ХРИСТИНА ДАНИЛОВНА АЛЧЕВСКАЯ

В текущем году исполняется 100 лет со дня смерти основательницы народного просвещения, одной из первых женщин-педагогов в Российской империи – Х.Д.Алчевской (1841-1920).

Христина Даниловна Алчевская родилась в 1841 г. в уездном городе Борзна на Черниговщине.

Её мать Аннет была дочерью генерала Вуича – героя Отечественной войны 1812 года, крупного помещика. «Отец мой был учителем уездного училища, а мать внучкой господаря Молдавии – Гика, – вспоминала о семье Алчевская. – Она сделала то, что в старину называлось mesallianse: дочь заслуженного генерала, получившая блестящее образование в Смольном институте, обладавщая большими средствами и замечательным голосом, она принесла это в дар скромному учителю, отличавшемуся необычайной красотой и недюжинным умом. Я обожала мою мать, как существо любящее, порывистое, со светлым умом и даром «привлекать сердца людей» (Алчевская Х.Д. «Передуманное и пережитое: Дневники, письма, воспоминания»).

Даниил Журавлёв при всём своём уме был человеком сухим и эгоистичным. Он не любил детей, нещадно бил братьев Христины и крепостных, несправедливо оскорблял жену.

Малышка Христина очень привязалась к кормилице Гапке, с молоком которой вобрала любовь к украинской земле.

ЖАЖДА ЗНАНИЙ

Отец не считал нужным обучать женщин грамоте, поэтому Христину никто не собирался учить. Ей же очень хотелось учиться.

«Никто не видел, как, забравшись в уголок одичалого сада, рыдала маленькая девочка,

лишённая права учиться, о чём она мечтала», – писала в своих воспоминаниях Алчевская.

Тяга к знаниям у Христины была столь велика, что она выучилась читать и писать раньше своих братьев, которых учил бедняк-семинарист. Девочка слушала их уроки, стоя под дверью, а потом сама выполняла задания.

Когда братьев отдали в гимназию, Христина училась по их книгам.

Иногда она писала вместо братьев сочинения, которые считались лучшими в гимназии. Однако получить систематическое образование ей так и не удалось.

Такая несправедливость заставила её поставить себе цель не только выучиться самой, но и «научить как можно больше женщин грамоте».

«Однажды утром я спустилась в сад, – вспоминала Алчевская. –  Барышни сидели на ступеньках крыльца, окружённые толпой босоногих детей – некоторые из них держали книжечки в руках. В жизни своей я не видала ничего подобного и остановилась поражённая… Барышни разъяснили, что они учат этих бедных крестьянских детей и эта группа белоголовых, босых детей и теперь живо встаёт передо мною… та минута заронила во мне первую искру симпатии к нашему бедному народу».

Юность Христины прошла в Курске, куда отца перевели на работу.

Когда девочке было 16 лет, умерла её мать. Её горе в какой-то мере облегчало лишь чтение. Попадалась ей и литература, запрещённая царской цензурой.

Когда Христина встретила своего будущего мужа – Алексея Алчевского – она уже была активисткой молодёжного кружка в Курске и под псевдонимом «Украинка» писала в герценский «Колокол». В одном из выпусков этого журнала «прогрессивно» настроенный юный Алексей Алчевский прочитал её стихотворения и решил ей написать.

Их переписка переросла в любовь и в 1862 году они повенчались.

Алексей, молодой сумский купец, так же, как и Христина, образовывался самостоятельно, проучившись в начальной школе лишь два года.

Супруги были очень единодушны: они оба стремились заботиться о благе народа, бедой которого они считали неграмотность.

«У каждого человека бывает свой пункт помешательства, – писала позже Алчевская. – Моим пунктом являлась мысль обучить грамоте как можно больше женщин. Ведь предрассудок о необязательности женского образования живёт – начиная с хаты и кончая палатами…»

После венчания супруги переехали в Харьков, где Алчевский открыл небольшой чайный магазин.

Когда Алексей появился в городе, вокруг него стал формироваться кружок украинофилов «Громада», члены которого занимались социальной благотворительностью и открывали бесплатные школы.

ХАРЬКОВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

         Воскресная школа Алчевской, 1900 г.

Оказавшись в большом культурном городе, Христина «вся пламенела желанием окунуться в общественную деятельность и сделать в жизни что-либо большое, хорошее» (из дневника Алчевской).

