О РОЖДЕСТВЕ – РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ

На Западе уже давно празднуют безликое «Рождество», которое там всё реже связывают со Христом. А знаем ли мы, какую именно радость несёт нам Рождество Христово?

Вот уже три десятилетия, прошедших со времени окончания советской эпохи, как на территории исторической Руси стали вновь отмечать праздник Рождества Христова. У нас в стране, Слава Богу, пока ещё поют колядки и смысл Праздника нашим народом в целом не утрачен. Чего нельзя сказать о Западе, где давно уже празднуют просто некое безликое «Рождество», которое там всё меньше и реже связывают со Христом. «Рождество – это праздник рождения нового года», – ответит вам большинство граждан Старого и Нового Света. Но к сожалению, именно такой образ празднования Рождества постепенно навязывается и нашему обществу – будто это не наш народ был просвещён Светом Христовым более тысячи лет назад!

Что это за Праздник на самом деле? Почему он так популярен по всему миру? Знаем ли мы, какую именно радость несёт нам Рождество Христово?

 

Каждый год в январе начинается отчёт времени следующего нового года нашей жизни. Мы с каким-то особенным трепетом ожидаем этот день, хотя и не всегда можем дать себе отчёт, почему это так.

Да, человек склонен сильно любить жизнь и дорожить ею, поэтому каждый бой часов, возвещающий начало нового года, заставляет нас и радоваться тому, что жизнь продолжается и даёт нам возможность созидать, творить, постигать и любить, – и грустить о том, что время нашей жизни неумолимо утекает, и когда-то часы для нас остановятся навсегда.

Но не только ЭТО чувствует душа. Она ощущает какое-то необычное радостное волнение от соприкосновения с таинственным.

Величайшая тайна состоит в том, что Рождество – это День Рождения Богочеловека – День Прихода в наш мир Спасителя!

Вот почему никто из живущих не в состоянии отвернуться от этого Праздника – независимо от того, верит ли он в Бога или не верит!

Это событие лежит в основе нашей истории. Именно от него человечество отсчитывает время своей новой эры – от Рождества Христова. Эры Нового Завета, эры Спасения, эры надежды.

Это – День, когда Бог близок человечеству так, как никогда, со времени падения Адама!

Давайте же прикоснёмся к непостижимой тайне Боговоплощения и попытаемся прояснить для себя истинную суть Рождества Христова – чтобы одухотворить нашу радость и осознать, отчего трепещет наше сердце и исполняется необъяснимым восторгом в этот день?

Отчего у нас разливается в душе какая-то доброта, ни с чем земным не сравнимая, а глаза наполняются слезами?

Отчего мы чувствуем что-то, что объединяет нас со всеми людьми на свете, – безотчётную любовь?

 

Наверное, редкий человек не знает, что Рождество – это День Рождения Иисуса Христа.

Однако многие стремятся подойти к этому празднику в лучшем случае как к некоему историко-культурному феномену, загадочному событию, обросшему преданиями, или мифу, который пришёл к нам из глубины веков.

Многие даже знают об обстоятельствах прихода в мир Иисуса Христа. Но имеет ли смысл это выхолощенное поверхностное знание об «обстоятельствах» прихода в мир Спасителя – о внешней канве события – без веры в Бога, без осознания великой миссии этого Прихода?

Впрочем, канва тоже исполнена чудесным, которое так и просвечивает сквозь неё. И именно на это чудесное и откликаются порой неосознаваемым трепетом наши сердца.

Но всё же основное – в глубинной сути Рождества!

 

Рождество Христово – это Праздник Церкви!

Это событие – одно из главных в чреде событий, являющих миру дивное и непостижимое величие Божие. Поэтому Рождество Христово – это не просто «Рождество».

Это не «день рождения нового года». Это день, в который в мир пришёл Спаситель – Господь наш Иисус Христос – Предвечный Бог, пожелавший стать Человеком.

Однако для непосвящённых в таком объяснении больше вопросов, чем ответов: кто такой Иисус Христос?

Почему Он – Сын Божий? И зачем Ему понадобилось приходить в наш мир?

От чего именно Он спас мир? И, наконец, Кто такой Бог?

