Стадный инстинкт

Толпа является самостоятельным организмом, имеющим совершенно отличные свойства от индивидуумов, её составляющих…

Принято считать, что толпу образуют неграмотные люди или люди, легко поддающиеся страху и внушению. На самом же деле частью толпы может стать абсолютно любой человек, в независимости от его воспитания, образования и социального статуса…

Недавно по телевизору рассказали страшный случай.

Компания подростков избила мальчика. Озверевшие юнцы вошли в такой азарт, что этим не ограничились. Они затащили парня на крышу высотного дома и там продолжали бить его.

Мальчик тщетно просил их остановиться, а когда уже не мог терпеть,  подполз к краю крыши и бросился вниз.

Компания тут же побежала во двор и там продолжала издеваться над умирающим парнем. В числе прочего, они набирали в шприцы грязную воду из лужи и вводили её умирающему в вену…

К слову сказать, в этой компании нелюдей была девочка. И когда стали выяснять – кто есть кто, оказалось, что и парни, и девчонка были, по нынешним меркам, из вполне нормальных семей.

Учителя и родители были потрясены произошедшим, не понимая, что произошло с этими детьми.

ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ

Французский  философ Гюстав Лебон пишет: «Самый поразительный факт: каковы бы ни были индивиды в толпе по уму, по образованию, по характеру, в толпе это всё теряется. Срабатывает закон духовного единства толпы».

Отдельный человек действует сознательно. Толпа всегда действует бессознательно.

У толпы коллективная душа. И чтобы образовалась такая коллективная душа достаточно всего шести человек.

В толпе нет стремления к свободе – в толпе преобладает потребность подчинения.

Вот один пример из жизни, который приводит Гюстав Лебон в своём исследовании под названием «Психология народов и масс»:

«Как типичный пример можно привести убийство губернатора Бастилии де Лоней.

После взятия этой крепости губернатора окружила очень возбужденная толпа, и со всех сторон его стали осыпать ударами. Одни предлагали его повесить, другие – отрубить ему голову или привязать его к хвосту лошади.

Отбиваясь, он нечаянно ударил ногой одного из присутствующих. Тотчас же кто-то предложил, чтобы получивший удар перерезал горло губернатору, и это предложение было немедленно принято толпой.

Тот, кому пришлось выполнить роль палача, был безработный повар, отправившийся вместе с другими зеваками в Бастилию посмотреть, что там делается.

Повинуясь общему решению, он был убежден, что совершает патриотический подвиг и даже заслуживает медали за то, что убил чудовище.

Врученной ему саблей он ударил губернатора по голой шее, но сабля оказалась плохо заточенной. Тогда он преспокойно вынул из своего кармана маленький ножик с черной ручкой, и так как в качестве повара он научился резать мясо, то при помощи этого ножа благополучно окончил операцию, которую должен был сделать…»

Наблюдение из окна

За моим окном на брёвнышке – группа  мальчиков и девочек из соседней школы.

– Выходи, разбираться будем! – кричит девочка, глядя на окна верхних этажей. – Мы сейчас тебе все патлы пообрываем!

Компания громко хохочет.

Из дальнейшего разговора становится понятно, что девочка с пятого этажа не хочет с ними дружить, и они её преследуют.

В моё окно влетают нецензурные слова, и произносят их будущие женщины, возможно, будущие матери.

В глазах – пустота, бездумность, стремление  громить, разрушать…

И вот я вижу этих же детей в отдельности – девочки как девочки, вроде бы нормальные. Мальчики тоже.

Но пока что они в компании…

Вот они «скидываются» на выпивку.

– Мне пива!

– Мне водки!

В толпе эмоции передаются как инфекция.

Отключается левое полушарие мозга, ведающее речью и логикой.  Активизируется  правое, отвечающее за чувства и образы.

Вот почему в это время бесполезно воздействовать на человека словами  или логикой. Он воспринимает только короткие  приказы.

Повышается восприимчивость к внушению. В этом состоянии человек совершает поступки, которые никогда бы не совершил, если бы был один.

В толпе человек становится как бы автоматом – своей воли у него не существует. Практически у каждого человека из толпы обнаруживается склонность к буйству и свирепости.