В 1860 году частным лицам было разрешено открывать начальные народные училища, и в 1862 году Алчевская открыла частную женскую воскресную школу, давая возможность получить образование женщинам, которые были лишены этого в детстве: служанкам, модисткам, фабричным работницам, жёнам и дочерям ремесленников.

И, несмотря на то, что в том же году царским правительством деятельность воскресных школ была запрещена, Христина Даниловна продолжила начатое дело: всем своим 50 ученикам она преподавала у себя на квартире. Остальные учителя её школы, испугавшись, оставили преподавание.

Власть угрожала ей штрафами, грозила закрыть чайный магазин – их единственный источник существования.

«Подпольная школа» Алчевской работала 8 лет. Через время в ней появились ещё три учительницы.

Деньги на содержание школы давал супруг и единомышленник – дела у него ладились.

Когда в 1869 году в Харькове начало работу Общество распространения грамотности среди народа, Алчевские вошли в его состав и стали основными меценатами.

В 1870 г. Алчевская сдала экзамены на право преподавания и после этого школа получила официальный статус.

Все шестеро детей Алчевских преподавали в воскресной школе. Кроме этого среди преподавателей были профессора Харьковского университета, выдающиеся учёные и талантливые педагоги.

Школа Алчевской стала образцом и методическим центром воскресных школ России.

Все школьные вопросы, которые требовали решения, выносились на еженедельные педагогические собрания, велись обсуждения приёмов, форм и методов преподавания, из которых выбирались наиболее эффективные.

По инициативе Алчевской в школе были введены дневники учащихся, которые помогали критически относиться к делу и выяснять индивидуальные свойства каждой ученицы.

В школе была библиотека, множество методических пособий, разработкой которых занимались известные учёные Дмитрий Багалей, Василий Данилевский и другие.

Под руководством Алчевской коллективом учительниц-энтузиасток была разработана методика обучения грамоте взрослых и составлены многие учебные пособия – в том числе указатель книг «Что читать народу?», свыше 1500 рецензий в котором было написано Алчевской.

Предложенная Алчевской классификация книг по тематическим отделам, возрасту и степени подготовленности учащихся сыграла значительную роль в работе народных домов, читален и т.д.

Сборник «Что читать народу?» переиздавался 17 раз!

При активном участии Христины Даниловны общественная комиссия учёных и педагогов Харькова, Киева и других городов впервые составила систематический курс обучения для взрослых, рассчитанный на 3 года и предусматривавший, помимо элементарной грамоты, изучение географии, истории, законоведения и других наук.

Этот курс обучения лёг в основу «Книги взрослых», которая использовалась по всей России.

Педагоги школы разработали программы обучения в воскресной школе для взрослых по всем предметам.

Программы переиздавались 4 раза. По ним более 30 лет велось преподавание в большинстве воскресных школ России.

Учителя школы, как последователи Константина Дмитриевича Ушинского, применяли звуковой метод обучения грамоте и использовали такие методы обучения, как объяснительное чтение и беседы – в частности по истории культуры, географии, гигиене, анатомии и физиологии человека, по оказанию первой помощи при несчастных случаях, по профилактике холеры и тифа.

Особое значение придавалось литературным беседам.

В школе проводились праздники к юбилейным датам писателей, ко дню основания школы, новогодние и традиционные украинские праздники, практиковались прогулки на природу.

Христина Даниловна большое значение придавала самообразованию учениц и внеклассной работе – прежде всего, внеклассному чтению.

При школе была создана библиотека и разработаны специальные правила пользования ею. Прежде чем книга поступала к читателям, её рецензировали, а после прочтения книги ученицами учителя выясняли, как им понравилось прочитанное. Всё это заносилось в тетради.

Коллективом педагогов во главе с Алчевской на основе многочисленных отзывов был составлен указатель книг для народного и детского чтения «Что читать народу?» в 3-х томах.

В указателе пропагандировались произведения не только русских авторов, но и Т.Г.Шевченко, И.П.Котляревского, Е.П.Гребинки, И.Я.Франко, Г.Ф.Квитки-Основьяненко, И.С.Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, П.А.Грабовского, М.М.Коцюбинского, Леси Украинки и др.

Алчевские способствовали организации первой общественной библиотеки (ныне – Государственная научная библиотека им. В.Г.Короленко), которая считается крупнейшей библиотекой Левобережной Украины.

