КАК РАЗВИТЬ В РЕБЁНКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Многие дети не хотят учиться или учатся из-под палки. Кажется, их вообще мало что интересует по-настоящему. На самом деле жажда познания, присущая каждому разумному существу, живёт в глубине их душ – задавленная, искорёженная и бессильная.

Но ведь рядом с детьми находимся мы, их родители и учителя. В чём же заключается наша оплошность? Почему мы порой лишь безвольно опускаем руки, наблюдая потухший взгляд, которым эти юные создания взирают на мир?

Пожалуй, именно жажда задаёт нам импульс двигаться к заветной цели: будь то жажда напиться, подкрепиться, будь то жажда творить, любить и познавать.

От обратного – если мы не жаждем чего-то, то и импульса движения к этому в нас нет: наша воля не включается и наши силы иссякают. Понимая это, мы не можем возлагать всю ответственность за нежелание учиться на наших детей, даже подросших.

Взрослые люди, несущие бремя образования и воспитания детей, должны помочь детям найти исток того родника, из которого проистекает жажда познания.

Возможно, он зарос илом, засыпан песком или мусором, и едва бьёт – мы должны помочь детям освободить его!

РОДНИК  

Наверное, хоть раз в жизни нам приходилось видеть широко распахнутые глазёнки малыша, рассматривающего всё, что перед ним открывается. В этом взгляде отражён тот самый родник – так выглядит жажда познания в чистом виде.

Отсвет бликов этого неистребимого родника бывает заметен всякий раз, когда ребёнок чем-то увлечён, удивлён, когда его что-то интересует и вдохновляет. И это состояние абсолютно естественно для человека на протяжении всей его жизни.

Почему же эта естественная природная жажда познавать исчезает?

ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ

С точки зрения профессора педагогики Г.И. Щукиной, большую часть своей жизни посвятившей исследованию интереса к познанию, «познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».

В самом широком смысле, познавательный интерес – это активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру, которое формируется в деятельности и прежде всего – в учении.

Стремлением ребёнка узнавать новое, неизвестное и непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, желанием понять их суть и открыть связи и отношения между ними движет интерес к познанию.

Действие его таково, что приходят в активное состояние все психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение, и поэтому дети легче и точнее запоминают то, что интересно.

«Ядром познавательного интереса» Г.И. Щукина называет мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию, с развитием которых развивается и познавательный интерес.

Отличительными особенностями развитого познавательного интереса у ребёнка является его увлечённость занятиями, стремление глубже изучить явления, которые связаны с интересующей его областью знаний, поиск книг по соответствующей тематике и масса вопросов взрослым.

Юные исследователи работают с большим эмоциональным подъёмом, испытывают радость и удовлетворение, когда им удаётся преодолеть трудности и достичь успеха.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Познавательный интерес в своём развитии проходит разные уровни.

На начальном уровне это – любопытство, лишь простой интерес к новой информации или чему-то занимательному. На этом уровне нет стремления углубиться в познание, можно сказать, что это поверхностный и кратковременный интерес.

Более высокий уровень – любознательность, когда просыпается интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений, составляющих более глубокую, часто невидимую их суть.

На этой стадии интереса дети уже эмоционально вовлекаются в процесс – они испытывают радость, удивление и удовлетворение от познания.

Как качество личности любознательность очень ценна, потому что она заставляет искать, догадываться, мыслить, использовать арсенал уже имеющихся знаний и способов освоения действительности, чтобы глубоко познать предметы или явления.

По мере развития интереса к познанию появляется интерес к причинно-следственным связям и закономерностям явлений. Это уже подлинно познавательный интерес!

Существует ещё и теоретическая стадия познавательного интереса, доступная лишь старшим школьникам, когда возникает стремление к познанию сложных теоретических вопросов конкретной науки. Теория при этом сама становится инструментом познания. Находясь на этом уровне познания, молодой человек предпринимает первые попытки активно воздействовать на мир.

В реальной жизни нет «чистых» уровней познавательного интереса – все они предстают в сложных сочетаниях.

Однако очевидно одно – познавательный интерес развивается постепенно: от незнания к знанию, от менее полного и глубокого к более полному и глубокому проникновению в сущность предметов и явлений.

Особая ценность познавательного интереса в том, что в нём сокрыта мотивация, побуждающая к познавательной активности – деятельному состоянию личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

И конечно, учителя и родители должны постараться разжечь малейший интерес, нарождающийся у ребёнка – с тем, чтобы превратить его в подлинный интерес к знаниям и наукам.

СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Естественная природная жажда познания, заложенная в человеческом существе, даёт знать о себе уже с самого младенчества.

С каким упоением дети открывают мир!

Замечено, что рядом с крохой как будто стряхивается пыль и с восприятия самих взрослых – они вновь открывают для себя мир.

В норме, если у малыша нет серьёзных отклонений в здоровье или развитии, его жажда познания постоянно растёт вместе с тем, всё более широким полем для деятельности, которое становится поле ему доступно.

Роль взрослых в этот период – снабдить ребёнка всем необходимым для того, чтобы он мог активно действовать и познавать мир вокруг. И это отнюдь не преизбыток игрушек и игр.

На самом деле, слишком большое количество игрушек затрудняет познание мира – он превращается для крохи в хаос.

Познавательный интерес легко гаснет в дошкольном возрасте, если с малышом мало общаются и ограничивают его в деятельности, лишая возможности свободно осваивать пространство.

Важнейший качественный скачок в развитии познавательных интересов до школы – это начало подготовки к учёбе в школе: именно от того, насколько удастся родителям или педагогу, готовящему ребёнка, заинтересовать малыша новым способом познавать мир – настолько увеличиваются его шансы на то, что его жажда познания не иссякнет.

Учение – это сфера познавательного интереса – интереса к учёбе. А сам познавательный интерес представляет собой мощное средство обучения.

Однако преподавать, используя интерес в качестве средства обучения, – это совсем не значит – развлекать учащихся красочными пособиями, занимательными задачами, рассказами и т. п.

Интерес может стать средством обучения, только если у школьника возникнут личные мотивы, которые будут удерживать его временный интерес, появляющийся от простой новизны или необычности материала. Эти мотивы заставят его углубиться в изучение материала – интерес станет устойчивым.

А ЕСЛИ НЕТ У НЕГО НИКАКОЙ ЖАЖДЫ ПОЗНАНИЯ?

Нередко бывает так, что уже в начальной школе мы видим потухший взгляд маленького ученика – даже того, который мечтал о школе. К подростковому же возрасту количество учеников, которые еле терпят школу, растёт.

Почему это происходит?

Куда исчезает их жажда познания, ведь не существует такого человека, которому ничего не интересно?

Во всяком случае – тому, что интерес к познанию потерян, наверняка есть свои причины.

И как раз на них не всегда обращают внимание взрослые.

Среди причин:

– неумение учиться,

– проблемы в общении,

– особенности возраста,

– ошибки родителей и учителей в воспитании и обучении детей.

Важная причина неустойчивости и потери интереса к познанию – изначальная неготовность ребёнка к школе.

Причём, он мог быть не готовым к учёбе, даже умея читать и писать.

Чисто психофизиологически –  недостаточно зрелыми могли быть его нервная система, память, внимание, воображение, работоспособность, а также – он мог не иметь положительного отношения к учению: быть не готовым к умственному труду или вообще мог бояться школы.

В этом случае ребёнок слишком устаёт и у него появляется негативное отношение к школе.

У многих детей в наши дни закрепилась привычка познавать примитивно, останавливаясь на уровне любопытства, чему во многом способствует многочасовое сидение у мониторов.

В школе же без любознательности, без любви к знаниям невозможно хорошо успевать, а ведь именно учёба способствует развитию познавательного интереса, так как позволяет приобрести учащемуся инструменты познания мира – знания, умения и навыки.

Причиной низкого познавательного интереса может быть и неорганизованность повседневной жизни: отсутствие режима дня, определённого круга домашних обязанностей, безответственность. В этом случае ребёнок ощущает хаос жизни и это мешает ему организовать свой учебный труд.

Причиной потери интереса к познанию могут служить и крайности в воспитании: излишняя строгость, нетерпеливость и жёсткость родителей, лишающая ребёнка светлого отношения к деятельности по познанию мира, либо – предельное попустительство и безвольность, ведущая к расхлябанности и нерадению.

К познавательной неразвитости может приводить и ограниченность самих родителей, и отсутствие должного внимания к детям с их стороны. А ещё – неразумие родителей, которые могут унижать и высмеивать неуспешного ребёнка, жестоко его наказывать, могут не замечать, что ему трудно даётся учёба, что он болен или перегружен.

Неблагополучие в семье тоже плохо сказывается на развитие интереса к познанию, потому что мир окрашивается для ребёнка в тёмные тона и из-за постоянного эмоционального истощения у него не остаётся сил на учёбу.

