КТО ВЫ, МИСТЕР АРХОНДОНИС?

Незаконное вторжение на территорию Украинской Православной Церкви и другие антиканонические действия Константинопольского патриархата имеют чёткие исторические и идейные корни. Глава партии «Держава» Дмитрий Василец представляет нашему вниманию расследование, которое даёт исчерпывающие ответы на вопросы: кто такой патриарх Варфоломей? Зачем он приезжал в Украину? Зачем государство настолько активно вмешивается в ту сферу, которая, согласно Конституции, отделена от государства?

Начнём с того, что сам Вселенский патриарх, которого пропаганда изображает, как властелина православного мира, у себя на родине (в Турции) занимает весьма скромное положение.

Патриарх Варфоломей, в миру Димитриос Архондонис, родился в 1940 году. В 1961- 63 гг. служил офицером в турецкой армии. И вот тут стоит обратить внимание на несколько интересных фактов из его биографии, которые представляются весьма значимыми в свете нашего дальнейшего повествования.

С 1963 года по 1968 год будущий патриарх Варфоломей учился в Папском восточном институте в Риме, институте Боссе (Швейцария) и Мюнхенском университете.

Отметим, что экуменический институт Боссе – это негосударственное религиозное учебное заведение экуменической направленности. Институт был основан по инициативе Генерального секретаря ЦК Всемирного совета церквей Виллема Виссер-Хуфта в октябре 1946 года в поместье Боссе, приобретённом на средства Джона Рокфеллера-младшего, и с самого начала задумывался как «лаборатория экуменического движения».

И действительно: работа института Боссе в основном направлена на подготовку кадров для экуменической деятельности.

Своё становление в качестве богослова и специалиста по каноническому праву Димитриос Архондонис прошёл в католических университетах, где он защитил докторскую диссертацию и был лектором в Папском Григорианском университете.

А теперь – немного истории.

ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

С IV века и до падения Византии в 1453 году Константинопольский патриарх в Османской империи занимал пост не только духовного лидера православных, но и административного главы Константинополя, в котором тогда проживало около 1,7 млн греков.

Накануне Первой мировой войны в Турции проживало около 2,3 млн греков, из которых, после бурных событий Первой мировой и последовавшей за ней греко-турецкой войны, в Турции осталось немногим более 200 тыс. этнических греков.

В течение следующих лет их количество неуклонно сокращалось и в наши дни в Турции проживает лишь 2-3 тысячи православных греков. В основном – это сотрудники Константинопольской патриархии и члены их семей.

Весьма показательно: в холле резиденции Вселенского патриарха мозаикой выложен весьма многозначительный сюжет – султан Моххамед II вручает освобождённому из рабства монаху Геннадию фирман с подтверждением его привилегий, как предстоятеля православных греков 6 января 1454 года.

Нынешний лидер Турции, президент Эрдоган, находится в достаточно напряжённых отношениях с патриархом Варфоломеем, которого подозревают в соучастии в попытке государственного переворота 2016 года.

Положение патриарха Варфоломея в Турции настолько шаткое, что он не осмелился даже поздравить греков с 200-летием освобождения от османского ига и крайне мягко отреагировал на превращение древнейшей православной святыни – храма Святой Софии – в мечеть.

Неудивительно, что в порядке компенсации за весьма униженное положение патриарха в Турции, стамбульские богословы разработали теорию, согласно которой Константинопольский патриарх является главой православного мира.

Светский термин «теория» здесь вполне уместен в силу того, что каноны Православия предполагают существование равных и независимых друг от друга православных церквей, окормляющих те или иные территории.

Согласно же этой теории, именно Константинопольскому патриарху принадлежит исключительное право созывать вселенские соборы, а также он является высшей судебной инстанцией при решении спорных вопросов между поместными церквями и их иерархами.

Та же теория наделяет Стамбульского резидента исключительным правом предоставлять церковную автокефалию, называя его главой всех православных епархий и приходов в диаспоре – то есть за пределами канонических территорий других поместных православных церквей.