 

Согласно православному вероучению, Бог – это Абсолютная Несотворённая Личность, Создатель всего мироздания.

Бог невидим, безначален, бесконечен, вечен, постоянен, неизменяем, бестелесен, невидим, неосязаем, неописуем, неизмеряем, беспределен, непостижим, необъятен, недоступен, вездесущ, всемогущ и всеведущ.

Бог обладает постоянством и неизменяемостью. В Своём существе, действиях и свойствах Он всегда пребывает Один и Тот же.

Бог прост и несложен – то есть Он не делится на части и не состоит из частей.

Он не имеет тела и свободен от всякой материальности. «Бог есть Дух» (Ин. 4:24).

Бог – Един по существу, но Троичен в Лицах: Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой.

Основа Божественного бытия у всех Лиц одна и та же, но каждое Лицо в Своём отношении к другому сознаёт Себя отдельным и самостоятельным.

Бог Отец постоянно (без начала и без конца) рождает Сына, а Дух Святой постоянно исходит от Бога Отца.

Иными словами, Пресвятая Троица – это не три Бога, а Один Бог (законы арифметики и математики к Творцу законов – Богу – неприменимы).

Что это означает и как это следует понимать – непостижимо для человеческого разума, потому что ограниченный человеческий разум не имеет таких ясных и отчётливых аналогий, на основании которых можно было бы с несомненностью судить об образе Трёхличного существования Божия.

Можно сказать так: великий Ум Бога (Отца) рождает Слово (Сына), Которое воплощается Духом. Нечто подобное происходит и у человека: наш ум рождает мысль, которая выражается словом.

И как по характеру выражаемых мыслей мы можем судить об уме данного человека, так и о Боге Отце мы можем судить по Его Сыну, о чём прямо говорит Христос: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9).

 

Из Своей великой Любви Бог сотворил человека – для того, чтобы человек мог жить с Богом и в Боге, чтобы постоянно находиться с Ним в общении, в вечном блаженстве, довольстве и Первые люди – Адам и Ева – жили в раю и были абсолютно счастливы. Они не испытывали усталости, недомогания, печали, голода, жажды, зноя и холода. Они не могли ни поцарапаться, ни разбиться, ни задохнуться, ни сгореть в огне, ни утонуть в воде. Им не грозила старость.

Чтобы достичь нравственного совершенства, необходимого для максимально возможного единения с Богом, человек должен был утвердиться в послушании Богу, Который дал первым людям заповедь – не вкушать плоды с запрещённого дерева. И не вкушать вовсе не потому, что плоды этого дерева были ядовиты, а просто потому, что человек ещё духовно не созрел для того, чтобы их вкушать.

Но случилась беда: люди не устояли перед соблазном и, по внушению падшего Архангела, обещавшего, что они станут «как боги», вкусили плод с запретного дерева.

Так произошло грехопадение первых людей, главным следствием которого стало то, что в мир вошла смерть. Человек отвернулся от Бога, прекратил общаться с Богом и, в силу утраченной связи со своим Небесным Отцом, люди стали смертными и не могли больше находиться в раю.

Люди стали жить на земле, своим грехом полностью разрушив дорогу в рай.

Исправить эту ситуацию своими силами человек был неспособен. Вследствие навязанного человеку сотрудничества с падшими ангелами, мир превратился в царство смерти. И чтобы уничтожить это царство необходимо было, чтобы в это царство пришла Сама Жизнь и Собой заполнила этот мир. Смерть могла победить только Жизнь – только Тот, Кто Сам является Источником жизни.

И вот Сам Бог, оставаясь неизменным Богом, принимает на Себя наше человеческое естество – зачавшись во чреве Пречистой Девы Марии и родившись от Неё в Вифлееме.

«Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16).

Сам Господь Вседержитель соединяется с человеческим естеством и являет Себя миру в образе Иисуса Христа!

Апостол Павел говорит об этом так: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1 Кор. 15:47).

Во Христе Бог непостижимым для нас образом соединяется с каждым из нас и в Себе Самом примиряет Небо и Землю, Бога и Человека – тем самым восстанавливая в падшем человеке его изначальный образ и подобие.

Не переставая быть Богом, Иисус принимает на Себя абсолютно всё, что включает в себя человеческая жизнь – всё, кроме греха.

