ДЕТИ И ДЕНЬГИ

Министерство образования Украины презентовало новый курс по финансовой грамотности для школьников. Для этого предмета уже разработаны учебники.

Уже известно, что с 1-го сентября направление «Финансовая грамотность» будут изучать в школах по всей Украине.

Учить детей как обращаться с деньгами будут не только на уроках «Финансовой грамотности», но и во время изучения других предметов. В Министерстве образования считают, что новый предмет «Финансовая грамотность» будет очень полезным для украинских детей. Однако нужно ли объяснять ребёнку, что такое деньги?

В сознании общества постепенно формируют новое воззрение на мир. В нашей некогда богатой на заводы и сельское хозяйство стране нынче достраивают общество потребления.

В наше время люди гораздо более зациклены на деньгах, чем в недавнем прошлом. Но нашему менталитету никогда не было свойственно поставлять деньги во главу угла, это чуждый для нас дух.

Безусловно, деньги в нашей жизни важны. Но они – всего лишь средство, позволяющее нам приобретать еду, одежду и не жить под открытым небом. В то же время, особый акцент на важности этого средства может легко сформировать болезненную и уродливую в своих проявлениях страсть.

УЧИТЬ ФИНАНСАМ

Согласно результатам общенационального исследования, порядка 70% взрослых украинцев хотели бы, чтобы их детей учили распоряжаться личными финансами именно в школе.

По опросам USAID (Агенства США по международному развитию), индекс финансовой грамотности населения Украины составляет всего 11.6 пунктов, что является самым низким показателем среди всех стран, в которых это исследование проводилось.

Согласно опросу, большинство молодых украинцев ответили в анкете, что они ощущают недостаток знаний в области финансов, потому что их не научили управлять собственными средствами.

Новый предмет в школе должен обеспечить ребят знаниями основ финансовой грамоты и предпринимательской деятельности, они смогут получить знания о деньгах, налогах, доходах и расходах, и научиться элементарному управлению своим бюджетом.

Оксана Михеева, доктор исторических наук, профессор кафедры социологии Украинского католического университета, рассказала в интервью Укринформу, что «украинскому обществу не хватает финансовой грамотности, в частности не хватает навыков для планирования семейного бюджета».

Михеева рассказала, что категория бедных очень неоднородна: одни, подработав, к примеру, на поле и заработав 300-400 грн., покупают чипсы, сухарики, пиво, а другие – молоко, мясо, делят его на кусочки и готовят по частям и так кормятся, а если не хватает на мясо, покупают колбасу.

Учёная говорит, что «один из важных выводов нашего исследования – обществу не хватает финансовой грамотности».

Что тут скажешь…

Страна сегодня пасёт задних по уровню жизни, болтаясь между Гондурасом и Таджикистаном, подавляющее большинство её граждан ведёт банальную борьбу за выживание, но детей этих самых граждан решили учить, как бюджет по бедности строить (читай: считать свои копейки!) – потому как если у тебя достаток есть, то и высчитывать приходится поменьше – на всё хватает.

ЭКСПЕРТЫ РЕКОМЕНДУЮТ

По обсуждаемой теме в сети можно найти массу «экспертных мнений» (в нашем мире эти люди имеют статус «пророков»; они нас просвещают, объясняют и поучают):

«Эксперты уверяют, что детей следует учить управлять финансами ещё в дошкольном возрасте» … «Обучая детей финансовой грамоте, вы сделаете их будущее успешным и безопасным» … «Когда начинать говорить с детьми о деньгах? Как можно раньше! Во многих развитых странах этому учат с детского сада» …

А вот ещё цитата: «Например, с малышами можно посчитать, сколько средств нужно, чтобы приготовить пиццу. В процессе игры дети поймут, как пользоваться деньгами, как рассчитать пусть и маленький, но бюджет. Более того: у них сформируется понимание, как получить то, чего хочешь».

Эксперты дают родителям советы, какие методы можно использовать при обучении детей общению с деньгами.

К примеру, для начала рекомендуется разграничить в понятии детей желания и потребности: потребности – это пища, жильё и одежда, и это – основное, а желаемое – это только второстепенное.

Предлагается учить детей накапливать средства, для чего им нужно платить (!) за выполнение домашних обязанностей и других заданий, что по мнению экспертов, «позволит детям понять цену денег».

К примеру, «нужно помочь им понять, когда они смогут, к примеру, купить игрушку за 200 гривен, получая 50 гривен в неделю».

Эксперты рекомендуют малышам хранить деньги в копилке, а подросткам – на своём счёте в банке, записывать ребёнку свои расходы – чтобы понять, насколько быстрее он мог бы купить что-то вожделенное, если бы не покупал, например, конфет.

Эксперты советуют рассказывать детям, что всё имеет свою цену, что деньги нужно считать, что предметы и услуги стоят денег.

«К примеру, недостаточно просто поставить перед ребёнком тарелку супа – нужно рассказать, из каких ингредиентов он состоит, сколько они стоят и где продаются, что нужно для их выращивания и изготовления», – такие беседы практикуют в младших классах японских школ.

Рекомендуют эксперты и давать детям в руки монеты, купюры, платёжные карточки, рассказывать, для чего они, пересчитывать накопления, учить экономить деньги.

А вот настоящий перл обучения экономии от экспертов: «Расскажите детям, что если писать компактнее, то тетради хватит на дольше».