Также Алчевская построила школу в селе Алексеевка Екатеринославской губернии (сейчас – территория Луганской области), оказывала материальную помощь другим учебным заведениям.

Пропаганде и популяризации идеи воскресных школ служили организованные Алчевской выставки, которые одних наглядно убеждали в полезности воскресных школ, других побуждали к организации этих школ, третьим позволял перенять опыт и, наконец, во всех, кто сочувствовал делу народного образования, вызвали искренние симпатии к ним.

Школа Алчевской была представлена на всемирных форумах в Москве (1895 г.), Нижнем Новгороде (1896 г.), на Брюссельской, Чикагской и двух Парижских (1889, 1900 гг.) международных выставках.

В своих воспоминаниях просветительница вспоминала, что ей приходилось переживать душевные муки, когда русские издевались над своей Родиной, что дома она сама протестовала против различных мероприятий и реформ, но за границей ей хотелось показать только светлые стороны своего Отечества.

Харьковская частная женская воскресная школа, по мнению многих исследователей, была уникальным методико-образовательным центром.

Это был новаторский для своего времени проект учебного заведения, в котором утверждались гуманные идеи свободного развития духовных и нравственных потребностей учащихся на основе православных и национальных традиций.

Число учениц школы постоянно росло и в начале XX века в школе бесплатно учились около 500 девушек.

За полвека в этой школе выучились более 15 тысяч человек.

ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ

Супруг и соратник Христины Даниловны, Алексей Кириллович Алчевский, был от природы человеком деятельным.

Начав своё дело с чайного магазина, он, путём самообразования, приобрёл коммерческие знания, в числе которых были «финансы и кредит».

В 1866 году Алчевский выступает инициатором создания Харьковского общества взаимного кредита, на основе которого в 1868 г., совместно с другими торговцами, основывает Харьковский Торговый банк (третий в Российской империи банк акционерного коммерческого кредита), а в 1871 году – Харьковский земельный банк (первый в империи банк ипотечного кредита).

Уже к началу 70-х Алексей Алчевский становится миллионером и в 1895 г. возле железнодорожной станции Юрьевка учреждает Донецко-Юрьевское металлургическое общество (ДЮМО), основной капитал которого составлял 8 млн. руб.!

Уровень грамотности населения в Юрьевке был крайне низким. К моменту строительства металлургического завода в этой местности работала только одна небольшая церковно-приходская школа в Васильевке.

Однако с появлением ДЮМО здесь очень скоро появилась заводская школа на 700 учеников. В этой школе работало 19 учителей.

К исходу 1890-х гг. удачливый банкир, финансовый советник Его Императорского Величества, стоявший во главе Харьковского биржевого комитета, в деловой среде имел репутацию «финансового гения».

Алексей Кириллович был крупным меценатом.

Он открыл несколько учебных заведений: Харьковское коммерческое училище, Екатеринославское горное училище, сельскохозяйственный институт.

Он строил школы, храмы, библиотеки, больницы.

На его средства в 1896 году было построено собственное здание для школы Алчевской, благотворительно спроектированное будущим академиком архитектуры Алексеем Бекетовым.

На переломе двух веков страну захлестнул суровый экономический кризис, который ударил по банковским и промышленным предприятиям.

Многие предприятия Империи уже были закрыты, однако предприятия Алчевского продолжали работу.

И всё же постепенно кризис коснулся и его. Поскольку ресурсы Алчевский мог черпать только в своих банках, средств стало катастрофически не хватать.

В начале апреля 1901 года Алексей Кириллович прибыл в Питер – с целью «пробить» для своих металлургических компаний госзаказ на поставку рельсов и испросить у министра финансов С.Ю. Витте разрешение на выпуск облигаций на 8 000 000 рублей под залог своих предприятий. Он надеялся на помощь своего государства, для процветания которого потратил так много сил и средств. Однако министерство ему в помощи отказало.

А 7 мая 1901 года на Царскосельском железнодорожном вокзале под колёсами внезапно остановившегося поезда был обнаружен труп богато одетого 66-летнего мужчины. Это был Алексей Кириллович Алчевский…

Существует две версии происшедшего.

По одной версии – это было самоубийство. Алчевский понимал, чем обернётся банкротство его банков и предприятий для простого народа и для членов семьи. Он осознавал ответственность за людские судьбы.

В последнем письме своему секретарю А.Д. Гродецкому он напишет: «Скольких людей я погубил, не исключая и собственных детей».

