О НЕВЕРИИ В ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Воскресение Христово – самое главное событие мировой истории. Если бы Христос не воскрес, была бы полностью подорвана сама вера в Бога, был бы утрачен и смысл жизни.

Между тем, исторический факт Воскресения Христова, как и всё Его учение, подвергались критике многих учёных людей (рационалистов). Некоторые посвятили этому всю свою жизнь, стараясь доказать, что евангельское свидетельство о Воскресении есть обман, ошибка или заблуждение.

«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14) – говорит апостол Павел.

Вот почему значимость Воскресения Христова такова, что христиане заменили им празднование ветхозаветной субботы.

«Если Христос не воскрес, то вы ещё во грехах ваших» (1 Кор. 15:17)!

Если бы не было Воскресения Христова, не было бы не только христианства, но и самая вера в Бога, в силу добра и правды была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни – кому поможет смерть и бессилие?

Воистину не было бы в истории худшего торжества и более злой насмешки зла над добром, как в дни Голгофы и вообще всей земной жизни Господа Иисуса Христа.

И не было бы более сильного и неотвратимого мотива к беспросветному отчаянию, ибо если и сей Праведник оказался бессилен, если и такая Величайшая Личность исчезла в бездне небытия, то что ожидать каждому из нас?

Но воскрес Христос – и остался поруган и бессилен «отец лжи, исконный человекоубийца – диавол» (Ин. 8:44).

Жизнь победила, смерть и зло приведены к пустоте и ничтожеству.

Христос Воскрес – и в полной яркости засияло Его Божественно-Царственное Величие…

«Удивительно, как могут люди серьёзно верить в такие глупости. И это в век науки! Разум не допускает веры в Воскресение Иисуса Христа», – говорят безбожники.

Первою по времени и по злобе является та басня, которую должны были распространять подкупленные иудейскими первосвященниками римские стражники – о том, «что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф. 28:13).

Нелепость этой выдумки прямо бросается в глаза всякому, не потерявшему здравого смысла.

Совершенно недопустимо, чтобы, состоявшая из нескольких лиц, стража могла уснуть – при том, что это именно стража римской армии, которая по своей железной дисциплине и храбрости была одной из самых лучших армий мира.

Если воины спали, то не могли видеть, а если видели, значит, не спали. В таком случае они не дали бы возможности Апостолам совершить похищение Тела Иисусова. Более того, они задержали бы похитителей и вместе с поличным представили бы начальству.

Но если бы похищение и удалось, разве убийцы Христа дали бы возможность похитителям относительно свободно проповедовать Его Воскресение?

Несомненно, они заставили бы Апостолов выдать им украденное Тело – чтобы изобличить их во лжи и обмане и тем в корне пресечь их проповедь о Христе.

Но убийцы Христа этого не делают, т. к. не уверены, что воины на суде поддержат их клевету.

Не может быть, чтобы враги Христовы оставили слова воинов без проверки. Они, конечно же, не преминули тщательно убедиться в справедливости слов воинов – первых свидетелей чуда воскресения.

Безусловно, они лично ходили ко гробу Христа и видели его пустым, и после исследования не могли не признать, что Христос действительно воскрес.

Но отчего же они постыдно молчали о том?

Отчего всенародно не исповедали свой тяжкий грех и тем не оградили народ свой от грозивших бедствий?

Да оттого, что этим развращённым людям, панически боявшимся потерять свою духовную власть над Израилем, блага земные были ближе и дороже благ небесных!

Они прекрасно понимали, что покаяние их в убийстве Мессии повлекло бы за собою немедленное избиение их камнями тем же народом, который был вовлечён ими в соучастие в этом злодеянии. Поэтому в страхе за свою жизнь они молчат и вынуждены ограничиться лишь только приказанием Апостолам: «Не говорить и не учить об имени Иисуса» (Деян. 4:18).