Впрочем, бывает и «положительная толпа», если её лидер призывает к героизму и мужеству. Здесь тоже срабатывает эмоциональная заражённость.

Дурак или  завистник  в толпе кажется себе сильным и могучим.

Сознание грубой силы опьяняет его.

Он кажется себе сильным благодаря общей численности толпы.

ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ТОЛПЫ

  1. Образование ядра

Для возникновения толпы нужен повод.

Именно он является инициатором возникновения в одном месте людей, незнакомых друг с другом и объединенных каким-то общим интересом и стремящихся прояснить волнующий их вопрос.

Постепенно, повод, по которому собралась толпа уже не имеет никакого значения и лишь служит оправданием для всего того, что происходит потом.

Появляется несколько индивидуумов, настроенных более агрессивно и берущих на себя роль лидеров. А дальше формируется толпа, вбирающая в себя людей, ранее до этого не имевших никакого отношения друг к другу.

  1. Кружение

Возбуждение толпы нарастает, она готова к совместным и немедленным действиям.

  1. Появление нового объекта внимания

В процессе кружения индивидуумы продолжают обмениваться имеющейся информацией, которая преображается и формирует единое мнение – продукт коллективного подсознания. В конце концов, появляется новая идея, которая и захватывает толпу, объединяя и направляя её.

  1. Активизация толпы

Последний этап включает в себя активизацию вновь образовавшегося коллективного разума через подстрекательство к активным, как правило агрессивным действиям.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ТОЛПЫ:

– бессознательность (действия толпы не подчиняются логике);

– импульсивность, раздражительность, агрессивность;

– впечатлительность (создаются бессознательные образы происходящего, очень часто воспринимаемые за реальные);

– категоричность (нетерпимость к любой критике своего мнения);

– эмоциональность (именно её определяется жизнеспособность толпы);

– иррациональность неспособность воспринимать доводы здравого смысла);

– отсутствие критики себя и других;

– потеря собственного «я»;

– отсутствие ответственности;

– повышенная внушаемость;

– экстремизм (любая стихийная толпа разрушительна по своей сути);

– диффузность (непостоянство идей и мотивов, вследствие чего за направленными и постоянными действиями толпы всегда стоят организаторы и координаторы, использующие энергию толпы в своих интересах);

– потеря инстинкта самосохранения.

Быстрее  поддаются инстинкту толпы девочки. Давно замечено, что именно девочки и женщины уж если пойдут по преступному пути, то их труднее остановить и вразумить.

КАК УСМИРИТЬ ТОЛПУ?

Совершенно бесполезно воздействовать на толпу рассуждениями, взыванием к совести, нотациями и поучениями – это только обострит агрессию её участников.

Люди в толпе не способны воспринимать нормальную речь, сложные предложения и логику.

Они только чувствуют.

Если в толпе вдруг окажется  волевой человек, который умеет оставаться самим собой, и попытается воздействовать на толпу положительно, то он должен делать это умело.

Что значит умело?

Это значит воздействовать на эмоции и впечатлительность толпы.

Сначала он может сделать вид, что он «свой» и поддерживает их. Затем он находит способы отвлечь толпу каким-то сильным впечатлением, короткой словесной фразой, чтобы толпа поддалась внушению.

Словесные выражения должны быть сильными. Но никаких рассуждений! Только в области эмоций толпа может что-то понять.

Мысль для неё недоступна, потому что все её члены потеряли себя и стали примитивными существами.

Кто стремится образумить толпу, не зная её психологии, тот может стать её жертвой.

Толпе бесполезно говорить о справедливости. Надо искать сильную эмоцию, которая может отвлечь её.

Рассуждение надо превратить в чувство.

Необходимо поразить их каким-то ярким словом, короткой  фразой, которая прозвучала бы как призывный сигнал. Причём фразу надо повторять часто и в одном и том же виде.

Повиноваться вожаку – инстинктивная потребность толпы. То же происходит и в стаде животных. Но ведь толпа и представляет собой стадо, которое не может обойтись без вожака!

Если вдруг почему-либо вожак исчезает, толпа  становится обыкновенным  сборищем и расходится.

