«Окно овертона»: технология уничтожения

Так изменения общественного сознания, призванная «помочь» человеку изменить отношение к вещам, которые раньше он считал абсолютно неприемлемыми…

11-11

Американский социолог Джозеф Овертон описал технологию того, как можно изменить отношение общества к вещам, которые раньше считались абсолютно неприемлемыми.

Эта технология получила название «Окно Овертона».

 

Джозеф Овертон считает, что для каждой идеи или проблемы существует так называемое «окно возможностей». В пределах этого окна идею могут обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно.

Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей: от стадии «это немыслимо!» (т.е. когда идея совершенно чужда общественной морали и полностью отвергается обществом) до стадии «это актуально» (т.е. когда идея широко обсуждена, принята массовым сознанием и закреплена в законах).

Заметим, что речь идёт не о банальной промывке мозгов, а о технологиях более тонких. Эффективными их делает последовательное, системное применение и незаметность для общества-жертвы самого факта воздействия.

Ниже я на примере разберу – как общество шаг за шагом начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим некогда немыслимое.

 

Возьмём для примера что-то совершенно невообразимое. Допустим, каннибализм.

То есть идею легализовать право граждан на поедание друг друга.

Достаточно жёсткий пример?

Но всем очевидно, что прямо сейчас (2014 г.) нет возможности развернуть пропаганду каннибализма – общество встанет на дыбы.

Что это означает? Такая ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в нулевой стадии окна возможностей.

Эта как раз та самая стадия, которая называется «это немыслимо!».

А теперь мы смоделируем, как это немыслимое будет реализовано, пройдя все стадии окна возможностей.

 

Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно – ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление.

Соответственно, первое движение «Окна Овертона» – перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального.

Как это сделать?

Воспользовавшись всеми возможностями свободы слова!

 

Почему бы не поговорить о каннибализме? Разве в цивилизованном обществе существуют запретные темы?

Особенно это касается учёных – для них нет никаких запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме: «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.

Видите? О людоедстве, оказывается, можно вполне предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.

В результате «Окно Овертона» уже двинулось. Уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному.

Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов».

И пусть оно будет представлено лишь в интернете – радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.

Во-первых, это ещё один факт высказывания.

А во-вторых, эпатирующие представители столь специфического генезиса нужны для создания образа радикального пугала.

Это будут «плохие каннибалы» – в противовес другому пугалу: «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они».

Но о пугалах чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.

Итак, результат первого движения «Окна Овертона»: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы – созданы «градации серого».

 

Далее переводим тему каннибализма из радикальной области в область возможного.

На этой стадии продолжаем цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от знания? И любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер.

Осуждая ханжество, обязательно нужно придумать каннибализму элегантное название и вот тут – внимание!

Создание эвфемизмов (слов-заменителей, смягчённых выражений) – это очень важный момент.

Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название.

Нет больше каннибализма!

Теперь это называется, например, антропофагия.

Но и этот термин совсем скоро заменят ещё раз, признав и это определение «оскорбительным».

Цель выдумывания новых названий – оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологических противников языка, увести суть проблемы от её обозначения – подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта.

Каннибализм превращается сначала в антропофагию, а затем в антропофилию.

 

Параллельно с игрой в имена происходит создание опорного прецедента: исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного – не важно.

Главное – предоставить «доказательство» того, что антропофилия может быть в принципе узаконена.

  • «Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью умирающих от жажды детей?»
  • «У древних римлян это было в порядке вещей!»
  • «Ну, а у более близких нам христиан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор ритуально пьют кровь и едят плоть своего бога!»

И т.п.

Главная задача этого этапа – хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследования хотя бы в какой-то исторический момент.

 

После того как предоставлен легитимирующий прецедент, появляется возможность сдвинуться с территории возможного в область рационального.

Это третий этап.

На нём завершается дробление единой проблемы.

  • «Желание людей есть себе подобных генетически заложено в природе человека»
  • «Иногда существуют непреодолимые обстоятельства, когда съесть человека необходимо»
  • «Есть люди, желающие, чтобы их съели»
  • «Антропофилов спровоцировали!»
  • «Свободный человек имеет право решать, что ему есть»
  • «Не скрывайте информацию и пусть каждый поймёт, кто он – антропофил или антропофоб»
  • «Вред антропофилии не доказан»

И т.п.

