НЕСКОЛЬКО СЛОВ О «ДУХОВНОМ ТУРИЗМЕ»

«Духовный туризм» – чума монастырей. Многие из них давно превратились в туробители с соответствующим антуражем: игумены с показушными барашками на руках, монахи с енотами, хлеб, мёд, молоко, галантерея, колокола, постные супчики, оладушки, прогулка на источник и беспрерывный трёп. Информационная глобализация привела к глобальной десакрализации, следствием чего многие святые объекты стали предметами индустрии общества потребления.

Туристы, как тараканы, сожрали всё пространство – от пустынных синайских монастырей до Соловков. Полуголые бездельники встречают рассвет на горе Синай. Но где Моисей и где эти люди, оплатившие верблюдов, одеяла и арапчат, за деньги купившие возможность стать на место явления силы Бога?

Да, паломники были всегда, но! – чтобы возить их миллионами – автобусами, поездами, самолётами, – такого никогда не было.

Да и не паломники это.

Паломники на Соловках жили тысячами и годами трудились. А это что? Съел освящённый пирожок, перекрестился – и в следующую святую обитель.

Пришло такое время, когда никто нигде не может укрыться. Ни зверь, ни человек. За последними львами ходит толпа с кинокамерой. Везде скучающие дамы в пляжных шлепанцах, с мороженым, фотоаппаратом и розовым кошельком. Луна и Афон на очереди.

ЭКСПРЕСС-СТАРЦЫ И ДЕМОВЕРСИЯ ХРИСТИАНСТВА

Я не уверен, что те, кто регулярно бывает в паломнических поездках, спасается лучше тех, кто остаётся в городе. Но я твёрдо знаю, что те, кто кормит нищих, помогает в больницах, поддерживает несчастных – спасаются точно.

Да, священник при необходимости может направить своё духовное чадо к конкретному старцу в конкретный монастырь. Точно так же, как врач из Берендеевки, понимая, что в работе с данным пациентом ему не хватает квалификации, может направить его в Киев. Но не для того, чтобы больной бродил по улицам столицы, шатался по коридорам и заглядывал в процедурные кабинеты.

Больные не ездят целыми автобусами и вагонами в институт клинических исследований сердца попить чаю с главврачом. Больного направляют к конкретному специалисту. Так должно быть и в духовной жизни.

Настоящий священник, как и настоящий врач, должен лечить. А лечение может длиться годами.

Нужно соблюдать режим и регулярно принимать лекарства под наблюдением своего врача. Причём тут турпоездка в обитель?

Сейчас ни одна обитель ни в какой глуши не может скрыться от туристов. Везде достанут, заставят пить чай и слушать трёп.

От этого защиты нет, словно монах дался туристам на смех и на растерзание – как бесплатный психотерапевт, как ведро, в которое нужно слить помои с сердца, и чтобы погадал на будущее.

Монастырское пространство считается у нас достоянием «народа». Но дух монастырей и время молитвы – разумеется, этому «народу» не достояние, а обуза. То молодожёны шампанское наливают под окнами алтаря и кричат: «Горько!», то девки полуголые глазеют на монахов. Но это всё ничего, по сравнению с Дивеево или иными «брендовыми» туробителями.

В МОНАСТЫРЕ – КАК НА ВОКЗАЛЕ

Вот жил благочестивый муж. Ходил на завод или в контору. Тихо спасался. Был как тень. Всем привет и ласка. Обо всех молился. Утром и вечером правило исполнял. На службе горел как свечка. Пред иконостасом стоял весь в созерцании, не шелохнувшись.

По сути дела, был почти монах в миру.

И вот он решил уйти в монастырь – чтобы стать как можно ближе к Богу и полностью посвятить Ему свою жизнь.

Приходит он в монастырь, а там… Какое там созерцание! То туристы, то активисты, то епархиальный секретарь. Прощай, тишина сердца. Прощай, умное делание. Жил в тишине, а стал как на вокзале.

