Прививка неполноценности

В условиях полной свободы от традиционных институтов и их влияния, самостоятельные «поиски себя» приводят к полноценной самореализации лишь очень небольшое количество людей – достаточно разумных, образованных и критически настроенных по отношению к информационным манипуляциям.

Остальным же, якобы тоже «самостоятельно» выбирающим как жить, чему верить, во что одеваться и вообще «кем быть», достаточно жёстко диктуются правила игры.

С одной стороны, здесь работают стратегии соблазна, игра на самолюбии посредством рекламных слоганов, типа «Ведь вы этого достойны», «Выбирайте лучшее», а с другой – даются образцы для подражания, «звезды», знаменитости.

И КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ?

Их портреты смотрят на нас с любой глянцевой (и не глянцевой) обложки. На их примерах в журналах о моде рассказывают, как надо одеваться, в телешоу у них спрашивают, какую диету лучше выбрать, а во время предвыборных кампаний порой именно они, а вовсе не кандидаты, влияют на решение избирателей.

Знаменитости – это боги и идолы современности.

Два года назад Архиепископ Йоркский Джон Сентаму в интервью газете The Independent сказал, что в современном обществе культ знаменитостей иногда превращается в «форму идолопоклонства» и люди «живут наблюдениями за богатыми и знаменитыми, вместо того чтобы уделять внимание своей собственной жизни».

На первый взгляд, причины интереса массовой публики к жизни известных персон вполне ясны.

Посплетничать и полюбопытствовать, как живут ближние (особенно если они принадлежат другому, более высокому социальному слою), люди были склонны во все времена. Но в наши дни создается впечатление, что количество уже переходит в качество.

Современного человека удивляет, насколько сильно влияли на повседневную жизнь людей прошлого различные обряды, связанные с почитанием предков. Их удивляет, насколько пристально изучались в прошлом биографии героев, пророков, святых.

У него вызывает неприязнь «культ личности» с портретами вождей, за который критиковали Советский Союз.

Однако современное «демократическое» общество не только не свободно от «культизма» – он разросся в нём до совершенно немыслимых ранее масштабов.

Пресса и телепрограммы прямо-таки обожествляют всякую знаменитость, рассказывая о том, какой мебелью он или она обставили свою новую гостиную или спальню, на каком мероприятии и где присутствовали, на чём они туда приехали и во что были одеты.

В интервью у знаменитостей выспрашивают, что они едят, как воспитывают детей и какими пользуются духами.

Фотокорреспонденты пытаются запечатлеть любое их действие – будь то поход за покупками или отдых на пляже.

А обыватели смотрят, слушают и читают бесконечные репортажи о чужой жизни, не имеющей к ним ни малейшего отношения!

Для тех, кто победнее, – есть дешёвые газеты и бюджетные тонкие журналы, бойко продаваемые в пригородных электричках.

На тех, кто считает себя «средним классом», работает артиллерия помощнее – многочисленный «глянец», в котором уже и фотографии и тексты качеством повыше.

Ну а при неограниченных финансовых возможностях можно пригласить к себе на частную вечеринку любую голливудскую суперзвезду, не говоря уже о «пантеоне» отечественного разлива.

В последнее время система «раскрутки» и превращения в известную персону приобрела совершенно абсурдистские черты. Наличие поклонников у артистов, спортсменов или музыкантов можно считать вполне традиционным явлением.

Но сейчас для того чтобы стать популярным, вполне достаточно просто быть частым гостем на телеэкране – причем совершенно неважно, в каком качестве.

Участники реалити-шоу, которые идут по ТВ ежедневно, имеют куда более высокие рейтинги популярности, чем певцы или киноактеры, хотя всё, чем они примечательны, – это лишь факт наличия телекамеры, следящей за их «трудовыми буднями».

