ПОЧЕМУ МЫ ПОСТИМСЯ?

Внимательное чтение Библии позволяет убедиться в том, что пост появляется одновременно с человечеством.

Уже первая Заповедь, данная Богом Адаму – не вкушать «от древа познания добра и зла» (Быт. 2:17) – представляла собой не что иное, как узаконивание поста и воздержания.

Пророк Моисей, лицезревший Бога, выдерживает абсолютный сорокадневный пост (Исх. 34:28), не вкушая ни пищи, ни питья.

Царь Давид иногда в течение нескольких дней соединял свою молитву с абсолютным постом (2-я Книга Царств).

Когда иудеев теснили моавитяне и аммонитяне, царь Иосафат объявил пост по всей Иудее и Господь явил им Свою помощь.

Пример общественного, народного поста и его благотворного влияния в дни бедствий, упоминается также в Книгах Маккавейских, Есфири, пророков Ионы и Захарии.

В Новом Завете узаконил пост и освятил его Своим примером Сам Спаситель – когда после Крещения провёл в посте 40 дней (Мф. 4:2), а после и нам указал, КАК следует поститься.

По примеру своего Учителя, постились и Его ученики – Апостолы.

Таким образом, пост есть установление Бога и мы, как дети Божьи, должны свято исполнять все заповеди Его – в том числе, и заповедь о посте.

Для всех ищущих спасения, пост есть великий помощник и учитель.

Он учит нас довольствоваться самым необходимым.

Он  наглядно показывает, что излишества в пище, питье и одежде не только бесполезны, но подчас и очень вредны.

«Страдание бессонницею и резь в животе бывают у человека ненасытного» (Сир. 31:21-23).

«От пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни» (Сир. 37:32-34).

И народная мудрость также говорит о посте: «Никто с поста не умирал, а от обжорства – многие».

И действительно, христианские подвижники, более того – пустынножители, – при крайне ограниченной пище никогда не прикасались к мясу и дожили до глубокой старости, сохраняя бодрость духа.

Так, например, св. Макарий Александрийский прожил 100 лет, св. Симеон Столпник – 103 года, св. Павел Фивейский – 113 лет, св. Алипий Столпник – 118 лет.

В самом кратком понимании, пост есть отсечение своей воли и всецелое предание себя воле Божией.

По своему существу, пост есть подвиг внутренний, духовный, состоящий в обуздании всех греховных порывов человеческой природы.

Кроме поста, Спаситель наш указал и на молитву, как на оружие против бесплотных сил зла (Мф. 17:21).

Молитва же бывает двоякая: телесная и духовная.

Так, когда мы языком призываем Бога, рукой изображаем на себе крестное знамение, телом кладём поклоны, умом же думаем о чём-то постороннем, тогда мы молимся только телом. Такая молитва не спасительна для нас и неприятна Богу.

Совершенная молитва – это когда мы не только телесно выражаем свои молитвенные чувства, но и сердцем, и мыслями возносимся к Богу.

Подобно молитве, пост также бывает телесным и духовным.

Под телесным мы понимаем такой пост, при котором лишаем свою плоть известного рода пищи (в основном, животного происхождения).

Под духовным же постом мы понимаем воздержание от злых помыслов, дел и слов.

Из сказанного, можно заключить, насколько пост духовный важнее поста телесного.

Не будет большим преувеличением сказать, что важнее настолько, насколько душа важнее и драгоценнее тела.

Человек плотский, не духовный, стремится сделать своё тело исключительно органом своих ненасытных страстей, средством удовлетворения всевозможных похотей.

Духовный же человек, наоборот, стремится одухотворить своё тело и сделать его храмом, достойным для обитания в нём Духа Святаго.

Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов.

Увидишь нищего – подай милостыню.

Увидишь врага – примирись.

Увидишь своего друга счастливым – не завидуй.

Пусть постятся и руки, избегая хищения.

Пусть постятся и ноги, перестав ходить на противозаконные дела.

Пусть постятся и глаза от созерцания похотей мира сего.

Пусть постится и слух, не принимая клеветы и осуждения ближних.

Пусть постится и язык, воздерживаясь от болтовни, сквернословия и ругательств.

Иными словами, избегай всякого дела, которое неприятно Богу.

Прости – чтобы и самому получить прощение.

Будь милостивым – чтобы и самому быть помилованным.

Будь сострадателен, нежен, добр, кроток, миротворец, долготерпелив, великодушен и богобоязлив – и Господь благосклонно примет твой духовный труд.

Диакон Александр Каневский (2009 г.)

 

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!