Деградация педагогической науки и школы в ретроспективе

Помню, во время своей учёбы в советской военной академии, нам объясняли, что чем больше коллектив – тем проще им управлять. Что труднее всего управлять небольшой группой разношёрстых индивидов. Взводом управлять проще. Полком ещё проще и т.д.

А в системе народного образования существовало множество методик создания коллективов из индивидов.

Были субботники, совместные походы с разжиганием костров, школьные линейки, коллективные соревнования по ГТО, совместные уборки школы и классов и многое другое.

А книга великого педагога А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» была настольной книгой студентов педвузов и преподавателей.

Непростое и творческое это дело – сплотить и взять под контроль целый коллектив.

Но у многих это получалось.

Вот, например, у того же А.С.Макаренко в колонии были и дети-бандиты, и дети-убийцы, и дети-насильники. Многие из них чуть ли не с рождения жили на улицах. Однако, практически из всех их получились вполне приличные граждане: офицеры, инженеры, моряки и просто работяги. Некоторые из них даже сумели прославиться!

Потом методику Макаренко признали тоталитарной и недемократичной. Как-то исповдоль, через семинары заезжих альтшуллеров, педагогам была навязана мысль, что никакого единства образования и воспитания не должно быть. Что школа – только «поставщик образовательных услуг». А если и воспитывать, то не коллективиста-труженника и созидателя, а индивидуалиста-потребителя.

То есть пришёл в класс такой вот «поставщик», оттарабанил лекцию, собрал папочку и – adios!

А воспитывают пусть психологи, социологи, родители. Кого хотят получить на выходе – пусть того и воспитывают, а меня это не касается!

И верещит педагог о чём-то о своём среди трёх десятков индивидов-потребителей, которые и знать ничего не хотят, кроме приколов и смартфонов. А несчастный педагог звонит их родителям – с требованием сидеть на уроках вместе с их чадами.

Или отправляет детей к школьному психологу – молодой девочке, которая мечтает только об одном: удачно и побыстрее выйти замуж – и слинять из ненавистной школы, чтобы больше сюда никогда не возвращаться…

Всё лучшее, что когда-то было в системе народного образования исчезло – вместе с совместными походами, песнями и кострами, вместе с футбольными матчами класс на класс, с совместными уборками в классе, с тимуровским движением, зелёными патрулями, шефством и мн. мн. другим.

Кстати, совместные походы – великолепное средство выявления истинных лидеров.

Часто тяжеловес-жирдяй, возомнивший себя «паханом» в классе, скисает после первых двух километров и его, ноющего и сопливого, всем классом тащат вперёд. После этого он теряет всякое уважение, и никто его больше не боится. Да и сам больше не претендует на лидерство.

В таких испытаниях и выявляются настоящие лидеры. Если педагог-вожатый сумеет установить с ними неформальный контакт с целью взять под своё влияние (кстати, в походе это сделать легче), то потом ему проще будет с их поддержкой взять под свой контроль и весь коллектив.

Впрочем, костры и походы исчезли уже в СССР. Костры заменили «водным праздником». Это когда дети плескаются в местной луже по колено – под грозные окрики воспитателей.

Но потом и это отменили – простывают…

Вся воспитательная работа свелась к толстой тётке с красной тряпкой на шее, которая кричала на очередного двоечника за то, что он своей учёбой позорит их пионерскую дружину…

Потом пришла перестройка и декоммунизация – и по образованию несколько раз, не без участия всевозможных НКО, прошёлся каток реформ.

Не будем сейчас пытаться находить «плюсы» вместо «минусов» старой школы. Проблемы образования были всегда. Но, пожалуй, только в наше время главная проблема образования заключается в  неумении нынешних педагогов быть навигаторами знаний.

Сегодня преподаватели (в основной своей массе) – те самые поставщики образовательных услуг, которые преподают строго по утверждённым сверху методичкам – поэтому они просто неспособны научить 30 оболтусов в классе мыслить творчески, критически и самостоятельно.

Школе это не нужно. Её задача – вырастить идеального потребителя, для которого творческое и критическое мышление вкупе с созидательным мировоззрением и активной жизненной позицией – только помеха.

Педагог и публицист С. Алабжин в рассказе «Если дорог тебе твой дом» очень правильно подметил: «… провозгласив свободу личности и дав ей право делать всё, что не запрещено законом, государство отменило нравственное и моральное табу, оно сняло с себя ответственность за воспитание молодого поколения. Провозгласив западные ценности, государство посредством телевидения и прессы насаждает культ разврата, растления и вседозволенности.

Естественно, отечественная и советская воспитательные системы в данный момент не нужны, ибо они несут в себе иные принципы: порядочность, высокую мораль, трудолюбие, патриотизм, уважение к старшим; сейчас это всё не в почёте».

И действительно, правовые нормы не могут охватить всю сферу человеческих отношений. Большая часть их регулируется нравственными нормами, а они при нынешней идеологии оказались отброшенными в сторону.

Однако идеология либерализма – духовно бесплодна. Поэтому под её  знаменем уже развалили всё, что можно. И сейчас успешно доразваливают систему образования…

Борис Арсенин

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!