И вот уже у новоявленных «героев» появляются армии фанатов, готовых сутками ждать у гостиничных дверей возможности хоть одним глазком посмотреть на своих заехавших на гастроли кумиров, на интернет-форумах обсуждают подробности их личной жизни, а имена этих ещё вчера никому не известных личностей начинают мелькать даже на страницах центральной прессы.

Впрочем, так же быстро кумиры с них и исчезают – ещё никогда раньше стать знаменитым не было так просто, но и забвение со стороны публики наступает так же мгновенно с появлением новой смены популярных лиц.

Конечно, во всём этом есть чисто коммерческие интересы продюсеров, владельцев СМИ и прочих коммерсантов от шоу-бизнеса. Но, с другой стороны, когда глянцевый журнал помещает на свою обложку новое фото какой-нибудь кинодивы, он просто эксплуатирует уже имеющийся в обществе «спрос на знаменитостей».

Откуда же берется эта потребность?

Откуда в нас это пристальное внимание к миру богатых и известных?

Некоторые психологи считают, что в светском обществе «культ звёзд играет ту же самую роль, что церковь для верующих, а именно позволяет присоединиться к сообществу людей, разделяющих одинаковые ценности».

Сегодня такие ценности – это молодость, красота, успех и богатство.

БЫТЬ ЗДОРОВЫМ И БОГАТЫМ

Масс-культура безжалостна даже к своим собственным небожителям – как только ухищрения пластической хирургии оказываются бессильны скрыть следы уже неюного возраста, те, кто ещё вчера блистал на вершинах шоу-бизнеса, моментально превращается в отработанный материал.

Особенно это касается женщин.

Несмотря на все старания феминистского движения, нынешние реалии оказались неутешительны – сколько бы ни говорилось теоретиками о творческой и профессиональной самореализации женщин, о том, что возраст и внешность не должны быть главными параметрами в самооценке женщины, масс-медиа пропагандируют абсолютно противоположную установку – ваш богатый внутренний мир никому не интересен, если вы немолоды и некрасивы.

Всюду можно увидеть образы отретушированных юных красавиц, а косметологи советуют начинать борьбу с «признаками старения» уже с 25 лет!

И этот психологический прессинг вынуждает женщин прибегать к целому ряду довольно небезопасных с медицинской точки зрения процедур по омоложению.

Американский фотограф Лорен Гринфилд является автором проекта «Культура девочек» (Girls Culture).

Чтобы понять истоки нынешнего культа внешности, в том числе и роль СМИ в пропаганде этого «фашизма красоты», она взяла интервью у десятков молодых американок.

Их фото и монологи и стали основой её книги и фотовыставки.

«Социализация начинается вместе с заимствованием идеалов красоты. Тело сейчас – первичное выражение индивидуальности, – говорит Гринфилд в своем интервью. – Приоритет красоты – худая и светловолосая. Толстым в этом мире места нет. Они – никому не нужные жертвы и прекрасно это осознают. Как сказала одна из девочек, которых я снимала, «лучше быть дурой, чем шлюхой, но лучше шлюхой, чем уродиной или жирдяйкой»…

Кино и журналы формируют массовое понятие о красоте и представление об идеале.

В 80-х быть «хорошей девочкой» значило хорошо делать свою работу.

Сейчас главное в успехе – внешность.

Фокус переносится на внешнее.

Сексуальность, так ярко пропагандируемая прессой, копируется девочками, доходя при этом до эксгибиционизма.

Формирование такого рода интересов провоцируется средствами массовой информации, которые используют девушек как идеальных потребителей.

Чтобы покупать всё новые и новые вещи и косметику, они должны чувствовать себя беззащитными, несчастными и уродливыми.

САМ ВИНОВАТ

Впрочем, неуспешным по сравнению со «звездами» почувствует себя человек любого пола и возраста.

Раньше в общественном сознании работала установка, о том, что успеха можно добиться своими усилиями. Собственно, именно эта нехитрая идея и лежит в основе всего западного либерально-капиталистического мировоззрения.

