КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЁНКА ОТ ИНТЕРНЕТА

Мы, родители, конечно, «молодцы». Сначала мы САМИ даём нашим детям смартфоны и планшеты в 1,5-2 года, а затем, когда они уже всей кожей вросли в любимые гаджеты и активно освоили соцсети и поисковики, мы вдруг, но уже, естественно, с огромным запозданием, «прозреваем» и превращаемся в агрессивных запретителей «бесовских игрушек», вызывая в собственных детях вполне естественное недоумение, возмущение и протест. «Ты чё, ма?!» …

Современный мир открывает перед детьми невиданную до сих пор информационную бесконечность, поэтому ребёнок 21 века –  это ребёнок информационный. Он с рождения оказывается в мире технологий – вокруг него автоматика, механизмы, телевидение, сотовая связь, гаджеты, и им кажется, что так было всегда.

Современные дети не знают жизни без информационного потока, но мы, их родители, бабушки и дедушки, знаем. И именно на нас лежит огромная ответственность защитить наших детей от всего того негативного, что этот поток несёт, извергаясь как лава и сжигая всё на пути своего следования.

Для этого самим родителям нужно понять, что неокрепшая личность ребёнка, уносимая в виртуальный мир, не крепнет, а распыляется.

Присмотримся, чем отличается информационное детство от детства, которое было у нас.

С одной стороны – появляются прекрасные возможности для всестороннего развития детей, облегчается и углубляется их обучение. А с другой – интернет-паутина оплетает детей своими щупальцами, погружая их подчас в откровенную чернуху, вызывая интернет-зависимость и порождая психические отклонения.

Информационное детство отличается отсутствием у детей такого социального университета, как улица. И поэтому дети, не научившись контактировать с себе подобными в реале, удовлетворяют свою нужду в общении опять же виртуально, оказываясь в реальном мире беспомощными и одинокими.

Из-за преобладающего виртуального жизненного опыта, дети 21-го века оказываются очень свободолюбивыми, но при этом у них значительно стёрта грань между реальным и виртуальным миром, так что при большой информированности они часто плохо ориентируются в элементарных практических вопросах.

Дети 21-го века не слишком здоровы и физически развиты – особенно по сравнению с детьми прошлого:

во-первых, индустрия фастфуда никогда раньше не работала так продуктивно;

во-вторых, дети почти не играют в подвижные игры;

в-третьих, долгое сидение за компьютером приводит к проблемам со зрением, позвоночником, нервной и иммунной системами.

Современный ребёнок не знает другой вселенной, кроме этого, вечно спешащего, конкурирующего, зацикленного на достижении результатов мира.

Родители вовлекают в эту гонку и детей, подчас то неразумно перегружая их занятиями, то недогружая и оставляя их на произвол в виртуальной жизни.

В наши дни, впрочем, также, как и в прошлое время, ребёнок повторяет многое из того, что делаем мы, его родители, ведь в семье он получает первое представление о том, КАК надо жить и вести себя в обществе.

Но сила виртуального воздействия на неокрепшие детские души настолько велика, что невозможно без значительных усилий ей противодействовать.

Поэтому именно для ребёнка 21-го века как никогда ценным и целебным становится простое человеческое общение с самыми дорогими существами в этом мире – с их родителями!

И именно естественное, освещённое сердечной теплотой, совместное времяпрепровождение родителей и детей прививает младших к самой реальной жизни и открывает им доступ к посильной личной созидательной деятельности в ней.

Интернет становится и врагом, и предметом торга, и методом наказания.

Нам кажется, что наши дети совсем перестали общаться в реальной жизни, что проблемы со зрением – прямое следствие вечерних бдений у экрана, что они тратят драгоценное время на полнейшую ерунду и превращаются в изобретательных врунов – чтобы любой ценой выкрасть лишние полчаса на онлайн-жизнь.

По статистике освоение соцсетей происходит в 9 лет, а к 10-ти в той или иной соцсети сидят практически все.

Ребёнок 12-ти лет и старше в среднем проводит онлайн 7-8 часов в сутки (кстати, мы, взрослые, ничем от них не отличаемся).

К «законным» двум-трём часам каждый вечер приплюсовываются перемены в школе, время в общественном транспорте и бесконечные проверки почты, лички и количества лайков всё оставшееся время.

Но мы не будем на этот раз охать и углубляться в сожаления о том, ЧТО уже не можем изменить и на что почти не можем повлиять, а сосредоточимся на главной задаче: сделать интернет максимально безопасным для наших детей.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ

От современных родителей, безусловно, не зависит повернуть вспять историю нашего мира. Но определённо во власти родителей оторвать детей от гаджетов, увлечь их разнообразными созидательными занятиями, вернуть в их жизнь подвижные игры и физическую активность, создать особую семейную атмосферу, в которой будут царить любовь и доверие.

Во власти родителей не потакать своеволию детей, идя на нарушение детско-родительских отношений, устанавливать для них разумные рамки.

Во власти родителей проводить с детьми досуг. Совместный семейный отдых – это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, лучше узнать друг друга, сблизиться. Это шанс для родителей лучше понять собственного ребёнка, увидеть и услышать, чем он живёт, подружиться с ним. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь.

Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируют семейные ценности.

Виды совместного отдыха родителей и детей очень разнообразны.