Зачем пришёл – сам не знает. Выдумал из головы себе книжный монастырь, а тут… То мужское общежитие с вином и барабанным боем в обители, то бесконечное занудное нытьё паломниц. Куда попал?

Лежал крестом на полу, волновался до слёз, думал принять ангельский облик, а выдают должность завхоза или экскурсовода. Умом понять ничего нельзя. Мантия, крест, все дела, а на душе скребут кошки.

Зачем в монастырь уходить, если весь день как на съёмочной площадке Мосфильма? Дома тишины больше было…

НУЖНА БЛАГОДАТЬ? ПОСЛУЖИ ЖЕНЕ, КАК ХРИСТУ

Как-то раз я был свидетелем такой сцены. Богатый человек просил моего друга составить ему компанию на Афон. И друг отвечает:

«Всё это здорово для нас с тобой. Ресторан в Уранополисе. Катер, чайки, турпоход. Бабы дома и не гудят. Турпоход, рюмочка ракии… Нет, в Русик мы не пойдём – там цены высокие и монахи невежливые. Мы в сербские и греческие. Там в стасидиях поспим. На осеннем солнышке по горам погуляем.

Нам будет хорошо. А монахам от нас? Вот мы, с такими рожами, возьмём – да и припрёмся.

Скажи мне, друг: зачем монахам видеть наши рожи?! Мы зачем туда придём? Чтобы показать им, какие бывают бесы в человеческом обличии? Зачем?.. Вынести мозги прекрасным людям разговорами о маразме последних времён?

Нас туда звал кто-нибудь?

Ты жене стал как Христос? Ты ведь это обещал, когда венчался с ней.

Ты на работе своей послужил работникам, как хозяин Божьего виноградника? Нет? А чего ты на Афон прёшься?

Скажи мне, что ты думаешь о Христе? Ты не знал, что Он – Вездесущий? И что в нашем приходском храме, на Причастии, Он – Такой же, как и в Иерусалиме?

Чем тебе Христос не нравится в твоём Бердичеве? Чем Он отличается от Христа на Афоне? Ты что, в Бога не веруешь?

Почему бы нам не молиться в своём храме? Ведь в нём – Тот же Христос».

Протоиерей Артемий Владимиров, в несколько гротесковом стиле, говорит об этом так: «Если хотите поступить в монастырь – женитесь. И, поверьте, вам уже не нужно будет искать духоносного наставника, заглядывать во все дупла в поисках просвещённого Богом старца, не нужно будет ехать на отдалённые острова в поисках пещерников. Всё это воплотится в одном лице – в вашей супруге, ибо все аскетические упражнения, относящиеся к отсечению воли, возьмёт на себя ваша Богом данная жена».

МОНАХ – НЕ АНИМАТОР

Монах, постригаясь, не давал клятвы быть аниматором. Монах – от греческого μόνος – «одинокий, один».

А какие монахи могут быть в туристической обители?

Какого они наберутся духа в этом рое клубящихся, часто развращённых бездельников? Ясно, какого. И набираются.

Какой старец может быть в обители, являющейся частью туристического бизнеса – продолжением гостиницы, пляжа и сувенирных магазинов?

Разве монастырь должен быть тем местом, где можно забесплатно «вынести мозги» человеку, который вынужден тебя слушать и не может никуда уйти, потому что идти ему некуда?..

Духовный туризм в его нынешнем виде – это жуткий суррогат и имитация духовной жизни.

Нужна благодать? Послужите жене (мужу, детям, старушке-соседке по лестничной площадке), как Христу.

На Страшном Суде вас не спросят, сколько раз вы были на Афоне и не осудят, если вы вообще ни разу не ездили в паломничество. Но очень строго спросят о том – кому вы что хорошее сделали.

Помните главный вопрос Страшного Суда? (Мф. 25, 31–46).

Царство Божие внутри нас – и нигде больше. Так что же мы ищем вне сердца своего?

