ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Бесконтрольное времяпровождение у компьютера грозит большими бедами ребёнку – его психике, интеллекту, физическому здоровью, оно способно искалечить его судьбу, взрастив инфантила, социофоба и социального неудачника. С другой стороны, в эпоху «диджитализации» жизнь без компьютера не мыслится. Что же нужно делать родителям для того, чтобы необходимое общение с компьютером не превратилось в болезненную зависимость от него?

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его.

Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле.

Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге –приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности.

В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведёт к утрате способности к внутренней речи.

Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках.

Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

Родителям следует также уделять внимание тому, сколько времени ребёнок тратит на просмотр телевизора.

Просмотр телевизионных программ детям до 2-х лет вообще не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы.

Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять своё восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

СТАДИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ И ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

  1. Увлечённость на стадии освоения.

Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно.

В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль.

Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное.

Если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.

  1. Состояние возможной зависимости.

Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре.

В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.

  1. Выраженная зависимость.

Ребёнок не контролирует себя, становится эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально, порой истерично.

В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, большое количество времени может проводить в игровых клубах или у друзей. Появляется неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости.

Характерными становятся тревожность и возбудимость, рассеянность, рассосредоточенность внимания вне игровой деятельности. Становится очень сильно заметным угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.

Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

  1. Клиническая зависимость.

Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, это защитная реакция молодого организма – появляются боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, в реакциях, возникает неадекватная эмоциональность либо заторможенность, импульсивность в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

Подросток начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий пустой взгляд, сам он потухший, наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни.

В это время наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и лечение – как при шизофрении.

На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, психолог же может выполнять в данном случае только функцию диспетчера.

СВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ С ЗАВИСИМОСТЬЮ

В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей чётко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости.

Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщённость между родителями, а также так называемые «телевизионные семьи» – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, к лености, безответственности, социальной дезадаптации.

Наличие подобных результатов в воспитании детей должно насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам – в том числе и к компьютерной зависимости.

Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь – как к одному из бытовых приборов.

Родители просто обязаны быть цензорами своих детей.

Они должны не только избавить их от компьютерных игр, но и подвергать строгой цензуре мультфильмы и фильмы, которые смотрят их дети.

Самый оптимальный вариант – когда у ребёнка просто нет возможности проводить у компьютера много времени, т.к. он постоянно занят делом: занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБЩЕНИИ С КОМПЬЮТЕРОМ

  • Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день – не чаще, чем 1 раз в два дня.
  • Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером, составляет 1,5 часа в день.
  • Взрослым нежелательно работать за компьютером более 3 часов в день.
  • Необходимо иметь выходной день один раз в неделю – когда за компьютер не садишься вообще.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребёнка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.

Абсолютно неправильно критиковать ребёнка, проводящего слишком много времени за компьютером – это может только углубить проблему и отдалить ребёнка от родителей.

Если ребёнок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его, искренне проявить интерес к тому, ЧТО ИМЕННО его так привлекает в играх. Это не только сблизит ребёнка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребёнок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами.

Критика воспринимается ребёнком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.

Основной профилактикой предотвращения возникновения зависимости любого типа у ребёнка является его правильное воспитание. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять – почему то или иное занятие или увлечение для него нежелательно.

Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребёнок всё же встретился с такой информацией, нужно в доступной форме объяснить ему, чем такая информация для него может быть опасна и почему её следует избегать.

Категорический же запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребёнка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребёнком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении.

За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишённой ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК НЕ СТАЛ ЗАВИСИМЫМ ОТ КОМПЬЮТЕРА?

  1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.
  2. Родителям необходимо обязательно занять ребёнка чем-то полезным и созидательным, он не должен иметь возможности для пустого времяпрепровождения (кружки, секции, широкие интересы).
  3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.
  4. Приобщать ребёнка к семейному чтению.
  5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.
  6. Памятуя о том, что «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33), родители обязаны контролировать круг общения ребёнка (обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери).
  7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит своё свободное время.
  8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте его кругозор.
  9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
  10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
  11. Постарайтесь приобщить ребёнка к настольным играм, научить его играм своего детства (хоккей, морской бой и пр.).
  12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Вообще установите запрет на бесцельное провождение досуга у компьютера.
  13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, последовательно вырабатывайте у него устойчивое неприятие зла и активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
  14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому, прежде всего, САМИ РОДИТЕЛИ не должны нарушать правила, которые они установили для ребёнка (с учётом своих норм, естественно).
  15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше собственное освобождение от своих страстных привязанностей.

Психолог психотерапевтического кабинета Алексеева Е.В.

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!