При этом (обратите внимание), запрещая им проповедовать об Иисусе Христе, они не спрашивают, где находится Тело Иисусово!

«Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:20), – отвечают Апостолы и продолжают пробуждать мир своею проповедью Воскресения Христова.

Кроме того, могли ли Апостолы, люди мирные, безоружные, робкие, даже дома сидевшие взаперти «страха ради иудейска» (Ин. 20:19), решиться на такое дерзкое предприятие, как похищение тела из-под носа римской стражи?

Где им было сражаться с римскими воинами!

Мысль о похищении явилась, прежде всего, у самих Апостолов – когда они, позванные Марией Магдалиной, разделяли её опасения и думали о похищении Тела врагами для нового надругательства над Ним. Но, войдя в пещеру гроба, Апостолы увидели, что гроб хотя и пуст, но не выглядит как после похищения. Ибо если бы похитители взяли Тело Иисуса Христа, то взяли бы Его с пеленами, или же в беспорядке побросали всё, покрывавшее Его. Но нет же! Пелены лежали свёрнутыми и сударь (длинный узкий плат, обвивавший голову) лежал не с пеленами, но «особо свитый на другом месте» (Ин. 20:7).

Столетия спустя рационалисты выдвинули гипотезу о летаргическом сне и об экскудативном плеврите (в объяснение воды, вышедшей в месте удара копья): дескать Иисус находился в сильном обмороке, а может быть летаргии, почему и легко было принять Его за умершего, снять со креста и похоронить. А поскольку с похоронами пришлось спешить, то ни друзья, ни враги не имели возможности исследовать действительность Его смерти.

Потом, как считают рационалисты, действие ароматов, влияние холодного пещерного воздуха привели Его в чувство, Он поднялся, и, хотя ещё слабый, пытался выйти из пещеры. Его крик и стуки испугали стражу, и она бежала.

Воспользовавшись бегством стражи, садовник или кто-либо из учеников отвалил камень и дал Ему возможность выйти из гроба.

История совершенно неправдоподобная и не выдерживающая даже самой слабой критики. Евангелия говорят, что из прободенного ребра Господа вытекла кровь и вода.

С медицинской точки зрения, явление это указывает на паралич сердца, т. е. на бесспорную смерть. Но если бы даже в Иисусе Христе и осталась жизнь, то при недостатке дыхания от плотно завязанной, пропитанной ароматами плащаницы, прекращающей доступ воздуха, она должна была прекратиться.

Слабый и измученный, едва ли Он был бы в состоянии поколебать камень и произвести крик и стуки, чтобы напугать стражу. Ведь то был жалкий и изнурённый больной, двух шагов не способный сделать прободёнными ногами, ни взять что такими же руками.

Даже такой противник Христа, как Штраус, справедливо заметил, что разочаровать в себе такой полумертвец мог, но вдохновить такую могучую веру, которая облетела весь мир и покорила Ему сильнейшие царства, пробудить энтузиазм до поголовного мученичества всех тех, кто видел Его – это невероятно и психологически немыслимо.

Убеждение в воскресении Иисуса Христа Апостолы сохранили на всю жизнь.

Если бы воскресение это было мнимое, то рано или поздно последовала бы действительная смерть Иисуса Христа, которая прекратила бы всякую деятельность и расчёты Апостолов. Но ведь нет же! Они с такой уверенностью и силой выступили на проповедь, каких не было у них при жизни Учителя.

Наиболее устойчивой и распространённой в наши дни является так называемая «визионерная теория», согласно которой Христос не воскрес, но ученикам показалось, что они видели ожившего и беседовавшего с ними Господа.

Дескать, ученики до того были захвачены личностью Иисуса Христа, до того сроднились с мыслью о грядущем царстве Его, что не могли примириться с фактом Его смерти и вот их напряжённые болезненные ожидания разрешились массовой галлюцинацией, которую они, поддавшись самообману, и изложили в Евангелиях.