Я рассказала детям  одну историю

На  корабле плыл богатый купец. Он вёз с собой огромное стадо баранов, которое стоило больших денег. Один  пассажир подошёл к нему и предложил пари. Он сказал, что за  пять минут он может превратить купца в бедного человека и что если  у него это не получится, то он  даст  купцу определённую сумму денег. А если  получится, то купец отдаст такую же сумму ему.

Купец, желая прибавить к своему богатству дополнительную сумму,  согласился. Ведь он не мог даже представить, как такое может быть – стать бедным за несколько минут! Это казалось ему странной и глупой шуткой.

Как вы думаете, что происходит дальше?

А  происходит следующее.

Пассажир берёт из стада одного барана и бросает его за борт корабля. И тут же следом за ним бегут остальные бараны!

Купец, как  сейчас модно говорить, – в шоке. Он пытается  остановить своих баранов, но ничего не помогает:  через несколько минут всё стадо попрыгало в воду…

«Как все, так и я» – вот такая «баранья философия»…

И я рассказываю детям разные истории о том, что происходит с людьми, когда они попадают под влияние толпы, теряя своё мнение, своё «я», свою душу.

Почему же это происходит?

Почему вроде нормальный человек в компании  вдруг становится глупым или агрессивным?

Говорят наши  шестиклассники:

– Да, я бываю таким. Когда ты сильный и тебя хвалят, ты радуешься жизни. Ради этого можно кого-то побить! Я считаю, что это повышает мой авторитет…

– Включается какая-то кнопка в голове, которая меняет поведение на некоторое время. Ты как бы не узнаёшь себя. Ты подчиняешься компании…

– Я думаю, что даже хороший человек может поддаться толпе, если у него слабый характер. Он не готов решительно сказать «Нет!».  Я бываю таким – из-за давления числа. Но надо стараться быть самим собой. Я пытаюсь развить свою силу воли, и у меня это получается. Но когда я попадаю в компанию, я опять меняюсь…

–  Дети в толпе становятся хуже. Если бы они были сильные духом, то не слушали бы дураков. Но они слабаки. Иногда и я бываю таким…

–  Я нормальная и добрая. А другие ходят такие крутые, дразнят учителей и одноклассников, и чтобы с ними подружиться, надо стать такой же. И  я иногда бываю такой, но для того, чтобы со мной дружили…

– Они издеваются, унижают, и я тоже это делаю Я и сама не знаю, почему. Я не хочу выделяться…

– Один начинает, остальные подстраиваются… А если будешь выделяться, то тебя назовут предателем. И ты будешь как чужой в классе…

Родители, это говорят ваши дети!

Вряд ли вам понравится, если  Ваш сын  (или дочь) окажется в группе  стадных баранов.

А как же личность? Как же дальнейшая судьба?

Обсудите этот вопрос с Вашим  ребёнком.

«УЗКАЯ  КАРТА  МИРА»

Почему человек совершил преступление или неправильное действие? Потому что у него узкий выбор вариантов поведения.

Он не увидел лучшие варианты.

Его воображение бедно и ограниченно. О таком человеке психиатры говорят: у него «узкая карта мира». Он не развит душевно. Он не развит духовно.

Такой человек ищет компании, подобные себе.

Ему нравятся пошлые забавы и развлечения, пьянство и распутство.

У него нет потребности что-то изучать, над чем-то размышлять.

Встреча на стадионе

Иногда вечером я оттаскиваю себя от компьютера и иду прогуляться на стадион, который находится за домом…

Сегодня было интересно.

Иду в темпе быстрой ходьбы, смотрю – сидят мальчишки, человек десять, и скучают.  Молча глядят друг на друга, сплёвывают, иногда переругиваются матом…

И эта  мрачная  аура  тяжёлой  скуки повисла над стадионом и мешает мне  радостно гулять.

– Мальчишки, отгадайте загадку!

Подняли головы, глядят удивлённо…

– 12 ног, 3 хвоста и 15 копеек. Кто это?

Физиономии  оживились,  засветились,  на них изобразился смысл жизни.

Посыпались уточняющие вопросы.

