ГЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ: ПОПУЛЯРНЫЙ В МИРЕ И НЕАКТУАЛЬНЫЙ НА РОДИНЕ

Родители, которые воспитывают детей не так, как это принято в обществе, однажды могут услышать: «Тоже мне Макаренко нашёлся!» А между тем Антон Семёнович, используя экспериментальные методы, сделал то, что было не под силу штату воспитателей. Благодаря его системе, более 3 тысяч беспризорников начали новую жизнь – и ни один из выпускников колонии не стал преступником. Педагог придумал, как мотивировать трудных подростков к исправлению, как увлечь их работой и как воспитать в них ответственность.

Немногие люди знают о том, что за рубежом руководители передовых предприятий чтут заповеди советского педагога-практика и активно используют их в управлении персоналом.

В 1988 году ЮНЕСКО назвало Антона Макаренко одним из четырёх педагогов, определивших направление образования в ХХ веке. Его произведения были переведены почти на все языки мира, а легендарная «Педагогическая поэма» вошла в топ-10 самых значимых книг по воспитанию ХХ века!

Под началом Антона Семёновича были поочерёдно колония им. Горького и колония им. Дзержинского. В каждой организовали трудовые коммуны.

Государство ежегодно получало от коммуны прибыль в размере более 5 млн рублей!

Идеи, благодаря которым колонии были успешны и самоокупаемы, много лет спустя стали активно использоваться в бизнесе.

Качество, затраты, поставки в срок – вот 3 главных принципа менеджмента по Макаренко, которые он называл «осями».

Советский педагог придумал термин «поосевое управление», а японская компания Bridgestone Tire в 1964 году взяла за основу его принципы, перефразировав «оси» на «сияющие иглы».

Цепочки экспертов. Для текущих дел, не касающихся производства, в коммунах были хозяйственные комиссии, столовые комиссии, комиссии по праздникам – каждая отвечала за свой фронт работ.

Лишь спустя полвека аналог появился в Гарцбургской модели управления профессора Рейнхарда Хёна в Германии, которая применялась, к примеру, в розничных гигантах Aldi Nord и Aldi Süd.

Корпоративный университет. В коммуне им. Дзержинского были школа и рабфак (подготовительные курсы при Харьковском машиностроительном институте), который преобразовали в техникум с электромеханическим и оптико-механическим отделениями. А ещё был театр, 40 творческих кружков и оркестр (один из лучших в УССР).

Первый же западный корпоративный университет появился только в 1961 году – в McDonald’s.

На родине систему Макаренко запрещали. А за рубежом, напротив, активно использовали.

Например, в Японии книги советского учителя переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательными к прочтению для руководителей предприятий.

Практически все японские фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко.

Вот какие правила системы Макаренко нашли отражение в японской трудовой культуре:

1) Дисциплина.

В колонии Антона Семёновича царили дисциплина, режим по звонку, больничная чистота. Методы нередко были жёсткими – «наряды» и даже «аресты».

В современных офисах Японии аналогом выступает хансей – собрание для размышлений и самоанализа.

Для японского служащего вполне нормальным считается прийти на работу заранее, а уйти только после того, как дневная норма выполнена. Обед – строго по расписанию, а перекуров нет и в помине: работника с вредными привычками попросту увольняют.

Каждая минута на рабочем месте учитывается с помощью электронных устройств, а соответствующие данные передаются руководству.

2) Доход.

Макаренко добился того, чтобы воспитанники получали жалованье. Зарплата колонистов была в 3 раза выше, чем у рабочих того времени. Вся прибыль коммуны шла на самообеспечение колонии и стипендию выпускникам.

Японцы также являются приверженцами прозрачной системы: у них нет «серых» и «чёрных» зарплат. А доход сотрудника напрямую зависит от качества работы.

3) Ответственность.

В колонии им. Дзержинского отказались от воспитателей: 600 колонистов отвечали друг перед другом и работали на результат.

Японцы тоже готовы выйти на работу в выходной всем коллективом, потому что это «общее дело».

Если корпорация несёт убытки и терпит крах, то первыми увольняются руководители.

Выводы, к которым советский учитель пришёл 100 лет назад, сейчас успешно используют коучи и бизнес-тренеры.

После того как систему Макаренко отшлифовали за рубежом, её приняли на родине – в формате «мозговых штурмов», «умения работать в команде», «тимбилдинга», «повышения мотивации сотрудника» и прочих якобы «ноу-хау».

Современные корпоративы, выезды на природу, пятничные пиццы, совместные игры – всё это сближает людей, а значит, повышает эффективность труда и желание работать в конкретной компании. Для своих воспитанников Макаренко устраивал танцы, творческие вечера, походы в театры и музеи. Летом колонисты ходили в походы, ездили в Москву, в Крым и на Кавказ. При этом они не могли выбирать, посещать им мероприятия или нет.

Антон Семёнович придерживался мнения, что труд развивает, если он по душе, и постоянно ставил новые цели и задачи перед воспитанниками. Например, колонисты с нуля запустили завод по выпуску легендарных фотоаппаратов ФЭД – аналогов Leica.

Работа так увлекала колонистов, что они даже устраивали соревнования на скорость.

Такая практика конкуренции и поощрения используется и сегодня: талантливые и упорные работники попадают в списки лучших сотрудников года и получают бонусы.

В коммунах была своя конституция. В ней были прописаны правила работы органов самоуправления, распорядок дня, перечень обязанностей, правила поведения на производстве.

Как видим, по сути, это не что иное, как устав компании и договор, который подписывают сотрудники при приёме на работу.

В колониях к каждому новичку приставляли старшего товарища. Тот отвечал за своего подопечного: защищал, направлял, поддерживал – в общем, относился как к младшему брату. В современных компаниях к вновь пришедшему сотруднику также часто в помощь назначают куратора на первое время работы.

Илона Юрьева

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!