Будучи Совершенным Человеком, Иисус имел такое же, как и у нас тело, и такую же, как и у нас душу.

Он был питаем материнской грудью и телесно возрастал. Он испытывал и усталость, и потребность во сне и в отдыхе. Он испытывал голод и жажду и все те невзгоды, какие испытываем и мы. Под конец Он был предан одним из Своих учеников (Иудой Искариотским), претерпел страшные мучения и был распят на Кресте.

Однако Иисус пошёл на эту смерть добровольно – для того, чтобы через Свою человеческую смерть сойти во ад своей безгрешной душой, и разрушить этот мрачный склеп, в котором томились души всех ветхозаветных людей, начиная от Адама.

Господь страдал на Кресте – чтобы освободить от страданий каждого из нас.

Спаситель умер для того, нас избавить нас от вечной смерти, которую навлекли на себя наши прародители: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22).

И, наконец, Он воскрес, тем самым наделив человеческую природу способностью к воскресению – для блаженной нетленной жизни в Вечности.

Так Спаситель вновь открыл для людей дорогу на Небо, к Богу.

 

Но что это должна была быть за душа, которая смогла бы вместить Бога?

Такую душу человечество ожидало тысячелетиями. И вот, наконец, от бесплодных состарившихся родителей, вымаливавших себе чадо всю жизнь, и давших обет посвятить ребёнка Богу, рождается Пречистая Дева Мария, которую родители по обету в 3 года отдают воспитываться при Иерусалимском храме.

Первосвященник Захария, по откровению свыше, вводит Трилетствующую Деву Марию во святая святых храма – туда, куда он сам заходит лишь один раз в год!

Во святая святых Преблагословенная Мария приходила каждый день для молитвы и богомыслия, для изучения Священного Писания. Первосвященник Захария, не могущий сам ежедневно входить во Святая Святых, с недоумением и ужасом слышал беседы Девы с Ангелом. Это был Архангел Гавриил – Ангел-Хранитель Девы Марии.

Не находя ничего подобного в явлении Ангелов другим людям, первосвященник укреплялся в мысли, что пришло время исполнения всеобщего ожидания, и что именно через Преблагословенную Деву Марию в мир придёт Спаситель.

«День ото дня возрастала телесными и духовными силами Пресвятая Дева в храме Божием. Силы духа у Пресвятой Девы возрастали и укреплялись ангельской беседой и молитвой, устремлённой к Богу, и трудами ради Бога.

Узнав из богослужения о грехопадении, о печальной участи не только израильского народа, но и всего человечества, Она стала думать о том, как умилостивить Бога, чтобы род человеческий был прощён и возвращён в своё первоначальное, блаженное состояние, в котором находились наши прародители до грехопадения.

Пресвятая Дева стала молиться не только о своём спасении, но и о спасении всего человеческого рода.

Именно этим подвигом непрестанной молитвы Пресвятая Дева очистилась до такой степени, что стала способна воспринять в Себя Слово Божие – Сына Божия» (Архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Поскольку Пресвятая Дева дала обет девства, а института монашества тогда не существовало, то в 14 лет Она была выдана замуж за 80-летнего старца Иосифа Обручника – для хранения Её девства.

Когда стало заметно, что Мария «имеет во чреве» (Мф. 1:18), Иосиф страшно расстроился, решив, что Мария согрешила и, не желая губить её (законы в отношении прелюбодеев в те времена были очень суровы), решил тайно отпустить Её. Но во сне ему явился Архангел Гавриил, который открыл Иосифу, что Мария – Матерь Господа. После чего святой праведный Иосиф Обручник с благоговением служил Матери Божией.

 

В царствование императора Августа вышло повеление сделать всенародную перепись во всей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев же всякое колено и род имели свои определённые города и праотеческие места, поэтому Пресвятая Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем – чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

Прибыв в Вифлеем, они не нашли там уже ни одного свободного места в городских гостиницах. Пристанище они нашли в известняковой пещере, предназначенной для скота во время непогоды.

Там, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишённой не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, – родился Богочеловек, Спаситель мира!

