ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАШЕЙ МОЛОДЁЖИ

За последние 20-25 лет психологические проблемы молодёжи встречаются настолько часто, что это напоминает скорее пандемию, чем отдельно взятое заболевание. Причины многих психических патологий, выявляемых на фоне практически полного физического здоровья, являются «тёмным пятном». В качестве примера можно привести синдром Аспергера, относящийся к «заболеваниям» аутистического ряда, и просто, так называемую, «ватность конечностей», поразившую нашу молодёжь, навязчивые тревожно-депрессивные состояния, проблемы с коммуникацией, с которыми раньше сталкивались только специалисты в клиниках.

Все указанные выше патологии не являются приобретёнными. Дети с ними рождаются. Они лишь раскрываются и выявляются по мере взросления ребёнка.

В ЧЁМ ПРИЧИНА?

На мой взгляд, она кроется в грехах предыдущих 3-4-х поколений советских людей, не знавших ни Бога, ни Его Заповедей и, соответственно, нарушавших всё, что только возможно.

Тем не менее даже тогда основные нравственные понятия у русского народа сохранялись в пределах евангельского понимания добра и зла, нравственного и безнравственного, хотя, конечно, в быту их часто нарушали.

Но вот пал «железный занавес» и к нам хлынули грязные волны порно-нарко-рок-культуры, разрушившие последние нравственные преграды в сознании подавляющего большинства «совков», не знающих ни Бога, ни родной православной культуры.

Впрочем, вся эта антикультура была рассчитана на широкие массы. А вот для людей, имеющих более высокие запросы, была сварена другая похлёбка, состоящая из смеси восточного и западного оккультизма, а также откровенного сатанизма и колдовства.

Изменение нравственной парадигмы советских людей не было спонтанным. Это было заранее спланированное на Западе нашествие, которое преследовало чисто духовную цель: лишить наш народ даже тех остатков благодати Святого Духа, которые он ещё удерживал по молитвам своих православных предков.

В результате – давно оторванные от родного Православия русские люди с головой ушли во все эти псевдодуховные учения и практики, истинная цель которых – раскрыть человека для контакта с тёмными, демоническими сферами духовного мира.

И даже понимая всё это, нам не имеет никакого смысла обвинять своих прародителей в наших проблемах.

Во-первых, потому что это абсолютно непродуктивно, поскольку ничего не меняет к лучшему; даже наоборот, может вызвать только злобу и чувство отчуждения по отношению к тем людям, которые нас любят.

Во-вторых, такое отношение будет нарушением Божией заповеди о почитании родителей (хороших или плохих), что обязательно приведёт к плачевным результатам и негативным для нас последствиям.

Для того чтобы выстроить правильное отношение к родным, нам необходимо представить себя на их месте именно в ту эпоху и в тех условиях, в которых они выросли и жили. Не исключено, что мы поступали бы намного хуже, чем они.

А если представить, что они родились бы в другое время и были бы воспитаны в благочестивых, верующих семьях, думаю, что многие из них выросли бы совсем другими людьми и не сотворили бы многое из того, что совершили они, не имея никакой нравственной опоры, которую даёт только вера.

Негативные наследственные факторы продолжают действовать в духовной сфере. Однако не следует этого бояться! Ведь если Бог призвал нас ко спасению и к Вечной Жизни, значит Он знает, что мы имеем достаточно сил, чтобы выполнить эту задачу.

Дело теперь только за нами!

Если мы будем бороться со своими грехами и недостатками методами, завещанными нам Евангелием и святыми отцами, укрепляя свой дух и волю в Таинствах Церкви – Бог нам поможет, и мы всё победим!

ДУХОВНАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

В чём же заключаются негативные факторы, являющиеся результатом грехов рода? Следствием грехов каждого отдельного человека является отступление от него божественной благодати, именуемой в богословии нетварной божественной энергией.

Однако благодать отступает в различной степени: мера потери человеком благодати зависит от тяжести грехов, особенно – смертных. Но, поскольку благодатная божественная энергия – единственная защита человека от воздействия на него демонических сил, то степень его незащищённости определяет и степень воздействия на него демонов.

Здесь зависимость прямо пропорциональная: чем тяжелее грехи, тем мощнее воздействие демонов на душу и тело человека.

