ПОКА ТЫ ЧЕМ-ТО УВЛЕЧЁН – СТАРОСТЬ ОТМЕНЯЕТСЯ!

Как не бояться старости? Можно ли, старея, жить полноценной жизнью? Как сохранить в пожилом возрасте добрые отношения со своими детьми? Чему мы можем научиться у стариков?

Можно ли научиться стареть «правильно»?

Крути-не крути, а стареть придётся каждому. Поэтому всем нам стоит, может быть, даже не научиться, а просто приглядеться к тому, КАК это бывает у людей, вступивших в свою «осень» жизни.

Возраст старости у каждого свой. Он может наступить и в 65, а может ещё не прийти и в 98.

Сейчас, помимо работы в домах престарелых, я стал работать в дневных центрах для пенсионеров и очень рад этому изменению в своей жизни.

Это малоимущие люди. Их привозят туда на автобусе и потом развозят по домам.

В день привозят больше 100 человек.

Туда приходят кто постричься, кто помыться (там даже есть такой Фима – «мойщик спин»).

Приходит туда девушка-волонтёр (стричь пенсионеров), я прихожу с резьбой по дереву, со своими программами приходят туда актёры.

И вот ко мне на прошлой неделе привезли женщину на коляске, которая выглядела полной старухой. Оказалось, что ей всего 68 лет, она после инсульта.

– А я читала, что возраст старости наступает в 80 лет, – заявляет вдруг вечно улыбающаяся по поводу и без повода Яэль, – но мне уже 86. Он у меня уже закончился, и я опять молодая!

ВОЗРАСТ СТАРОСТИ

То, насколько человек ощущает себя старым, зависит отнюдь не от количества морщин на его лице, а от состояния души.

Стариком можно стать и в 40, и в 30 и – поверьте – в 15 лет. Не знаю, как вам, а мне лично приходилось не раз встречать совсем ещё юных мальчиков и девочек, которых в этой жизни совершенно ничего не интересовало, которые ничему не хотели учиться, ни к чему не стремились, не знали самых элементарных вещей, и при этом были абсолютно равнодушны ко всем людям, которые их окружали.

В свои 15-16 лет они жили исключительно растительной жизнью и другой жизни не желали. Как правило, все они внешне были всегда крайне вялы и выглядели уставшими словно после разгрузки вагона цемента.

Всем своим видом они демонстративно выражали презрение ко всему, что их окружало, и в своём стремлении показать, что «нас учить не надо, знаем, почём в городе овёс», выглядели очень комично.

И встречал я почти 90-летних стариков, которые буквально светились изнутри, были невероятно энергичны, добры, жизнелюбивы и ни минуты не могли сидеть без дела.

Глядя на них, я убедился: пока у тебя есть дело, которым ты увлечён, старость тебе не грозит.

В домах, где я работаю, процент увлечённых людей не такой большой. Многие сидят и просто друг на друга смотрят.

Я недавно встретил в центре для пенсионеров русскоговорящего мужчину и пригласил его на свои занятия. А он мне ответил, что не может, потому что, когда он напрягается, у него останавливается сердце.

Русскоговорящие люди ко мне вообще реже приходят. А вот 92-летний Ханан уже второй год трудится над серией портретов своих девяти внуков.

В этом он видит своё служение семье. Это – цель его теперешней жизни.

Конечно, он спешит. Я понимаю его и помогаю, чем могу. Мне кажется, что пока он дышит своей работой – его старость терпеливо стоит в сторонке.

Может ли быть что-то хорошее за чертой, когда наступает «возраст старости»?

Я получил совершенно гениальный ответ от одной моей 92-летней ученицы. Она сказала, что тот, кто не гордится своими годами – тот их не достоин.

Старость может быть вполне счастливой, если человек правильно настроится и перестанет молодиться.

Да, это сделать трудно, я это вижу по себе, потому что хочется, конечно, как можно дольше оставаться таким вот «вечно молодым», крутым и энергичным, и чтобы время не властно было над тобой, но… «Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить» (Э. Рязанов).

Это приходит в какое-то своё время – человек смиряется и принимает свой возраст. Он принимает его – и перестаёт воевать…

Да, это очень важный момент – перестать воевать с тем, что мы не можем победить. Победить в неравной битве со временем можно лишь своевременным выходом из этой битвы.