Однако в наше время усилия отдельно взятой личности по достижению успеха, в большинстве случаев обречены на неудачу (подобно тому, как отдельный мелкий предприниматель окончательно вытеснен с рынка транснациональными гигантами).

Но эту личность по-прежнему убеждают, что всё в ее руках, хотя на самом деле рядовым бойцам общества потребления никогда не стать генералами – теплые места уже заняты.

Зигмунд Бауман писал о том, что люди оказываются сами ответственны за свои неудачи, как будто бы вокруг них нет ни общества, ни экономической и политической ситуации.

«Если они заболевают, то только потому, что не были достаточно решительны и последовательны в соблюдении здорового образа жизни. Если они остаются безработными, то оттого, что не научились проходить собеседования, не очень-то старались найти работу или же, говоря проще и прямей, просто от неё уклоняются.

Если они не уверены в перспективах карьеры или дергаются при любой мысли о своем будущем, то лишь потому, что не слишком склонны обзаводиться друзьями и влиятельными знакомыми или же не смогли научиться искусству самовыражения и производить впечатление на других людей.

Так, во всяком случае, им говорят, и они, похоже, верят этому, всем своим поведением показывая, будто и на самом деле всё именно так и обстоит», – говорит Бауман в книге «Индивидуализированное общество».

То есть риски и противоречия по-прежнему исходят от общества, они системные. А ответственным за их последствия человек должен считать себя.

Зияющая пропасть между правом на самоутверждение и способностью контролировать социальные условия, делающие такое самоутверждение нереальным, по мнению этого авторитетного социолога – главная проблема современного общества.

Для полного «счастья» людям постоянно демонстрируется другая жизнь – образы известности, успеха, цифры гонораров звезд спорта и кино.

Можно всю жизнь упорно и честно работать, но никогда не получить в результате и ничтожной доли тех богатств, которые ради развлечения проматывает какая-нибудь юная светская львица, которой просто повезло с дедушкой-магнатом.

«Картины счастливой жизни, возникающие при разглядывании портретов знаменитостей, порождают новые сомнения и страдания, – пишет Жиль Липовецки в «Эре пустоты». – Поощряя непомерно честолюбивые планы и делая их достижение невозможным, общество нарциссов способствует шельмованию и презрительному отношению к самим себе.

Гедонистическое общество лишь делает вид, что порождает терпимость и снисходительность; в действительности же тревога, неуверенность, уныние никогда ещё не достигали таких масштабов».

Французский философ приходит к выводу, что нарциссизм современного индивидуалиста питается скорее ненавистью, чем восхищением по отношению к своему «я».

Культ знаменитостей, по его мнению, «порождает непримиримую критику, направленную против собственной личности», «подпитывает мечты об известности и славе, поощряющие рядового обывателя уподоблять себя звездам, ненавидеть «стадо», но мириться при этом с пошлостью своей обычной будничной жизни».

В русской литературе подобные размышления и их итоги уже давно проанализированы в «Преступлении и наказании» Достоевского. Но недостижимым идеалом для Раскольникова, по крайней мере, был Наполеон, а не Дима Билан…

«УЧИТЕЛЯ ЖИЗНИ» И «ЭКСПЕРТЫ ПО ВСЕМ ПРОБЛЕМАМ»

Помимо фигур первой величины – голливудских актеров, эстрадных певцов и телезвезд, в мире «новых идолов» есть и свой, так сказать, второй эшелон. Это – бесчисленные учителя жизни, гуру и эксперты по всему на свете.

И они оказываются очень кстати – ведь если человек не верит или не может верить в свою способность сделать нечто важное, он обращается к менее существенным или вообще бессмысленным задачам, которые, как он считает, ему по силам. Вот тут и открывается целое поле для этих псевдоучителей.

