ДЕТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭРЫ

В наше время усилился интерес к исследованию многообразных тенденций развития детей нового поколения, новой технологической эры. Естественно, это изменило взгляд на картину детства. Педагоги и психологи подчёркивают, что ребенок XXI века стал не хуже и не лучше своего сверстника 20-летней давности – он просто стал другим!

На основе теоретического анализа современных исследований детства определены следующие типы развития детей:

– одарённые;

– цифровые;

– агрессивные;

– играющие;

– одинокие;

– инфантильные;

– с особенностями в развитии.

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

По данным психолого-педагогических исследований, на современном этапе развития человеческого общества, наблюдается рост числа одарённых детей.

Данная тенденция относится к категории «нормальная одарённость» – в то время, как количество детей с явной или исключительной одарённостью остаётся неизменным и составляет порядка 1-2% от общего количества детей.

По утверждению американского психолога Джозефа Рензулли, такие дети требуют широкой вариативности образовательных возможностей, но обычно педагогика таких возможностей не предлагает.

Значительный потенциал по созданию условий для развития детей с различными типами одарённости имеет именно дополнительное образование.

Существуют позитивные и негативные стороны в развитии одарённых детей, которые должны быть учтены педагогами.

Позитивные стороны развития одарённых детей включают:

– высокую познавательную потребность,

– оригинальность и гибкость мышления,

– метафоричность,

– способность к прогнозированию,

– отличную память,

– самостоятельность.

Среди негативных сторон – социальная автономность одарённых детей, обусловленная непринятием одарённого ребёнка в коллективе сверстников.

Примерно треть таких детей проявляют беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.

Негативен и их эгоцентризм, появляющийся вследствие осознания своей успешности, превосходства по сравнению с другими людьми.

ЦИФРОВЫЕ ДЕТИ

По мнению современных исследователей Джона Палфри, Урса Гассера, «люди, которые оказались в цифровом мире в самом начале своей жизни и знают этот мир только таким, являются «цифровыми аборигенами».

По прогнозам учёных, эти дети создадут своё общество, в котором изменится:

– психология,

– этические нормы,

– политическое устройство,

– творческий процесс.

Особую тревогу у педагогов и психологов вызывает подмена творческого процесса так называемым «креативом».

«Цифровые аборигены» не видят разницы между жизнью в сети и жизнью вне её.

Безусловными положительными сторонами развития данной категории детей является умение быстрого поиска информации и высокий уровень мотивации к изучению информационных средств.

К негативным проявлениям развития цифровых детей относят:

– подмену реальной жизни виртуальной;

– искажённые представления о творчестве, об этических нормах и ценностях (по наблюдениям педагогов, всё меньше ребят выбирают в качестве приоритетных ценностей правдивость, щедрость, сопереживание и сочувствие к другому).

– низкий уровень информационной культуры;

– низкая читательская компетентность;

– «экранная зависимость».

Согласно социологическим опросам, 92% подростков читают в Сети новости, информацию о фильмах, музыкальных группах, компьютерных играх, юмор, спорт, блоги, рекламу и т.п. Книги читает лишь 20% детей.

Новые читательские практики школьников разнообразны: 42% детей читают книги на экране компьютера, 23% скачивают их из интернета, а потом распечатывают; какая-то часть читает на телефоне или на другом специальном устройстве (планшете, букридере, iPad…).

Не читает вообще – одна треть (34%).

Современная наука фиксирует феномен «экранной зависимости».

Ребёнок, который привык получать информацию с экрана, нуждается в постоянной внешней стимуляции во время обучающих действий, жаждет готовых развлечений, не стремится к живому общению со сверстниками или взрослыми.

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ

Понятие агрессии связывают с деструктивным поведением личности по отношению к окружающим.

Появляющиеся проблемы связаны с рядом негативных тенденций в развитии таких детей:

– эмоциональный мир агрессивного ребёнка недостаточно богат;

– в палитре чувств преобладают мрачные тона;

– количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно;

– наблюдается неадекватная оценка своего поведения и низкий уровень эмпатии.

Вместе с тем у данной категории детей наблюдается нацеленность и способность к отстаиванию своей независимости, прямолинейность и честность.