По другой – Алчевский располагал ещё некоторыми средствами, а его смерть была многим выгодна.

В частности, есть версия, что к краху Донецко-Юрьевского металлургического общества были причастны иностранные инвесторы.

Незадолго до его смерти к Алчевскому обратились бельгийские промышленники – с предложением купить 10 тыс. акций Алексеевского горнопромышленного общества по 2 тыс. рублей за штуку (при номинальной стоимости каждой по 500 рублей). В принципе это был выход из создавшейся ситуации. Ведь от продажи акций АГО Алчевский мог получить 20 млн. руб., что позволило бы ему заплатить по векселям.

Однако патриотически настроенный Алексей Кириллович отказался продать свой бизнес иностранцам.

В ходе дискуссии с компаньонами-учредителями, Алчевский сказал: «Что же будут делать и чем буду заниматься мои сыновья? Неужели станут тунеядцами-купонщиками? Нет, на это я не могу согласиться» (увы, вскоре после кончины владельца, акции металлургических заводов и шахт приобрели французские и бельгийские предприятия).

После гибели Алчевского московские банкиры Рябушенские, которым он был должен около 5 млн. рублей, пользуясь резким (от 450 до 125 рублей) падением курса акций Земельного банка, скупили контрольный пакет.

Они смогли договориться с министром финансов С. Ю. Витте о том, чтобы Госбанк предоставил Харьковскому земельному банку ссуду в 6 млн. рублей, позволявшую банку возобновить операции. И Банк снова начал преуспевать.

С моральной точки зрения эта история выглядела достаточно подозрительно.

Витте не только легко согласился выдать Рябушинским огромный льготный кредит, но и сделал это экстренно – в обход установленных законом условий.

Между тем, за три недели до этого он категорически отказал в такой же просьбе А. К. Алчевскому, что и вызвало его резонансное самоубийство.

Необычные обстоятельства смерти Алчевского до сих пор наводят на мысль о том, что Рябушинские, не имевшие никаких надежд получить долги Алчевского в обычном порядке, в сговоре с Витте ускорили крушение его бизнеса, имея готовый план захвата Земельного банка.

В память об основателе завода ДЮМО, по ходатайству местных жителей и друзей Алексея Кирилловича из российских промышленников, станция Юрьевка в 1903 году была переименована в станцию Алчевское.

От станции получил название и заводской посёлок, превратившийся постепенно в город Алчевск, существующий и поныне.

СЕМЬЯ АЛЧЕВСКИХ

          Семья Алчевских, 1885 г.

Семье Алчевских было суждено внести значительный вклад в развитие промышленности, банковского дела, архитектуры, музыки, литературы, педагогики и науки.

Все 6 детей семьи Алчевских выросли не только талантливыми, но и патриотично воспитанными.

Христина Даниловна была постоянной наставницей для своих детей.

Она открыла им глубину отечественной и мировой литературы и искусства.

В доме Алчевских всегда царила атмосфера благодатной высокой интеллигентности и творчества.

В своей книге «Передуманное и пережитое» Христина Даниловна писала о своей любви к своей земле и к своему народу, и рассказывала, как воспитывала такие чувства и в своих собственных детях, и в ученицах.

Семья Алчевских оставила особенно заметный след в истории отечественной культуры.

Григорий Алчевский (1866-1920), после окончания физмата Харьковского университета имени Каразина, окончил Московскую консерваторию по классу композиции и вокала, дружил с С.В. Рахманиновым, был вокалистом, композитором и музыкальным педагогом.

Одно время он даже выступал совместно с выдающимися певцами А. В. Неждановой, Е. И. Збруевой, В. И. Касторским.

Он разработал «Таблицы дыхания для певцов», которыми педагоги пользуются по сей день.

Создал ряд популярных в начале века романсов, занимался обработкой украинских народных песен.

Григорий был первым педагогом музыки своего брата Ивана.

Иван Алчевский (1876-1917), хоть и занимался музыкой, поначалу собирался посвятить свою жизнь педагогической деятельности.

Он окончил естественный факультет Харьковского университета. Однако внезапная смерть отца заставила его изменить свои планы – нужно было добывать средства для жизни.

Григорий настойчиво уговаривал Ивана серьёзно заниматься вокалом. В итоге Иван стал знаменитым тенором, выступал на самых престижных театральных сценах мира, был солистом Мариинского театра в Санкт-Петербурге, солистом Большого в Москве.

