ЦЕРКОВЬ ВСЕМУ НАУЧИТ

Началом всех начал в духовной жизни есть погружённость в богослужебную жизнь Церкви. Это лучшее училище молитвы и главное хранилище Предания, источник правильных мыслей, целостная мировоззренческая модель, заключённая в поэтическую форму.

Тот, кто знает, понимает и любит молиться по богослужебным текстам, не имеет нужды в чтении книг по догматике.

Вся полнота богословия, догматы веры, Священная история заключена в церковной службе. Богослужебные тексты – мерило, по которым можно исправлять тексты богословские.

После засилья в православном богословии католической схоластики, начавшейся с XVII века, богослужебные тексты – единственная область, которая не искривилась под этим нажимом. Большая их часть составлена тогда, когда не было никакого латынства и схоластики, а многие стихиры, каноны, и другие песнопения написаны великими богословами и святыми Древней Церкви.

Сам же церковнославянский язык является даром Божьим, данным нашим народам.

Этот язык, полученный в результате сложного преобразования, в быту никогда не использовался.

На протяжении всего периода своей жизни церковнославянский язык подчёркнуто обосабливался от разговорного.

Лишь в период татарщины и турещины он на некоторое время стихийно сближался с разговорным. Но в дальнейшем книжники снова поднимали его над общепринятым языком и обосабливали от него, поскольку церковнославянский язык предназначен только для одного – для молитвы.

Подобных аналогов в мире больше нет нигде.

Церковнославянский язык всегда был высоким стилем языка. Таковым он остаётся и до сих пор.

Главная ценность этого языка – его боговдохновенность.

В Духе Святом святые Кирилл и Мефодий даровали нам язык церковно-литургической практики, язык молитвенного предстояния и разговора с Богом.

Отказ от церковнославянского языка, как языка богослужебного, переход в литургической практике на язык общеупотребительный, неминуемо приведёт к десакрализации и обмирщению богослужения, к его качественной деградации.

Высокий стиль богослужебного языка отличает литургическую практику славянских народов в степень более превосходную, по сравнению с теми поместными церквами, в которых богослужение совершается на обычном, общеупотребительном языке.

Начало духовного образования и роста коренится в церковной службе.

Углубленная церковность призвана стать образом жизни, а не отдельной её стороной.

Это происходит через осмысление и полнокровное переживание богослужения, через вживание в храмовую молитву.

Так складывается особый настрой души, и постоянная сердечная обращённость к Богу.

Святые Отцы учили:

«Если бы вы видели, какая благодать сходит на литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею своё лицо»;

«Лучше сказать в церкви одно «Господи помилуй», чем прочитать дома всю Псалтырь»;

«Домашняя молитва за несколько дней не заменит одного поклона, сделанного в церкви».

Эти цитаты можно было бы продолжать.

По «забытым» нами Каноническим правилам, от Церкви отлучаются те христиане, которые не причащались в течении трёх воскресных богослужений без уважительной причины (80 правило VI Вселенского собора).

А 9-е Апостольское правило вообще требует отлучать от Церкви тех христиан, которые уходят раньше времени с богослужения и не причащаются за каждым из них.

Конечно, сегодня мы не можем жить по этим правилам полноценно, но стремиться к максимальной их реализации мы обязаны.

Нужно понимать, что выше обозначенные правила – это не административная суровость, а констатация голоса Церкви, выраженного в соборных определениях. И говорит она нам о том, что, отрываясь от богослужения, человек сам себя отлучает и от Церкви.

Полученного причастниками благодатного елея хватит не более чем на три недели – дольше мы по своей греховности не сможем его удержать. А когда мы не восстанавливаем в Церкви силы, то увядаем и отпадаем от Лозы, как засохший лист.

Протоиерей Игорь Рябко

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!