ПРОСТО В ТЕБЯ ВХОДИТ БОГ

Есть такое богословское мнение: вера измеряется тем чувством, которое возникает при нашем приближении к Святой Чаше. Подходя к Чаше, чувствуем ли мы, как по-другому начинает биться сердце? Ведь ещё немного времени – и в нас войдёт Сам Господь! И наше тело соединится с Его Телом; в наших венах потечёт Кровь Христова; Его дыхание станет нашим дыханием; мы начнём являть с Ним одно целое – наше бытие смешается с Божественным бытием – и жизнь Христа станет нашей жизнью, открывая в нас горячее желание соединиться с Ним. Насколько мы осознаём это?

Приобщение Святых Христовых Таин – цель Литургии. Именно для этого она служится. И те из нас, кто не приступает в данный момент к Святой Чаше, испытывают чувство, похожее на ревность.

Ревность в хорошем смысле этого слова – когда думаешь: «Как же мне тоже хочется причаститься! В следующий раз непременно исправлю то, из-за чего сегодня не причастился; сделаю всё, что скажет духовник, и непременно причащусь!».

Если этого чувства нет – значит, человек не ощущает по-настоящему, что такое Причастие.

Он равнодушно смотрит, как остальные подходят к Чаше, думая: «Сколько их там ещё? Скорее бы всё закончилось!». Святое Причастие не трогает этого человека.

В детстве мне нравилось смотреть, как люди причащаются. Мне казалось, что человек, подходя к Чаше, приближается к Солнцу, а приобщившись, принимает Его свет и тепло.

Как солнце – одно, но при этом все согреваются его лучами, так и Господь входит в нас через святое Причастие, и каждый принимает в себя не часть Христа, а всего Его – какой бы ни была частица, полученная от священника.

И если бы мы спросили Господа: «Господи, чего бы Ты больше всего хотел от нас?», думаю, Он сказал бы нам, что больше всего хочет стать с нами одним целым – такова непостижимая тайна Его любви к людям.

Вот что говорит нам Откровение: «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

Святое Причастие – это Тайная Вечеря – это соединение с Господом.

Мы полностью соединяемся с Богом всем своим духовно-телесным естеством – и это событие самое главное и для нас, и для Него.

Ещё одну историю я услышал от знакомого священника.

В молодости он работал санитаром в больнице. Ему очень хотелось ухаживать за лежачими больными, так как где-то он прочитал, что, когда человек заботится о пожилых или просто тяжелобольных людях – этот человек сможет коснуться и Христа.

И он попросил главного врача направить его в отделение с лежачими больными.

Его просьбу выполнили – в этом отделении очень не хватало молодых сотрудников, ведь мало кому хочется выполнять такую тяжёлую работу.

И вот однажды этот молодой санитар пришёл на работу после литургии. Он причастился и вернулся в больницу, думая переодеть больных стариков, помыть их и после этого уйти домой.

Начал он с палаты, где лежал дедушка с пролежнями на спине.

Санитарки, обрабатывая такие раны, всегда надевали перчатки, но этот молодой человек просто молча помыл старичка, после чего тот неожиданно спросил его:

– Дитя моё, ты был на литургии?

– Да, отче, был, – удивился молодой человек.

– Как я тебе завидую – ты был на литургии, причастился… Ведь причастился, да?

– Да.

– Как я тебе завидую! Вот бы и мне причаститься…

– Не волнуйся, отче, я приведу к тебе священника, и он причастит тебя!

– Хорошо, спасибо тебе.

Молодой санитар продолжил мыть больного.

И вот, обмывая ему рот, он порезал руку о пластинку, скреплявшую челюсти старичка. Молодой человек обработал рану ваткой и, не желая, чтобы после Причастия его кровь попала на нечистое место, положил эту ватку в карман, думая после сжечь.

Управившись с остальными больными, он снова заглянул к этому дедушке и увидел, что его опять нужно помыть.

– Ничего страшного, дитя мое, – сказал ему старик. – Не надо, не утруждай себя, оставь так до завтра.

– Что ты, дедушка, я вымою тебя! Ничего страшного.

Но в то время, как молодой человек мыл старичка, тот схватил его за руку, где был порез, и кровь пошла снова.

И тут внезапно санитару пришла в голову мысль: «Интересно, что будет, если я сейчас приложу свой порезанный палец к пролежню этого дедушки? Сегодня я причастился – вдруг произойдет чудо? Ведь сейчас во мне – Господь!».

И, продолжая свою работу, молодой человек незаметно прижал свой пораненный палец к пролежню.

Неожиданно старичок спросил его:

– Дитя моё, ты что-то сделал сейчас?

– Что именно, отче?

– Я сейчас почувствовал, как в меня вошла какая-то сила! Я ощущаю удивительную бодрость!

– Отче, я после расскажу тебе, что случилось.

Поразительно! Молодой человек прикоснулся к старику рукой, из которой текла кровь – в том числе и Кровь Христова – и Господь попустил случиться чуду.

Архимандрит Андреас Конанос

 

ПЕРЕД ИСПОВЕДЬЮ

Готовясь к исповеди, прежде всего, задайте себе вопрос: ЧТО есть во мне такого, чего я стыжусь, что мне не нравится, что меня уродует?

Затем спросите себя: ЧТО другим кажется во мне неприятным и уродливым?

Затем: ЧТО люди находят во мне хорошего? И честно ответьте себе – правы ли они? Вполне может оказаться, что вы лжёте и лицемерите.