Частой причиной нежелания учиться оказывается наличие проблем в отношениях с учителями или с одноклассниками, которые могут не принимать и травить ребёнка.

Но каковы бы ни были причины слабого интереса к познанию и, как следствие, нежелания учиться, можно попытаться изменить ситуацию к лучшему.

Результат будет прямо пропорционален количеству душевного и умственного труда наставников и самого ребёнка!

ОЧИСТИТЬ ИСТОК

Пожалуй, первое, что нужно сделать – это дать ребёнку ощутить любовь и принятие с нашей стороны, родителя ли или учителя, ведь подчас радость познания исчезает вместе с удовлетворением от жизни. И скорее всего, такие серьёзные беды произошли от того, что в жизни ребёнка он лишён чего-то очень важного, или ущемлён в этом важном.

Затем – нужно проанализировать ситуацию и выяснить, что именно могло повлиять на затухание в ребёнке интереса к познанию.

Обычно причин несколько.

И последнее – от взрослых требуются активные и целенаправленные действия по формированию познавательного интереса у учащегося.

Помогите ребёнку организовать и упорядочить его жизнь, а затем научите это делать самостоятельно. Начиная со своих полок в шкафу и кончая разумным режимом дня.

Ребёнок не только должен знать, где что лежит и почему, но и понимать логику распорядка дня.

Он должен почувствовать на своём опыте, что «без труда не выловишь и рыбки из пруда». А «с трудом» – можно достичь многого и это так приятно!

Если у ребёнка проблемы с развитием познавательного интереса, придётся уделять ему побольше времени и учить его радоваться жизни.

Познавательный интерес нужно специально воспитывать.

Для этого важно учить ребёнка к любому делу подходить с душой, неравнодушно.

Взрослые сами должны показывать образец такого неравнодушия и увлечённости.

Особое влияние на развитие любознательности оказывает совместная деятельность родителей и детей, в процессе которой старшие разумно поощряют усилия ребёнка, оказывают ему поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты.

Познавательный интерес повышают:

– разнообразные игры: игры-путешествия, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, соревнования, конкурсы, сюжетно-ролевые игры;

– выезды семьёй на природу, активный отдых, походы;

– походы в музеи, на концерты, выставки и экскурсии.

В ШКОЛЕ ИНТЕРЕСНО

Педагоги обыкновенно прилагают немало усилий для развития познавательного интереса своих учеников во время обучения.

В наше время стремление учителей активизировать познавательную деятельность учащихся привело к использованию активных методов обучения (АМО) – системы методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Среди особенностей этих методов, в некотором смысле, – принудительная активизация мышления, когда ученикам приходится быть активными, независимо от их желания, и сохранять эту активность в течение всего занятия.

АМО отличает проблемность, когда для создания проблемной ситуации учитель преднамеренно сталкивает представления учеников с фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и жизненного опыта.

Проблемное обучение вводит учеников в обстановку увлечённого коллективного поиска, обсуждений и споров, и поэтому вызывает неослабевающий интерес.

Взаимообучение, стержнем которого является групповая работа и дискуссионная форма обсуждения, индивидуализация и самостоятельность, то есть учёт индивидуальных способностей и возможностей учеников, развитие у них самоконтроля и самообучения – тоже отличает АМО.

Существует несколько десятков типов нестандартных уроков, которые способствуют росту познавательного интереса. Об их названия целях и методике проведения можно догадаться из названий.

Это: театрализованные уроки, уроки-консультации, компьютерные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки-взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки аукционы, уроки, которые ведут ученики, уроки-зачёты, уроки-сомнения, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки поиска истины, уроки-лекции «Парадоксы», уроки-концерты, уроки-диалоги, уроки «Следствие ведут знатоки», уроки-игры «Поле чудес», уроки-экскурсии, уроки-ролевые игры, интегрированные уроки.

Однако в использовании нестандартных уроков нужна мера, так как ученики привыкают к нетрадиционным формам работы и их интерес потом снижается: нетрадиционное быстро может превратиться в традиционное.

Учителя могут использовать в своей работе инновационныне технологии, дидактические (обучающие) и сюжетно-ролевые игры и другие приёмы.

Вот лишь несколько примеров.

– Приём «Отсроченная отгадка», когда в начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), ключ к пониманию которой будет дан в конце урока;

– Приём «Удивляй», используя который, учитель может постараться найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным (к примеру, перенести учебную ситуацию в древний мир или на фантастическую планету).

– «Жужжащие» группы – когда 2-6 человек обсуждают тему  за короткое время.