Но среди полночной тишины, когда всё человечество было объято глубоким сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, охранявшие своё стадо.

«Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:9-11).

Кроме ангельского благовестия Вифлеемским пастухам, Рождество Христово было возвещено чудесной звездой волхвам «звездословцам» – и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Богом, Спасителем мира.

 

РОЖДЕСТВО И ДЕТИ

 

Наши дети вполне могут спросить нас о том, что такое Рождество? И может так случится, что своим ответом мы невольно зададим им вектор их дальнейшей духовной жизни, от которого будет зависеть: станут ли они воспринимать Евангелие, как Слово Божие, или как «сборник красивых легенд».

Блогеры и авторы многих сайтов для родителей публикуют в сети множество статей о том, как рассказать ребёнку о Рождестве.

Ничуть не смущаясь тем, что данный вопрос относится к сфере нашего духовного бытия, авторы описывают исключительно внешнюю фабулу событий Рождества и на том успокаиваются.

В статьях можно встретить перлы, типа «Отцом Иисуса был Иосиф» или «Иисус родился чтобы пострадать, чтобы мы жили на земле…».

Авторы пытаются говорить о Рождестве и о Рождённом Спасителе, усердно избегая упоминания о вере и о Церкви, упоминая о Боге, в лучшем случае, как об абстрактном «историческом персонаже», – словом, не называя вещи своими именами.

 

Рождество Христово – праздник, который объединяет семьи. Близкие люди стремятся встретиться, порадовать друг друга подарками, в особенности же – детей, чутких к чуду, к вере, трогательно воспринимающих Рождество. И взрослые рядом с детьми чувствуют особый праздничный дух Рождества Христова.

Но только вот на взрослых, в отличие от детей, лежит ответственность углубить свои представления об этом величайшем Празднике и передать их своим детям, зажечь в их сердцах хотя бы ту малую веру, которая теплится в наших душах.

И, конечно, если о Боге вы детям говорите впервые, необходимо простыми словами передать вышеописанную преамбулу к рассказу о Рождении Спасителя. А потом вместе с детьми почитать Библейский рассказ о Рождестве Христовом, рассмотреть картинки, а также – посмотреть и обсудить добротные мультфильмы об этом Празднике.

Кстати, о мультфильмах…

 

ПАРАЗИТИРУЮЩИЕ НА РОЖДЕСТВЕ

 

Не счесть мультфильмов, в которых герои помещены авторами в предпраздничные и праздничные рождественские дни.

Рождество «празднуют» даже вампиры, призраки, Микки Маус, Шрек и уродцы Хэллоуина. Некоторые герои стремятся просто хорошо повеселиться, другие – задаются целью кому-нибудь помешать отпраздновать Рождество.

Словом, прежде, чем ставить ребёнку мультик о Рождестве, родителям следует посмотреть его самим.

Судите сами.

 

«Кошмар перед Рождеством» (1993) рассказывает о царстве Хэллоуин, где живут уродцы, мертвецы, чудовища во главе с властелином ужасов Джеком Скеллингтоном, который под Рождество попадает в город Рождества и узнаёт, что где-то есть радость, добро и веселье. Ему очень хочется почувствовать, как это – дарить людям счастье. Для этого он похищает Санта Клауса, чтобы вместо него раздавать детям подарки. Но его подарки только наводят ужас на детей. Тогда он осознаёт свою ошибку и отпускает Санта Клауса. В конце мультфильма Джек в обнимку с возлюбленной смотрят на Рождественскую звезду.

Мультфильм в своё время вызвал фурор – но отнюдь не тем, что он несёт юным зрителям рождественскую радость, а тем, что он более привлекает к Хэллоуину. Аксессуары с главным героем после выхода мультфильма в свет разлетались огромными тиражами.

Можно искать в мультике какую-то «глубину», второй, пятый и десятый смыслы. Но эстетизация уродства и ужаса, попытка привлечь симпатии к инфернальному миру совсем небезопасны с духовной точки зрения.

Приглядимся к носителю традиции Санта Клаусу. На фоне «симпатяги» Джека – властелина ужасов в мультфильме он показан очень неприятным. И хотя в конце мультика на небе победоносно сияет Звезда, на протяжении всего мультфильма дети лицезреют тёмный мир и его уродцев, которым их вынуждают сопереживать.

