ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ОБЩЕДОСТУПНОЕ ДУХОВНОЕ ДЕЛАНИЕ

К священнику часто обращаются с жалобами на детей: ребёнок растёт «не такой», не слушает родителей, водится с дурной компанией, увлечён вредными привязанностями, пренебрегает обязанностями церковного человека…

При этом родитель, как правило, находится в крайне немирном состоянии по отношению к ребёнку: в его душе бурлят раздражение и обиды. Но христианин не имеет права забывать, что ребёнок – это поприще, дарованное нам Богом. И более того – в наше духовно ущербное время воспитание детей осталось одним из немногих видов спасительного и, в то же время, вполне общедоступного духовного делания. Этот труд, совершаемый ради Господа, есть подлинный христианский подвиг, и трудности на этом пути – тот спасительный Крест, на котором искупаются наши собственные грехи. Это наш путь в Царствие Божие.

Для понимания того, что грехи ребёнка – это отражение наших родительских грехов и слабостей (непосредственное – как продолжение наших грехов, или опосредованное – как искупление наших грехов), необходимы особая рассудительность и смирение.

Всегда ли всё плохо?

Мы ведь часто принимаем блага как само собой разумеющуюся данность и тяжело сокрушаемся из-за каждого недостатка! Ребёнок здоров? Да, но жаль, что он не хватает звёзд в учении. Ребёнок разумен? Да, но почему он непослушен?

А ведь христианину приличествовал бы другой взгляд: в первую очередь – благодарить Бога за данное благо.

Как привить ребенку христианское мироощущение, как вложить в его сердце семена веры так, чтобы они принесли добрый плод? Эта великая проблема для всех нас.

Много вразумительного написано об этом как святыми отцами, так и – духовно опытными людьми, прекрасными педагогами: Н.Е. Пестовым, епископом Митрофаном (Зноско-Боровским), С.С. Куломзиной и др.

Однако однозначного рецепта решения всех проблем воспитания ребёнка нет. Да и результаты не всегда соответствуют усилиям. И причина этого – не только наши ошибки, но и тайна промысла Божьего, и тайна родительского подвига.

Если наши усилия дают благой результат, что при верных подходах бывает с высокой степенью вероятности, – это радость о милости Божией. Если наш труд кажется сейчас неуспешным – это попущение Божие, которое должно принимать смиренно, уповая на конечное торжество Его благой воли.

ТРУД РОДИТЕЛЕЙ: КРЕСТ И СПАСЕНИЕ

Иногда представление родителей о том, что ребёнок «не такой», бывает вполне обоснованно, иногда – крайне субъективно.

Неоправданные претензии родителей к своему чаду часто сводятся к случаям несоответствия ребёнка родительским амбициям или самодурству, а также – к непониманию родителями специфики развития ребёнка и промысла Божьего над его жизнью.

Ещё сложней ситуации, когда ребёнок оказывается не на высоте не только христианских, но и общечеловеческих норм жизни, – склонен к воровству, патологически лжив и т.п.

Как понять родителям – почему возможно такое, как с этим жить и что предпринимать?

В первую очередь, следует понять, что ничего не происходит случайно – любой ребёнок, дарованный нам Богом, – это поприще нашего труда, подвига ради Господа, это наш Крест и наш путь ко спасению.

И здесь нам нужно осознать самое главное: всё, что есть в ребёнке, – это непосредственное или опосредованное отражение нас самих.

Мы передали ребёнку наши страсти и наши немощи уже в момент его зачатия. По лени и неразумию мы не даровали ему полноты блага тогда, когда он, будучи во чреве матери, как губка впитывал всё происходящее в мире его родителей.

Мы не имели и не имеем должной высоты духа, чтобы поделиться с нашим чадом радостью благодатной жизни в Боге, чтобы своей добродетелью изменить в нём худшее и привить лучшее.

В любом случае от нас, как от родителей, требуется умирение души, смирение перед дарованным Господом поприщем и готовность самоотверженно трудиться на нём.

Для верующего сердца даже отрицательный результат – не тупик.

Скорбишь о своей неспособности утвердить благо – скорбь при должном устроении души возрастает в христианское покаяние; покаяние рождает смирение, смирение же открывает возможность Господу Своей благодатью привнести в детскую душу необходимое благо.

Невозможно успешно бороться в ребёнке с теми грехами, которые мы попускаем себе.

