Ода советской школе

Времена, как известно, «не выбирают – в них живут и умирают». Мне суждено умереть в несоветские времена. И для меня это обстоятельство, скорее, со знаком «плюс». Но я всегда с грустью буду вспоминать «Советское шампанское» и советскую школу…

2-2

Так уж получилось, что из двадцати лет моей учительско-директорской работы пятнадцать принадлежат советскому времени.

О школе того времени сложилось представление, что в ней царила муштра и зубрёжка.

Да, был пресловутый Всеобуч, но честную «тройку» зарабатывали почти все выпускники.

Было шестичасовое экзаменационное сочинение, на котором кто-то списывал, кому-то подсказывали учителя, но даже ТАКОЙ экзамен менее вреден нынешнего теста по литературе – выбрать правильный ответ, кто написал роман «Евгений Онегин»: Пушкин, Лермонтов, Некрасов?

 

Было много стендов с партийными лозунгами, но не было охранников и школьников, избивающих учителя.

Мы дружно боролись за свободу Африки, но не было учеников, которые не умели бы говорить по-русски.

В советской школе, при всех её идеологических издержках, всё же занимались образованием, и те, кто в системе образования работал, за крайне редким исключением, всегда помнили о том, что «образ» и «образование» – однокоренные слова.

Однако сегодня «образ» подменен стандартами, а образование – «натаскиванием» и набиванием ученических мозгов «необходимой суммой знаний»…

 

Из современной школы напрочь выветрился мужской дух.

Сегодня у мужчины, устраивающегося на работу школьным учителем, впору требовать справку из психдиспансера. И это – уже не просто проблема. Это – катастрофа.

Школа стала похожа на неполную семью, в которой муж ушёл к другой женщине.

В советской же школе мужчины – словесники, историки, географы, физики – были в порядке вещей.

Лично у меня в школе четыре учителя начальных классов были мужики. А знаменитые советские педагоги-новаторы, в основной своей массе, были представителями исключительно мужской части учителей: Шаталов, Ильин, Ямбург, Щетинин.

В учителей влюблялись ученицы. С ними крутили романы учительницы.

Нередко они выпивали. Иногда даже крепко. Так крепко, что на следующий день на уроках использовали «похмельную методику» – работу с учебником.

Но даже такой урок мог таить в себе чудные открытия, когда вопреки установленному плану урока, происходил откровенный разговор «о жизни». Урок был не «повторением, объяснением и закреплением», а кусочком жизни длиною в 45 минут.

Советский учитель приходил в класс не в треуголке Наполеона, а со словами: «Я не умнее и не талантливее вас, а только опытнее».

 

Никудышному учителю не помогут никакие компьютеры с раздвижными досками, а хороший учитель даст урок и в лесу – без всяких «наглядных пособий».

Мои лучшие уроки были в походах.

Вечером мы садились у костра, ставили два ведра чая и всю ночь читали стихи, говорили о политике, обсуждали книги.

Наверное, я склонен идеализировать прошлое, но мне безумно жаль, что сегодня в школе зачастую есть урок, но нет… Учителя.

Кстати, его теперь нередко называют «модератором»…

 

Андрей Ивахин

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!