 

«Дед Мороз» (1991) – английский мультфильм, снятый по двум книгам писателя Рэймонда Бриггса, повествует о повседневной жизни Деда Мороза (у британцев – Рождественский Дед), «заземляя» главный новогодний персонаж и срывая с него все покровы романтики.

 

«Секретная служба Санта Клауса» (2011) – мультфильм приоткрывает завесу тайны над тем, каким образом Санта-Клаусу удаётся развезти подарки всем детям на Земле всего за одну ночь. Помогают ему в этом его младший сын Артур и помощники-эльфы.

 

Словом, мультфильмы, которые взрослые создают для детей, носят на себе печать их мыслей и чувств по поводу этого Праздника. Одни призывают просто весело отпраздновать Рождество, другие – сопровождают этот призыв разными приключениями, для которых Рождество служит просто необычной фабулой, идеей, что необходимо верить в чудо. Но – в какое чудо? В Санта Клауса?

Неудивительно, что подобные мультфильмы не упоминают ни о том, ЧЬЁ Рождество празднуется, ни о том, ЧТО этот Праздник означает для человечества.

 

ДУХОВНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ К РОЖДЕСТВУ

 

В 2009 году вышла уже не первая знаменитая экранизация повести «Рождественская песнь в прозе» (1843) Чарльза Диккенса – одного из немногих западных писателей, воплотивших в своём творчестве мир христианских ценностей.

На сей раз это – диснеевская «Рождественская история», снятая Робертом Земекисом, – поучительная праздничная история о чёрством скряге Эбенезере Скрудже, с которым в канун Рождества случается подлинное чудо внутреннего перерождения. Мультфильм является носителем истинно христианских ценностей и будет полезен для детей.

 

В 1965 году вышел американский рисованный мультфильм «Рождество Чарли Брауна». Режиссёр Билл Мелендез. Мультфильм был снят по мотивам ежедневного комикса «Peanuts», над которым художник-карикатурист Чарльз Монро Шульц работал на протяжении 50-ти (!) лет и который насчитывает 17 897 выпусков.

На пике популярности комикс публиковался в 26 000 газетах, был переведён на 21 язык, его читали 365 млн. человек в 75 странах мира.

В США трансляция мультфильма стала ежегодной традицией с самой премьеры.

Главный герой мультфильма осознаёт, что он не имеет радости Рождества, его мучает то, что он не может докопаться – в чём же истинное значение праздника? В конце мультфильма, когда Чарли Браун громко спрашивает, знает ли кто-нибудь истинное значение Рождества, его друг решается поведать об этом, зачитывая наизусть отрывок из Евангелия от Луки (2:8-14). Чарли Браун улыбается – теперь он всё понял! Ребята украшают ёлку и поют праздничную песнь «Вести ангельской земли».

 

Режиссёром Михаилом Алдашиным в 1996 году снят анимационный фильм, рассказывающий о Рождестве Иисуса Христа – «Рождество». Сам режиссёр говорил, что в этом фильме он «хотел рассказать историю Рождества так же просто, наивно и бесхитростно, как её рассказал бы ребёнок, которому прочитали Евангелие». Мультфильм очень добрый, дышит ощущением чуда.

 

«Песнь Ангела» – светлый христианский мультфильм о том, как маленький мальчик в канун Рождества попадает вместе с ожившим Ангелом с ёлки в Вифлеем и становится свидетелем величайшего события – Рождества Иисуса Христа. Песнопения Ангелов, восхваляющих Бога, которые звучат в мультфильме, трогают до глубины души!

 

«Рождество Христово» (2010), цикл белорусских рождественских мультфильмов «Святочные рассказы» (1994), изумительных с художественной точки зрения, «Рождество обитателей леса» (мультфильм 1912 года, который и сейчас интересно смотреть), и, наконец, украинский мультфильм «Рождественская сказка» (1993) по мотивам сказки Марко Черемшины «Слеза» – вот мультфильмы-носители истинного Рождественского духа, который действует на нас своей преображающей силой.

 

Христос рождается – славим Его!

 

Священник Александр Каневский,

Елена Каневская

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!