«Не надеясь на улучшение своей жизни каким-либо эффективным способом, люди убеждают себя в значимости потребления здоровой пищи, обучения балету или танцу  живота, погружения в восточную мудрость, совершения пробежек по утрам», – писал Кристофер Лэш в своей книге «Культура нарциссизма» еще в 1979 году.

В наступившем XXI веке мы имеем все возможности почувствовать на себе ту реальность, о которой были написаны эти слова. И масс-медиа услужливо помогают нам «правильно» устраивать свою частную жизнь.

Страницы отечественных журналов и газет заполнены «полезными советами» о том, ЧТО следует носить, что следует есть или не есть, как относиться к детям и родителям, куда ехать в отпуск и как внести разнообразие в свою интимную жизнь.

Впрочем, и те самые знаменитости, о которых шла речь выше, точно так же руководствуются мнениями различных гуру.

Безграничная вера специалистам в области отношений и другим экспертам подобного рода идёт с самой верхушки общества.

The Daily Telegraph цитирует выступление профессора Королевского колледжа искусств Фрэнка Фуреди, считающего, что крушение традиционных авторитетов не привело к появлению менее почтительного и более скептичного общества: «Сегодня мы стали рабами психотерапевтов и “предприимчивых людей”, получаем советы по спасению Африки от поп-звезд».

Фуреди сказал также: «Очень грустно видеть по телевидению взрослых людей, людей моего возраста, которые нуждаются в том, чтобы кто-то сказал им, какую одежду покупать.

Существует миф, что эпоха поклонения авторитетам кончается, но мы полностью подчинены власти непризнанных форм авторитета».

Согласен с этим и Жиль Фразер, преподаватель философии в оксфордском Уэдхем-колледже, также полагающий, что культ знаменитостей заходит слишком далеко: «Мы стали гораздо более суеверными, чем 200 лет назад. Это проявляется в поклонении знаменитостям и “фэн-шуизации” жизни. Духовность стала атрибутом имиджа».

Именно популярность таких «полезных советов», увлечение гуру и неспособность самостоятельно принимать решения относительно своей собственной жизни, пусть даже в таких прозаических её областях, как выбор одежды или еды – печальные признаки инфантилизации современного человека.

Разве взрослый, самостоятельный и обладающий той самой индивидуальностью, которую все так хотят найти, человек станет искать чьих-то советов по любому вопросу? Почему он должен есть, надевать и покупать то, что ему предлагают какие-то посторонние люди, а не то, что он сам считает красивым, целесообразным и нужным?

Но если британцы уже сумели увидеть, что происходит, и бьют тревогу, то в нашей стране ситуация обстоит гораздо печальнее.

Например, глянцевые журналы дают советы – насколько дорого нужно одеться, какую иметь сумку, прическу и даже выражение лица, чтобы пройти в «элитный» ночной клуб. И это не только не отпугивает посетителей – напротив, они ещё и стоят в очередях, чтобы пройти эту совершенно омерзительную процедуру «отбраковки».

Только в нашей стране персонал дорогих магазинов и ресторанов сначала «оценивает» посетителя и только потом (если видит «признаки кредитоспособности») будет с ним вежливо общаться.

В этом смысле весьма показателен обратный пример – «Как это делается у них?».

Недавно один из моих коллег-журналистов был на бизнес-конференции в Гонолулу, на Гавайях.

В этом достаточно престижном туристическом городе он зашел в часовой магазин. И, несмотря на то, что одет он был совершенно «по-пляжному», и явно не выглядел миллионером, ему предложили посмотреть самые разные модели часов, включая и те, которые стоят десятки тысяч долларов…

Сознание же наших людей непрерывно «брендируют» – объясняя, что престижно, а что нет.

Методы современного маркетинга в этом смысле весьма изощренны.

Вы думаете, что герой детектива в мягкой обложке совершенно случайно упомянет в тексте, какое именно пиво он решил выпить, какие джинсы он носит и мимо какого магазина он проехал?