Кстати, любая оккультная или языческая практика сразу раскрывает человека для вхождения в него тёмных сил, поскольку является, по сути, обращением к этим силам и предательством Христа. Причём даже последующее осознание греха и покаяние не решают мгновенно проблем, связанных с воздействием демонов на человека.

Следует заметить, что и тератогенные (под воздействием радиации, лекарств и т.д.) уродства, и другие физические (врождённые) недостатки имеют ту же причину – грехи рода.

Многие психологические проблемы молодых людей являются проблемами исключительно духовного порядка, т.е. они вызваны воздействием демонических сил. Поэтому и бороться с ними можно и нужно методами исключительно духовными.

Необходима только настойчивость в борьбе с негативными факторами и помощь Божия, которую мы, христиане, получаем через молитву и участие в Таинствах Церкви.

Именно через Таинства и, особенно, через Причастие, верующие возвращают или даже вновь приобретают божественную благодать (разумеется, по мере своих собственных усилий в борьбе с грехом).

Так постепенно и происходит «выздоровление», т.е. постепенное ослабление демонического воздействия на душу – вплоть до полного освобождения от него.

КОНКРЕТНЫЕ СИМПТОМЫ ДУХОВНОГО НЕЗДОРОВЬЯ

Интровертизм в не очень явно выраженной форме – одно из наиболее распространённых среди современной молодёжи явлений, которое значительно отравляет жизнь молодых людей.

Этот синдром, судя по моим наблюдениям, является следствием, с одной стороны, непомерной (хотя и скрытой) гордыни, а с другой – критически заниженной самооценки, которую внушают человеку демоны.

Иными словами, человек хочет быть чем-то очень значительным, но где-то глубоко внутри сознаёт себя совсем незначительной личностью. При этом демон, который контролирует его (возможно, и не один), внушает ему уничижительные мысли по отношению к самому себе.

И диссонанс между тем, каким бы хотелось себя видеть и демонически внушённым ложным самовосприятием (ощущение себя полным ничтожеством, никому не интересной, невыразительной личностью), становится настолько значительным, что приводит к боязни общения, которая базируется на бессознательном страхе быть осмеянным, униженным и отвергнутым.

Чтобы бороться с этой бедой нужно, во-первых, глубоко осознать наличие в себе такой страшной болезни как гордыня, присущей, кстати, всему человечеству. Именно она является главным следствием и печальным плодом первородного греха наших прародителей.

Гордыней обладают не только люди талантливые, достигшие больших успехов в различных областях человеческой деятельности, которым, по крайней мере, действительно есть чем гордиться.

Поразительно другое – то, что она прорастает и укореняется даже в людях совершенно никчёмных, необразованных и не только ничего не достигших в жизни, но даже опустившихся на самое её дно. И, как это ни парадоксально, у последних гордыня зачастую проявляется в более неприглядной и жёсткой форме.

Но именно по причине того, что гордыня, открывающаяся через эгоцентризм, является основным и наиболее губительным грехом для всего человечества, лишающим личность богообщения, Христос завещал нам борьбу с этой страстью, сказав: «Научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

Научиться смирению Господь призывает потому, что смирение – качество противоположное гордыне, которое и вырабатывается в процессе борьбы со своим ЭГО.

В результате этой борьбы происходит изменение вектора всех жизненных устремлений человека на противоположный.

Прежний вектор был направлен внутрь, на самого себя, где центром вселенной был Я, моё ЭГО. Новый вектор направлен вовне, и потому у человека появляется возможность научиться любить не только себя, но и Бога, и ближнего своего, выполняя тем самым две главные Заповеди Божии.

Господь Сам, Своим личным примером показал нам величайшие образцы смирения, о которых говорит Евангелие.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ ГОРДЫНЮ

Думающему и верующему человеку нужно глубоко вникнуть в себя и понять, что все имеющиеся у нас способности и дарования, от самых маленьких до самых больших и даже великих, нам не принадлежат! Именно потому мы не имеем права ими гордиться.

Эти качества и способности не наши!

Все они – дар Божий, полученный каждым из нас в момент зачатия, во время которого формируется весь человек – и душа, и тело.

Кстати, и унывать от отсутствия каких-то способностей нелогично, потому что они не приближают нас ко спасению и не отдаляют.

Ведь если человек призван Богом ко спасению и смог уверовать (вера – знак призвания), то ничто не может ему в этом помешать: ни отсутствие, к примеру, гениальных музыкальных способностей, ни отсутствие обширных знаний.