– В натуре, – говорю, – 12 ног  и  3 хвоста, а 15 копеек – образно… Кто отгадает, тот самый умный!  Пока буду бежать круг, думайте!

Бегу, и ветер доносит мне издали обрывки их споров и предположений.

Поравнялась с ними –  ответа ещё нет,  спор в разгаре…

Бегу третий круг – издалека кричат мне свои неправильные ответы. Не могут, не знают, не догадываются…

Кричу издали:

– Разделите всё на три!!!

Озадачены. Делят.

И вдруг, не дожидаясь, когда я буду пробегать мимо, сами  бегут  ко мне  радостной толпой, блестят глазами и хором сообщают  правильный ответ!

И кричат так громко, как будто сделали открытие  мирового значения.

Отдыхающая на стадионе бабулька испуганно смотрит  в нашу сторону. Может, думает, что толпа на меня напала…

И тут начинается  между ними скандал – на предмет того, кто первый отгадал. Скандал серьёзный, толкают друг друга, руками машут,  выясняют…

Бабулька   поднялась с насиженного  места  и  решила спасаться бегством.

Говорю этим юным мужичкам: «Да вы ж все друг другу помогали, все молодцы!».

Не действует.

Похоже,  сейчас  драка начнётся на почве мужского самолюбия…

И чтобы как-то отвлечь – бах им новую загадку:

– В глазах  тоска, под бородой доска и дверь на крючке… Что это за ситуация с человеком?

Через пару кругов все хохотали.

Ждать, когда сами догадаются, уже не было времени, мои беговые круги  закончились, пришлось озвучивать ответ…

На такой весёлой ноте и расстались.

На следующий день, сидя за компьютером, обнаруживаю, что уже и соскучилась по этим  мальчишкам… И такое ощущение, что и они по мне скучают.  Скучают  по  жизненному разнообразию, которого им так не хватает – дети предоставлены сами себе и порой просто не знают, что с собой делать…

 «ВОТ ТАК И ЖИВУ…»

Письма из пустоты жизни

Эти письма писала одна десятиклассница моему брату-студенту.

Здравствуй, Юра.

Немного о себе. У нас ещё тепло, часто ходим на речку. Учимся. Вернее мучимся. Часто сачкую вместе с Томкой. Иногда на занятия приходим бухие, как, например, сегодня. У нас здесь ничего, нормально. Большой Дом культуры, так что хватает места даже где выпить. Заберёмся на третий этаж и балдеем. Больше писать не о чем.

Ну, пиши, до свидания.

Здравствуй, Юра.

Томка сейчас в больнице, лежит с аппендицитом.

Учимся всё так же. Сегодня по химии получила 2, а по физике единицу. Ну да ладно, нам не привыкать. Погода  сейчас  не ахти. Но мы, конечно, всё так же бухаем. Но всё же жизнь уже не та. Предки забодали. Учиться заставляют, а вечером редко выпускают гулять. Ну вот и всё о нас. Пиши о себе. Как жизнь?

Больше писать не о чем. До свидания.

Здравствуй, Юра!

Вчера получила твоё письмо. Большое спасибо. Ты тоже меня воспитываешь, как мои предки. Живу я по-прежнему. Иногда хиляю. Вместо уроков то письма пишу, то ещё что-нибудь.

Да!!! Тут такое было! Недавно нас засекли, что курили. Нас увидели мелкие, донесли учителям. Ну да что они могут сделать, учителя, они же сами не видели! Пусть докажут. Пока это дело замяли, не знаю, как дальше будет.

Но я завязывать буду с курением. У меня сердце болит ужасно. Пить тоже буду меньше, только по праздникам. Хватит балдеть, портить своё здоровье.

Ну что ещё написать? Не знаю. Вот так я и живу. До свидания. Привет от Томки.

Пусть простит меня эта девочка, имя которой я здесь не называю. Она уже выросла и, возможно, у неё всё сложилось хорошо. Но пусть эти письма послужат на пользу: быть может, они заставят  чьих-то родителей задуматься – и они начнут вытаскивать своих детей из пустоты жизни…

Может, эти письма кого-то спасут, помогут взглянуть на себя со стороны и испугаться собственной пустоты…

«Высшие наслаждения – умственные, духовные…Человек наслаждается своей богатой индивидуальностью. Достойные интересы занимают его, и в самом себе он носит источник наслаждения», – говорил Шопенгауэр.

