КАК ПРИХОД ПОРОЖДАЕТ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Бесценен вопрос превращения христианской активности в гражданское общество – но бесценен не манифестациями. Манифестации – это крестные ходы без упоминания Господа Иисуса. Как психоанализ – это исповедь без отпущения грехов, так и уличные акции – это крестный ход без молитвы Богу.

Насколько же позволительно, полезно, уместно христианину тревожиться о делах земного дома? Где здесь может быть грех? Как отличить греховное намерение от действительно благого позыва к правильным делам?

Православное мировоззрение отдаёт земным реальностям минимальное внимание.

Мир прекрасен, но тленен – это понятно верующему человеку.

Этот мир нужно возделывать и беречь, как колыбель, в которой происходит наш духовный рост, как обитель, в которой мы призваны вырасти «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).

Однако закапывать в этот преходящий мир все силы глупо, потому что он обречён на сожжение и преображение, на очистительный и исцеляющий огонь.

Всё это православному христианину интуитивно понятно.

В отличие от кальвинистов и от позднейшего католицизма у нас нет пафоса изменения всей земной реальности.

Между тем, современная жизнь всё больше и больше нас будоражит в вопросах борьбы за справедливость, в заявлении гражданских позиций и так далее.

Здесь нужно совершить аналитический труд – отделить мух от котлет.

Политические формы жизни, в которых мы сейчас существуем – это чужие одёжки.

Нужно понять, что православное мировоззрение, православная духовность на данный момент не даёт нам никаких готовых форм социальной и политической жизни, в которых мы чувствуем себя комфортно.

Всё, что мы имеем – это second hand, в точном смысле слова. Как мы в second hand одеваемся, потому что он дешевле и иногда удобней, так и в политике у нас тоже second hand – всякие там инаугурации, баллотирования, фракции, парламенты и так далее и тому подобное.

Весь этот лексикон exit-poll-ов и прочих демократических процедур – это всё чужие одежды.

Мы не можем срастись с ними так, как срослись с ними народы, их породившие.

Парламент Японии и парламент Швейцарии – это совершенно не схожие вещи, при всей одинаковости наименований.

Перед народом стоит творческая задача: может быть, не меняя названий, перешить на себя эти одежды. Не может в один и тот же костюм одеваться всё население земного шара, не чувствуя дискомфорта.

ИМЕТЬ МНЕНИЕ

Христианин не обязан активно заниматься делами мира в плане демонстраций, акций протестов, участия в майданах и лихорадочной деятельности возле избирательной урны. Но христианин обязан иметь своё выстраданное, продуманное, промучанное сердцем, обсуждённое с братьями и сёстрами мнение по тем или иным политическим вопросам.

Этих мнений может быть несколько, они могут быть разными, но они должны быть выстраданы и обговорены внутри христианских общин.

Если их не будет, мы будем ведомыми и используемыми со стороны тех, кто подбрасывает нам политические технологии.

Если их не будет, у нас не будет критического аппарата для понимания того, ЧТО нам принесли. Мы будем просто сжёвывать принесённое, как готовый рецепт, как готовое рекламируемое лекарство, а эффект лечения будет на нуле.

Словом, не нужно активничать. Нужно сначала думать.

ГОСУДАРСТВО – БОЖИЕ УСТАНОВЛЕНИЕ

Апостол Павел, будучи евреем, законником и фарисеем по воспитанию, стал проповедовать Христа язычникам!

Еврей, проповедующий язычникам – это настолько критичное совмещение несовместимого, что там могло всё взорваться. Но у него не взорвалось, потому что как еврей по происхождению, он стал подчёркнуто аполитичен, подчёркнуто дистанцирован от всяких политических вопросов: царь, синклит, воины, политическое устройство мира – всё это стало для него чуждым.

Главным для него был Христос.

И потому, будучи ещё земным человеком, он УЖЕ считал себя гражданином Небесного Отечества.

Собственно, именно это мы и называем христоцентричностью.

Однако он пишет: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1-4).

Апостол понимает, что мир сложен, и языческое римское государство, в котором он живёт – тоже Божие явление, Богом попущенное и благословенное – как необходимый инструмент укрепления и упорядочивания неизбежного людского хаоса.

Павел благословляет это и учит христиан относиться к этому внимательно.

Я это говорю, чтобы подчеркнуть уже сказанное: христианам нужно осознать политическую реальность. Нужна некоторая политическая грамотность.

НЕ УПРОЩАТЬ

Жизнь очень сложна. А люди стремятся к опрощенству. Например, давай нам царя – и всё тогда решится.

У каждого человека есть соблазн слишком просто решать очень сложные вопросы.

Сложные вопросы решаются сложно.

Комплексные вопросы решаются комплексно.

