КАК РАСПОЗНАТЬ ИСТИННУЮ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВУ СРЕДИ МНОЖЕСТВА ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «ЦЕРКВЕЙ»

Все увеличивающееся количество так называемых церквей и всевозможных сект духовно дезориентирует людей, ищущих истину, и нередко вызывает недоумение: какая из этих религиозных организаций является истинной Церковью, созданной Христом?

Господь Иисус Христос, полагая основание Своей Церкви, говорит: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18).

Как мы видим, Господь говорит об одной Церкви, а не о многих, изображая её в притчах.

Он говорит и об одном стаде под водительством единого Пастыря.

Спаситель установил одно крещение и одно причащение, а значит не может быть двух Причастий Христовых – при этом одинаково истинных и одинаково спасительных.

Таким образом, Церковь Божия едина. И только ей принадлежат обетования и о непреодолимости её вратами ада, и о том, что именно она до скончания века будет хранительницей Истины в той полноте, которая дана ей Её Основателем – Сыном Божиим Иисусом Христом.

Протестантские конфессии учат тому, что первоначальная апостольская Церковь постепенно раздробилась, а существующие ныне «церкви» обладают лишь осколками её бывшего духовного богатства – благодати и истины. А значит её можно восстановить из существующих христианских деноминаций путём соглашения и взаимных компромиссов. Именно такое понимание лежит в основе современного экуменического движения, которое не признает ни одну церковь истинной.

Есть и такое мнение: Церковь Христова никогда ничего общего не имела с официальными церквами, но всегда состояла из отдельных верующих людей.

Такого учения о «невидимой церкви» придерживаются, в частности, современные протестантские богословы.

Немало людей сомневаются: нужна ли вообще Церковь, если человек спасается своей верой?

Зачем ходить в храм и совершать какие-то малопонятные обряды, если «Бог у меня в душе»?

Все эти противоречивые и, в сущности, ошибочные мнения о Церкви вытекают из непонимания Её природы и сущности учения Христова  о спасении человека.

При чтении Евангелия и апостольских посланий, становится очевидным, что люди призываются спасать свои души не в одиночку и разрозненно, но совместно, составляя единое, благодатное Царство добра.

В апостольское время существовала единая истинная Церковь Христова.

Книга Деяний святых апостолов повествует о возникновении Церкви в Иерусалиме, когда на 50-й день после Воскресения Спасителя, Дух Святой в виде огненных языков сошёл на апостолов. С того дня вера христианская стала быстро распространяться в разных частях Римской империи.

По мере её распространения в городах и сёлах стали возникать христианские общины – церкви.

По причине огромных расстояний, эти общины жили весьма обособленно друг от друга. Однако они считали себя органически принадлежащими к единой, святой, соборной и апостольской Церкви.

Их объединяли единая вера и единый источник освящения, почерпаемый в благодатных таинствах Крещения, Причащения и возложения рук (священства).

Поначалу эти священные действия совершали сами апостолы. Однако в скором времени явилась нужда в помощниках – и апостолы из членов христианских общин выбирали самых достойных, которых рукополагали в епископы, пресвитеры и диаконы.

Апостолы вменяли епископам в обязанность следить за чистотой христианского учения, учить верующих и рукополагать себе помощников в лице новых епископов, священников и диаконов.

Так, на протяжении первых веков, подобно дереву, Церковь постоянно росла и распространялась по разным странам, обогащаясь духовным опытом, религиозной литературой, богослужебными молитвами и песнопениями, а позже – архитектурой храмов и церковным искусством, неизменно сохраняя сущность первозданной Церкви Христовой.

Евангелия и апостольские послания появились не сразу и не всюду одновременно.

В течение многих десятилетий после возникновения Церкви источником наставления было не Писание, но устная проповедь, самими апостолами названная Преданием (1 Кор. 11:16 и 15:2; 2 Фес. 2:15 и 3:6; 1 Тим. 6:20).

ПРЕДАНИЕ – это единая вероучительная традиция, неотъемлемой и наиважнейшей частью которого является Священное Писание, содержащее лишь самую важную часть Благовестия Христова.

Об этом прямо говорит апостол Иоанн Богослов: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин 21:25).

В Церкви Священное Предание всегда имело решающее значение в вопросе, что правильно, а что нет.