Богу нужны души, чистые сердцем, кроткие и смиренные, мужественные, самоотверженные и терпеливые.

Хочется отметить, что среди учеников и последователей Господа Иисуса было не так много «интеллектуалов». В основном, Его ученики были простыми и даже малообразованными людьми, но это не помешало им стать апостолами, Светом Христовой Истины просветившими всю Вселенную, а другим – стать преподобными и мучениками, которые, не колеблясь, шли на смерть за веру Христову.

Разумный человек отбрасывает от себя всякую мысль, с помощью которой демон пытается внушить ему ощущение своей мнимой высоты, – таким образом можно избежать гордыни, проявляющейся в превозношении.

Но, потерпев поражение на этом стратегическом направлении, дьявол не замедлит начать приступ с прямо противоположной стороны: он будет пытаться довести своего «подопечного» до отчаяния – через внушение ложного ощущения своей никчёмности, заставляя его впасть в уныние и самоуничижение.

Однако и это состояние происходят от того же корня – гордыни: «Унизительно и очень обидно быть хуже кого-то, ведь я такой хороший!»

Подобного неправильного состояния можно избежать без особого труда, если глубоко осознать: «Создатель и Промыслитель – Бог – всё рассчитал и устроил самым наилучшим образом, а, следовательно, тех (пусть даже небольших) способностей и качеств, какие Он мне отмерил, вполне достаточно для достижения главной цели всей человеческой жизни – спасения».

Правда, эта мысль нас не должна расхолаживать: мол, я маленький человек, какой с меня спрос? Не следует забывать, что даже те малые дарования, которые нам даны, мы обязаны развивать, чтобы с их помощью принести Богу добрый плод – удвоенный или утроенный в меру наших возможностей, о чём и говорил Господь в притче о талантах (см. Мф. 25:13-30).

Итак, как видим, гордыня в нас проявляется двояким образом: или в виде превозношения над слабейшим, что доставляет нам удовлетворение в упоении своим мнимым величием, или, наоборот, через самоуничижение, доводящее до отчаяния.

Третья мысль, помогающая победить гордыню, состоит в том, чтобы всегда помнить:

«Я вообще не имею никакого права сравнивать себя с каким бы то ни было человеком, поскольку я не знаю ни духовных, ни душевных, ни физических его сил.

Я не знаю дарований, вложенных в него Богом, не знаю и о силе воздействия на этого человека грехов его предков.

Я не знаю также факторов, повлиявших на его воспитание и мировоззрение, а, тем более, я не знаю, в каком направлении может измениться этот человек, например, через 10-20 лет.

Именно по причине неведения глубинных особенностей человека, с которым я себя сравниваю, не имея ни малейшего понятия о Промысле Божием в отношении будущности этого человека, я никогда не смогу оценить его правильно, а, следовательно, всякое сравнение с ним лишено какого бы то ни было смысла».

Каждого по его индивидуальной шкале оценит Господь и с тех, кому Он дал больше, кто оказался в более благоприятных условиях, с тех больше Он и потребует, о чём и Сам Спаситель говорит в Евангелии (см. Лк. 12:48).

По той же причине Господь Иисус запретил нам судить друг о друге, поскольку наш суд не может быть правильным априори в силу того, что наше оценочное суждение всегда предвзято, ибо оно произрастает от корня нашего эгоцентризма.

Именно таким методом, отбрасывая всякую мысль о сравнении себя с кем-либо, мы можем достигнуть смиренного образа мыслей (так называемого «смиренномудрия»), победить скрытое в каждом из нас тщеславие и достигнуть внутреннего успокоения.

КТО Я?

Каждый думающий молодой человек хочет понять – кто он, в чём смысл его жизни?

Какое-то внутреннее чутьё подсказывает ему, что он призван выполнить какую-то миссию.

Он мучается смутным ощущением своей значимости и непонятной предназначенности, но у него нет ясности.

Подобная проблема возникает, как правило, у людей, не знающих Бога.

Не найдя ответа, не видя смысла в своей жизни и не ценя её, люди уходят в криминальный мир, стремятся попасть в «горячие точки», глушат чувство неудовлетворённости в экстремальных видах спорта и гибнут, очень многие просто спиваются или прячутся от этих «проклятых вопросов» в виртуальную реальность компьютерных игр или в наркотический транс.