 

То есть в общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему.

На крайних флангах размещают «пугала» – специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства.

Реальных же противников (т.е. нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабуирования людоедства) стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники.

Роль этих пугал – активно создавать образ сумасшедших психопатов: «вот они, эти агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов! вот они – враги прогресса и общечеловеческих ценностей!»

Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным – кроме, разумеется, реальных противников легализации.

 

При таком раскладе сами т.н. антропофилы остаются как бы посередине между пугалами – на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей».

«Учёные» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это – нормально.

 

«Окно Овертона» движется дальше: теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального в категорию популярного.

Для популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её поп-контентом, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности – и с современными медиаперсонами.

Антропофилия массово проникает в новости и ток-шоу.

Людей едят в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах.

Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!».

  • «Разве вы не знали, что один известный композитор – антропофил?»
  • «А один всем известный польский сценарист – всю жизнь был антропофилом и его за это даже преследовали!»
  • «А сколько их по психушкам сидело! Сколько миллионов выслали, лишили гражданства!.. Кстати, как вам новый клип Леди Гаги «Eat me, baby»?

И т.п.

 

На этом этапе разрабатываемую тему выводят в ТОП и она начинает автономно самовоспроизводиться в масс-медиа, шоу-бизнесе и политике.

Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (журналистов, ведущих телепередач, общественников и т.д.), отсекая от дискуссии специалистов.

Затем, в момент, когда уже всем стало скучно и обсуждение проблемы зашло в тупик, приходит специальным образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то» – и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна».

 

Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников посредством создания им положительного образа через не сопряжённые с преступлением характеристики.

  • «Это же творческие люди! Ну, съел жену – и что?»
  • «Они искренне любят своих жертв. Ест – значит любит!»
  • «У антропофилов повышенный IQ и в остальном они придерживаются очень строгой морали»
  • «Антропофилы – сами жертвы, их жизнь заставила»
  • «Их так воспитали»

И т.д.

 

Такого рода выкрутасы – соль всех популярных ток-шоу.

«Мы расскажем вам трагическую историю любви! Он хотел её съесть! А она лишь хотела быть съеденной! Кто мы, чтобы судить их? Быть может, это – и есть любовь, только самая настоящая? Кто вы такие, чтобы вставать у любви на пути?!»

 

К пятому этапу движения «Окна Овертона» переходят, когда тема разогрета до возможности перевести её из категории популярного в сферу актуальной политики.

Начинается подготовка законодательной базы.

Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени.

Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников легализации каннибализма.

Политики начинают катать пробные шары публичных высказываний на тему законодательного закрепления этой темы.

В общественное сознание вводят новую догму: «запрещение поедания людей запрещено».

Это, кстати, фирменное блюдо либерализма – толерантность, как запрет на табу.

Во время этого последнего этапа общество уже сломлено.

Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом – общество уже согласилось со своим поражением.

Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, а далее – эта тема неизбежно докатится до школ и детских садов, а значит, следующее поколение вырастет уже в совсем иной системе нравственных координат…

 

Описанное Овертоном «Окно возможностей» легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла.

«Вы хотите поговорить о том, что ваша мать – шлюха? Хотите напечатать об этом доклад в журнале? Спеть песню? Доказать в конце концов, что быть шлюхой – это нормально и даже необходимо?»

Это и есть описанная выше технология.

Она опирается на вседозволенность.

Нет табу. Нет ничего святого. Нет сакральных понятий.

А что есть?

А есть так называемая свобода слова, превращённая в свободу расчеловечивания.

На наших глазах, одну за другой, снимают рамки, ограждавшие общество от бездны самоуничтожения. Теперь дорога туда открыта.

Ты думаешь, что в одиночку не сможешь ничего изменить?

Ты совершенно прав – в одиночку человек не в состоянии бороться с системой.

Но лично ты обязан оставаться Человеком!

А Человек способен найти решение любой проблемы.

И что не сумеет один – сделают Люди, объединённые общей идеей.

Оглянись по сторонам.

 

Евгений Горжалцан

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!