ПОЧЕМУ ВСЕМИЛОСТИВЫЙ БОГ ДОПУСКАЕТ ВОЙНЫ?

 

Русское государство на всем протяжении своего более чем 1000-летнего существования, никогда не мыслилось без православной веры.

Можно без преувеличения сказать, что история нашего Отечества – это прежде всего история святой Руси. И потому судьба нашей страны самым непосредственным образом всегда зависела от нравственного состояния ее народа.

Это заметили еще летописцы, с тревогой писавшие о том, что междоусобицы и забвение нравственных устоев неминуемо навлекает гнев Божий.

Бог – Творец истории и Им положен в основу нравственный закон.

Увлечение высших слоев русского общества французским вольнодумием в конце 18 века завершилось наполеоновским нашествием и сожжением Москвы.

На новом витке исторической спирали, на рубеже 19-20 веков духовный упадок русского общества приводит к новому смутному времени. И как в прошлые века нашей истории, события 20 века с неопровержимой очевидностью свидетельствуют о незыблемости библейского принципа: за преступления Закона Божия неминуемо грядет наказание, за покаяние и молитвы – помилование.

Наши беззакония, слезы обиженных нами людей, безмолвные крики убиваемых в материнской утробе детей, исполняют меру долготерпения Божия. И тогда, чтобы рассеять туман заблуждений, чтобы смыть чудовищные наслоения наших пороков, Господь смывает их кровью наших детей, братьев, родных и близких.

Мы принимаем второе крещение покаяния, но уже не в водах, а в нашей крови.

Во время тихой мирной жизни люди неизбежно мельчают, нравственно опускаются, сильно прилепляются к «золотому тельцу», которому поклоняются, за которым гонятся.

О Боге забывают. А если и вспоминают о Нем, то только между прочим, всуе, по случаю. Если и молятся Ему, то больше по привычке, холодно, коротко, без души.

Забывая Бога, забывают люди и истинное братство.

Богачи начинают смотреть с презрением и отвращением на низшие слои общества. Те, в свою очередь, платят им завистью и злобой. И вот уже в обществе развиваются самопревозношение и мания величия, кичливость и бесчинство, злобность и равнодушие. Человечество духовно нищает, нравственно деградирует.

Преступления умножаются, тюрьмы наполняются, народ развращается.

И так может зайти очень далеко, вплоть до полного самоуничтожения, когда человеческое общество уподобится болоту, наполненному ядовитыми гадами.

А теперь вспомните, что производит удар камня на дне болота? Какой переполох!..

И вот, раздаются первые залпы – не те, которые сотрясают воздух во время праздничного салюта, а те, от которых разрушаются города и села, уничтожаются молодые жизни.

В общество приходит весть о чем-то страшном, ужасном, которое может коснуться всех и каждого.

Обескураженные страшными вестями люди от горя теряют головы. Целый арсенал всевозможных вопросов роится в нашей голове: как, кто, что, почему, зачем, кто посмел, как можно и т.п.

Скоро, однако, люди осваиваются с ужасной вестью, примиряются со свершившимся, и начинают искать причину постигшего бедствия. Кто-то ищет ее в алчности и вероломстве неприятеля, кто-то в ошибках государственной политики…

И лишь немногие видят в этом бедствии более глубокую и единственно истинную причину – наше постоянное падение.

Мы омываемся в крови от наших пороков. Тем самым, для многих война – целительный бальзам.

Итак, мы уже примирились с той мыслью, что война!..

Мы уже узнали, что неприятель там-то разрушил то-то, что уже столько-то убитых…

Как? Наших убито столько-то? Значит, и я могу быть убитым?

Значит и меня самая маленькая пулька может отправить меня в неизвестный край вечности?

Эта ничтожная вещица может запросто прервать все мои планы, прервать нить жизни. Боже!.. Защити, спаси, помилуй, пронеси эту бурю мимо меня!..

Все сердце мое пламенеет в молитве.

Еще никогда я так не молился!

Я простираю руки к Всевышнему. Он – мой Творец. От Него я весь в полной зависимости. Это ли не светлый момент в величайшем бедствии – войне?

Но это еще не все. Я вспоминаю еще что-то важное… Я вспоминаю, что еще вчера презирал толпы своих ближних.