Эта неосознаваемая молодыми людьми жажда самореализации, происходящая из интуитивного ощущения ценности своей личности, жажда самоутверждения себя как некоего значимого элемента этого мира, не достигая истинной своей цели, проявляется в странных, глупых, а иногда и кошмарных поступках.

В самых невинных формах, например, она демонстрирует себя с помощью в зелёного ирокеза на голове, пяти колец в ушах, серёжек в носу или на кончике языка, кричащей, вызывающей одежды.

Всё это кричит: «Ну, посмотри на меня! Ведь это я!! Я есть! Я существую!!! Взгляни на меня, и дай мне хотя бы через твой взгляд ощутить себя существующим в этом мире! Ты меня заметил – и теперь я чувствую, что существую!».

Более жёсткие формы «самореализации» – мордобой индивидуальный в виде боёв без правил или групповой – фанаты одной футбольной команды против фанатов другой.

Более страшные формы выливаются в участие в сатанинских ритуалах с жертвоприношениями животных и людей, в групповых оргиях и безудержном разврате, сопровождающих «чёрные мессы».

Всеми этими способами Сатана и его ангелы совершенно в другую сторону направляют интуитивное стремление молодого человека к самопознанию и к самореализации.

Они предлагают ему ложную цель: эгоистическое самообожение, отрывающее человека от Творца и главной цели жизни – спасения души от греха для блаженной и вечной жизни в Царстве Божием.

Но откуда у всех людей на земле появилось это интуитивное чувство значимости и ценности своей личности?

Человеческие души интуитивно чувствуют себя ДЕТЬМИ БОЖЬИМИ даже тогда, когда этого не осознают!

А что может быть более значимым, более ценным, более высоким, чем это положение и звание? Ведь Сам Творец через пророка Давида говорит: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81:6).

Да, мы действительно сыны и дочери Божии, поскольку Он создал нас по Своему образу и подобию. И, хотя за грехи прародителей, к которым добавились и наши грехи, мы лишились подобия Божия, тем не менее, образ Божий, пусть даже сильно загрязнённый, всё же остаётся в нас до самой кончины.

Он заключается в онтологически присущих нам божественных свойствах и качествах.

Назову лишь некоторые из них:

«Бог есть Дух» – и наша душа – существо духовное, а не материальное.

Бог обладает разумом и самосознанием, Его даже называют «Высшим Разумом» – и наши души, – Его творения, получили он Него и разум, и самосознание.

Бог обладает абсолютной свободой – и мы получили от Него свободную волю, чтобы свободно выбирать между добром и злом.

Бог, как Творец и «изряднохудожник» (одно из наименований Творца в богослужебных текстах), снабдил и наши души разнообразными творческими способностями.

Бог вечен и безначален – и наши души, несмотря на то, что были созданы Творцом в определённый момент времени, т.е. имеют начало, тем не менее, созданы Им для бытия вечного, поскольку всякое временное бытие, в сравнении с вечностью, бытием вовсе не является.

Даже эти немногие грани образа Божьего, имеющиеся в каждом из нас, неоспоримо указывают на то, что мы действительно дети Божьи, которые во всех основных своих качествах похожи на своего Отца!

Именно эту причастность к высшему Началу мира, к Его Создателю, и чувствуют (пусть даже неосознанно) души всех людей – включая и тех, кто ничего о Боге не знает.

Понятно, что бесплотным врагам рода человеческого очень важно не допустить, чтобы люди поняли: КТО они на самом деле и, осознав это, пошли навстречу своему Отцу. Для этого необходимо, прежде всего, стереть из памяти людей всякую мысль о Боге, или хотя бы выхолостить знание о Нём, превратить Его в миф.

С этим как-то удалось справиться с помощью внедрённых в человечество ложных религиозных концепций и верований, благодаря ничем не подтверждённой теории Дарвина, которая, якобы, подвела научный фундамент под здание атеизма.

Но как быть с тем фактом, что все человеческие души чувствуют свою причастность к чему-то высшему, ощущают в себе некий потенциал нереализованных возможностей, правда, не зная ни своего происхождения, ни этих возможностей, ни области их приложения?

Испытывая постоянное и непонятное чувство неудовлетворённости собой и своей жизнью, люди могут начать искать их причины. А вот это уже опасно, т.к. может привести их к Богу! Образовавшуюся с помощью атеизма пустоту нужно было чем-то срочно заполнить. Для этой цели подходит всё: любые зрелища, азартные игры, все варианты экстрима, порнография и т.д.