Следует осознать, что воспитание ребёнка – во всей полноте – это именно духовное делание!

Укажем же на некоторые, самые существенные, на наш взгляд, элементы этого делания.

ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Мы уже сказали о том, что основным воспитующим фактором является не что иное, как внутренний мир родителей.

Софья Сергеевна Куломзина писала: «Главное, что передаётся детям, – это иерархия ценностей в душе родителей».

Сразу подчеркну: речь идёт о христианских ценностях, о том, чем живут родители в своём духовном мире. Именно это оказывает определяющее действие.

Мы слишком часто преувеличиваем значение внешних форм. Однако для воспитания гораздо важнее то неощутимое воздействие, которое может оказать на окружающих даже парализованный человек с гармоничным и одухотворённым внутренним миром, человек, чья душа открыта Господу.

Личный пример действенен только тогда, когда является реализацией и воплощением иерархии ценностей в душе воспитателей. Это – фундамент. И уже на нём должна строиться практика – конкретные действия, мероприятия, идеи.

Сами по себе мы мало что можем.

Но не забудем – «сила Моя (Божия) совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Главное же для нас – осознание задач труда, усилие в его совершении, покаяние в его недостаточности, смиренное и благодарное принятие попущенных Богом результатов. И тогда, по слову Господню, – «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27) – благодать Божия восполнит наши немощи.

Итак, первое на потребу – задача осознания – требует, чтобы мы глубоко прочувствовали главный постулат христианского воспитания: не уговоры, разговоры, наказания и пр. воспринимаются ребёнком преимущественно как опыт жизни, но именно иерархия ценностей в душе его близких.

И дети не поверхностно, не на поведенческом уровне, а в глубине сердца примут религиозное мировоззрение родителей только тогда, когда у тех самих в сердце будет главенствовать заповедь: «Я Господь, Бог твой (…) да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:2-3).

Можно констатировать, что лучший способ привести ребёнка к Богу – самим возрастать в близости ко Господу.

РОДИТЕЛИ, КАК НАМЕСТНИКИ БОГА       

Одна из главных задач воспитания – сформировать в душе ребёнка твёрдые критерии добра и зла. Хотя, по слову Тертуллиана (богослов III в.), душа по природе своей христианка, но изначальная повреждённость человеческой природы первородным грехом заглушает голос совести в душе.

Ребёнок сам по себе далеко не всегда способен различить добро и зло.

Взрослый человек, живущий полноценной религиозной жизнью, ощущает, что зло возвращается сторицей злом, а добро и в этой жизни возвращается полнотой добра, в первую очередь, – миром в душе.

Ребёнку же должны дать это почувствовать родители.

Именно родители должны быть для ребёнка проводниками вразумления Божьего, должны постараться донести до детского сознания в простых и очевидных житейских проявлениях великий принцип монотеизма: зло в конечном счёте всегда наказуемо, добро всегда оправдано.

Позволим себе поделиться с читателем своим частным опытом.

Весьма эффективным оказался такой приём: для детей вычерчивают таблицу, в которой ставятся крестики и нолики за хорошие или плохие поступки.

Удобнее всего такую таблицу «закрывать» в конце недели и по её результатам организовывать детям некоторое поощрение или же наказание.

Поощрение должно быть привлекательным; наказание ощутимым, но не пугающим.

Конечно же, родителям нужно быть внимательными к справедливости оценок, регулярности заполнения таблицы, а также – несколько «подыгрывать» детям, чтобы дать им возможность исправить нолики.

Что касается наказаний, по нашему мнению, допустимы самые разные виды наказания, вплоть до самых радикальных.

Однако применимость наказаний ограничена характером их восприятия ребёнком: они ни в коем случае не должны подавлять ребёнка как личность и оскорблять его.

Само собой разумеется, что наказания не следует совершать в страстном состоянии – в гневе, обиде на ребёнка и пр., а стараться наказывать сознательно, в подлинную меру проступка, с чувством некоторого справедливого гнева и, в то же время, сострадания к ребёнку.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы хороший поступок был оставлен без внимания из-за каких бы то ни было хлопот или усталости, а причиной наказания стал нервный срыв.

СЛЫШАТ ЛИ НАС?

В воспитательном процессе необходимо учитывать, что ребёнку можно передать только то, что он готов принять.