Словом, очень удобная теория для патриарха, возомнившего себя выше других, забывая слова Христа: «Все же вы – братья» (Мф. 23:8), «и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35).

ПЕРВЫЙ БЕЗ РАВНЫХ

Апостольское Правило №34 гласит: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый епископ ничего да не совершает без рассуждения всех епископов. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец Сын и Святой Дух».

Это правило является основополагающим для регионального устроения Церквей и управления ими Первоиерархом, который отнюдь не самовластен: в важнейших случаях он должен обращаться к «рассуждению всех» – т.е. к решению Собора всех епископов.

Однако дела патриарха Варфоломея свидетельствуют о том, что он видит себя православным Папой, который руководствуется католическим принципом «Roma locuta, causa finite» – «Рим высказался, вопрос закрыт».

Именно в роли православного Ватикана патриарху Варфоломею видится Фанар – небольшой квартал в Стамбуле, где находится его резиденция.

В 2014 году архиепископом Елпидифором (главой американской архиепископии Константинопольского Патриархата), которого рассматривают потенциальным преемником Варфоломея, была сформулирована концепция «Первый без равных», которая предполагает, что Константинопольский патриарх имеет источник первенства в самом себе и никто из иерархов не может быть равным ему.

Как говорится, картина Репина «Не ждали». Источник первенства находится, оказывается, внутри патриарха!

Разумеется, все эти теологические изыскания не выходили бы дальше теории Фанара, если бы Константинопольский патриарх не участвовал в масштабных политических проектах, главный из которых – уния с католической церковью.

Напомним, что Католическая и Православная церкви официально разорвали отношения в 1054 году по причине принципиальных догматических расхождений, а также взглядов на устройство Церкви. Тогда же предстоятелями обеих церквей были наложены друг на друга взаимные анафемы.

Чтобы оценить исторический масштаб сегодняшнего сближения Фанара и Ватикана, необходимо напомнить, что эти анафемы почти 1000-летней давности были сняты лишь в 1965 году в совместной декларации Папы Римского Павла VI и патриарха Константинопольского Афинагора. Важно уточнить.

Патриарх Афинагор (годы патриаршества 1949-1972) был 100%-ным американским ставленником. Согласно документам от 1948 года, его возведение на патриарший престол проходило под названием «Операция «Афинагор», а его выражение преданности США было настолько откровенным, что смущало даже самих американских дипломатов.

Из донесения некоего Макати (Госдепартамент США) генконсулу США в Стамбуле: «В ходе моего первого официального визита Афинагор большую часть своего времени уделил выражению любви к Соединённым Штатам Америки. Он дошёл того, что заявил, что краеугольный камень его деятельности как Патриарха – продвижение американских идеалов. Выражение им восхищения США порой было настолько неуместным, что вызывало у меня смущение».

Поэтому невозможно себе представить, чтобы такое важное решение, как взаимное снятие анафем, было принято Афинагором самостоятельно – без согласования со старшими товарищами из Госдепартамента Соединенных Штатов.

При этом реакция абсолютного числа православных богословов и представителей поместных церквей на взаимное снятие анафем Папой Павлом VI и патриархом Афинагором была крайне негативной.

Самые мягкие оценки заключались в том, что это касается только Ватикана и Фанара, а жёсткие – что действия патриарха Афинагора ставят под угрозу единство самой Вселенской Православной Церкви.

Вследствие такого отношения к политике Константинопольского патриархата со стороны мировых Православных Церквей, Фанар, в окружном послании №815, был вынужден указать, что «ни в коем случае снятие анафем между нашей Православной церковью и Римской католической церковью не означает снятие существующей схизмы (раскола)».

Что касается преемников Афинагора, то они чётко следовали намеченному им курсу, но были более сдержанными в верноподданических высказываниях в адрес Вашингтона.

В ФАРВАТЕРЕ ЭКУМЕНИЗМА

Здесь важно отметить, что Ватикан давно инициирует так называемый межхристианский диалог в рамках политики объединения не только с Православной церковью, но и с другими христианскими конфессиями.