Масштабные вещи требуют масштабных и неоднозначных подходов.

Поэтому от опрощенства нужно отказаться.

Нужно признать, что у нас нет христианских политических ответов на политическую реальность. Необходимо заняться поиском этих ответов.

СТАРООБРЯДЦЫ ЕВРОПЫ

Всё, что есть в современной жизни Западной Европы и Америки, всё, что «контрабасом» перетаскивается к нам – это всё есть выветренное христианство, формы христианства, лишившиеся содержания.

Как говорил Честертон, это христианские мысли, сошедшие с ума.

Мы, люди, географически живущие головой в Европе, а туловищем в Азии – старообрядцы Европы. Это выражение отца Андрея Кураева, и я с ним согласен.

У нас сегодня происходит то, что в Европе происходило триста лет назад.

Мы проживаем то, что они уже давно прожили. Поэтому мы не можем жить тем, чем они сегодня живут, потому что находимся в разных мировоззренческих слоях.

Так вот, нам необходимо разбираться с действительностью, изучать её, и ту жажду активности, которая в нас есть, направлять на полезные дела.

ПРАВО НА ПАФОС

Вызывает отвращение человек, который не умеет говорить, не матюкаясь, который пересыпает свою речь постоянно срамными словами, от которых на губах незримо кровь запекается – и при этом ратует за благие порывы и идеи.

Не может человек с чёрным ртом делать ничего хорошего!

Древний сказал: кто грешен – тот не оратор.

Человек, бросающий мусор под ноги, не здоровающийся с соседями и не встающий в транспорте перед старшими, не имеет права на гражданский пафос.

Все мы его в изрядной доле лишены.

Право на гражданский пафос необходимо зарабатывать повседневным мужеством и выработанными принципами.

Пафос может быть у того, у кого есть принципы. А принципы – это то, что не меняется от времени и возраста.

Эти принципы нужно приобрести, выработать и подтвердить жизнью. И только тогда можно иметь право на то, чтобы говорить: «Я никогда не ворую. Я кровь пролью за эти слова! Я действительно не ворую никогда! А почему воруете вы?».

И поверьте мне, слова эти БУДУТ иметь силу и вес в устах такого человека. Иначе это бессильные слова, наполняющие воздух.

ИЩИТЕ ПРАВДЫ

То желание справедливости, которое у нас у всех есть, нужно прочитать в точном библейском контексте.

Книга Второзакония и предыдущие книги Пятикнижия Моисея много раз говорят: «Правды ищи!». Правды – в смысле «справедливости».

Ищи справедливости!

Не наказывай дважды за одну вину.

Наказание соизмеряй со степенью провинности.

Не смотри в суде на лицо молодого и старого, богатого и бедного, красивого и некрасивого – поступай по правде, а не по лицу, на лица не зри.

Там вложены принципиальные, фундаментальные мысли, зёрна, которые могут со временем воспитать общество, относящиеся к жизни с точки зрения справедливости как Божественного принципа. И это искание справедливости должно найти свой выход в наших практических делах. Делах милосердия, делах ухода за беспомощными – тех делах, до которых не дотягиваются руки государства.

ПРИХОД, КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Бесценен вопрос превращения православных приходов в приходские общины.

Без решения этой проблемы ни о какой консолидации православных людей не может быть и речи – если на приходе, каким бы многочисленным он не казался на воскресных службах, мы по-прежнему будем являть собой толпу якобы спасающихся одиночек.

В организационном плане мы уже давно проигрываем и мусульманам, и протестантам, и греко-католикам.

Повторюсь, поскольку это самое важное в обсуждаемой нами теме: нам надо консолидироваться на приходах.

Надо узнавать друг о друге, узнавать о проблемах друг друга и решать проблемы друг друга всем приходом.

У нас – огромные возможности, реализовать которые нам мешает только лень и равнодушие, наше фарисейское отношение к церковной жизни, в которой все мы – «братья и сестры», но при этом – каждый сам за себя.

О каком православном государстве мы имеем право говорить, имея психологию единоличника?

Если приход сконцентрирует всю свою силу на выявлении беспомощных стариков и посильную помощь им, и у вас не останется времени на демонстрации – то никакого ущерба для общества в этом не будет.

Если вы найдёте какую-то другую полезную нишу в обществе и будете восполнять недостаток справедливости в этой части жизни своими силами – я думаю, это будет самый лучший способ социальной активности.

Все остальные её виды, честно говоря, меня пугают.

Меня пугают современные монархисты – потому что по большей части это карикатурное движение. Меня вообще пугают всякие ряженые.

У меня вызывают отвращение националисты и бритоголовые.

Всякое выдвижение своего этноса и своего цвета кожи в пику другому этносу вызывает у меня рвотный рефлекс – это совершенно гибельные движения, не имеющие никакой перспективы ни в этой жизни, ни (тем более) в Царстве Небесном.

