УЧИТЕЛЬСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ТАНДЕМ

С поступлением нашего ребёнка в школу мы, родители, переходим в качественно новое состояние своего родительства – начинаем играть свою особую роль в особом заведении, куда мы отдаём наше чадушко образовываться. Первую скрипку в его образовании там будет играть профессионал – педагог. Но наша родительская партия тоже очень важна, и поэтому многое в процессе учёбы нашего ребёнка зависит от того, как сложится ансамбль его учителя и его родителей – то есть нас – ответственных за его образование взрослых.

В храме науки основной служитель – это учитель. Через него протекает река знаний в детские головы и сердца. Но ребёнок, который приходит постигать книжную премудрость, ещё маленький и многое зависит от того, как его растили родители до школы и от того, смогли ли привить ему любовь к познанию и настроить его на новую и значительную в его жизни роль ученика.

РОДИТЕЛИ ШКОЛЬНИКА

В общении с родителями ребёнок получает первые жизненные уроки, к ним он открыт душой, с ними он проводит большую часть своего времени, поэтому влияние родителей на ребёнка имеет огромную силу.

В наши дни многие родители стремятся самоустраниться от воспитания своих детей.

Многих к этому понуждают жизненные тиски, необходимость для выживания работать на трёх работах, других – просто общий низкий культурный уровень, при котором они не считают нужным заниматься со своими детьми, с одной стороны, а с другой – не имеют достаточных знаний и подходов, для того чтобы с ними заниматься.

Третьих – подвигает к самоустранению современная реформа образования, при которой как минимум год детям не задают домашних заданий, как следствие – родители часто находятся вне школьного процесса и подчас даже понятия не имеют о том, что их чадо проходит в школе (а ведь часто – именно «проходит»! Мимо темы, мимо смысла).

Однако, что же требуется от родителей школьника?

Родители, как самые близкие ребёнку люди, должны во всём оказывать поддержку учителю, подхватывать всё то, что будет давать учитель их чаду, дома.

Родительская роль – проявлять всяческую заинтересованность школьной жизнью ребёнка.

Подвигать его рассказывать о том, что нового он узнал в школе, что ему там нравится, рассматривать вместе с ним учебные странички, прописи, тетради; интересоваться, какие поделки они делали в школе, какие рисунки рисовали и т.д.

Зная особенности своего малыша лучше всех, – именно родители должны помочь ребёнку адаптироваться к учебному труду, с особым вниманием отнесясь к тому, в чём он, возможно, испытывает трудности.

Забота родителей – помочь своему малышу превратиться в ученика: они должны приучить его к новому режиму дня, к новой ответственности, помочь стать более самостоятельным.

Однако многие родители (если не большинство) не обладают не только соответствующими знаниями и умениями, чтобы помочь ребёнку в учёбе, но и соответствующими убеждениями, позволяющими правильно его воспитывать на новом этапе его жизни.

ГЛАВНЫЙ СЛУЖИТЕЛЬ ХРАМА НАУКИ

Роль учителя, особенно первого, в жизни маленького ученика поистине судьбоносная – он может как зажечь любовь к познанию на всю жизнь, так и, если и не на всю жизнь, то – надолго, потушить её, отбить охоту учиться.

Но и самому лучшему педагогу не под силу научить детей учиться, если их родители совсем не участвуют в этом процессе.

Учитель не может полноценно обучить, развить и воспитать ученика, не наладив должного контакта с его родителями, а также – не оказывая на них определённого педагогического влияния…

Но так ли легко учителю воздействовать на родителей?

Если и среди детей встречаются педагогически запущенные, невоспитанные и даже невоспитуемые дети, то тем паче – родители: люди взрослые, со своими сформированными характерами, убеждениями, поведенческими привычками и личностными проблемами.

И всё же, служение учителя таково, что, имея обязанность обучить, развить и воспитать доверенных ему ребятишек, он просто не может игнорировать семью, в которой ребёнок формируется.

СОРАБОТНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

При наличии благоприятствующих моментов, педагогическое воздействие школы может быть настолько мощным, что способно влиять на качество семейного воспитания и даже нейтрализовывать его недостатки.

Благоприятствуют такому влиянию достаточное взаимоуважение учителя и родителей, должная степень открытости и взаимопомощи, а также – их сотрудничество.

Однако на практике обнаруживаются определённые факторы, которые мешают плодотворному сотрудничеству педагогов и родителей, причём – с обеих сторон: и в действиях педагогов, и в позиции родителей.

Со стороны учителя это может быть особая авторитарность, низкий уровень педагогической и даже человеческой культуры, отсутствие желания проводить работу с родителями, лицеприятие к некоторым из них, и, конечно, хроническая утомлённость.

Со стороны родителей – убеждение в том, что обучение – дело исключительно школы, отсутствие достаточного внимания к воспитанию детей или неправильное представление о процессе воспитания и развития детей, низкий уровень их общей культуры, субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребёнка и переоценка своих воспитательных возможностей.

И хотя для большинства учителей легче махнуть рукой на «трудновоспитуемых» родителей, усилия педагога по повышению педагогической культуры родителей обычно окупаются сторицей.

Уже на первом родительском собрании педагог, после решения необходимых организационных вопросов, вполне может настроить родителей на взаимодействие со школой.

Предложения о таком взаимодействии можно собрать в виде анкеты.

Родителям можно предложить организовать кружок или спортивную секцию для детей по своей специальности, или клуб, организовывать олимпиады, экскурсии, составлять сценарии классно-семейных праздников, подготавливать совместные выступления с детьми.

Те из родителей, которые не могут непосредственно организовавывать подобную работу, могут при желании оказывать содействие в проведении классно-семейных праздников, общешкольных мероприятий, встреч с интересными людьми и т.д.

Отдельную неоценимую помощь, при наличии возможностей, родители могут оказать, содействуя укреплению материально-технической базы класса. Они также могут лично участвовать в оборудовании кабинетов, изготовлении оборудования, наглядных пособий, в ремонтных работах и благоустройстве школы.

В тандеме учитель-родитель ведущая роль принадлежит учителю. Он, будучи специалистом и в области педагогики, и в области психологии, может помочь родителям скорректировать свои воспитательные воздействия – особенно при решении проблем семейного воспитания.

Психолого-педагогическое просвещение родителей может иметь самые разные формы.

В зависимости от возможностей педагога и восприимчивости родителей это могут быть родительские собрания, конференции и семинары, консультации, день открытых дверей, практические занятия, лекции, беседы, тренинги, посвящённые разнообразным моментам обучения, воспитания и развития учащихся.

Даже на традиционных родительских собраниях могут подниматься самые разнообразные темы.

К примеру: «Цели и задачи первого года обучения», «Воспитание доброты, «Ребёнок и его успехи в школе», «Стили воспитания», «Отец и воспитание детей», «Книга в семье и духовное развитие ребёнка», «Развитие познавательного интереса в семье», «Компьютерная зависимость» и т.д.

Родительские собрания должны давать повод к размышлению, вызывать желание анализировать, думать, читать, повышать уровень педагогических знаний родителей, направлять их работу по руководству учёбой детей дома, помогать в выборе приёмов воспитания детей.

Иногда родительские собрания проводятся в необычной форме. Это – собрания-конференции, турниры, встречи любителей природы или искусства и т.д.

К примеру, ближе к выпуску из начальной школы можно провести Турнир Знатоков, в котором участвуют и дети, и родители (задания предлагаются на темы, изученные в начальных классах). В перерывах между турами – дети приветствуют родителей музыкальными и танцевальными номерами.

Педагог может проводить лекции для родителей, которые должны носить современный, интерактивный характер и проводиться с использованием мультимедийного оборудования.

Темы лекций должны вызывать интерес.