Основы такого объединения были сформулированы Вторым Ватиканским собором в 1964 году, и они весьма просты: другие конфессии должны принять в полном объёме учение Католической церкви, ибо, как записано в решении собора, «лишь через Католическую церковь Христову, представляющую собой всеобщее орудие спасения, можно получить всю полноту спасительных средств».

Иными словами, под термином «объединение» отцы Католической церкви понимают, по сути, присоединение схизматиков к католикам. Разумеется, зная позицию Ватикана, Православные церкви никогда не уполномочат Константинопольского патриарха на переговоры об унии.

Но, благодаря концепции «Первый без равных», патриарх. Варфоломей самолично объявил себя лидером Православного мира.

В ноябре 2006 года Папа Римский Бенедикт XVI прибыл в Стамбул и посетил торжественную литургию на Фанаре, которую служил патриарх Варфоломей.

В своём приветствии глава Константинопольского Патриархата заявил, что скорбит о том, что две церкви ещё не объединены, а в совместной декларации оба религиозных лидера выразили надежду на объединение церквей.

«Святой Дух приведёт нас к подготовке того великого дня восстановления полного единства тогда и как пожелает Бог. Тогда мы сможем по истине возрадоваться и возвеселиться» (конец цитаты).

Но мы прекрасно понимаем, что даже совместных усилий Ватикана и Фанара недостаточно, чтобы сдвинуть процесс унии. Необходима политическая воля – конкретно: воля Вашингтона. Олицетворением этой воли стал Джозеф Байден – первый в истории США католик на посту вице-президента и второй на посту президента США.

При этом с самого начала своей политической карьеры гражданин Байден пользовался полной поддержкой греческой общины Штатов, а он в ответ активно лоббировал интересы Греции и греков в конфликтах с Турцией и поддерживал Константинопольский Патриархат.

Джо Байден годится своим прозвищем – «Байденопулус». Оно использовалось даже в его президентской кампании в борьбе за голоса греческой общины.

АМЕРИКАНО-СТАМБУЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Тесные контакты Джо Байдена с Константинопольским патриархом Варфоломеем установились ещё в бытность его сенатором и продолжались многие годы.

Так в 2009 году Константинопольский патриарх совершил визит в США на международную экологическую конференцию, во время которой он встретился в Белом доме с президентом Бараком Обамой и вице-президентом Джо Байденом. В честь главы Фанара в Белом доме даже дали официальный обед.

В статусе вице-президента США Джо Байден, единственный из политиков США такого ранга, дважды посетил Фанар: в 2011 и в 2014 годах.

В тоже время в администрации Барака Обамы Байден курировал отношения с Украиной и был одним из ключевых внешних игроков во время событий зимы 2013-2014 года.

Джо Байден посещал Украину 5 раз: в марте, июне, ноябре 2014 года, в декабре 2015-го и в январе 2017-го.

С Байденом согласовывались как назначения на все значимые посты в украинской власти, так и основные вопросы внутренней и внешней политики (степень влияния Джо Байдена на внутреннюю политику Украину можно оценить по записям его телефонных разговоров с президентом Петром Порошенко – записи находятся в открытом доступе в интернете).

Эти два обстоятельства – тесные связи Джо Байдена с Фанаром и его значительное влияние в Украине – позволяют предположить, что проект создания автокефальной церкви в Украине был задуман ещё во времена его вице-президентства, хотя и реализовывался уже при администрации следующего американского президента Дональда Трампа.

В этом вопросе сложился так называемый двухпартийный консенсус, когда и республиканская, и демократическая партии США поддерживали создание в Украине религиозной структуры не просто независимой от Русской Православной Церкви, а и враждебной ей.

Непосредственная реализация проекта по созданию этой структуры, получившей впоследствии название «православной церкви Украины» (ПЦУ), началась с визита на Фанар тогдашнего президента Украины Петра Порошенко в апреле 2018 года, после которого и было заявлено о принципиальном решении Константинопольского патриарха создать в Украине единую поместную церковь из всех существующих конфессий и даровать ей автокефалию.