ИГРАЮЩИЕ ДЕТИ

Играющий ребёнок оформляет свою жизнь в виде игры, чтобы уйти от неприглядной действительности. Такие дети испытывают:

– чувство оторванности от общества;

– ощущение пустоты;

– высокую потребность во внимании и ласке;

– низкий уровень коммуникативной компетентности.

Анализируя игрушечную «моду» от ведущих производителей, можно сделать вывод, что уже сегодня практически утрачена традиция изготовления образной игрушки, несущей духовно-нравственное начало: привязанность, умиление, заботу.

Как отмечает учёный И.М. Резниченко: «…исчезли улыбчивые пропорциональные куклы (на смену им пришли куклы барби, куклы-дауны с бессмысленным взглядом), исчезла детская деревянная двигающаяся игрушка, развивающая любознательность, заинтересованность, познавательные способности ребёнка».

Анализ игровых предпочтений современных детей показывает, что наибольшей востребованностью пользуются:

– игры-бродилки,

– военные игры,

– квесты,

– сетевые игры,

– интеллектуальные игры на основе готовых сюжетов,

– архетипические игры.

При этом среди предпочтений отсутствует сюжетно-ролевые игры, а ведь именно этот вид игр стимулирует развитие коммуникативных умений и навыков, эмпатии, способствует сотрудничеству и взаимопониманию у её участников, овладению личностной ролью, развитию познавательных процессов.

ОДИНОКИЕ ДЕТИ

К причинам одиночества современного ребёнка следует отнести:

– невнимание, вызванное со стороны взрослых;

– игнорирование ребёнка в семье,

– постоянная (сплошная) занятость родителей.

Одиноких детей отличает:

– глубина восприятия окружающего мира;

– высокий уровень рефлексии;

– проявление перфекционизма (стремление к идеальности);

– чувство оторванности от общества;

– ощущение пустоты;

– высокая потребность во внимании и ласке;

– низкий уровень коммуникативной компетентности.

ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

Создание условий для развития данной категории детей в системе образования вызывает наибольшее количество трудностей.

Пожалуй, главной является низкая готовность педагогов дополнительного образования к работе с данной категорией детей – в то время, как ограниченные возможности реализации их образовательных потребностей ведут к потере обществом уникальных человеческих ресурсов.

ИНФАНТИЛЬНЫЕ ДЕТИ

Этих детей отличает личностная незрелость преимущественно эмоционально-волевых свойств.

К сложностям развития детей с проявлением инфантильных черт относят:

– неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей;

– повышенную подражаемость и внушаемость;

– относительную слабость абстрактно-логического мышления;

– быструю пресыщаемость любой деятельностью, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения.

СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Для того, чтобы создать условия развития детей в системе дополнительного образования, педагогам следует учесть законы развития способностей и обеспечить реализацию их ключевых потребностей.

Среди законов развития способностей детей – необходимость:

– обеспечить детей положительными эмоциями для развития любой способности;

– необходимость повышать уровень сложности деятельности, которая соответствует возможностям ребёнка;

– необходимость донести до их сознания высокую ценность развития и саморазвития.

Среди ключевых потребностей:

– познавательные потребности;

– потребность к оптимальной сложности интеллектуальной задачи;

– потребность в саморазвитии и самореализации.

Какие же условия нужно создать педагогам?

  1. Создать в процессе педагогического воздействия на детей ситуации успеха и найти возможность поддерживать положительный эмоциональный фон.
  2. Разработать и реализовать разноуровневые программы по различным направлениям развития личности.
  3. Создать индивидуальные образовательные траектории, психолого-педагогическое сопровождение детей в системе.
  4. Использовать разнообразные формы презентации результатов деятельности (творческие конкурсы, в том числе в системе интернет, фестивали, олимпиады, соревнования и др.).
  5. Способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры.

Таким образом, развитие современного ребёнка – это сложный многогранный процесс, который подлежит тщательному исследованию и учёту в образовательной практике.

Этот процесс требует поиска новых педагогических подходов, идей, нового педагогического мышления.

Палецкая Татьяна Витальевна, кандидат педагогических наук

Рюмина Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук

 

 

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!