Это может быть:

  1. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, собирание пазлов.
  2. Совместная творческая деятельность: рисование, лепка, оформление квартиры к празднику, оформление открытки для поздравления родственников, изготовление различных поделок.
  3. Совместная трудовая деятельность: посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.
  4. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажёрного зала, бассейна, занятия на стадионе, лыжные семейные прогулки.
  5. Совместные подвижные и сюжетно-ролевые игры, театральные постановки.

И многое другое.

Думать о защите лучше начинать пораньше.

Систему родительского контроля можно установить на все девайсы, которыми пользуется ребёнок, уже лет в 6-7.

Этот фокус не пройдет с 12-летним подростком – он воспримет в штыки любые ограничения. А если ребёнок изначально пользуется безопасным интернетом, то ему особо и не придёт в голову пытаться найти что-то запрещённое, или если и придёт, то гораздо позже.

Все родители боятся (и небезосновательно) педофилов, втирающихся в доверие с липовых (или даже со своих) страниц, и порнографии, которую ребёнок может совершенно случайно открыть, набрав в поисковике, например, имя диснеевской принцессы.

Но кроме этих опасностей в незащищённом интернет-пространстве легко может попасться информация о наркотиках, азартных играх, онлайн-казино, группах с суицидальным содержанием, радикальных религиозных сообществах.

Попробуйте прямо сейчас набрать в поисковике «купить спайс» – и посмотрите на результат.

Поэтому первое правило: установите программу контроля как можно раньше (если вашему ребёнку 5-10 лет).

Второе: дружите!

Зафрендитесь с ребёнком во всех соцсетях, болтайте с ним во всех вайберах и воцапах, где он общается со своими друзьями, присылайте ему ссылки, фотки и демотиваторы, не критикуйте содержимое его страниц и страниц его друзей.

Пусть ребёнок знает, что вы – не враг его пространства, от которого нужно скрывать всё самое интересное.

Не считайте, что, закрыв ноутбук, ребёнок может решить проблемы, возникшие в его виртуальных компаниях. Для большинства детей то, что происходит с ними в интернет-общении более значимо, чем отношения с одноклассниками. И большинство не рассказывает родителям ни о травле, ни о ссорах, ни о сложностях в сети, потому что уверены, что родители не поймут или вовсе запретят выходить в интернет.

Поощряйте откровенность ребёнка, интересуйтесь его любимой музыкой, стихами, книгами и даже играми.

Рано или поздно ваше терпение и внимание обязательно будет вознаграждено доверием.

Третье: учите детей убирать со своих страниц всю личную информацию, не делиться откровенными обсуждениями в личной переписке, не выкладывать и не пересылать свои фотографии.

Даже если у ребёнка на странице нет телефона, номера школы и других контактных данных, он даёт ссылки на другие соцсети, где можно узнать гораздо больше.

Сейчас стандартный набор соцсетей такой: вконтакте, инстаграм, ask.fm и вайбер или воцап. В ask.fm, например, можно задать любой вопрос, чаще всего анонимно, и дети отвечают на все вопросы обстоятельно и с большим энтузиазмом.

И, конечно же, покажите пример: на вашей странице в соцсети также не должно быть ни телефонов, ни геолокационных привязок к фотографиям, ни кликабельных ссылок на страницы ваших детей.

Любой мошенник легко сможет войти в доверие к вашему ребёнку, используя вашу же страницу, где сможет найти и фото интерьеров, например, или подробный фотоотчет из отпуска, и имена коллег по работе и родственников.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ

Необходимо проверять всех, с кем мы общаемся – это четвёртое правило.

Приучайте ребёнка к мысли, что каждого нового виртуального друга нужно сначала вызывать в скайп или любой другой видеочат, и лишь затем начинать делиться чем-то личным.

Дети подчас строят теории о том, как они смогут отличить настоящую страницу от липовой, реального собеседника-сверстника от маньяка, и многим из них не приходит в голову, что это невозможно.

Осторожно поговорите о возрасте виртуальных друзей. На наших тренингах мы спрашиваем подростков, у кого из них есть виртуальные друзья старше 25 лет. Практически все поднимают руки и не видят в этом ничего опасного.

Наоборот, многим льстит внимание взрослых, они довольно легко могут пойти на контакт, особенно, если этот взрослый «не такой как все и по-настоящему меня понимает».

Ключом к доверию ребёнка чаще всего становятся сообщества.

По статистике подросток практически стопроцентно добавит в друзья и начнёт доверительное общение с человеком, если тот состоит в том же значимом для ребёнка сообществе в соцсети. А уж дружба с организатором, или с кем-то из администрации игровых групп или групп по интересам – это особенно круто.

Пятое правило – первая личная встреча.

Обязательно скажите ребёнку, что не будете против его встреч с новыми друзьями в реальности, но только при условии, что вы сможете предварительно поговорить с родителями этого нового виртуального друга.

Никаких «пойти в гости», никаких «встретиться на пару минут у ближайшей станции метро». Только после того, как вы лично пообщаетесь с мамой или папой нового друга вашего ребёнка, вы вместе примете решение о том, где и когда ваши дети познакомятся в реальной жизни.

Конечно, освоение этих правил – дело не одного дня. Но даже если ваш ребёнок уже выше вас на полголовы и разговаривает басом или таскает вашу помаду, это не значит, что менять ситуацию уже поздно.

По крайней мере зафрендиться, начать интересоваться и понемногу становиться частью онлайн-общения друг друга можно в любое время.

Лия Шарова

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!