Когда девушка заходит на интернет-форум, посвященный темам красоты и здоровья, за «гласом народа», чтобы узнать, какой крем или пудру лучше купить, вполне авторитетные старожилы форума услужливо подскажут, что вот мол, мы пробовали, лучше вот этот – самый дорогой.

Знает ли она, что «в узких кругах» всем известны даже расценки за каждое упоминание того или иного бренда, и что раздавая такие советы в Сети легковерным собеседникам, можно вполне неплохо зарабатывать?

Если известный спортсмен в своем интервью рассказывает о том, обувь какой марки он предпочитает носить, вы полагаете, он чисто по-дружески делится с вами своими пристрастиями?

Но более того. С помощью этих и других приемов нам пытаются продать не только вещи или образы – нам пытаются «всучить» и ощущение свободы и методы борьбы против… общества потребления.

Замуж за обложку

Мир глянца и гламура одержал безоговорочную победу. Впервые за всю историю Руси  главным критерием выбора второй половины стала внешняя красота.

Как показало исследование Института социологии РАН, среди самых важных качеств в будущей избраннице

69% мужчин назвали привлекательность,

48% – сексуальность и лишь

31% – верность.

Традиционные качества хорошей жены, – такие, как любовь к детям, доброта, мягкость, – интересуют сегодня в общей сложности не более 20%.

Девушки солидарны с мужчинами в оценке своих шансов на хороший брак. По их мнению, создать семью им поможет красота, сексуальность, – однако вместо верности указали любовь к детям.

Александр Полеев, психотерапевт-сексолог: «Выбор, основанный из внешней привлекательности – это выбор партнерши на несколько вечеров. Для брака привлекательность играет второстепенную роль, а неприкрытая агрессивная сексуальность может даже стать помехой для свадьбы. Ведь красота будущей жены и красота девушки для разового секса – вещи для мужчин совершенно разные.

Увы, навязывание идеалов красоты с обложек довольно сильно влияют на вкусы мужчин. Особенно молодых. Тем, кому сейчас до тридцати, росли в период активного продвижения модельных стандартов. И многим из этого поколения всё, что не вписывается в рамки журнальных эталонов, кажется непривлекательным».

Девушки, желая понравиться, всеми силами копируют глянцевых красоток. Однако приняв правила этой игры, загоняют себя в тупик – в состязании с отретушированными моделями из глянца победитель известен заранее.

Оксана Дерен, врач-психотерапевт Института психотерапии и клинической психологии: «Даже уверенные в себе женщины начинают испытывать явный дискомфорт под прессингом образов идеальных красоток. Они сравнивают себя с моделями и актрисами и, удостоверившись в том, что проигрывают им, комплексуют, переживают.

В свою очередь, требования к внешности избранницы у современных молодых людей зачастую неоправданно завышено.

Сегодня у мужчин происходит деформация образа идеальной женщины.

В моей практике нередки случаи, когда человек не может встретить свою любовь из-за того, что по сравнению с существующим в сознании образом идеальной жены реальные девушки сильно проигрывают».

По данным психолога Эрин Хэттон, за последние 40 лет произошел взрыв «сексуализации визуальных образов», что привело к искажению восприятия нормальной женской сексуальности.

В качестве примера исследователь рассмотрела популярный журнал Rolling Stone.

Если в 1960-х годах около 11% изображений мужчин и 44% изображений женщин на обложках носили эротический подтекст, то в 2000-х уже 17 % мужчин и 83 % женщин красовались на обложках с сексуально агрессивной подачей.

И именно эти номера журналов раскупались быстрее всего.

В то же время переизбыток изображений молодых и сексуально привлекательных девушек, привел к тому, что мужчины перестали воспринимать полуобнаженных женщин на экране или фотографии в качестве человеческого существа.

Результаты сканирования мозга показывают, что реакция мужчин на эти фотографии схожа с реакцией на неодушевленные предметы. При этом и на обычных девушек после просмотра откровенных фото мужчины смотрят по-другому.

