КОГДА МЫ ПРЕКРАЩАЕМ ПИСАТЬ ОТ РУКИ

Всё больше школ в разных странах мира отказываются не только от чистописания, но и от необходимости писать рукой вообще. В Германии, Финляндии и США в первом классе детей учат выводить буквы только на факультативах или не учат вообще. Какие же последствия следует ожидать обществу от таких реформ и что произойдёт с человеком, который совсем перестанет писать от руки?

Американские федеральные общеобразовательные нормативы 2010 года рекомендуют учить письму только в детском саду и первом классе, куда детей отдают в 5 лет.

В половине штатов так и поступили. То есть с 6-ти лет многие американские дети рукой уже не пишут, а алфавит учат на компьютере c планшетами.

Осенью 2016 года в Финляндии пошли в школу первые дети, которых не заставляют писать рукой. В Швеции тоже начали отказываться от письма и снабжать детей электронными устройствами, которые печатный текст преобразовывают в письменный.

Шведские учёные считают, что детская моторика не приспособлена для письма, поэтому первоклассникам лучше нажимать на клавиши: ребёнок набирает текст на компьютере и видит, как он смотрится прописью.

В Великобритании от прописей не отказались, но первоклассников сразу учат письменному и печатному письму. Как только ребёнок кое-как научится прописям, он сдаёт по ним зачёт и почти всегда переходит на запись печатными буквами – вся Великобритания пишет именно ими. Некоторые британцы могут даже не понять текст, записанный рукой российского эмигранта, учившего английские прописи в советской школе.

ИСТОРИЯ ЧИСТОПИСАНИЯ НА РУСИ

В независимых государствах-бывших республик СССР об отказе от чистописания говорят давно. В нашей стране за последние 100 лет письмо упрощалось несколько раз.

Сразу после Октябрьского государственного переворота 1917 года большевики вместе с алфавитом меняли прописи – люди стали писать менее вычурно и стали быстрее обучаться грамоте. Но вплоть до 1950-х годов письменный стандарт всё равно предусматривал декоративные элементы в буквах.

Само письмо разрабатывалось под перьевую ручку, а консультировали его нейрофизиологи.

При Сталине целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным. Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает.

Писали так медленнее, но уставали меньше.

После смерти Сталина письменный стандарт упростили – заменили на безотрывное письмо.

После перехода на безотрывное письмо скорость письма выросла, но человек стал быстрее уставать и терять концентрацию. Потому что рука всё время была в напряжении.

В 1990-2000-е пошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. И если ещё в 1950-е годы этот предмет преподавали в начальной школе, то теперь, в лучшем случае, школы оставляют его на год, а где-то ограничиваются и двумя четвертями. А если в 1-м классе большинство детей умеют писать, учитель совсем сокращает часы по чистописанию – прежде всего, потому, что переучивать ребёнка письму сложно.

В школе больше нет жёстких требований к почерку: детям необязательно писать в тетрадках красиво, поэтому многие пишут вообще печатными буквами или смешанными письменно-печатными. А кто-то не пишет вовсе: в школах всё больше детей, которые на занятиях по биологии, географии, литературе записывают слова учителя на планшет.

ВЕРОЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТКАЗА ОТ ПИСЬМА

  1. Мы начнём хуже читать.

А ещё пострадает моторика и координация.

Дело в том, что при ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже.

У нас в голове есть так называемый центр Брока – участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать.

При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.

Те, кто учился в традиционной школе и успел пожить в традиционном обществе, где у каждого человека в сумке была ручка с блокнотом, знают, что есть люди, которые пишут быстро и у них летящий лёгкий почерк. А есть такие, кому записи даются медленно, кто выводит каждую букву, часто останавливается и подчёркивает написанное. Это означает, что у одних речевой центр и центр Брока развиты хорошо, а у других – плохо.

  1. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер.

И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут.

В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.

  1. Люди станут хуже распознавать письменный текст.

Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано.

Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности.

Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму. Выяснилось, что при чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.

  1. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику – ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления.

Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно.

Многие решат, что грамотность в XXI веке уже ни к чему. Но спорить с необходимостью учить спряжения так же странно, как оспаривать преимущества разностороннего образования: зачем нам в университетах преподавали литературу и астрономию? Да затем, что сам процесс обучения меняет людей и влияет на развитие интеллекта!

Единственное, что может сделать человека хоть немного умнее, – это обучение.

  1. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли.

При записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно – ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению. А его тоже нужно держать в тонусе.

  1. У нас будет плохое воображение.

Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере.

Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.

  1. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать.

Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи.

Это подтвердили эксперименты американских психологов Пэм Мюллера и Дэниеля Оппенгеймера. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал.

При рукописной записи люди в уме очень быстро перефразируют высказывание и формулируют мысль так, чтобы было легче её записать и запомнить.

Чтобы это понять, необязательно читать журнал Psychological Science: тем, кто старше 25-ти, достаточно вспомнить себя и свои конспекты лекций: мы, не упуская из внимания ни слова преподавателя, структурировали полученную информацию, чертили в тетрадях таблицы, группировали данные и просто записывали лаконично.

На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать.

Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию – перечитывать не нужно. Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.

Принято считать, что человечество в его прогрессе неизменно идёт по пути улучшения. И что каждый новый приобретённый навык или утраченный старый в конце концов приводит к хорошему.

Но с отказом от письма это правило может не сработать. Потому что сэкономленных на чистописании в первых классах часов вряд ли хватит, чтобы приобрести серьёзное умение или важные знания. А вот для того, чтобы потерять такую полезную для общего развития практику, как письмо от руки, их окажется достаточно.

Анастасия Миронова

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!