Определяется это индивидуальными особенностями ребёнка, его возрастом и развитием самосознания, а также мерой его открытости и доверия к воспитателю. Также нужно учитывать и возраст, и уровень самосознания ребёнка.

По мере взросления ребёнок всё более формируется как самостоятельная личность и на определённом этапе взросления ему уже ничего «навязать» нельзя – можно только предложить. Впрочем, некий период отторжения ребёнок закономерно проходит в возрасте 13-18 лет («трудный возраст»).

В случаях, когда то, что вы хотите донести до ребёнка, им категорически отвергается, нужно уметь признавать своё поражение и молиться о его вразумлении и смягчении сердца.

При этом никак не следует путать это состояние с бесхребетностью и уступчивостью: напротив, здесь нужно много воли и ума, подлинной христианской рассудительности, дабы разумно определять характер отношений с ребёнком и уметь сдержать свою властность и эмоции тогда, когда они бесполезны для дела воспитания.

Впрочем, очень часто бывает именно так, что ребёнок ждёт твёрдости от воспитателя. Тогда вразумление может иметь весьма жёсткую форму – вплоть до самого серьёзного наказания.

Однако, если и под таким давлением ребёнок не вразумляется (лукавая покорность или сломленность никому не нужны), то остаётся терпеливо и молитвенно нести это попущение Божие, возлагая на Господа наши печали и надежды.

В любом случае, отчаиваться в труде воспитания не должно ни в какой ситуации – даже малейшую возможность воспитательного воздействия следует использовать терпеливо и неуклонно.

Максимализм в воспитании неуместен: мы делаем то, что можем, восполняя немощи и ошибки покаянием, а результат – в руках Божьих.

Мы твёрдо верим, что Господь в угодное Ему время восполнит Своей благодатью то, что мы не могли совершить своими человеческими усилиями.

ВОЗРАСТ РЕБЁНКА – ПОНЯТИЕ НЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ          

По сути дела, возраст – это комплекс духовных, душевных и физиологических категорий. Возраст определяется тем грузом ответственности, которую человек принимает на себя.

Двести лет назад 16-17-летние молодые люди занимали немалые чины в действующей армии, брали на себя ответственность за жизни сотен и тысяч людей.

И кто из нас не знает совершенно взрослых – и 30-ти, и 50-летних мужчин, которые не отвечают даже за самих себя?

Помочь сформироваться самостоятельной личности ребёнка – определённая Богом обязанность воспитателей. Успех в этом – успех в воспитании, и ошибка воспитателей – пытаться пролонгировать своё довлеющее влияние в бесконечность.

Но как определить ту меру зрелости, когда мы можем сказать, что наш ребёнок стал взрослым?

Наверное, когда появляется не только способность к самостоятельным действиям, но, главное, способность к трезвой самооценке.

И тогда, если взросление ребёнка идёт нормально, родителям следует вспомнить слова Иоанна Крестителя: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30), – и отступить в сторону, перестать быть «воспитательным орудием Господа».

Конечно, в любом возрасте, родители всегда должны оставаться примером жизни в Боге – ведь на этом пути нет предела взрослению. А ещё родители должны стать для ребёнка воспитующим и благодарным поприщем приложения его любви по заповеди Божией, школой самоотверженной христианской любви к ближнему. И именно в этом роль престарелых родителей.

Итак, правильно определить возраст воспитанника – один из залогов успеха. А определяется возраст той мерой ответственности, которую человек готов понести.

Взрослым является тот, кто несёт всю полноту ответственности за себя и за тех, кого даровал ему Господь. Только понимая это, можно правильно ориентироваться в постановке задач воспитания.

ЦЕРКОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Естественным и общепринятым способом религиозного воспитания в семье, прежде всего, является посещение церкви, участие в богослужениях и Таинствах, созидание христианской атмосферы во внутрисемейных отношениях и воцерковлённости жизненного уклада. Необходимые элементы последнего – совместная молитва, чтение, общесемейные мероприятия.

Очень сближают вечерние семейные «посиделки», желательно совмещённые с чтением вечернего правила.

В нашей большой семье очень хорошо зарекомендовала себя традиция по вечерам собираться для чтения вслух (как душеполезной литературы – в не обременительном для детского сознания объёме, так и светской, включая поэзию); дети при этом занимались несложным рукоделием.

