ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Принято считать, что одарённым детям учёба даётся легко и поэтому им априори хорошо в школе. Однако одарённость бывает очень разная, а для успешной учёбы предпочтительна так называемая академическая одарённость, при которой у учащегося наличествует ярко выраженная способность учиться. Он легко усваивает учебный материал, причём – практически любой: и трудный, и лёгкий, и интересный ему самому, и менее интересный.

О таких детях говорят, что им – учёба им «даётся легко», и это действительно так. Однако есть и другие типы одарённости, с которыми в школе часто не обходится без проблем.

Каждый ребёнок имеет свой особенный дар. И речь идёт не только о так называемых «гуманитариях» и «математиках».

Одарённость – это талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Американские психологи объясняют одарённость просто: способные, одарённые дети – это дети, которые делают немного раньше, немного лучше, немного быстрее и немного не так, как большинство детей.

ВИДЫ ОДАРЁННОСТИ

Чтобы определить виды одарённости, их привязывают к основным видам деятельности, в которых эта одарённость проявляется. При этом учитываются сферы психики – интеллектуальная, эмоциональная и мотивационно-волевая, в которых «обретается» талант.

В практической деятельности, к примеру, выделяют одарённость в ремёслах, спортивную и организационную;

в познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость различных видов (одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.),

в художественно-эстетической – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость;

в коммуникативной – лидерскую и аттрактивную (способность к взаимодействию с другими людьми для достижения общего результата) одарённость;

в духовно-ценностной – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и в служении людям.

Одарённость ребёнка в определённой сфере деятельности проявляет себя ярко выраженной склонностью к этой деятельности, при которой ребёнок расположен к самому процессу деятельности, когда для него работа привлекательна сама по себе, а не просто как средство достижения каких-нибудь целей.

И даже когда такая деятельность для него нелегка – он проявляет настойчивость, волю, готовность пожертвовать чем-либо не только ради того, чтобы достичь успеха, но и ради самой возможности заниматься ею.  И это всё – потому что многое из того, с чем он имеет дело, доставляет ему огромное удовольствие!

Одарённость предоставляет ребёнку возможность достичь более высоких, незаурядных результатов в какой-то одной или сразу в нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.

Однако это только возможность!

Существует масса причин, по которым одарённость детей не получает своего развития и по которым именно у одарённых детей появляется много проблем в школе.

ПРОБЛЕМЫ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

У одарённых детей на протяжении их школьной жизни возникает достаточно много разнообразных проблем.

Они порой хуже остальных адаптируются к школе, потому что часто проявляют нетерпимость по отношению к менее развитым детям. К примеру, им довольно трудно дождаться, пока собеседник закончит свою мысль, ведь уже с первых слов они схватывают суть проблемы, они также могут поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или коверкает слова.

Им также часто присущ эгоцентризм и неспособность становиться на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.

Одарённый ребёнок часто не способен на компромисс, стремится держать верх в споре, командовать сверстниками – в противном случае ему с ними скучно.

Одарённые дети любят сложные игры и безразличны к простым, которыми увлекаются их сверстники.

Все эти черты малопривлекательны и ведут к проблемам с коммуникацией.

Проблемы таких детей могут выливаться в асоциальное и агрессивное поведение, либо наоборот – приводят к тому, что они, желая избежать болезненных для себя отношений, уходят в себя, в мир своих фантазий и грёз, становятся апатичными, нелюдимыми, а иногда и «бесхребетными» – стараются не отличаться от других, подстраиваются под них.

Одарённые дети более подвержены нервным срывам вследствие своей большей чувствительности, ранимости и глубокого восприятия мира. Они рано начинают погружаться в философские проблемы, задумываться над вопросами жизни и смерти, веры в Бога и смысла бытия.

У одарённых детей, как только они убеждаются в том, что программа скучна и неинтересна, быстро возникает скрытая или явная неприязнь к школе.

Многие одарённые дети отстают от сверстников в физическом развитии, потому что работе мускулов они предпочитают работу мозгами.

Они часто страдают от присущего им стремления к совершенству (перфекционизма), так как не могут успокоиться, пока не достигнут наилучшего результата в своей деятельности; страдают от неудовлетворённости, так как они очень критичны к себе и своим достижениям.

Порой они ставят себе завышенные цели и, не достигая их, переживают.

Но, пожалуй, самая большая школьная проблема талантливых детей – это то, что их талант в школе не замечают и не создают условия для его развития. А это вполне может привести к «затуханию» таланта!