С раннего детства надо показать ребёнку эти наслаждения.

Говорите с ребёнком о жизни, размышляйте с ним о жизни, задавайте ему вопросы,   отвечайте на его вопросы,  развивайте исследовательский дух,  учите думать, делать открытия,  радоваться открытиям!

Обсуждайте реальных людей или героев кинофильмов.

Развивайте  аналитическую часть ума.

Вырабатывайте  в ребёнке привычку и любовь к ежедневному чтению, потребность получать новые порции  знаний.

Книги – область умственных наслаждений. Когда маленький человек это обнаружит,  он будет счастлив узнавать новое. Такому человеку никогда не будет скучно и неинтересно жить! И его уже не будут интересовать пустые и сомнительные занятия!

ЧЕСТЬ СЕМЬИ

Над ребёнком надо трудиться, тратить на него личное время, душевные силы. И тогда будет результат.

Закон усилий!

Недавно перечитывала письма моего отца сыну-студенту.

Отец мог бы и не писать эти письма. Ну, учится там сын, и пусть себе учится! Приехал, сели, выпили, закусили…

– Как дела? Как учёба?

– Всё нормально, папа…

И всё.

Конечно, и при таком общении могут вырасти умные и хорошие дети, но далеко не всегда…

Отец  писал сыну письма, несмотря на то, что сын каждую неделю приезжал домой  на выходные дни!

Сколько старания, сколько  бережного  внимания и уважения, сколько душевного труда в его письмах сыну!

– Распущенность, пьянство… Фомичёвы в этом позориться не будут! – эту фразу он

всегда произносил уверенно и с достоинством.

Всё правильно. Речь идёт о чести семьи.

Нельзя позорить свою семью – эту мысль отец подчёркивал неоднократно. И мы старались привносить в жизнь семьи всё хорошее и интересное:  поведением, учёбой, талантами…

Но тирании не было. Получаю «5» – и отец говорит: «Молодец,  знай наших!». Получаю «2» – отец вздыхает, но тут же шутит: «Для разнообразия кусочек безобразия…».

ЧЕМ  Я  ИНТЕРЕСЕН?

Митрополит Антоний Сурожский  говорил:

«Когда человек остаётся один, ему становится скучно. А почему? Потому что в нём  ничего нет, чем бы питаться. Внутри – пустыня.

И тут обнаруживается, что человек большей частью не  живёт, а реагирует на то, что случается. То есть живёт отражённой жизнью, т.е. что-то случилось – и я на это отвечаю…

И так мы только думаем, что живём. А мы не живём – мы просто реагируем.

Есть только реакция. Есть только ответ на что-то, но мы не звучим из себя самих.

А когда остаёмся одни, оказывается, что действительно мы не умеем изнутри себя как-то действовать, жить…».

Да, в основном мы только реагируем:  кто-то позвонил – ответили, поговорили.

Трубку положили – скучно.

Кто-то пришёл – реакция на гостя.

Включили телевизор – реакция на телепередачу. Выключили – заскучали.

Надо посуду помыть – реакция на посуду…

Мы избегаем самих себя, потому что не знаем, что нам с собой делать.

А что есть во мне?

Как я влияю на жизнь?

Как я влияю на людей?

Как я звучу из самого себя?

Чем я интересен?

Что такое духовность? – спросили у меня  дети. Спрашивают и взрослые. Спрашиваю и я – сама у себя, у людей, у писателей и поэтов (они тоже люди).

Духовная засуха, духовный импотент, духовная жажда,  духовная пещера (о депрессии),  духовный альпинист (достиг высот духа), духовный дистрофик, духовное богатство, духовные потребности

Сколько словосочетаний с этим словом!

Смотрю в словарь В. Даля.

Кроме религиозных терминов, слово ДУХ означает также ум, волю, искру Божью в человеке. Это умственная и нравственная сила человека. Дух – это сущность в человеке, т.е. человеческое в человеке.