ПРОЕКТ ПЦУ

Проект ПЦУ стал возможным по причине совпадения интересов трёх его участников: администрации США, украинской власти в лице Порошенко и Константинопольского Патриархата.

Администрация США видела в этом проекте инструмент борьбы с Россией – способ возвести ещё одну разделительную линию между Россией и Украиной, между русским и украинским народом.

Пётр Порошенко и его политическая сила пытались использовать получение автокефалии в предвыборной президентской кампании 2019 года, а Фанар получал возможность реализовать на практике концепцию «первый без равных» и, в случае успеха, создать прецедент, при котором все поместные православные церкви будут вынуждены признать решение Константинопольского патриархата, а самого патриарха Варфоломея – действительным лидером, обладающим исключительными полномочиями в православном мире, своего рода – православным Папой.

В апреле 2018 года президент Украины Пётр Порошенко и патриарх Варфоломей достигли принципиальной договорённости об этом.

В октябре 2018 года синод Константинопольского Патриархата принял решение признать членов раскольнических конфессий в Украине (так называемых «Украинской православной церкви Киевского Патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви) «воссоединёнными с Православием», а также «отменить передачу Киевской Митрополии в юрисдикцию Русской Церкви от 1686 года» и предоставить автокефалию новой церкви Украины.

В ноябре 2018 года Собор епископов канонической Украинской Православной Церкви принял решение отказаться от участия в создании единой религиозной структуры вместе с раскольниками из УПЦ КП и УАПЦ.

15 декабря 2018 года состоялся так называемый Объединительный Собор УПЦ КП и УАПЦ, на который вполне ожидаемо «занесло» двух архиереев УПЦ, на котором была создана ПЦУ и избран её глава – Епифаний (Думенко).

6 января 2019 года патриарх Варфоломей вручил Епифанию (Думенко) томос об автокефалии – очень ограниченной по сравнению с тем, чем обладает по сегодняшний день каноническая УПЦ.

ЛЕТОПИСЬ ЗАГОВОРА

           Андреевская церковь

После 6 января 2019 г. начались 2 параллельных процесса: внутри Украины – местные власти и члены националистических группировок стали насильственным образом переводить общины УПЦ в новосозданную ПЦУ, на международном уровне – представители Фанара и сотрудники Госдепартамента США начали переговорную работу с Поместными Православными Церквами – с целью заставить их признать ПЦУ в качестве «законной церкви».

На сегодняшний день ПЦУ признали Александрийская, Элладская и Кипрская церкви. Заметьте, все эллинские.

Однако в них самих многие авторитетные иерархи отказались поддержать это признание.

По словам одного из самых авторитетных иерархов Сербской Православной церкви, епископа Бачского Иринея, признание ПЦУ стало результатом «бульдозерной дипломатии» представителей Госдепартамента США, в чём 3 января 2021 года открытым текстом признался бывший госсекретарь Майк Помпео в своём Твиттер аккаунте: «Я позаботился о том, чтобы США поддержали международное признание православной церкви Украины, поддержали митрополита и помогли избежать ей российского влияния».

Ключевой фигурой, курировавшей весь этот процесс, являлся представитель Госдепартамента США по вопросам международной религиозной свободы Сэмюэль Браунберк – католик по вероисповеданию, республиканец по партийной принадлежности, бывший сенатор и бывший губернатор штата Канзас.

Если рассмотреть вехи создания ПЦУ более детально, можно увидеть, что все значимые события так или иначе связаны с переговорами гражданина Браунберка и других американских дипломатов с заинтересованными лицами.

Предметно тема предоставления автокефалии со стороны Константинопольского Патриархата начала раскручиваться с 9 апреля 2018 года, когда тогдашний президент Украины Пётр Порошенко провёл переговоры с патриархом Варфоломеем, а уже 14 апреля 2018 года с визитом на Фанар прибыл сам Браунберк. Именно после этого визита начинается активная дипломатическая работа по созданию ПЦУ и её признанию в православном мире.