Однажды я нашёл замечательную фразу про это у одного мудрого испанского врача – Энрика Бенито: «Как нельзя залить обратно в рожающую женщину околоплодные воды и этим остановить процесс рождения человека, так же невозможно остановить и процесс умирания».

Поэтому, как только человек перестаёт воевать с самим собой – он приобретает мир в душе, происходящий от окончания борьбы с ветряными мельницами.

Я вижу такие примеры вокруг себя.

Да, старость, чисто физически, – это трудно. Старость – это работа. У тебя всё время что-то болит, и ты вынужден тратить колоссальные усилия на, казалось бы, самые простые вещи. Ты уже не можешь делать то, что делал ещё вчера.

Это невесёлые вещи. Но всё равно я вижу этих людей – и они счастливы.

Может быть, не каждую минуту, но в какие-то моменты своей жизни они благодарят Бога за то, что живы, и за то, что у них в этой жизни есть что-то ещё – помимо таблеток.

Качество настоящей (сиюминутной!) жизни важнее страха, отвращения и ужаса перед старостью. И чем дальше пройдено – тем более ценно оставшееся.

ПОДГОТОВИТЬСЯ К СТАРОСТИ

Саша Галицкий – российский и израильский скульптор, график, дизайнер и художник, автор уникального курса социально-психологической реабилитации пожилых людей, создатель Музея искусства пожилых людей.
Автор дизайна официального сайта знаменитого клоуна Славы Полунина.
В 1990 году переехал с семьей в Израиль. Преподавал в мастерских графики академии художеств в Иерусалиме – «Бецалель», 15 лет был арт-директором Центра учебных технологий Израиля в Тель-Авиве, организовал детскую и взрослую художественную студию IguanArtStudio в Ход ха-Шароне.
С 2000 года занимается обучением пожилых людей резьбе по дереву в студиях, созданных по его инициативе при домах престарелых.
Большинству его учеников за 80, а некоторые перешагнули 100-летний рубеж. Среди его учеников – и обеспеченные постояльцы дорогих пансионатов, и подопечные муниципальных учреждений.
У некоторых – ярко выраженная деменция и множество болезней, но все они с удовольствием занимаются резьбой по дереву под Сашиным руководством.
Сам он о своей работе рассказывает так.
«В домах престарелых всегда тихо: хотя мы не говорим о смерти, но понимаем, что она уже стоит за воротами. И вдруг приходит человек с телегой, достаёт стамески, пожилые женщины берут деревянные молотки, и начинается какой-то сумасшедший грохот.
Видеть, как люди преодолевают материал в 90-100 лет – это очень интересно. Это сочетание каких-то несочетаемых вещей меня и привлекло».
В 2016 году вышла и сразу стала бестселлером книга Саши Галицкого «Мама не горюй! Как научиться общаться с пожилыми родителями и при этом не сойти с ума самому?».
В 2017 году режиссер-документалист Инна Лесина сняла фильм «Резьба по дереву» о Саше и его престарелых учениках.
«Кусок дерева – это просто способ человека размягчить, чтобы победа над материалом вызвала у него положительные эмоции, – говорит Саша. – Через это ты добираешься до его души и начинаешь её лечить. Это такая арт-терапия».
В 2018 году вышла уже вторая книга Саши Галицкого, посвящённая теме старости, – «Не боись! Как постареть и при этом не сойти с ума».

Судьба так мною распорядилась, что огромное количество времени, которое я провожу среди стариков, даёт мне некоторое право говорить с позиции специалиста.

Я не психолог, но я умею видеть и слышать.

Иногда мне кажется, что старость приходит в один день, наваливается на тебя. Ещё вчера ты был молодым, и вдруг понимаешь, что есть вещи, которые тебе уже не успеть, которые тебе уже поздно делать. И, тем не менее, подготовиться всё-таки можно. Нужен только правильный настрой.

Когда ты приходишь на кладбище, то видишь, в сущности, одинаковые холмики.

Смерть уравнивает всех людей.

Пред её мрачным ликом уже не имеет значения – кто ты: царь или раб, богач или бедняк. Здесь все в равном достоинстве.