Кстати, в Москве он организовал драматическое общество «Кобзарь», в которое вошли выходцы с Украины – для популяризации украинского искусства.

Умер Иван во время гастролей на Кавказе.

Николай Алчевский (1872-1942) был театральным критиком, одним из первых организаторов новой системы образования взрослых, работал учителем начальных классов в школе, управляемой его матерью, а в последние годы её жизни стал директором школы.

Николай активно участвовал в ликвидации безграмотности на Харьковщине, был автором первого букваря для взрослых.

В советские времена преподавал в школах и вузах. Умер от голода в оккупированном Харькове.

Младшая дочь Христина (1882-1931) закончила в Париже педагогические курсы. В Харькове была активисткой общества грамотности, преподавала в воскресной школе.

Была переводчицей и, в числе прочего, перевела на французский язык ряд стихотворений Т.Г.Шевченко.

Со временем она стала известной поэтессой, дружила с известнейшими поэтессами-современницами, а 100-летний юбилей Христи Алчевской ЮНЕСКО внёс в реестр памятных дат.

Дмитрий Алчевский (1866-1920) продолжил дело отца, став акционером Алексеевского общества. Он был учёным-биологом, кандидатом естественных наук, играл на виолончели и гитаре. Расстрелян большевиками в Крыму в 1920 году.

Анна Алчевская (1868-1931), окончив художественную школу, стала супругой и личным секретарём знаменитого архитектора А. Н. Бекетова. Думается, что во многих орнаментах и лепке на зданиях зодчего, есть частичка и её творческой души.

В семье Алчевских высоко ценили украинскую культуру, способствовали её популяризации и развитию.

В 1899 году на территории их усадьбы установили первый в Харькове памятник Тарасу Шевченко (поэт в то время был под запретом).

К слову сказать, Алчевский планировал передать городу свою усадьбу вместе с памятником «кобзарю».

ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА НАРОДА

Более полувека посвятила Христина Даниловна педагогической деятельности, которая получила высокую оценку украинских, российских и зарубежных деятелей культуры. Несмотря на запрет, в течение 50-ти лет в её школе звучала украинская песня, Алчевская отстаивала украинский язык, пропагандировала творчество Т.Г. Шевченко.

Школа работала до 1919 года.

Потом здесь открыли вечернюю школу рабочей молодёжи.

Составленную Алчевской 3-х томную книгу-пособие «Что читать народу?» Россия демонстрировала на Всемирной парижской выставке 1899 года. Там Алчевская была награждена почётным дипломом и выбрана вице-президентом Международной лиги образования.

Сборник высоко оценили А.П. Чехов, С.М. Степняк-Кравчинский, С.В. Ковалевская, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, Ф.М. Достоевский.

Стоит отметить, что Христина Даниловна переписывалась и лично встречалась со многими из них, а также с другими известными писателями: И.С. Тургеневым, Г.И. Успенским, В.Г. Короленко, И.Я. Франко.

Достоевский считал Христину Даниловну очень талантливым человеком.

«Сегодня я позволила себе быть у Достоевского, – писала Алчевская. – Он всё время заставлял меня говорить, поощряя беспрестанно замечаниями: «Ах, как вы хорошо, образно рассказываете! Просто слушал бы, слушал без конца!».

«Перебирая в воспоминании разговор с Достоевским, я останавливаюсь на том обстоятельстве, что он советовал мне писать, горячо заверяя, что у меня положительно талант писать и что письмо к нему доказывает присутствие этого таланта: в нём так много жизненности, мысли, искренности, огня, не говоря уже о прекрасном слоге, что из-под моего пера положительно мог бы выйти прелестный роман».

Христина Алчевская по праву считается основоположницей методики обучения взрослых – и эта её идея опередила дальнейший процесс развития отечественной науки.

Яркую характеристику Алчевской даёт Е.О. Вахтерова: «Талантливая молодая женщина, которая могла бы быть выдающейся писательницей, выдающейся артисткой, выдающейся певицей, – она предпочли быть только учительницей, и всю жизнь осталась ею. И никогда не раскаивалась в сделанном выборе».

Христина Даниловна Алчевская скончалась в 1920 году.

На её надгробной плите выгравированы два ёмких слова – «Просветителька народу».

Подготовила Елена Каневская

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!