РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ВАСИЛИЯ СУХОМЛИНСКОГО

Система Василия Александровича Сухомлинского опирается на лучшие качества каждого человека: и ребёнка, и родителя. Творческое начало, умение строить отношения, желание учиться знаменитый советский педагог развивал в своих учениках всю жизнь.

В.А. Сухомлинский (1918-1970) преподавал 22 года в средней школе украинского села Павлыш. Он был уверен, что неспособных, ленивых и бездарных детей не бывает.

В каждом своём ученике он старался раскрывать индивидуальные черты.

В этом ему помогали эксперимент и творческий подход – два важных принципа педагогической системы Василия Александровича.

Идеи обучения и воспитания Сухомлинского подтверждались практикой; чтобы их распространить, он написал не один десяток книг и несколько сотен статей.

Предложения педагога не у всех встречали понимание, но он всегда следовал своим принципам.

Сухомлинский был уверен, что школе необходимо работать над образованием ребёнка вместе с родителями – и на протяжении многих лет в Павлышской средней школе проходили специальные родительские конференции, где мамы и папы рассказывали о трудностях в воспитании своих детей и получали советы учителей.

За два года до поступления ребёнка в первый класс родители могли прийти учиться к Василию Александровичу Сухомлинскому.

В родительском университете он преподавал им теорию воспитания, педагогическую психологию, возрастную психологию ребёнка.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ОТЦОМ И МАТЕРЬЮ СВОИМ ДЕТЯМ?

Сухомлинский считал, что важнейшая мудрость, которую должны постигать люди со школьной скамьи, – это мудрость человеческих взаимоотношений.

Василий Александрович писал:

«Мы не учим в школе самому главному – не учим жить!

Учим, в каком состоянии материя в центре Солнца и сколько атомов вещества в кубическом сантиметре межзвёздного пространства…, но (наши ученики) ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит – быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей».

Сухомлинского тревожило, что из-за разводов страдают дети, потому что их родители не знали, как им жить вместе, не умели любить друг друга.

Педагог считал, что в школе не хватает предмета «Семья, брак, любовь, дети» – и он ввёл такой предмет в Павлышской средней школе.

«Не всем быть физиками и математиками, а родителями быть всем, мужем и женой – всем», – писал Сухомлинский.

САМАЯ ВАЖНАЯ РАБОТА

«Дети – это счастье»!

Сухомлинский добавлял: «Дети – это счастье, созданное трудом».

Сам отец двоих детей, Василий Александрович знал, что родительство – трудное счастье, которое приходит к тем, кто не боится «единообразного, многолетнего труда до самозабвения».

Главная сложность такого труда – «в слиянии разума и чувств, мудрости и любви, умения, наслаждаясь нынешним мгновением, тревожно заглядывать в будущее».

Педагог считал, что невоспитанный человек, которому не хватило внимания отца и матери, похож на «самолёт, выпущенный в полёт с испорченными двигателями: погибнет сам и принесёт гибель людям».

«Дети не могут расти сами, как трава. Какая бы у вас ответственная, сложная, творческая работа ни была…, знайте, что дома вас ожидает ещё более ответственная, более сложная, более тонкая работа – воспитание человека. Это не только самая важная, но и самая нужная, самая неотложная работа для вас», – писал Сухомлинский, обращаясь к родителям.

РЕБЁНОК ПОДРАЖАЕТ РОДИТЕЛЯМ

О личном примере матери и отца в воспитании детей часто говорят современные психологи – и кажется, что так было всегда. Но во времена Сухомлинского такая идея казалась новаторской.

В книге «Родительская педагогика» Василий Александрович описал жалобу одного отца на то, что сын отдалился от родителей, жил «только для себя», «сердце его становилось холодным, безразличным, взгляд – непроницаемым».

