ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ: ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЕЁ СТРАННЫЕ СЛОВА?

Приходя на богослужение, почти никто не понимает смысл праздничного тропаря, да и многие другие слова остаются непонятными. Такого ни в коем случае быть не должно! Мы знаем, что, когда поют Херувимскую, следует замереть. А вот почему? Зачем?

«Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа»

Почему мы не изменяемся, не растём духовно? По самой простой причине: мы ко многому относимся формально.

К Литургии надо готовиться, как к празднику – чтобы вместе с хором петь величание и тропарь, чтобы вместе со всеми призывать: «Тело Христово приимите…» – чтобы это произносилось едиными устами и единым сердцем. Мы же не в театре и не на концерте находимся! Это ведь не для нас поётся, а нами воспевается!

Мы все – участники этого великого и пренебесного таинства.

Наше непонимание важнейших моментов Литургии очень прискорбно.

Надо сделать нашу молитву осмысленной. Не молиться Богу незнакомыми словами (мы же с Отцом своим разговариваем!), и не счесть за великий труд выяснить, ЧТО же эти слова означают.

А значат они вот что: вы, стоящие в храме, те, кто таинственно изображает Херувимов, которые воспевают Трисвятую песнь, должны отложить всякое житейское попечение.

Каждому из нас в этот момент предоставляется возможность стоять вместе с Херувимами и Серафимами, воспевающими «Свят, Свят, Свят», и слиться с ними в едином ангельском славословии.

В этом Таинстве мы являемся действующими лицами, а не зрителями.

Мы в сослужении ангельском находимся – вот почему мы должны отложить все житейские заботы, всякое житейское попечение.

«Яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми» …

Это – отголосок античного или византийского мира. Тогда победителей на руках проносили через триумфальные арки. Мы же должны нести на себе Христа.

Во время пения Херувимской песни совершается Великий вход.

Царь Славы, Христос, идёт на Крест, поэтому Великий вход – это шествие Спасителя на Голгофу.

Высота херувимского призвания каждого из нас приводит наши души в состояние глубочайшего осознания собственного недостоинства, поэтому в этот момент мы читаем про себя покаянный 50-й псалом.

Не случайно священник перед пением Херувимской отверзает Царские Врата, становится перед Престолом и читает единственную в Литургии молитву, которая не относится ко всем присутствующим, а только к нему самому. Эта молитва посвящена Самому Господу Иисусу Христу, как Архиерею, пред Которым предстоит недостойный клирик, входящий в область страшного священнодействия.

Священник испрашивает прощения у всех сослужащих и прихожан, кадит стоящую на жертвеннике Проскомидию и под пение Херувимской выходит на солею (возвышение перед иконостасом). Он несёт святую Проскомидию – Чашу с вином, которой предстоит стать Кровью Христовой, и Дискос с хлебом, который должен соделаться Телом Христовым.

На Великом входе совершается особенное поминовение одновременно всей Церкви, потому что как Господь Вседержитель несёт на Своих руках весь мир, так и священник, выходящий из алтаря, несёт на себе Проскомидию – как образ мира, Церкви и всей вселенной, за которую приносится Жертва Христова.

Великий вход олицетворяет Вход Господень в Иерусалим: Иисус идёт на Своё страдание.

Это победа, которая даётся Господу через видимое поражение.

Это принятие на себя через любовь и смирение всех грехов мира – с тем, чтобы этот мир был спасён.

Мы таинственно изображаем Херувимов, но мы же одновременно являемся и теми, кто распинает Христа.

То, что вложил в наши души сатана, понуждает Господа пойти на смерть. Поэтому Великий вход для каждого человека – это суд, проверка его жизни, проверка его сопричастности жертве Спасителя.

Протоиерей Алексей Уминский

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!