Как быть родителем школьника

В те незапамятные времена, когда я училась в школе, родителем школьника можно было быть и не быть одновременно. Так было с моей мамой: сходив пару раз на родительские собрания, раздражившись на учительницу, она завязала с любыми школьными делами.

И так (или примерно так) было у большинства моих друзей и знакомых.

Школьная жизнь была немного учительской, но больше всё-таки нашей, детской!

А как дело обстоит сейчас?

Согласно закону «Об образовании», родители – участники образовательных отношений.

У них по закону есть права и обязанности. А ещё и по личным соображениям есть свои ожидания, представления и требования в этих самых узаконенных образовательных отношениях.

И по долгу службы, и по профессиональным убеждениям, я активно поддерживаю отношения с родителями своих учеников. И не могу не замечать, что быть родителем школьника в наше время очень трудно.

На родителя ещё только первоклассника обрушивается всё: должны или не должны бесплатно выдавать учебники; нравится или не нравится форма; сдавать или не сдавать деньги; вступать или не вступать в родительский комитет…

К тому же все школы разные, в них ещё – и разные формы обучения, и не понятно, повезло с учительницей или нет.

Уже напрашивается идея цикла вебинаров «Школа для родителей школьников» – в них можно раскрыть отдельные аспекты взаимодействия родителей со школой, проговорить права и обязанности, дать практические советы, помочь снизить родительскую тревожность.

Ведь именно они, тревоги и волнения, мешают иногда родителям так построить свои отношения со школой и учителями, чтобы это помогло, облегчило жизнь их ребёнку.

Вот, в частности, на какие моменты стоит обратить внимание.

Это не вы учитесь в школе, а ребёнок

«Любой ребёнок уникален» – это, мне кажется, базовый постулат здорового родительства.

Если у вас в школе были проблемы с математикой, математичкой, учебником математики или соседом по парте на уроках математики (нужное подчеркнуть), то это не значит, что у сына или дочери должны эти проблемы быть.

Все эти наши «математика – очень сложный предмет», «я в школе ненавидела математику» и «у нас в генах нет математических способностей» – не что иное, как программирование ребёнка на проблемы.

Почему бы не дать ребёнку шанс самому сформировать своё личное  отношение к математике, физике, географии или английскому языку?

Одна моя коллега, учительница русского языка, пригласила на разговор папу девочки, которая неплохо успевает по большинству предметов, но не учит правила и исключения на её уроках. А это же русский! Мы-то знаем, что там и правил, и исключений – всего в избытке.

И вот она этому папе и говорит, дескать, «не учит, помогите, проконтролируйте, я вот это и это задала, пусть к следующему уроку выучит, а я похвалю – глядишь, распогодится…».

А он ей отвечает, что не будет он дочь заставлять что-то учить. Потому что он никогда сам не учил, у него врождённая грамотность, и по русскому всегда были только пятёрки!

Ещё раз: ваш ребенок уникален.

Вполне может быть, что его проблемы и достижения в школе будут совсем не такими, как это было у вас.

Одна из многочисленных историй о том, что яблоко от яблони может упасть очень далеко, прекрасно продемонстрирована в фильме «Билли Эллиот».

Не бросайтесь решать проблему ребёнка – сперва предложите помощь

Как-то раз другая моя коллега, с которой мы вместе занимались на семинаре, исполняла роль родителя школьника в обучающей деловой игре.

Задачей её группы было составить подобие кодекса родителя для решения проблем ребёнка в школе.

Первым пунктом в этот кодекс коллега внесла следующее: «Спросить, нужна ли ребёнку помощь».

Она объяснила:

«Мои дети часто рассказывают мне о проблемах и трудностях, с которыми они сталкиваются в школе.

Я всегда очень переживаю о каждой ситуации. Мне хочется тут же кинуться на помощь, защитить, оградить своего ребёнка. Но я каждый раз нахожу в себе силы спросить: «Тебе нужна моя помощь?».

И почти всегда получаю ответ, что не нужна.

Мне кажется, что в том случае, если ребёнок может сам справиться с ситуацией, он должен справляться сам. Потому что это его жизнь, его опыт, его развитие, его взросление.

Роль родителей в такой ситуации – выслушать, поддержать морально, выразить доверие и поддержку.

Если же мы кидаемся решать проблемы своего ребёнка, забыв его спросить, есть ли в этом необходимость, мы идём на поводу у своих эмоций, своего гнева, своих тревог за ребёнка. Разве такое наше поведение демонстрирует ребёнку доверие в его силы?

От родителей-скандалистов больше вреда, чем пользы.

Помните, на чьей вы стороне

Я понимаю родительство  так: ты всю жизнь работаешь над тем, чтобы быть на стороне ребёнка, стараясь преодолевать собственные психологические сложности так, чтобы они не слишком усложняли ребёнку жизнь. И на своей работе я встречаю очень много семей, которым это удаётся.

Ещё одна моя коллега как-то за чашкой чая мне сказала: «Я тридцать лет работаю в школе и давно заметила, что самые талантливые мальчики – те, которых безусловно и безоговорочно любят их мамы».

Я стала присматриваться – и к мальчикам, и к девочкам.

Нашлись, конечно, и исключения. Но в подавляющем большинстве случаев за успехами ребёнка стоит поддержка семьи.

Но – поддержка настоящая!

Потому что «пойду сейчас покажу всем этим училкам» – это не помощь. Это – самоутверждение и повод потешить своё эго.

И «мой ребёнок прекрасно разбирается в теме, а вы ему назло двойки ставите» – тоже.

Помощь должна быть такой, чтобы благодаря ей ребёнку удавалось справиться с трудностями, поверить в себя, в свои силы.

С помощью и поддержкой родителей ребёнок становится сильнее, свободнее, увереннее, оптимистичнее.

Конечно, проще и удобнее во всех проблемах в школе видеть только вину школы и учителей. Тем более, что школа, ох, как не без греха! Она создаёт и провоцирует массу проблем.

Но дальше – каждый родитель делает свой выбор.

Кто-то становится приверженцем семейного обучения, совмещая роли учителя и родителя.

Кто-то транслирует свой негативный опыт в комментариях из серии «школа – зло», «калечит психику», «ничему не научили» и подобное.

Мне повезло, что в моей школе большинство родителей настроены на то, чтобы вести конструктивный диалог.

Людмила Некрасова, педагог

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!