С 6 по 9 мая 2018 года Браунберк осуществил целое турне по православным странам: Греция, Болгария, Румыния, Молдавия. Целью визитов, по его собственным словам, было «установление отношений между США и православным миром».

Кроме того, 29 мая 2018 года посол США в Греции Джеффри Пайетт (бывший посол США в Украине, 2013-16 гг.) встречается с представителем Элладской православной церкви архиепископом Иеронимом. Также он посещает святую гору Афон, где обсуждает «важные вопросы православия» во всём мире с руководством монастырей.

После этого Афон посещает уже и сам гражданин Браунберк. Он встретился с настоятелями Афонских монастырей и гражданским губернатором Афона Костасом Димцасом.

После столь мощной американской дипломатической подготовки на Фанаре (с 1 по 3 сентября 2018 г.) прошёл Архиерейский собор Константинопольского Патриархата, по итогам которого патриарх Варфоломей заявил о том, что он, оказывается, «имеет исключительные права на решение проблем православного мира»!

11 сентября 2018 года Сэмюэль Браунберк посетил Киев, где встретился с Петром Порошенко.

Сообщение официального Киева гласило: «Посол Браунберк заверил, что Соединённые Штаты и в дальнейшем будут поддерживать Украину в борьбе за восстановление суверенитета и территориальной целостности, и праве иметь единую украинскую автокефальную православную церковь».

В октябре 2018 года последовала легализация украинских раскольнических деноминаций со стороны Фанара и заявление о том, что «вся Украина отныне является канонической территорией Константинопольского Патриархата»!

3 ноября 2018 года Пётр Порошенко снова посетил Фанар, где, выходя далеко за рамки своих президентских полномочий, подписал с патриархом Варфоломеем договор, согласно которому Константинопольский Патриархат обязался содействовать становлению автокефальной поместной православной церкви в Украине, а Киев, в свою очередь, – способствовать функционированию миссии ставропигии Вселенского Патриархата в Украине – причём, путём передачи зданий и помещений и других объектов в собственность, необходимую для функционирования миссии ставропигии Вселенского Патриархата в Украине.

О том, что это должны быть за здания и помещения, проговорился тогдашний спикер Верховной Рады Андрей Парубий. Он заявил, что у Вселенской Патриархии в разное время, оказывается, «по подсчётам историков» (о которых никто не знает, кроме самого Парубия) «было до 20-ти различных ставропигий на своей канонической территории Украины-Руси» (абсурдный термин, который тоже придуман Парубием). «Самая известная из них – Успенская Киево-Печерская Лавра, Успенское братство во Львове, Межигорский Преображенский монастырь, Киевское Богоявленское братство, Манявский монастырь».

«Мы восстанавливаем историческую справедливость и возвращаем ставропигию Церкви-Матери Вселенской Патриархии в Киеве», – заявил Парубий.

Пока что из всего обещанного Фанар получил только Андреевскую церковь в Киеве, к которой Константинополь исторически не имеет никакого отношения.

Архитектурная жемчужина Русского Православия была сооружена по проекту Б. Ф. Растрелли – по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1749-1754 гг на месте, где, согласно «Повести временных лет», апостол Андрей Первозванный, во время своего путешествия на север, воздвиг Крест. Строительные работы по созданию Андреевской церкви производились местными мастерами под руководством московского архитектора Ивана Мичурина. И вот теперь эта святыня преступно отдана на откуп Стамбулу – в качестве платы за участие мистера Архондониса в политических интригах. Бог им судья!

Верующие Украинской Православной Церкви вполне справедливо опасаются, что по результатам встречи Варфоломея с Зеленским, украинская власть, как и в 2018-2019 годах, даст отмашку на захват радикалами храмов УПЦ и передачу их ПЦУ.

Именно поэтому и клирики, и миряне УПЦ обращались к Варфоломею с призывом не приезжать в Украину. Но Варфоломей решил приехать – чтобы продолжить углублять раскол в мировом Православии и приблизить унию (ну и, естественно, поинтересоваться судьбой обещанного Петром Порошенко украинского имущества).

Беседу с Дмитрием Васильцом записала Инна Болдырева

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!