Да, галлюцинации действительно встречаются как у отдельных лиц, так и массовые (последние довольно редки). Но вот в чём дело: галлюцинации встречаются у людей, которые очень ХОТЯТ что-то видеть и слышать, которые всеми своими мозговыми центрами ГОТОВЫ воспринять то, чего так напряжённо ожидают.

Иными словами, для того, чтобы обмануться, чтобы увидеть то, чего нет, Апостолом нужно было ждать именно воскресшего Христа, они должны были фанатично верить в то, что воскресение Его непременно состоится. У кого из Апостолов была такая вера?

Обратимся к Евангелиям.

Когда Мария Магдалина увидела, что гроб пуст, у неё не явилось и мысли о воскресении. Даже когда она видит Господа, она не узнаёт Его.

Почему?

Да потому, что она уверена, что мёртвые не воскресают.

Точно также и Апостолы: когда им приносят известие: «Он жив, Он воскрес», то «показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк. 24:11).

Фома не только не верует словам своих собратьев о воскресшем Учителе, но желает прикоснуться к Нему: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Где здесь есть основания для галлюцинаций?

Иисус является мироносицам, Апостолам Петру, Луке и Клеопе, десяти ученикам, одиннадцати, пятистам, наконец, Апостолу Павлу… Как они все могли обмануться? Неужели среди них не нашлось ни одного человека с трезвым, ясным умом, здоровыми чувствами и крепкими нервами?

Это невозможно.

Во всяком случае, таких галлюцинаций история не знает…

Итак, Апостолы видели действительно Воскресшего Спасителя: исторически факт Воскресения несомненен.

Рационалисты не могут поколебать евангельского рассказа – они только опровергают друг друга, а иногда и сами открыто признают своё бессилие бороться против Христа.

Немецкий учёный Де-Ветте, в течение десятилетий стоявший во главе рационалистов, на смертном одре сознался, что «событие Воскресения, хотя способ его совершения покрыт непроницаемым мраком, представляется, однако, столь же несомненным, как и смерть Цезаря».

Обсуждая достоверность чудес Воскресения и Вознесения, физик Бальфур Стюарт говорит: «Сохранилось ли в неизменности действие известных сил природы в этих случаях или оно было иногда превозмогаемо высшей силой? Несомненно, превозмогалось – как при Воскресении, так и при Вознесении. Мы обязаны исследовать очевидность этих великих событий, что и исполнено самым достоверным образом: История, повествующая об этих событиях, выдержала испытания настолько хорошо, что всякое предположение о нереальности их приведут нас к величайшей нравственной и духовной путанице».

Почему же Иисус Христос по воскресении не явился между иудеями всенародно?

Святитель Иоанн Златоуст объясняет это тем, что появление Воскресшего Господа было бы бесполезно для иудеев и что если бы сим способом можно было бы обратить их, то без сомнения Господь не отказал бы в нём иудеям. Но последствия воскрешения Им Лазаря говорят совсем противное: иудеи стали искать случая убить не только Иисуса Христа, но и Лазаря. Если бы Христос по воскресении явился иудеям, они тем или иным способом решились бы на новое Богоубийство…

Самое сильное доказательство факта Воскресения Христова есть тот грандиозный переворот, который он произвёл в Апостолах, а через них и во всей вселенной.

На нём держится вся культура последних двух тысяч лет.

Могла ли её поддерживать мечта 13-ти фантазёров, которые без меча, власти и подкупа изменили всю историю?

Без Воскресения Христова история мира приняла бы совершенно другое направление.

Без живых сил христианской веры древний мир разложился бы и погиб.

Невозможно допустить, чтобы голое воображение могло принести с собой столь великое и доброе.

Таким образом, падают все возражения против чуда Воскресения Господа нашего Иисуса Христа – даже самый краткий разбор этих возражений выясняет их полную несостоятельность.

Глава из «Закона Божия» прот. Серафима Слободского

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!