Когда где-либо возникало нечто, несогласное с апостольской традицией, оно признавалось ложным и отвергалось.

Продолжая апостольскую традицию, епископы первых веков кропотливо проверяли все христианские рукописи и постепенно собрали труды апостолов, Евангелия и послания в один сборник книг, который был назван Новозаветным Писанием, которое, вместе с книгами Ветхого Завета, составило Библию в настоящем ее виде.

Этот процесс собирания книг окончательно был закончен лишь к третьему столетию. Книги спорные, не во всём согласные с апостольской традицией, отвергались как подложные, апокрифические.

В настоящее время  христиане всех деноминаций пользуются Новозаветным Писанием,  совершенно не отдавая себе отчёта в том, что оно есть собственность истинной Церкви – сокровище, Ею бережно собранное и сохранённое до сегодняшних дней.

Благодаря другим дошедшим до нас письменным памятникам, написанным учениками святых апостолов, нам известны многие ценные подробности о жизни и вере христианских общин в первые века христианской эры.

В то время вера в существование единой, святой, апостольской Церкви была всеобщей. Естественно, что и во времена гонений Церковь имела свою видимую (внешнюю) сторону – «вечери любви» (прообраз будущих Литургий), богослужения, молитвы, духовные песни, законы (апостольские правила), регулирующие жизнь и взаимоотношения отдельных церквей. Поэтому следует признать, что учение о «невидимой церкви» – ново и неверно.

ЕРЕСИ – различные искажения апостольского учения – начали возникать ещё в апостольское время.

Особенно распространёнными в то время были всевозможные гностические учения, которые к христианской вере примешивали элементы языческой философии.

К еретикам апостолы относились, как к сухим ветвям, отломившимся от живоносного церковного дерева.

Преемники апостолов, епископы первых веков, не признавая уклонения от апостольской веры, упорствующих приверженцев этих учений отлучали от Церкви – в соответствии  с наставлениями самих апостолов: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (отлучен от Церкви)» (Гал. 1:8).

Таким образом, в первые века христианства вопрос о единстве Церкви был ясен:

Церковь – это единая духовная семья, несущая с апостольских времен истинное учение, установленные Христом таинства и непрерывное преемство благодати, переходящее от епископа к епископу.

В первые века христианства верить во Христа – значило верить и в то, что дело, которое Он совершил на земле, и те средства, которые Он дал верующим для спасения, не могут быть утрачены или отняты усилиями диавола.

Ветхозаветные пророки, Господь Иисус Христос и Его апостолы учили о пребывании Церкви до самых последних времен существования мира: «Во дни тех (языческих) царств Бог Небесный воздвигнет Царство, которое вовеки не разрушится… Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).

Господь обещал Апостолу Петру: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Таким образом, следует честно признать существование Его Церкви и в прошлые века, и в наши дни, и до конца существования мира.

Причём она обязательно должна существовать во всей своей святой, цельной, реальной природе – в противном случае мы погрешаем против слов Спасителя, считая их ложными и не оправдавшимися. А ведь «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37).

Церковь раздробленная, поврежденная, «испарившаяся», не созданная Самим Христом – не Церковь.

Итак, по каким признакам можно разыскать истинную Церковь Христову среди множества современных христианских ветвей?

ПРИЗНАК ПЕРВЫЙ: НЕПОВРЕЖДЁННОСТЬ УЧЕНИЯ

Настоящая Церковь должна содержать неповреждённым учение, проповедованное апостолами.

В принесении Истины людям заключалась цель пришествия Сына Божьего на землю:

«Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине» (Ин. 18:37).

Апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея в том, как ему следует исполнять свои епископские обязанности, пишет в заключении: «Чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15).

Следует признать, что среди современных христианских ветвей в вопросе вероучения царит большой разнобой.

Например, одна церковь утверждает, что Причастие есть Тело и Кровь Христовы, а другая, что – нет.

Одна церковь верит в реальность духовной силы крестного знамения, а другая эту силу отрицает.

Очевидно, что при таком положении дел, кто-то из них заблуждается.

Истинная же Церковь должна быть та, которая ни в чём не расходится в вопросах веры с Церковью первых веков христианства.

ПРИЗНАК ВТОРОЙ: АПОСТОЛЬСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Благодать или сила Божия, которой Церковь призвана освещать и укреплять верующих.