Для Бога важно не то, КЕМ ты прожил свою жизнь, а КАК ты её прожил.

Только от своих дел или осудится человек, или оправдается.

Наверное, именно поэтому бессмысленно и нелепо всю жизнь «собирать на старость» – то есть копить и собирать то, что в старости, возможно, уже не будет иметь смысла, чем в старости уже невозможно будет воспользоваться.

Есть совершенно гениальная фраза Фаины Раневской: «В жизни всё может произойти, надо только этого очень сильно расхотеть».

Это замечательная фраза.

Она очень философская и очень глубокая. Потому что то, чего ты очень-очень хочешь, за что ты очень «зацеплен», скорее всего, вряд ли произойдёт.

Но произойти это всё же может – при условии, если у тебя исчезнет эта «зацепка», если тебе удастся внутренне открепиться от предмета своего вожделения и обрести спокойное к нему отношение.

У меня есть основания так говорить.

Было много того, чего я очень хотел, но это никак не происходило. Но произошло потом, когда я уже плюнул на это.

Пока я строил свою карьеру, будучи клерком, арт-директором, я всю жизнь завидовал художникам, которые сидят в бархатных беретах и самозабвенно творят свои шедевры.

Я об этом мечтал, но у меня всё никак не получалось воплотить мечты в жизнь.

А когда я плюнул на это и стал заниматься совершенно другими делами – всё случилось.

Так что Раневская абсолютно права: всё произойдёт, если ты перестанешь этого желать очень страстно.

Надо делать то, что хочется и быть собой, насколько это получается. Это невозможно на сто процентов, но хорошо бы, чтобы градус «бытья собой» постоянно повышался.

От своих стариков я получил много ценных советов.

Один человек объяснил смысл жизни единственной фразой.

Он сказал: «Человеческая жизнь лишена всякого смысла – если человек САМ не наполняет её смыслом».

Это простой парень, который прожил совершенно простую жизнь. Он не пошёл на какие-то престижные работы и всю жизнь проработал на складе. Сначала собирал бананы много лет, потом работал кладовщиком.

Сейчас ему 92 года. Он занимается астрономией, читает книжки, слушает музыку.

«Эх, Саша, живи, пока живётся, живи сегодняшним днём. Не жалей о прошлом и не отравляй себя страхами о будущем!».

Эта фраза мне кажется очень важной.

ОСТАВАТЬСЯ АДЕКВАТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Есть теория позднего старения, очень популярная в последнее время. Её адепты советуют есть брокколи, не есть жареное мясо, есть всё только зеленое, или только жёлтое. Чтобы мозг работал.

Вообще голова – это самый главный орган. Если у человека голова ясно работает, то с таким человеком легче общаться – это, во-первых.

Во-вторых, такому человеку легче с самим собой.

В определённой степени, процесс старения конкретного человека зависит от генетики, от ресурса организма, от его устойчивости и выносливости.

Например, мой знаменитый Петрушка живёт с абсолютно светлой головой, хотя ему уже 104 года! А есть люди, которые моложе его на 30 лет, но чувствуют и ведут себя совсем иначе.

Мои наблюдения за ними позволяют утверждать, что стареющему человеку крайне опасно циклиться на негативе – хотя жизнь даёт много поводов это делать. Когда всё плохо – маленькая пенсия, здоровье подводит, в поликлинике невнимательно отнеслись, – как не раскиснуть, не превратиться в развалину?

Но одно дело – периодические беспокойства о чём-то, и совсем другое – постоянное пребывание в состоянии страха, тревоги, озлобленности и т.д.

Нельзя всё время чего-то бояться!

Нельзя всё время думать про плохое.

Есть совершенно доказанный научный факт: человек большей частью страдает не от того, что с ним происходит в действительности, а от фантазий о том, что с ним может произойти.

Поэтому главная задача в процессе подготовки к старости – научиться побеждать собственную голову.

Самое главное и самое трудное, чему необходимо успеть научиться к старости, – это найти равновесие. Равновесие между уже прожитым и тем, что ещё осталось прожить. Нужно постараться навести порядок в своём внутреннем доме, произвести ревизию вещей, что-то выбросить на помойку, а что-то вытащить из запасников и переложить поближе.