У меня вызывает массу отторжений некритичное преклонение перед Западом и попытка моментального перенесения на нашу почву всех культурных и социальных норм, которые есть на Западе.

Это невозможно!

Это педагогическая глупость.

Это обличение отсутствия мудрости в человеке.

Нельзя этого делать – надо вынашивать СВОИ формы социального устройства.

И самой живой ячейкой вынашивания форм социального устройства должен быть приход. Приходская община. Даже – отдельно взятая.

ОБЩИНЫ СОЗДАЛИ ЗАПАДНЫЙ МИР

В западном мире есть масса хорошего.

Например, небезразличие, моральный пафос, умение организоваться (повесил хозяин собаку – люди вышли на демонстрацию и требуют от власти привлечь к суду этого варвара, который издевается над животными; нет реакции властей – линчевали мерзавца).

Случилась у кого-то беда – они строчат письма, протесты устраивают, начинают двигать общественное мнение, чтобы пресечь негативное явление.

Показали гадость про Христа в кинотеатре – они взяли, собрались, побили витрины. И никто ничего не будет им делать, потому что они воодушевлены верой.

Нам здесь пока и не снилась та организованная сплочённость, на которую способен западный человек.

Вспомните миллион (!) парижан, вышедших на улицы в знак протеста против внедрения ювенальной юстиции.

Вспомните протесты европейцев, которые мгновенно и тысячами выходят на улицы против повышения цен на бензин или чего-то подобного, что для нас кажется какой-то чепухой.

А в Украине власть уж который год осуществляет реальный тарифный геноцид народа, без суда закрывает телеканалы, даёт срока людям за «неправильные» лайки в интернете – и никакой реакции!

У меня нет разумного объяснения этого феномена этой общественной инфантильности.

Так вот, всё, что есть в западном мире хорошего – внимание! – выросло из приходской деятельности западных общин.

Америка, как политическое и государственное явление, выросла вокруг маленьких разрозненных общин, в центре которых стоял белый человек с Библией в руках – первый переселенец.

Менониты, квакеры, анабаптисты, баптисты, пуритане – готовая религиозная община со своим психологическим складом, со своей привязанностью к Писанию, со своей трудовой этикой – приезжали на новую необжитую землю, строили свою маленькую общину, входили в общение с другими общинами, составляли свои законы, выбирали шерифа, воевали с индейцами, наказывали своих преступников – и разрастались в политическое явление.

Всё строилось вокруг общинной – по сути, приходской – жизни.

Точно так же было в Европе.

Швейцария, Англия, Италия – отдельные города, отдельные приходы, отдельные кантоны, отдельные религиозные движения – всё это строилось приходской активностью.

Вся политическая острота и вся успешность Европы – Германии, Франции, Северной Европы: Дании и Швеции – это всё трансформированная успешная историческая деятельность христианских общин.

Она разная, но эта пестрота является залогом баланса системы.

Система тем устойчивее, чем она пестрее.

В одной общине больше думают о милосердии, в другой – о строительстве храмов, жилья или чего-то ещё, в третьей – думают о проповеди и образовании, в четвертой – об искусстве, в пятой – об экологии.

Это местные традиции приходских видов активности.

ХОРОШИЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ МИР

Пока наши приходы не начнут активно осваивать территорию, на которой они живут – в части социальной, экологической, трудовой, воспитательной, образовательной, информативной – какого мы хотим наполнения жизни смыслом?

Надеяться на доброго царя – бесполезное занятие.

Необходимо САМИМ осваивать те кусочки территории, которые Бог отдал в руки конкретным православным общинам.

Вот тогда наш природный хаос будет преобразовываться в европейский мир – в хорошем смысле. Потому что в хорошем смысле европейский мир – это эффективно освоенная земля, преобразившаяся под действием рук молящегося человека. Под действием рук общины молящихся людей.

Антихристианские тенденции – содомские «браки», наркомания и прочий бытовой сатанизм – это уже постхристианские явления, полипы на дереве, раковая опухоль на бывшем здоровом теле. А изначально был реализовавшийся принцип христианской деятельности.

Это – дело наших приходов.

Даже не епархий.

Даже не регионов и не больших образований.

Это – низовое движение.

Если мы не будем этим заниматься, а будем всю свою энергию выхлопывать в эти бесноватые беганья по майданам – будет ерунда.

По-своему заблуждаются православные активисты, по-своему заблуждаются правоэкстремистские активисты.

Мне же кажется, энергия, которая у нас есть, должна быть направлена на самоорганизацию и оживление наших приходских общин в преображении повседневной жизни.

Отсюда может вырасти что-то хорошее.

Без этого – ничего не вырастет.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!