Тем же целям служит постоянная, лихорадочная смена мод, разжигание страсти к наживе, к достижению более высокого социального статуса.

Не оставлены в стороне и старые методы дебилизации людей при помощи алкоголя и наркотиков.

Большая роль отведена также современным методам одурманивания умов с помощью, например, компьютерных игр, которые полностью поглощают волю и разум человека.

Конечно, верующий человек относительно легко может преодолеть все эти сети и хитрые ловушки, расставляемые дьяволом, если вполне осознает себя, как бессмертную личность, как сына Божия.

У человека, осознающего себя высшим творением Божьим, не возникает ощущения своей ничтожности или бессмысленности пребывания в этом мире. У него нет потребности самоутверждаться в своём бытии через окружающих людей. Он вполне самодостаточен и уверен в себе, зная, что он – Царский сын!

Поэтому, если мы признаём Творцом своей личности Бога, даровавшего нам способности, то самым разумным будет обратиться именно к Нему – с просьбой указать нам ту деятельность, которая будет полезна и нам, и другим людям.

Как показал опыт многих христиан, человеку, молящемуся с доверием и упованием на Бога, вскоре открывается путь, наиболее соответствующий его способностям и душевной настроенности. И тогда он чувствует неодолимое влечение к указанному Богом роду деятельности, испытывая при этом убеждённость в правильности этого пути.

Достижение на указанном поприще положительных результатов приносит его душе вместе с удовлетворением ощущение полноты жизни и истинную радость даже тогда, когда приходится преодолевать в своей деятельности серьёзные препятствия.

Всё вышеописанное имеет целью разъяснить глубинную суть происходящих явлений и показать, что проблемы молодёжи имеют, по большей части, духовный характер, а, следовательно, исцеляются они постепенно по мере духовного роста и только духовными методами.

Помочь этому процессу могут и некоторые внешние действия.

Во-первых, нужно стараться делать как можно больше добрых (пусть даже самых незначительных) дел окружающим тебя людям.

Во-вторых, нужно учиться контролировать себя, глядя как бы со стороны на выражение своего лица, чтобы оно не было постоянно хмурым и отчуждённым. Кстати, такое выражение лица чаще всего свидетельствует о том, что сознание человека перегружено хаосом пустых и ненужных мыслей, которыми набил его голову бес-куратор.

Нужно стараться все помыслы, которые не приносит пользу душе, изгонять, говоря: «Мне не нужны эти помыслы, я их не принимаю! Отойди от меня лукавый, не желаю тебя слушать!». А затем, пусть даже с самыми краткими прошениями, нужно обратиться за помощью и защитой к Спасителю, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю и своему небесному покровителю, а также к тем святым, которых почитаешь. После такой краткой автоматной очереди молитвенными пулями, нужно продолжить бомбардировку противника Иисусовой молитвой.

Демонов можно обмануть и тем нейтрализовать их действие, поскольку, не имея возможности читать мысли человека, они судят об успехе своего воздействия только по внешним признакам – в частности, по выражению лица. И если следить за своим выражением лица, стараясь, чтобы оно было спокойным, мягким, улыбчивым, то бесы, заметив, что их внушения остались без результата, прекратят нападения на этом фронте, и ты одержишь победу.

И последний, третий совет: удерживай себя от смертных грехов, из которых наиболее лёгким для выполнения является незаконное сожительство вне брака. Результатом его бывает почти полное лишение благодати, в результате чего душа лишается защиты и становится подобна дому с распахнутыми окнами, через которые в дом могут проникнуть нежданные и совсем недобрые гости.

Понимаю, что для подавляющего большинства современных молодых людей, лишённых веры, сохранить целомудрие практически нереально. Однако молодые люди, которые регулярно исповедуются и причащаются святых Христовых Таин, – те, с помощью Божией, побеждают натиск блудного беса, если, конечно, сознательно удерживают себя от просмотра соответствующих сайтов, фильмов и журналов.

Наша задача – побеждать!

Нужно стать истинным воином Христовым и победителем греха в той страшной, невидимой войне, которую ведут против нас «духи злобы поднебесной»! Но если и упал – не отчаивайся: вставай и вновь продолжай бороться.

Да укрепит нас Господь!

Игумен N

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!