ОБНАРУЖИТЬ ТАЛАНТ

Детская одарённость проявляет себя по-разному: у одних детей она обнаруживается в деятельности отчётливо, не оставляя сомнений, так как их достижения слишком очевидны, а у других – одарённость скрытая, её трудно заметить.

Конечно, существуют различные тестирования для обнаружения одарённости. Но вряд ли они способны с большой долей точности обнаружить признаки такой многоликой одарённости у детей.

В обнаружении одарённости большую роль играет педагогическая чуткость наставников.

Есть и определённые «симптомы», на которые нужно обратить внимание.

Одарённые дети очень любознательны, активно исследуют окружающий их мир и не любят, когда их ограничивают в исследованиях.

Они прослеживают причинно-следственные связи явлений, делают свои выводы, способны строить альтернативные модели и системы происходящих событий.

Талантливые дети с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одарённый ребёнок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать

своё внимание на одном деле, он буквально погружается в занятие, которое представляет для него интерес.

У всех одарённых детей отчётливо выражена поисковая потребность, умение управлять своей деятельностью, достигать высоких результатов.

Одарённые дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока ещё «недоступны», и в решении некоторых из них даже могут добиться успеха.

Для выявления повышенных способностей ребёнка существуют разнообразные методики, в которых принимают участие не только дети, но и родители:

«Карта интересов», «Интеллектуальный портрет», «Характеристика ученика», «Карта индивидуальной одарённости», «Карта общей одарённости», «Карта успешности школьников» и другие.

Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка, и поэтому невозможно эффективно определиться с одарённостью ребёнка посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.

Гораздо продуктивнее направить усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения.

ПОДДЕРЖАТЬ ТАЛАНТ

Для того, чтобы наладить успешную работу с одарёнными учащимися нужно для начала, чтобы педагоги глубоко осознали её важность и признали, что работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений школьной работы.

При работе с талантливыми детьми учителю предстоит разрешить непростые задачи: не только создать развивающую среду для интеллектуального развития, но и помочь ребёнку в социализации и развитии его личности.

Занятия с одарёнными школьниками бывают индивидуальными и групповыми, и проводиться они могут в форме факультативов, предметных кружков, занятий исследовательской деятельностью, конкурсов, интеллектуального марафона, научно-практических конференций, участия в олимпиадах.

Такая работа может проводиться по нескольким уровням.

На перовом уровне – работа по выявлению и развитию одарённости среди всех учащихся на уроках, при которой учителя создают условия для проявления детской одарённости.

К примеру, с помощью индивидуализации заданий, что предполагает наличие богатого выбора индивидуальных нестандартных, творческих заданий и заданий повышенной сложности.

Второй уровень предполагает работу по выявлению и развитию одарённости учащихся на элективных (обязательных курсах для углублённого изучения предметов по выбору) курсах, на которых учащиеся могут реализовать свой интерес к углублённому изучению

предмета, обрести круг общения среди учащихся с общими интересами.

Эти курсы позволяют заниматься с детьми индивидуально, применять нестандартные формы обучения.

На третьем уровне ведётся работа по выявлению одарённых учеников в рамках

школьных конкурсов, проектов, олимпиад и соревнований.

В этой работе участвуют около половины учащихся. Одарённость легко определяется при сравнении результатов и выборе победивших.

Победа является для учащихся важнейшей мотивацией для усердия в дополнительных занятиях.

Четвёртый уровень предполагает развитие одарённости учащихся малыми группами на элективных курсах, практикумах, в творческих и научно-исследовательских лабораториях, в проектной деятельности.

На пятом уровне ведётся индивидуальная работа с учащимися с высокой степенью развития одарённости, которым для дальнейшего роста в интересующей их сфере, необходимо личное общение с учителем. Такая работа требует от самого учителя большого таланта и интуиции, чтобы дать талантливому ученику углублённые знания и удовлетворить его интерес к предмету.

На всех уровнях работа с детьми должна основываться на их желании познавать, на интересе и добровольной деятельности.

… Одарённость для ребёнка – это лишь возможность. Реализуется эта возможность или нет – зависит от многих обстоятельств. Существует распространенное мнение, что одарённым детям обеспечены успехи в учении, в действительности многие из них оказываются не на высоте, причём именно по причине своих выдающихся способностей.

Екатерина Иванченко

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!