А затем задайте себе вопрос: ЧТО во мне заставляет меня быть хуже, чем я есть?

Стоит внимательно прислушиваться к тому, ЧТО о вас говорят люди. Когда люди кого-то критикуют, они очень редко бывают совершенно неправы. Если многие считают вас неуживчивым – это не значит, что у них всех тяжёлый характер и, на самом деле, это они не в состоянии ужиться с таким славным человеком, как вы, – скорее всего, дело именно в вас.

Возможно, иногда есть смысл спросить чьего-нибудь мнения о себе, но тут надо быть очень осторожным, поскольку ответ может вам совсем не понравиться и есть риск изменить своё мнение об этом человеке, потому что нам часто нравятся люди, которым нравимся мы сами. Но всё же, мнение других людей о себе стоит узнавать. И в этом смысле, например, жена для мужа, муж для жены (но ни в коем случае не дети!) могут стать друг для друга своего рода пророками, возвещающими своей половине правду о ней.

Тогда у вас получится настоящая исповедь – интересная и полезная для вас самих.

Митрополит Антоний Сурожский

 

ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ

Духовный импульс, который мы получаем в храме, побуждающий нас к постоянству в личной молитве, очень быстро угасает после службы в связи с нашей погружённостью в суету, в стихию повседневной жизни. Мы должны понимать, что, зажегши в храме светильник своего сердца Благодатью Духа Святаго, выйдя за пределы церковного пространства, мы призваны уберечь огонь этой лампады от ветра окружающей нас суеты – хотя бы до следующей воскресной службы.

Вне храма дух угасает.

Святые старательно берегли себя после Причастия.

Преподобный Сисой Великий бежал со службы в келью чуть ли не бегом, ни с кем не разговаривая.

«Куда мчишься, отче?», – недоумевала братия.

«От храмовой службы возжёгся светильник сердца, а выйдя с храма я похож на идущего на ветру. Боюсь, что моя свеча погаснет от бесед и будет потушена миром, поэтому и спешу, оберегая небесный огонь», – отвечал преподобный.

Как же это не похоже на нас с вами!

Нам известны подвижники святой горы Афона, которые после Причастия всегда отказывались от приглашения на трапезу, и сразу из храма, не проронив при этом ни слова, шли в свои кельи.

Это люди молитвы.

Кому-то может показаться, что духовная жизнь у нас застыла, умерла, что Святых Отцов, имеющих созерцательную молитву, уже не найти. Это не так.

Современный пустынник, живущий на Афоне, отвечая на вопрос о том, есть ли в наши дни подвижники, достигающие обожения и созерцающие в молитве Нетварный Свет, ответил: «Только когда перестанет действовать в Церкви Святой Дух, только тогда прекратят существование созерцатели Нетварного Света. Наша Церковь скрывает великие сокровища, и те, кто отрицают это, противится Богу и враждуют с Ним».

И сегодня есть святые, молитвами которых ещё живёт наш мир.

Таких молитвенников на всей планете единицы, но это мощные столпы веры, выращенные Духом Святым, на которых и держится наш мир.

Именно они ограничивают власть тьмы, и сдерживают её распространение на Земле.

Ради их молитв сходит на Землю Благословение Божие.

Конечно, никакая молитва не может упразднить зло и страдания в мире, но она может ослабить его.

Пока на Земле будут такие молитвенники, до тех пор и будет оттягиваться апокалипсическая катастрофа и продлеваться возможность нашего покаяния.

Нам же нужно учиться хотя бы азам молитвенного делания.

«Чем глубже покаяние, тем короче путь ко спасению» – одно из правил на пути духовного роста.

В нашей голове слишком много мыслей (точнее – вихревой калейдоскоп полумыслей, полуфраз), поэтому наше внимание рассредоточено по всему миру.

В молитве же христианин призван собрать всё своё внимание так, как линза собирает в одну точку солнечный луч, и направить его к Богу.

Если наше внимание не собрано, молитва сердце не зажжёт.

Необходимыми элементами предуготовления к молитвенному деланию является изучение Нового Завета и Отеческих писаний – особенно тех, которые касаются молитвы. «Добродетель молитвы не груша, её сразу не съешь», – учат нас Оптинские старцы. Здесь важны постепенность и правильность роста. Поэтому самонадеянные, горделивые, тщеславные, сластолюбивые, нетерпеливые входят в группу риска тех, кто может попасть в ловушку духовного самообольщения – так называемой «прелести».

Именно вышеперечисленные страсти разгорячают кровь, увеличивают напряжение нервов, что приводит к изменениям в психосоматике. Это состояние прельщённые ошибочно воспринимают за действие благодати.

Мечтательность и самообман заставляют усиливать «подвиги», вместе с которыми растёт и фанатизм – так погибает душа.

Поэтому так важно с осторожностью читать духовные книги, не соответствующие уровню собственной духовной жизни. Это может привести к искушениям, ведущим к гибели. Ведь бывает так, что, начитавшись литературы о безмолвниках-исихастах, отец или мать семейства возгораются желанием бросить семью и искать тишины уединения в монастырях, но находят там не спасение, а крах веры.

Нам не нужно забывать, что всё необходимое для спасения (в том числе и монастырь, и пустыня, и, самое главное, – Царство Божие) УЖЕ есть внутри нас (Лк. 17:21).

Протоиерей Игорь Рябко, кандидат богословия

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!