Эксперты советуют обсуждать с детьми семейный бюджет, на что тратятся деньги, устраивать время от времени «практические занятия», отправляться вместе с детьми платить коммунальные расходы.

«А если малышня попросит чего-то дополнительного – объясните, как это повлияет на общие расходы», – советуют знатоки.

Важный совет! «Для распределения семейного бюджета составьте план доходов и расходов.

Учите малышей в игровой форме».

И вот какую игру предлагают эксперты.

Игра называется «Карта сердца»! Ребёнок рисует на листе бумаги контур сердца, вы помогаете разделить рисунок на отделы, где нужно будет записать желания, которые делают его счастливым. Выясните, какие желания требуют денег, а какие – нет. В конце игры предлагается обсудить мечты ребёнка.

КАКИЕ МЫСЛИ РОЖДАЮТСЯ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ

Во-первых, уже много раз и по разным поводам говорилось об опасностях слепого копирования зарубежного опыта. Мы – не они, как и они – не мы. Ментальность «тамошнего» человека формировалась не годами и даже не десятилетиями – веками. И просто так взять, и тупо перенести их образ жизни сюда – сродни тому, как выкопать на берегах Амазонки некий диковинный цветок и просто посадить его у себя на огороде близ пруда.

Для человека нашего менталитета такой подход глубоко чужд – нравится это кому-то или не нравится.

Допустим, старшим школьникам действительно не лишне было бы приобрести определённые общие знания в плане обращения с финансами. Но для этого достаточно было бы просто ввести факультатив с практикумом или просто приглашать в школу каких-то специалистов в этой области, организуя периодические мастер-классы – зачем вводить целый курс для всех?

Пусть углубляются в финансы будущие экономисты, банкиры и т.д.

Неужели не ясно, что основная масса школьников должна тратить драгоценное школьное время на изучение настоящих наук, которые помогали бы в обретении себя и реализации себя, как глубокой всесторонне развитой личности!

Может, я скажу крамольную вещь, но я категорически против того, чтобы окунать малышей в этот мир – денег, продаж, покупок!

Давайте оставим деткам детство!

Жестоко отбирать у них безмятежность детства, невинность детства, мечту детства, радость детства, надежду детства, незыблемую чистую любовь детства, наивность и доверчивость!

Насаждать вместо этого, пусть даже и в играх, алчность, жажду наживы, скупость, «разумную ограниченность желаний» – значит воспитывать малыша изначально мелкодушным, мелочным, не имеющим представления о том, ЧТО значит быть щедрым, великодушным, жертвенным.

Пусть родители побудут наместниками Бога на земле для ребёнка, источниками для него всех благ, дающими ему эти блага с любовью, с радостью, с заботой, из желания сделать его счастливым.

А для того, чтобы касаться так подробно самой материальной из вещей – денег – без опасности повредиться душой, ребёнок должен УЖЕ иметь определённую зрелость и возвышенность души, и ясный рассудительный разум.

РЕБЁНОК БУДЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ДЕНЬГАМ ТАК, КАК К НИМ ОТНОСИТЕСЬ ВЫ

Если в вашей семье принято поклоняться деньгам, то и ваш ребёнок будет следовать этому курсу. А если в семье всё-таки есть другие ценности, то материальные блага не выйдут на первый план.

Зацикленность на материальных ценностях приводит к тому, что деньги становятся самоцелью, эмоционально значимым явлением в жизни, необходимым условием для радости и самовыражения.

Избыточное, нерациональное, демонстративное потребление, часы жизни, проведённые в торговых центрах и супермаркетах, становятся привычкой всей семьи.

Или другая крайность – фокус на накоплении в ущерб качеству жизни. Когда люди годами копят, скажем, деньги на машину, отказывая себе в поездках на отдых и в прочих радостях жизни.

Для ребёнка же акцент на жизни в режиме экономии, на гипертрофированную важность финансовой стабильности (дескать, в отсутствии таковой – счастье невозможно в принципе) – это формирование в ребёнке боязни будущего, это сигнал о том, что мир настолько опасен, что даже взрослые не могут справиться со сложившейся ситуацией.

Ещё одна крайность, которая реализуется под девизом: «У моего ребёнка будет всё только самое лучшее!».

Такая родительская установка воспитывает в ребёнке патологический эгоцентризм, а в будущем – финансовую несдержанность, непонимание своих желаний и потребностей. Гиперопека лишает ребёнка собственной жизни. Вырастая, такие дети оказываются совершенно не приспособленными к самостоятельной жизни.

Нельзя также забывать, что деньги – это самое распространённое средство манипуляции. Оплата оценок, домашней работы, выполнения неприятных заданий становится обычным делом, когда родителям нужно быстро и легко решить проблему. Однако дети очень быстро принимают правила игры и копируют такую модель поведения, укладывая под асфальт самые робкие ростки нестяжательности, благодетельности и бескорыстия.

Вы научите ребёнка выключать за собой свет в комнате, или выключать воду, пока он чистит зубы; а по мере взросления рассказывайте ему о том, что нельзя рисовать аэрозольными красками на стенах домов, нельзя покупать вещи из пластика, и меховые изделия – не только потому что это дорого, а, прежде всего потому, что это поможет сохранить животных и экологию на нашей планете.

Елена Каневская

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!