С этим словом наши ученики встречаются на уроках литературы («Духовной жаждою томим»…)

Человек страдает, если ему не хватает добра, правды, красоты.

Некоторые люди думают, что духовная жизнь – это походы в театр и музеи, это книги, музыка,  высшее образование.

Но и за книгой, и в театре может оказаться вполне бездуховный человек. Музыка и книги его просто развлекают, за ними он просто «проводит время».

А человек духовный время не проводит – он его использует!

«Человек, одарённый духовными силами, живёт жизнью, полной мысли, проникнутой смыслом; достойные и интересные вопросы занимают его, в самом себе он носит источник наслаждения.  Он имеет потребность учиться, видеть, изучать, размышлять, совершенствоваться. Это значит, что для него открыты наслаждения, в которых отказано другим. Его жизнь идёт не только в длину, но и в глубину», – говорил  Шопегауэр.

Дух имеет свой язык. Он идёт впереди разума и проявляется в интуиции.

Если дух питать и тренировать,  он может подсказывать правильные решения.

Разум – это знания и опыт. Это то, что мы учили, читали, слышали. Но обычно ум наш придавлен житейской суетой, стереотипами.

Дух же знает больше, видит больше.

И дальше.

И глубже.

Есть мнение, что дух передаётся детям от родителей в виде стремления к добру и красоте.  На родительском факультативе  мы обсуждаем с родителями  эту интересную тему.

Называю черты характера человека, наделённого духовностью, т.е. (признаки здоровой души):

– старательность, стремление всё делать по-настоящему;

– простота и естественность;

– сдержанность;

– доброжелательное, философское чувство юмора;

– стремление анализировать свои действия;

– отсутствие уныния, депрессии, бодрость и лёгкость духа;

– тёплые, сердечные отношения с людьми, желание помочь близким и друзьям;

– ответственность, выполнение обещаний;

– естественная брезгливость к грязи, разврату, пьянству (духовно здоровый человек обходит стороной пивные бары, игровые автоматы, сделки, тёмные компании…);

– понимание того, что в жизни есть высшее, мудрое, разумное начало.

Кроме того, эти люди:

– способны почувствовать свою причастность к вечности при полноценном и адекватном восприятии обыденной реальности;

– не поддаются  чужому влиянию, стадному инстинкту толпы, верны себе и сохраняют свою индивидуальность.

У Вас есть эти  качества?  Значит, Вы передали свой дух Вашему ребёнку.

Дух передаётся!

А как ведёт себя человек бездуховный?  (признаки  нездоровой души):

– он легко умеет врать, даже если в этом нет необходимости;

– недоброжелателен к миру, к людям;

– самолюбив, стремится всех заставить служить себе;

– сексуально озабочен;

– без угрызений совести легко присваивает чужое;

– не терпит чужой радости, ссорит других, доносит, сплетничает;

– стремится занять чужое место (увести чужую жену, чужого мужа);

– у него пустота в глазах,  приступы депрессии;

– у него нет жизненных принципов, он «ни нашим, ни вашим».

Если  какие-то черты Вы заметили у Вашего ребёнка,  то – стоп!

Рано делать выводы.

Он врёт? Значит, Вы чрезмерно упрекаете, наказываете, критикуете, и он вынужден приспосабливаться.

Он агрессивен? Может, он копирует Вас?

Он что-то украл?  А вот это уже проблема, которую надо срочно решать…

В любом случае – исследуйте себя. Дети тонко чувствуют  тайную жизнь родителей.

Светлана Дмитриевна Фомичёва, психолог, валеолог, учитель гимназии № 46 им. М.В. Ломоносова (г. Харьков)

«Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.

Каковы бы ни были индивиды, составляющие толпу, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности.

В толпе честный человек может стать преступником, а трус – героем.

Толпа не дорожит своей жизнью, не думает о последствиях.

Если толпа натыкается на препятствия, она приходит в ярость.

Какие-то фантастические образы примешиваются к реальным, всё в голове перепутывается, преувеличивается, искажается»

(Гюстав Лебон, 1895 г.)

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!