Также практиковались спокойные игры, викторины и пр.

Можно совместно просматривать фильмы и передачи, и потом их обсуждать.

Очень сближает общее пение. Ещё важно создать традицию совместного празднования семейных и церковных праздников. 

Широко распространено мнение, что сам факт рождения и воспитания ребёнка в религиозной обстановке как бы автоматически обеспечивает его воцерковление. При этом известно много случаев, когда в религиозной семье вырастали дети не только нецерковные, но даже богоборцы.

Оставим объяснение таких явлений, осознавая, что в них есть неизъяснимая тайна свободы – промысла Божьего и Его попущений.

По нашему убеждению, главный объективный воспитующий фактор в воцерковлённой семье – участие ребёнка в Таинствах, то есть – регулярное Причастие.

По нашему опыту следует крестить малыша как можно раньше и затем причащать как можно чаще. Ради этого стоит пожертвовать не только своими житейскими интересами, но даже и религиозными обязанностями – например, желанием отстоять продолжительную службу.

Принеся младенца на Причастие, не грех и опоздать на службу, и уйти раньше по немощи – только не лишить бы малыша возможности принять в полноте Дары Господни. И это благодатное действие будет тем непоколебимым фундаментом, на котором будет созидаться духовная жизнь вашего чада.

Необходимо учитывать то, что в детях становление религиозного мировоззрения происходит совершенно иначе, чем это было в нашей жизни, когда мы пришли к вере, живя в атеистической среде.

Мы сознательно приняли веру как основополагающий принцип жизни. А дети, измлада растущие в атмосфере церковности, воспринимают её как естественный элемент окружающей жизни – значимый, но, тем не менее, внешний, ещё не укоренённый в душе.

Это чувство церковности в ребёнке должно бережно и трепетно взращивать.

Самое главное на этом пути – сама духовная жизнь: молитва, богослужение, воодушевляющие примеры житий святых, и, более всего, всемощная благодать Таинств.

Однако не будем забывать, что лукавый также борет детские души, как и взрослых христиан, но должного опыта противостояния этой борьбе у детей нет. Здесь необходимо тактично оказать ребёнку всяческую помощь. При этом главное – всегда во главу угла ставить любовь и молитву.

Мы убеждены, что никакие правила и нормы церковной жизни не должны быть над ребёнком довлеющими в букве. Пост, чтение молитвенного правила, посещение богослужений и т.п. ни в коем случае не должны становиться тягостной и неприятной обязанностью.

Нельзя механически изолировать ребёнка от всех радостей и удовольствий светской жизни: музыки, чтения, кино, светских празднований и пр. Во всём должно искать золотую середину, соблюдать разумные компромиссы.

Так, телевизор можно использовать для просмотра фильмов, но вне эфирного беспредела. Это даёт возможность контролировать поток информации, и в то же время позволяет избежать появления синдрома запретного плода.

Аналогично, при пользовании компьютером – необходимо категорически устранить игры и строго контролировать пользование интернетом.

И так во всём.

Таким образом, ещё раз подчеркнём, что в деле воспитания детской души во Христе, как и в любом христианском делании, во главу угла должно ставить рассудительность и животворящий дух любви, но не мертвящую букву закона. Только тогда можно надеяться на то, что дело наше, с Божией помощью, будет иметь благополучный результат.

И, наконец, о молитве.

Молитва – самое сильное (хотя промыслом Божиим не всегда сразу очевидное) воздействие на все обстоятельства жизни – духовные и практические.

Молитва вразумляет и направляет детей, молитва очищает и возвышает наши души.

Молитва – главный и всеобъемлющий принцип христианского воспитания. Молиться вместе с ребёнком и молиться за ребёнка в любом случае и всегда!

Есть твёрдое правило христианской семьи: усиленная молитва должна сопровождать ребёнка не только с момента его появления на свет, но и с момента его зачатия.

Не нужно думать, что следует дожидаться времени, когда ребёнок встанет в красном углу с текстом молитвы в руках. Душа способна воспринимать молитву независимо от рассудка. Если семья гармонична, то старшие члены семьи, как правило, читают совместно семейное молитвенное правило; младенец при этом может спать или играть, но уже своим присутствием он участвует в молитве.

Душа как бы впитывает даруемую молитвой благодать богообщения – даже если сознание, по той или иной причине, не способно вполне воспринимать её содержание (что для младенца состояние естественное).