Чтобы изменить ситуацию, Сухомлинский посоветовал этому отцу изменить своё отношение к его собственной матери – бабушке мальчика, которая жила отдельно, редко видела сына и чувствовала себя брошенной

«Помните, что тончайший корень, который питает великое дерево любви…, – это та минута в жизни вашего сына, когда он принесёт бабушке яблоко из сада и цветок розы, поставит перед ней стакан свежей, ключевой воды и поправит подушку в изголовье», – писал педагог.

Если родители говорят ребёнку одно, но своими поступками показывают другое – чего ждать в итоге? Того, что дети будут повторять поступки взрослых!

Замечательная английская пословица гласит: ««Не воспитывайте детей: они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя».

РОДИТЕЛИ НЕ ИДЕАЛЬНЫ, НО ТЕМ НЕ МЕНЕЕ…

Сухомлинскому была близка мысль Льва Толстого: суть воспитания детей заключается в воспитании родителями самих себя.

Почему-то многим из нас кажется, что вступление в брак – конец хлопот и душевных страданий, за которыми начнётся ровная счастливая жизнь. Но это не так. Если у человека, который готовится стать родителем, не будет решимости меняться ради другого, воспитывать себя, сказка можно закончиться очень быстро.

Василий Александрович писал:

«Скоропреходяща страсть первых месяцев супружеской любви, но если, кроме этой страсти, брак ни на чём не держался, драгоценный камень вашей любви превратится в уголёк.

И вместо неба в ваш дом придёт ад, а для детей – страдание, равнодушие, неверие в человека. В высоконравственном браке огонь первой страсти – самое дорогое воспоминание на всю жизнь, он как бы свет, отражённый новой жизнью, – взаимным творением счастья, воспитанием детей. В высоконравственной многолетней любви на каждом шагу выражается человеческое отношение человека к человеку, и прежде всего мужа к жене».

Сухомлинский очень много писал о том, как важно воспитывать в детях уважение к женщине. При этом он никогда не отказывал матери в возможности самореализации – так, как её понимали в 60-х годах в украинском селе.

Например, работница фермы, доярка – уважаемый в селе человек. Она часто уходит рано утром и возвращается поздно вечером. Поэтому нет ничего зазорного в том, что её муж будет присматривать за домом и детьми в её отсутствие: готовить еду, следить за бытом, нянчить малыша.

«Дорогим для людей становится то, во что вложены силы души.

Если дети видят, как дорожат друг другом родители, то они будут помогать сохранять семью, узнавать, в чём её ценность и передавать эту ценность дальше» – писал педагог.

ШКОЛА ТОНКИХ ОТНОШЕНИЙ

Василий Александрович приводит в своей книге удивительную историю одной семьи: там отец каждое утро приносил жене из сада розу. Привыкли так поступать и дети – утренний букет в вазе у кровати матери стал привычным и необычным символом взаимного уважения и любви, которая царила в семье. И даже после смерти главы семейства традиция букета маме сохранялась – причём дети добавляли цветок, который мог бы подарить и отец, если бы был жив.

«Бывает, родители плачутся: «Что нам делать с сыном? Не понимает доброго слова. Учишь его – это хорошо, а это плохо, это можно, а это нельзя – а он как будто и не слышит… Хоть кол на голове теши».

Что делать?

«Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не веревки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения – самое главное нравственное богатство семьи».

ТРИ КНИГИ СУХОМЛИНСКОГО, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ К ПРОЧТЕНИЮ

«Родительская педагогика»

Эта книга – добрый разговор учителя с родителями о том, как взрослым сохранить человека в себе и вырастить его в своих детях.

«Сердце отдаю детям»

В этой книге Сухомлинский описал свои методы обучения и воспитания: как познакомить ребёнка с окружающим миром, как помогать ему учиться, облегчить ему интеллектуальный труд, как развивать в нём самые лучшие качества.

«Письма к сыну»

Часто ли родители могут похвастаться доверительными отношениями с собственными детьми? Дают ли они возможность выросшему ребёнку начать жить своей жизнью, наблюдая за его успехами и поддерживая? Книга «Письма к сыну» показывает, как это удалось Сухомлинскому не только как педагогу, но и как отцу.

Наталья Волкова

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!