напротив, тот, кто доверяет свою жизнь любви Божией – тот живёт в мире и спокойствии. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «причиной нашей тревоги и беспокойств служит не внезапная перемена внешних обстоятельств, а мы сами и наши мысли. Если они у нас правильные, то мы всегда будем пребывать в спокойствии и тишине, хотя бы отовсюду поднимались бесчисленные бури».

Таким образом, совершенно естественно человеку, который не прибегает к Богу, мучиться и пребывать в постоянном волнении, жаловаться на всё и на всех вокруг, и в итоге всё это может вылиться в какую-нибудь телесную или даже психическую болезнь.

Святитель Иоанн говорит ещё о причинах телесных болезней – «чревоугодии, пьянстве и бездействии».

Всё это «также производит болезни».

Действительно, давно замечено: человек изнеженный и живущий в роскоши более подвержен болезням и живёт меньше, чем человек, любящий труд.

Таким образом, умножение разных болезней естественно для нашего времени стремления к лёгкой жизни и наслаждениям.

Наконец, существуют случаи среди святых людей, когда человек САМ испрашивает себе у Бога болезнь.

Просит, чтобы искупить свои грехи, либо чтобы ответить на великую любовь Божию, либо чтобы оказать помощь другим людям.

Те, кто просил такой дар от Бога, были движимы большой любовью к Нему и к людям. И эта любовь сделала их любимыми чадами Божиими.

С нашей стороны необходимо быть осторожными – чтобы не пытаться им подражать в то время, когда мы находимся на гораздо более низком духовном уровне.

Потому что есть опасность возроптать на Бога, Который попустил нам испытание, хотя мы сами об этом просили.

Блаженной памяти старец Порфирий говорил: «Благодарю Бога, давшего мне много болезней. Часто я говорю Ему: «Христе мой, любовь Твоя безгранична!».

То, что я живу, это чудо.

Среди моих болезней есть и рак гипофиза… Болит страшно. Но я молюсь, с терпением подъемля Крест Христов…

Очень сильная боль, я страдаю, но болезнь моя прекрасна.

Я воспринимаю её как любовь Христову.

Прихожу в умиление и благодарю Бога.

Это – за грехи мои.

Я грешен, и Бог пытается очистить меня.

Когда мне было 16 лет, я просил Бога дать мне тяжёлую болезнь – рак – чтобы мне страдать ради любви Его и прославлять Его в страданиях…

Бог не забыл моего прошения и послал мне такое благодеяние после стольких лет! Сейчас я не прошу Бога взять то, о чём я Его просил.

Я радуюсь тому, что у меня есть, чтобы по великой Его любви приобщиться к Его страданиям.

Бог воспитывает меня.

Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12: 6).

Моя болезнь – это особое благоволение Божие, которое призывает меня войти в таинство Его любви… Поэтому я и не молюсь, чтобы Бог сделал меня здоровым.

Я молюсь, чтобы Он сделал меня благим».

ПОЛЬЗА БОЛЕЗНЕЙ

Болезнь – это посещение Божие.

Это выражение Его любви ради исцеления нашей души от болезни греха.

«Бог даёт болезни для здоровья души», – говорит преподобный Исаак Сирин.

Святитель Иоанн, говоря о расслабленном, который на протяжении 38 лет ожидал своего исцеления, замечает, что его болезнь «явила человеколюбие Божие. Подлинно самое поражение такой болезнью и продолжение недуга столько времени есть дело величайшего попечения Божия.

Как золотых дел мастер, бросая в горнило золото, оставляет его плавиться в огне дотоле, пока не увидит, что оно сделалось чистейшим – точно так и Бог, Который попускает душам людей искушаться бедствиями дотоле, пока не сделаются они чистыми и светлыми, пока от этого искушения не приобретут великой пользы. И это есть величайшее благодеяние».

Слова святителя Иоанна могут показаться нам преувеличением. Тогда мы должны исследовать, почему болезнь считается благодеянием Божиим.

Ответ на этот вопрос, согласно богоносным святым отцам, заключается в отеческом человеколюбии Божием, Который с любовью и мудростью находит способ излечить нашу больную душу.

Болезни, так же, как и другие страдания, которые попускает Бог в нашей жизни, являются, как пишет святитель Феофан Никейский, «лекарствами для нашей души и для искоренения укрепившегося в ней в течение долгого времени греха; эти лекарства имеют в себе горечь и неприятны, но зато обладают силой – большей, чем все иные средства (пост, бдения и прочее) вылечить душу».

Духовную пользу телесных болезней опытно переживали все святые нашей Церкви.

Именно поэтому, когда Господь посещал их болезнью, они просили не избавления от неё, но сил её претерпеть.

Один старец, который страдал от водянки, говорил ухаживавшим за ним братьям: «Отцы, помолитесь, чтобы не затронула вас похожая болезнь моей души. А о телесной болезни молю Бога, чтобы не излечивал меня скоро, ибо, хотя внешний человек и страдает, внутренний же обновляется день ото дня (см.: 2 Кор. 4: 16)».

То есть этот святой старец чувствовал, по примеру апостола Павла, увеличивающуюся пользу для души от этой тяжёлой болезни.

Святой старец Паисий после сильнейшего испытания говорил: «Когда тело претерпевает страдание, душа освящается… Христос оказал бы мне великую честь, если бы ради Его любви я пострадал бы ещё больше. Лишь бы Он меня укреплял так, чтобы я мог выдержать эту боль. А воздаяние мне не нужно…

Я получил от своей болезни такую пользу, какую не получил от всего подвига аскезы, который совершал до того, как заболел».

«Здоровье – это большое дело, но то доброе, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может! Болезнь приносит человеку духовное добро.

Болезнь – это великое благодеяние.

Она очищает человека от греха, а иногда собирает ему небесную мзду.

Душа человека подобна золоту, а болезнь подобна огню, который это золото очищает. Посмотри, ведь и Христос сказал апостолу Павлу: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).

Чем больше мучается человек от болезни, тем более чистым и святым он становится – лишь бы он терпел и принимал болезнь с радостью…

Ведь телесная болезнь помогает в исцелении болезни душевной.

Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом искореняет его душевную болезнь».

Источник: Правмир, из-во «Никея»

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!