– «Знаю. Хочу знать. Узнал», при котором ведётся таблица «З/Х/У». В первом столбце записываются идеи о том, что учащиеся уже знают по теме, во второй – то, что хотят узнать, а третьей, после того, как познакомятся с информацией, запишут узнанное.

– Ролевая игра «Аквариум» – в которой принимают участие 2-3 человека, за которыми наблюдают остальные. Первые «проживают» ситуацию, демонстрируют навык, умение или эмоцию, а вторые – могут выступать в роли экспертов и аналитиков.

– Проект «Моя родословная» – дети изучают историю своей семьи, делают фотоальбомы, презентации, придумывают семейные гербы.

– Мероприятие на тему: «Игры наших бабушек и дедушек». Дети выясняют, в какие игры играли их бабушки и дедушки, папы и мамы, какие игры у них были самыми популярными. Собирают сборник игр, а завершается работа праздником, на котором родители учат детей своим играм, а дети показывают своё творчество.

– Мероприятие на тему «Наши имена» – дети выясняют историю своих имён, находят самое популярное и самое редкое имя в школе, и в мире, придумывают ребусы про имена, декламируют стихи, показывают сценку и др.

– Мероприятия «Путешествие в осеннее царство», конкурсная программа «Смелые, ловкие, умелые», инсценировки сказок, экскурсии, мастер-класс в краеведческом музее, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», метод проектов, метод эвристических вопросов, игровое проектирование – и многие-многие другие.

ПОКАЗАТЕЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Ярким показателем того, что ученикам интересен процесс учения, является их интеллектуальная активность, о которой свидетельствуют вопросы, обращённые к учителю, – так учащийся стремится глубже проникнуть в предмет своего интереса.

Другой показатель – желание учеников высказать свою точку зрения, обсудить материал урока, желание участвовать в деятельности, активно и творчески использовать наличные знания и умения.

Желание поделиться с учителем и однокашниками новой, самостоятельно найденной в разных источниках, информацией – очень важный показатель развития познавательного интереса.

И, наконец, именно жажда познания движет учащимися, которые работают и усердно преодолевают трудности, стремясь получить знания.

Существует удивительная взаимосвязь: чем больше сил тратит ребёнок на изучение предмета, тем интереснее ему становится.

По мнению известнейшего психолога С.Л. Рубинштейна, в познавательном интересе выражается «мысль-воля, мысль-участие, мысль-переживание», которые являются его основой.

Таким образом, познание невозможно без активной мысли, которая устремлена к решению познавательных задач и слита с волевыми процессами.

Поэтому познавательный интерес находится в тесной взаимосвязи с самим процессом приобретения знаний об окружающем мире и именно «прочные» знания – способствуют проявлению живого интереса к действительности.

ГОРЕТЬ И НЕ СГОРАТЬ

Жажда познания вполне может и должна прививаться как добрая привычка. Ведь в наши дни «живой интерес к действительности», кажется, скоро канет в Лету.

Чтобы жажда познания горела в сердцах наших детей, мы, взрослые, должны постараться вернуть нашим детям радость жизни!

Замечено, что в упавших духом детях и подростках затухает и интерес к познанию. И, наоборот, горящие, интересующиеся натуры имеют неиссякающий родник жизнелюбия и созидательности.

Ничем не интересоваться – противоестественно для детей и юношества. Особенно в наши дни, когда существует преизбыток возможностей получить информацию обо всём на свете. Какая-то ужасающая карикатура в том, что наши дети часто «голодны», «находясь у стола, усыпанного яствами», или просто вместо трапезы – «жуют жвачку».

Легкодоступность информации (а главное – её преизбыток) обесценивает её в глазах юношества. Вместо спокойного родника они попадают в бурный поток, который подхватывает их и уносит вниз по течению, как щепку.

Поэтому, наверное, одной из главных целей, которую должны достичь родители, если они хотят, чтобы их дети имели живой интерес к познанию, – это защитить их от лавинообразного информационного потока. И помочь им отыскать лично их чистый родник – источник жажды познания этого прекрасного Божьего мира!

Наша задача – помочь ребёнку очистить этот источник от всего наносного, чтобы он сумел глубоко и ясно для него самого из всего многообразия этого мира открыть то, что его заинтересует, вдохновит, что поможет отыскать свой собственный путь познания мира и служения в нём.

Познание бесконечно, как и мир, в котором мы живём. Поэтому интерес к познанию раньше или позже должен привести человека к осмыслению глубинных вопросов бытия.

Но для этого познавательный интерес должен расти в душе с детства!

Елена Каневская

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!