Когда же ребёнок подрастает, его уже следует привлекать к молитве осознанно. Впрочем, не любой ценой: ни в коем случае молитва не должна становиться экзекуцией.

Для малыша молитва должна быть привлекательной, а значит – быть посильной, не превращаться в зубрёжку или невыносимое состояние неподвижности. Пути привлечения ребёнка к активной молитве могут быть разнообразны.

Наилучший способ прививания навыка молитвы – совместная молитва семьи (но для ребёнка – строго с учётом его сил!).

Сознаю, что многие родители могут оказаться в той печальной ситуации, когда никакие усилия не приносят видимого результата: взрослеющий или уже взрослый ребёнок наотрез отказывается молиться и участвовать в богослужениях.

Не будем отчаиваться, – для родительской молитвы место есть всегда, и в крайних случаях воспитательных провалов от нас ожидается наиболее усиленная молитва.

Прекрасный пример – жизнь Моники, матери блаженного Августина, которая, будучи женщиной праведной, тем не менее, воспитать сына христианином по промыслу Божиему не смогла.

Юноша вырос «ужасный»: нечистоплотность поступков, половая распущенность, и более того – из христианской семьи он ушёл в зловредную секту манихеев.

Трагедия!

Но Моника всюду следовала за сыном, скорбела, плакала, но не отреклась от него – и никогда не оставляла его своей любовью и молитвой.

И вот, сын её обратился! И в этом – явление непостижимого промысла Божьего, плоды молитвенного подвига его матери и плоды подвига её неуничтожимой любви.

Молитва матери, молитва родителей, молитва близких, молитва любящих сердец всегда услышана, и – я убежден – нет молитвы неисполненной. Но время и образ исполнения – в руках Божиих.

Неустанность в молитве, несмотря ни на что, кем бы ни стал наш ребёнок, мне кажется залогом того, что не всё потеряно до самого конца – до Страшного Суда.

И ещё следует помнить родителям: не надо никогда ждать механического исполнения молитвы. Если мы сегодня молимся об уходе ребёнка из дурной компании, и при этом ожидаем, что это произойдёт через неделю или не позже чем через месяц, а если он не ушёл – значит, молитва бесполезна – это неправильно.

Мы не знаем, когда и какой ответ Господа на нашу молитву принесёт ребёнку наибольшую пользу.

Не должно торопить Господа.

Не нужно навязывать Ему свою волю, своё понимание блага.

По большому счёту, мы просим у Бога только одного – спасения души ребёнка. И это прошение обязательно услышано! Всё остальное – лишь пути ко спасению, и все жизненные обстоятельства имеют значение только в этом контексте.

Вот ты молишься, чтобы сейчас исполнилось желание, и сын ушёл бы из плохой компании. И это правильно. Более того, нужно предпринимать и все разумные действия, дабы изменить эту печальную ситуацию.

Мы обязаны прилагать все усилия, дабы утвердить то благо, которое требует от нас наша христианская совесть. Но смиренно признаем: результат – в руках Божиих.

«Невозможно ни умалить, ни увеличить, и невозможно исследовать дивных дел Господа» (Сир. 18:1-5).

Ведаем ли мы Его благой промысел?

Знаем ли будущее нашего ребёнка?

Кто знает – может быть, ему, дабы восстать, следует пройти через горнила жизненных страданий и падений?

И если мы верим, что Господь призирает на родительскую любовь и молитву, то как мы можем не верить, что в ответ на нашу молитву Он ниспошлёт Свою благую помощь тогда и таким образом, который необходим для спасения нашего ребёнка?

У нас «болит душа» за нашего ребёнка, потому что мы его любим. Но Бог любит его ещё больше! Надо обязательно понять это и от этого понимания у нас появится доверие к Богу, которое выражается в мудрой народной поговорке: «ВСЁ, что Бог не даёт – к лучшему!».

Доверяться Богу надо так, как доверяет своему отцу ребёнок, которого отец высоко подбрасывает вверх – ребёнок весело смеётся, потому что не допускает даже мысли, что папа может его уронить.

Вот эта доверчивость, возложение всего на Господа – и есть краеугольный камень христианской жизни во всех её аспектах, в том числе, – и в сфере христианского воспитания.

Священник Михаил Шполянский

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!