С наступлением старости жизнь не заканчивается – она просто переходит на новый уровень. И на этом уровне многое может оказаться уже бесполезным – в то время, как обретёт смысл и вступит в силу что-то из того, что годами незаметно и постепенно взращивалось, копилось и вызревало в душе.

КАК СОХРАНИТЬ ДОБРЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ

      Саша Галицкий со своим подопечным

В моей книге есть 12 правил, как испортить жизнь своим детям. Но давайте поговорим о том, как сохранить добрые отношения с ними.

Прежде всего, нужно постараться не быть вампиром и не «подсасываться» от детей.

Дети, в основном, не могут сказать «нет». А пожилым скучно. Одна радость – морочить голову детям. Весело, нескучно и безопасно.

В глубокой старости дети уже отождествляются со своими умершими родителями – как бы странно это ни звучало для молодых людей, но старики поймут, о чём я говорю.

– Как встретили Новый̆ год? – спрашиваю я Майю, 88 лет от роду.

– Пусто было – всех наших девочек родители к себе забрали на праздник.

– Кто-кто забрал? Родители??

– Ну в смысле дети. Да какая разница!

Надо найти себе весёлое дело. К примеру – за старушкой ухаживать. То есть – за собой.

– Чем ты занимаешься на пенсии? – спросила одна бабушка.

– Работаю, ухаживаю за старушкой. В театр её вожу, на прогулку. Книжки читаю, – ответила другая.

– За какой старушкой?! – удивилась первая.

– За собой, – пояснила другая.

Меня иногда спрашивают, боюсь ли я старости.

Если честно, я пока ещё не знаю, что это такое.

Мне 63. Есть конечно некоторые проблемы со здоровьем, но внутри меня по-прежнему живёт 25-30-летний мальчик, и себя я ассоциирую именно с ним, а не с тем внешним, что подвержено естественным возрастным изменениям.

Поэтому я, возможно, боялся бы старости, если бы точно знал, когда и как именно она

настаёт. Ведь и 70 лет – это ещё не старость. Но только понимаешь это в 80…

КРАСОТА И СТАРОСТЬ

Конечно, в пожилом возрасте человек меняется. У многих людей руки покрываются пятнами из-за приёма лекарств, разжижающих кровь. Кожа становится тонкая. Они могут поцарапаться об угол.

В очень глубоком возрасте ты становишься ранимым человеком. Но это не значит, что ты будешь некрасив. Остаётся духовная, интеллектуальная жизнь, которая делает тебя интересным, а значит красивым.

Это банальные вещи, но так и есть.

Я вижу людей прекрасных, а также людей менее прекрасных.

Когда приходит женщина, к которой обращаются, а она отвечает криком и воплем, то она отвратительна, её нельзя назвать красавицей.

Есть 92-летняя Девора, которая до сих пор ещё периодически крутит роман со своим одногодкой, с которым они много-много лет то вместе, то не вместе.

Эта женщина не думает о том, как она выглядит. Она прекрасна! Она живёт! В свои 92!

Чем больше у человека внутреннего достоинства, тем меньше ему требуется общепринятой, внешней, «молодой» красоты.

От этого к старости красота уже у каждого своя – это уж, извините, кто сколько накопил.

«СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ»

Нет никакого секрета.

Просто нельзя останавливаться – надо двигаться. И чтобы было интересно по дороге, по сторонам глядеть – направо, налево.

И не чувствовать себя стариком. Потому что если ты почувствуешь себя стариком, то ты им станешь.

А я чувствую себя молодым художником и планирую им оставаться, пока подагра меня не схватит. Я не знаю, что такое подагра и за что она должна меня схватить. Ну вот когда схватит – тогда посмотрим. А пока я буду жить!

Мы все так или иначе подчиняемся условностям. И только к старости перестаём с этими условностями считаться.

У старости много преимуществ перед молодостью, у которой есть, пожалуй, только одна проблема: ты не знаешь, как будет дальше.

Это знание называется мудростью. И этой мудрости у молодости нет в силу совершенно объективных причин – в противном случае, целые поколения не наступали бы на те же грабли, на которые когда-то наступали их отцы.