Существует вполне определённое внешнее условие, по которому можно судить о наличии Божественной благодати Церкви, или об её отсутствии.

Это – апостольское преемство.

С апостольских времён благодать подавалась верующим в таинствах Крещения, Причастия, возложения рук и других.

Совершителями этих таинств были сначала апостолы (Деян. 8:14-17), а после – епископы и пресвитеры.

Право совершать эти таинства передавалось исключительно преемственным способом: апостолы рукополагали епископов – и только им разрешали рукополагать других епископов, священников и диаконов.

Апостольское преемство подобно священному огню, который от одной свечи зажигает другие.

Если огонь погас или цепь апостольского преемства прервалась – значит, нет больше ни священства, ни таинств, значит – утрачены средства освящения верующих.

Поэтому с апостольских времен Церковь всегда внимательно следила за сохранением апостольской преемственности – чтобы епископа рукополагал непременно истинный епископ, рукоположение которого преемственно восходит к апостолам.

Епископов, впавших в ересь или ведущих недостойный образ жизни, низлагали, и они теряли право совершать таинства и рукополагать себе преемников.

В наше время существует только несколько церквей, видимость апостольской преемственности которых не подлежит сомнению. Это – Православная Церковь, Католическая и некоторые восточные христианские церкви: коптская, армянская и т.д., которые, впрочем, отпали от чистоты апостольского учения ещё во времена Вселенских Соборов.

Христианские деноминации, принципиально отрицающие необходимость священства и апостольского преемства, уже по одному этому признаку существенно отличаются от Церкви первых веков и потому не могут быть истинными.

К слову, протестантские и подобные им «церкви» отрицают необходимость апостольского преемства именно по той причине, что отсутствие такового у них обличает их самосвятство.

В Церкви же истинной духовно чуткий человек всегда почувствует живое, тёплое, умиротворяющее веяние благодати Божией.

Такой человек всегда отличит её от того дешёвого и вредного экстаза, которым себя искусственно возбуждают сектанты (например, пятидесятники) на своих молитвенных собраниях.

Признаками истинной благодати являются мир душевный, любовь к Богу и ближним, скромность, смирение, кротость и подобные им свойства, перечисленные апостолом Павлом в послании к Галатам (Гал. 5:22-26).

ПРИЗНАК ТРЕТИЙ: СТРАДАНИЯ ЦЕРКВИ

Господь предупреждает Своих последователей: «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).

Если людям бывает непросто разобраться, какая Церковь истинная, то диавол, Её враг, отлично это понимает. Он ненавидит Церковь и всеми способами старается Её уничтожить.

Изучая историю Церкви, мы видим, что вся она написана слезами и кровью мучеников за веру.

Начало гонений положили иудейские первосвященники и книжники ещё в апостольское время.

Потом идут три столетия гонений в Римской империи со стороны римских императоров и областных правителей.

После них меч против Церкви подняли арабы-мусульмане, потом – пришедшие с Запада крестоносцы.

Наконец, в ХХ веке богоборцы-коммунисты превзошли всех прежних врагов Церкви своей жестокостью, истребив христиан больше, чем все предыдущие гонители вместе взятые.

Но вот чудо: кровь мучеников действительно служит семенем для новых христиан, и врата ада вновь не могут одолеть Церкви – как и обещал Христос.

ПРИЗНАК ЧЕТВЁРТЫЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ

Истинная Церковь должна непрерывно восходить к апостольским временам.

Для применения этого принципа нет надобности углубляться в тонкости вероучения какой-либо конфессии.

Достаточно выяснить – когда возникла та или иная церковь.

Если она возникла, скажем, в XVI или в каком-нибудь другом столетии, а не в апостольское время – однозначно она не может быть истинной.

Таким образом, только по одному этому признаку следует отклонить все претензии на звание Церкви Христовой всех деноминаций, ведущих своё начало от Лютера и его последователей: лютеран, кальвинистов, пресвитериан и более поздних – мормонов, баптистов, адвентистов, иеговистов, пятидесятников и им подобных.

Эти деноминации основаны не Христом или Его апостолами, а лжепророками – лютерами, кальвинами, генрихами, смитами и другими «новаторами».

Священник Александр Каневский

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!