К примеру: «Трудности адаптации к школе», «Как учить ребёнка учиться?», «Не быть изгоем», «Кнут и пряник», «Заэкранье», «Мама, почитай-ка!», «Вседозволенность», «Яблоко от яблоньки», «Первые проблемы подросткового возраста», «Кибербезопасность ребёнка» и др.

Уже на первой учебной неделе учитель может провести семейный родительский вечер, который прекрасно сплачивает родительский коллектив. Такие вечера могут стать регулярными.

Отлично сближает всех участников процесса и всем идёт на пользу совместная с родителями организация классных мероприятий, на которых дети получают возможность проявить свои способности, а сама подготовка расширяет кругозор учащихся, создаёт атмосферу творчества, активности и фантазии.

Мероприятий огромное множество.

Среди них: дни именинников, «Золотая осень», «Встреча Нового года», спортивные соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья», «Весёлые старты», конкурсы «А ну-ка, мальчики!», праздники «День Матери», «День Семьи» и др.

Родители вполне могут помочь в организации выставок рисунков, поделок, в проведении разных конкурсов интеллектуального характера, в подготовке детей для участия в исторических или литературных чтениях и научно-практических конференциях.

К примеру, дети с родителями могут заняться исследованием своей родословной и создать проект для участия в городских исторических чтениях по теме «История семьи в истории города и района».

Родители могут помочь ребёнку в подготовке самостоятельного проекта на интересующую его тему.

К примеру, ребёнок, любящий животных, может собрать интересную информацию о братьях наших меньших, создать и оформить с помощью родителей свой проект, а потом выступить перед одноклассниками.

Зимой дети совместно с родителями могут подготовить проект «Наши пернатые друзья» (изготовить кормушки для птиц, прикрепить их на улице и кормить птичек).

На прощание с начальной школой, помимо праздника, можно приготовить буклеты для выпускников, в которые складываются собранные за годы рисунки, сочинения, поделки, данные об успеваемости, фотографии и т.д. – всё это оформляется в красочный альбом.

Практика показывает, что вовлечённость родителей в воспитательный процесс – серьёзное средство для изменения их отношения к школе и к педагогу.

Вкусив на собственном опыте и прелести, и сложности работы с детьми, родители начинают осознавать, что обучать и воспитывать детей – не такая уж и безделица, а достаточно сложный и требующий серьёзных трудозатрат процесс – своеобразное искусство.

Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают детям полюбить школу, а родителям найти общий язык с педагогом.

Сфера общения с родителями – сфера творческого подхода для педагога.

Помимо знакомых традиционных форм взаимодействия с родителями, некоторые педагоги предлагают необычные формы.

К примеру, родительский вечер – праздник свободного общения родителей, когда они встречаются для обмена опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях, для неформального общения с учителем.

В формате подобного общения легко рождаются идеи новых проектов, праздников и мероприятий, начинают иначе восприниматься трудности, открываются новые горизонты в воспитании и образовании детей.

Если в классе в течение года была организована интересная воспитательная работа, в которой участвовали и родители, то в конце учебного года будет особенно приятно обсудить вместе со всеми работу за год, вспомнить лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят, повышения их культурного уровня, расширения кругозора.

И, конечно, подумать о будущей работе!

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГ ВЗРОСЛЫХ

Чтобы учительско-родительский тандем сложился, взрослым, и прежде всего – родителям, нужно глубоко осознать, насколько это важно для детей.

Там, где между родителями и учителями нет взаимопонимания, нет доверия, а то и уважения – там и в школьной жизни детей много проблем, и они часто практически неразрешимы.

Там, где в отношениях между такими значимыми для ребёнка взрослыми, как его родители и его учитель, присутствует гармония – там дело учения и воспитания детей спорится, там взаимная поддержка, взаимопонимание, поиск совместных решений, объединение усилий и взаимное творчество взрослых обогащает школьную жизнь детей, позволяет педагогам и родителям максимально исполнить свой долг перед ними.

Елена Каневская

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!