Психологи объясняют это тем, что женский образ для мужчины – чужой и непонятный. И молодой человек, даже понимая умом возможности фотошопа, всё равно на подсознательном уровне воспринимает предложенную глянцем картинку без критического осмысления.

Кроме того, если раньше растиражированных образов красавиц было наперечет – Мэрилин Монро, Софи Лорен и еще с десяток див, – то теперь обилие красивых женских лиц и фигур в Интернете и глянце растет в геометрической прогрессии.

Куда не плюнь – попадешь в «богиню».

Вот и создается абсолютно ложное впечатление, что мир населен сплошь идеальными девушками с пухлыми губами и длиннющими ногами.

С образом идеального мужчины произошло примерно то же самое, но гораздо жёстче.   Сравнявшись в уровне зарплат и должностей с мужчинами, женщины невольно перенимают мужскую модель поведения – в том числе и при выборе партнера, рассматривая мужчину как дополнительный аксессуар к имиджу успешной леди.

Подобное отношение к мужчине в масштабах страны зафиксировано в нашей стране впервые.

Ведь если красота девушки всегда занимала хотя и не первостепенную, но все же важную роль при выборе невесты, то выбор мужа по размеру его бицепсов и кубикам пресса – явление беспрецедентное для любого общества, хоть немного оторвавшегося от первобытно-общинного строя.

Еще 10 лет назад, описывая портрет идеального спутника жизни, среди первостепенных требований наши соотечественницы выделяли способность мужчин обеспечить семью, ум и преданность.

Теперь дам больше интересуют исключительно физические характеристики:

на первом месте – сила и здоровье (53%),

затем отсутствие вредных привычек (42%) и замыкает тройку

обеспеченность (35%) – как говорится, мышцы-мышцами, а в солярий ходить на что-то надо…

При этом умные мужчины нужны лишь 32% барышень, а верные и того меньше – всего 19%.

Замыкают рейтинг мужских добродетелей доброта, неконфликтность и хозяйственность. Эти качества для настоящего мужчины сегодня девушки считают анахронизмом и «розовыми соплями».

Это, кстати, тоже привет из мира глянца.

Проведите небольшой эксперимент. Возьмите любую рекламу брендовых машин или одежды и попросите знакомых в нескольких словах описать качества характера изображенных на ней людей. Скорее всего, ответы для мужских образов будут: «сила, агрессивность, брутальность, независимость, уверенность в себе», для женских – «сексуальность, раскованность, уверенность в себе, независимость».

В обычной жизни мы, конечно, не разбираем каждый попавшийся на глаза плакат или постер с такой дотошностью. Но это абсолютно не важно – подсознание заглатывает предложенную смесь из красоты, гордыни и эгоизма как комплексный обед.

Идеальная женщина – сексуальна и самоуверенна, идеальный мужчина – брутален и самовлюблен.

А живут эти сверхлюди, судя по рекламным слоганам, «слушая свои желания», «отдаваясь инстинктам» и «беря от жизни всё».

Неудивительно, что в попытке внешне походить на глянцевых небожителей, молодые люди и девушки невольно копируют не только облик, но и модели поведения, транслируемые рекламными образами.

Впрочем, некоторых «эволюционистов» подобные перемены даже радуют – типа, наконец-то мы избавляемся от разных общественных рамок и стереотипов, возвращаясь к «естественному состоянию» и «непринужденному общению между полами». А всякие условности вроде душевной близости, общих интересов не вписываются в концепцию нынешней жизни.

Увы, большинство современных молодых людей, даже не задумываются о том, что в поисках своего идеального идеала, время незаметно и очень быстро пройдет, красота увянет, и не заметишь, как ты окажешься за бортом «красивой жизни». С глянцевым блеском.

Екатерина Люльчак, Маринэ Восканян

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!