Нам, с высоты своего жизненного опыта, несложно предвидеть то, к чему может привести поведение и определённые стремления того или иного молодого человека. Потому что мы либо и сами когда-то были такими же, либо видели нечто подобное на примерах жизни других людей. Поэтому мы вполне можем прогнозировать и предвидеть.

Нас, стариков, стоит послушать.

Поверьте, мы порой противимся чему-то вовсе не из-за «вредности» и «отсталости». А именно потому, что мы УЖЕ прошли этот путь, а они ещё нет.

Мы знаем КУДА ведёт та или иная дорога, потому что мы по ней УЖЕ проехали, а они – нет. И по этой причине молодость наивно полагает, что у неё-то уж точно будет всё не так.

Ох уж этот вечный конфликт отцов и детей!

Нас окружают условности. Можно сказать, что мы живём в мире условностей, которые сами же и создаём.

Они начинаются лет эдак в 5-6, когда мы всерьёз, из телевизора и от окружающих начинаем воспринимать «прекрасное», «красоту» и «порядок», хотя до этого всё было вроде и так хорошо и понятно в нашем детском мире. Но, увидев, «как надо» и как поступают взрослые, мы начинаем к тому же стремиться сами.

И так всю жизнь.

В какой-то момент мне стало невыносимо чувствовать себя винтиком в огромном механизме. И я решил, невзирая на условности, бросить должность арт-директора в успешной компании и по зову сердца стать преподавателем резьбы по дереву, работать со стариками.

Сейчас у меня абсолютно нет никаких начальников, кроме вот этих ста с чем-то дедов. Пока они ко мне приходят, я еду на этом велосипеде и разгоняюсь всё быстрее и быстрее.

«ВАН ГОГИ»

Кадр из фильма «Ван Гоги».
В июне 2018 года фильм был включён в программу кинофестиваля «Кинотавр» и был награждён специальным дипломом – «за музыкальное решение фильма».
В марте 2019 года актёры и создатели фильма получили несколько наград российской кинопремии «Ника» по итогам 2018 года. Алексей Серебряков стал лауреатом премии в номинации «Лучшая мужская роль», Елена Коренева награждена «Никой» за «Лучшую женскую роль второго плана», композиторы Леонид Десятников и Алексей Сергунин написали «Лучшую музыку к фильму», а оператор фильма Юрий Клименко получил приз за «Лучшую операторскую работу».

Три года назад мы познакомились с кинорежиссёром Сергеем Ливневым. Он был у меня на уроке. Посидели, поболтали. А через год он мне прислал сценарий почитать.

Сергей вдохновился моим художественно-социальным проектом «Ван Гоги» и свой будущий фильм решил назвать так же.

Я прочитал сценарий и сказал: «Это не я!».

А он мне ответил: «Это я».

Мы с ним поняли друг друга.

В фильме говорится о взаимоотношениях взрослых людей и их постаревших родителей, о том, как взрослые дети существуют в ореоле успеха своих родителей.

Главный герой (его играет бесподобный Алексей Серебряков) – такая мятущаяся личность, которая не может найти своё место в жизни, а обретает себя в работе с пожилыми людьми.

В качестве финала Сергей использовал мою историю «Ван Гогов», он взял название истории. Часть фильма снималась в Израиле. Последняя сцена снята в одном из домов для престарелых, где я работал, в городе Хулоне.

На съёмки приехали люди, с которыми я не виделся много лет. И это, конечно, дорогого стоит.

Саша Галицкий

 

Пять важных «НЕ» в общении с пожилыми от Саши Галицкого:

  •  НЕ учите. Надо понять, что многое мы уже не можем изменить.
  • НЕ вините себя. Мы часто себя виним в неправильном отношении к родителям. Вполне возможно, это порой действительно имеет место, но чаще виновато просто время.
  • НЕ конфликтуйте. Старики часто выплёскивают на нас свой негатив. Будьте к ним великодушны. Вам трудно понять, ЧТО они чувствуют и КАК воспринимают происходящее. Поэтому просто научитесь с этим сосуществовать.
  • НЕ спорьте. Чтобы не доводить до конфликта, меняйте тему разговора.
  • НЕ ждите удовольствия от общения. Со стариками порой общаться непросто. Не надо думать, что это будет легко. Зато, если не ждать удовольствия, оно может прийти само.

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!