Порой читаешь в социальных сетях, что человек, например, в Иерусалиме раз тридцать был. С одной стороны, это может быть и похвально. А с другой, мне кажется, не стоит забывать слова преподобного Серафима, который никогда не покидал Саровской пустыни: «Здесь у меня и Киев, и Иерусалим, и Афон».

Принесёт ли пользу душе паломничество, если оно совершается уже в который раз и стало привычным? Может быть средства, которые на это тратятся, полезнее будет пожертвовать на добрые дела – на помощь кому-то, кто реально голодает и не может себе позволить купить лекарство выше 20 гривен?

Спасение – рядом. Оно – в виде конкретных людей, дел и обстоятельств. И каждое из них – дверь в Царство Небесное, которая перед нами либо откроется, либо захлопнется.

А как часто доходит до такого, например, абсурда: несколько лет назад в Москве люди выстаивали многочасовые очереди к поясу Пресвятой Богородицы, но мало кто знал, что тут же рядом, в храме пророка Илии в Обыденном переулке, в свободном доступе постоянно находится частичка того же пояса Божьей Матери.

Нужно узнавать, какие святыни есть в вашем городе или селе. Важно изучать свой край, знать историю храмов – в том числе, и разрушенных.

КАК ПРАВИЛЬНО ЕЗДИТЬ В ПАЛОМНИЧЕСТВО

Когда человек планирует отправиться в паломничество, он должен ясно себе представлять, куда едет и зачем.

Например, многие отправляются к блаженной Матроне Московской.

Дело, безусловно, благое – посетить мощи великой угодницы Божьей. Но при этом некоторые совершенно не задумываются над тем, КТО ТАКАЯ блаженная Матрона, КОГДА она жила и ПОЧЕМУ прославлена в лике святых.

Все знают лишь то, что она «исполняет желания», и людям кажется, что если отстоять очередь у её мощей, то трудности в жизни разрешатся сами собой. Но это совсем не так.

Когда мы посещаем мощи блаженной Матроны и других угодников Божьих, мы должны заранее познакомиться с житиями этих святых и отдавать себе отчёт: У КОГО и ЧТО мы просим.

Если мы просим здоровья у блаженной Матроны, то должны понимать, что она была инвалидом, всю жизнь прикована к постели, полностью слепая.

Когда молимся о здравии у святителя Луки (Войно-Ясенецкого), стоит вспомнить, что он всю жизнь был слеп на один глаз, а под конец жизни ослеп на оба.

А если обращаемся к великомученику Пантелеимону, надо знать, что его жестоко мучили и отрубили голову за исповедование имени Христова.

Важно помнить, что в жизни тех святых, у которых мы просим это самое здоровье, главным было вовсе не здоровье: им и жизни своей было не жаль. Для них на первом месте был Христос.

Поэтому святым угодникам Божьим нужно молиться, прежде всего, о даровании твёрдой веры, об избавлении от маловерия, духовной расслабленности, об избавлении от страстей, и, самое главное, – об обретении Христа, Который говорит каждому из нас: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и всё приложится вам» (Мф. 6:33).

А «всё» – это именно всё. Это то, что мы в первую очередь просим в своих молитвах у святых, забывая о «едином на потребу».

Нам нужно сделать так, чтобы на первом месте в нашей жизни был Христос, а не мы сами или наше здоровье – и тогда святые, к мощам которых мы едем, откликнутся на нашу молитву.

Когда Пушкин писал стихи, он строго настрого запрещал его беспокоить.

Прежде чем начать учить народ, преподобный Серафим прошёл искус созерцания и воздержания в течение десятков лет.

Настоящий монастырь – это филиал Рая, в котором в тишине и молитве взращиваются люди, подобные ангелам.

Монастыри – это духовные леса земли. Выруби, вытопчи, благоустрой их асфальтовыми дорожками – и планета умрёт, задохнувшись в собственных испарениях.

Монастыри нужно беречь, как реликтовые леса. Если они станут объектом туристической культуры, подобно пляжу и гостинице, они умрут.

Священник Константин Камышанов

Священник Максим Горожанкин

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!