КАКИМ ПОЧЕРКОМ ПИШУТ ИСТОРИЮ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

Шёл 1970 год. Протоиерею Стефану Чжицюаню было 45 лет, когда скачущие активисты китайской «великой культурной революции» ворвались в Свято-Алексеевский храм, где служил этот священник. «Культурные» активисты насыпали острый щебень и голыми коленями поставили на него батюшку. Затем, надев на него шутовской халат, лицо измазали сажей, а на голову водрузили колпак, набитый мелкой, острой стружкой метала. В течение двух суток отца Стефана жестоко пытали, избивая железными прутьями. После этого убили. Смерть мученика наступила 17 мая. Останки отца Стефана сегодня покоятся на православном кладбище Санкешу близ Харбина.

Революционеры, вершившие «культурную революцию», вели себя совсем не культурно –сжигали храмы, священников пытали и убивали. Те христиане, которым удалось остаться в живых, окончили свою жизнь в каменоломнях.

Беснование революционеров остриём меча ударило не только по православному духовенству. Сторонники Мао Цзэдуна объявили своими врагами всю китайскую интеллигенцию, деятелей культуры, духовенство традиционных китайских религий, земледельцев – всех, кто так или иначе был связан с традиционной историей многовековой китайской цивилизации.

Мао Цзэдун ставил перед своими последователями задачу уничтожить «четыре пережитка»: старые идеи, древнюю культуру, традиционные обычаи и привычки. Их место должны были занять идеи Мао Цзэдуна.

Началась эта «культурная революция» с движения молодёжи – школьников и студентов.

Священномученик Стефан Чжицюань (1925-1970)

«Онижедети» стали громить храмы, пагоды, библиотеки. Своих учителей и профессоров они ставили на колени, унижали и заставляли «каяться».

После этого к школьникам в Китае подключились рабочие, которые поняли, что пришло удобное время для мародерства. Таким образом вся страна постепенно погрузилась в хаос.

Когда всё, что можно было разбить и разгромить, было разгромлено, Мао Цзэдун пустил в дело народно-освободительную армию – такой себе аналог «национальной гвардии». Непокорные повстанцы были наказаны, а самые дерзкие казнены.

Власть перешла в руки коммунистической партийной верхушки.

«Священным писанием» китайских коммунистов стала красная книжечка, которая представляла собой сборник текстов, речей и лозунгов Мао Цзэдуна (так называемый «цитатник Мао»).

Во времена «культурной революции» каждый истинный революционер должен был иметь при себе экземпляр этой книги.

Целью «великой китайской культурной революции» было создание «человека нового типа», верного идеям партии, лично преданного Мао Цзэдуну, верящего только в «светлые» идеи революции.

Каждый, кто посмел усомниться в их «светлости», имел свою альтернативную точку зрения или мнение, отличное от мнения партии, сразу же объявлялся предателем родины и врагом народа.

На православных священников надевали таблички «предатель» и, избивая, водили по городам.

Самый первый революционер, как мы помним, дьявол. Он до сих пор модерирует все мировые революционные процессы, направляя их по одним и тем же лекалам, которые разработали стратеги и политтехнологи его подземного царства.

Что касается истории Православной церкви в Китае, то она до сих пор таит в себе много загадок.

Что-то историкам известно из случайных и отрывочных сведений, полученных от китайского духовенства и эмигрантов. Но основная часть событий, связанных с гонениями на Православную церковь в Китае, до сих пор спрятана за ширмой железного занавеса. Большинство имён китайских мучеников нам неизвестно, как неизвестны и подробности их смерти и исповеднического подвига. Можно с уверенностью сказать, что их было немало и все они прославлены Богом за своё мученичество.

К сожалению, история Православия в Китае была трагичной. Если у нас после Октябрьского переворота 1917 года в силу вековых традиций Православие было уничтожено лишь на поверхности социальной жизни (корни, оставшиеся внизу, не погибли и в своё время дали ростки возрождения веры), то в Китае этого быть не могло, поскольку Православие в этой стране не успело стать традиционной верой, укоренённой в быте и культурной жизни её жителей. Поэтому с началом революции духовная жизнь в Китае пришла в полный упадок. Множество русских эмигрантов, которые основались в Харбине после революционных событий в России начала ХХ века, были вынуждены бежать из страны.

Вера же относительно небольшого количества просвещённых православием китайцев ушла в глубокое подполье и сохранилась лишь в глубине сердец немногих уцелевших после погромов верных христиан.

Хунвейбины относились к православным не менее жестоко, чем их товарищи по партии из СССР.

В 1958 г. В Харбине Благовещенский храм был закрыт и превращен в цирковое училище, а останки Харбинского митрополита Мелетия осквернены.

В том же году были разрушены оба православных кладбища Харбина – Покровское и Успенское (около 100 000 могил). Надгробными плитами с этих кладбищ была вымощена вся набережная реки Сунгари.

Покровский храм был превращен в книжный склад, а Успенский – в комнату смеха с кривыми зеркалами. И по сей день колокольню Успенского храма венчает пятиконечная звезда.

В Шанхайском кафедральном соборе сейчас расположен банк.

На месте, где некогда красовался величественный Свято-Николаевский собор Харбина выстроен высокий памятник, посвященный «бойцам культурной революции», а вокруг него расположен сквер: клумбы, фонтан, дорожки. Ничто даже близко не напоминает о том, что ранее на месте этого сквера был огромный собор.

КНР – одна из стран, в которой при колоссальном количестве населения христианство так и осталось не реализованным. Да и весь ход исторических событий говорит о том, что и в ближайшее время вряд ли стоит ожидать того, что китайские власти дадут возможность христианским миссионерам работать в этой стране.

Протоиерей Игорь Рябко

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!