Я вмиг перерождаюсь: я не любил, но я полюблю всех их. Между мною и ими нет никакой разницы, крове внешней, а между мной и Творцом – разница неизмеримая! Значит я должен любить брата своего.

Я его полюблю и уже люблю. И как не любить? Ведь он, быть может, защищает меня в эту минуту, он отстранит от меня ту злую руку, которая уже быть может занесла надо мною меч…

Боже, как же я мог не замечать вчера того, кто сегодня спасает мне жизнь?

Я бегу к братьям моим и кричу: братья! Простите! Соединимся и будем едины!

Будем самоотверженными.

Умрем друг за друга. Теперь нам уже нечего бояться. «На миру и смерть красна!» Отбросим напускное величие.

Вы защищаете меня, я буду защищать вас…

Да, любить надо брата, а не презирать. Тогда и он меня полюбит, и не будет тогда высокомерия и тщеславия, зависти и злобы.

И как, в самом деле, тесно объединяются в любви все слои общества!

Одни несут на алтарь Отечества свое имущество, другие – знания, иные – труды, а иные – саму жизнь…

Поистине, здесь в точности выполняется одна из заповедей Христовых: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15,13).

Во время войны истинные сыны Отечества – все братья, все други, все соединены неразрывной любовью. Отсюда-то такое количество антивоенных манифестаций.

Лучшие чувства берут перевес в нашей душе. Сколько тогда проявляется добродетелей! Воины исповедуют пред Богом свои грехи, каются искренно и чистосердечно. Заключенные преступники просят освободить их из тюрем и отправить на места военных действий, дабы здесь, если придется, своею кровью смыть с себя позор преступлений, позор ненависти к своему Отечеству.

Все забывают свои мелкие счеты и расчеты, удачи и неудачи. Все спешат постоять грудью за свое отечество и соотечественников.

Любовь каждого расширяется и делается всеобъемлющей: теперь не только своих детей и жен, не семью свою только, но и всех соотечественников, то есть всех «своих», любим. Только теперь мы ясно чувствуем, что связаны с соотечественниками самыми неразрывными узами.

Обидевший когда-то вспоминает обиженного и горькое раскаяние охватывает его душу. Когда-то я хотел жить только для себя, не позволял своей жене рожать наследников. Теперь же я готов и хочу стать отцом всем осиротевшим, обездоленным, обескровленным.

Все это – благие результаты войны.

Войны, подобно революциям, разрушают вековые уклады.

Испытания даруются Богом маловерным во очищение, словно призывая задуматься о смысле бытия. Великую Отечественную по праву называют временем религиозного расцвета.

В апреле 1942 года впервые было разрешено в крупнейших городах Советского Союза провести Пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами, для чего на это время был отменен комендантский час.

Возвращались из ссылок и лагерей священнослужители, открывались храмы. В 1943 году был фактически распущен «Союз воинствующих безбожников».

Церковь не только утешала верующих в скорби, но и поощряла их самоотверженный труд в тылу, мужественное участие в боевых действиях, поддерживала веру в окончательную победу над врагом.

Патриотизм Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной трудно переоценить. Известные деятели церкви входили в состав Государственной комиссии о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории СССР и часто выезжали на передовую.

Война – это черная туча с громом и грозой на иссохшую почву.

Даже обычная почва от долгого зноя не приносит плодов. Но вот пройдет гроза, оросит землю – и свежо на земле, все начинает возрождаться, расти и цвести.

Человеческая почва, душа наша, иссушенная пламенем страстей, запятнанная смрадом пороков, не приносит плодов добродетелей. Тогда война…

Страшное стихийное бедствие, орошающее эту почву кровью воинов и невинно погибших.

Кровь и слезы этих мучеников тушат страсти, смывают людские пороки. А когда минует кровавая година, тогда легче дышится в нравственно обновленном обществе.

Много бедствий причиняет гроза: разрушает дома и постройки; молния уничтожает даже самые крепкие деревья. Еще больше бедствий причиняет война. Но вместе с кровью, слезами и стенаниями, она смывает наши язвы.

И эти уроки войны каждое поколение должно помнить до конца дней своих и передавать их своим детям и внукам, дабы Господь не покарал и их теми же карами за беспечную и порочную жизнь.

Святитель Николай Сербский

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!