ЧТО ТАКОЕ БЛАГОДАТЬ

В прощальной беседе с учениками Христос говорит: «Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5) (ничего доброго – А.К.).

При этом важно заметить, что ветвь не может привиться к лозе САМА – необходима внешняя сила, которая бы эту ветвь очистила и соответствующим образом присоединила к лозе, сделав затем всё необходимое, чтобы та не отпала вновь. Так же и мы не можем присоединиться ко Христу своими собственными силами: одного нашего желания и наших усилий для этого недостаточно. Сила, которая может нас соединить со Христом, – это Святой Дух, Который в соответствии с обетованием Спасителя, видимым образом сошёл на апостолов в день Пятидесятницы.

Для людей Нового Завета Господь Иисус Христос является тем же, чем было древо жизни для прародителей.

Для спасения души человеку необходимо теснейшее с Ним соединение, полнота которого осуществляется в Таинстве Евхаристии – в причащении Тела и Крови Христовых. Но для того чтобы Причастие было в нас действенно, также необходимо участие Святого Духа.

Ведь для того, чтобы усвоить какую-либо пищу, необходимо иметь способность к этому. В случае, скажем, сильного голода, человек может съесть даже кусок глины – и она на какое-то время заглушит чувство голода. Однако она не спасёт человека от голодной смерти, поскольку это вещество человеческим организмом не усваивается.

Аналогично, мы не могли бы духовно усваивать Тело и Кровь Христовы, если бы Святой Дух не претворял То, что мы получаем в Причастии, в нашу жизнь.

УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О БЛАГОДАТИ

В эпоху Ветхого Завета словом «благодать» люди выражали понятие о приятных свойствах человека или предмета, возбуждающие у людей чувства эстетического удовольствия и удовлетворения.

Пример такого употребления слова «благодать» мы встречаем в Книге Екклесиаста: «Слова из уст мудрого – благодать» (Еккл.10:12), т. е. слова мудрого человека доставляют удовольствие слушающему.

Также слово «благодать» в Ветхом Завете выражала милость и благоволение Бога к человеку: «Ной же обрёл благодать пред очами Господа Бога» (Быт. 6:8).

Незадолго до Своего Вознесения Спаситель сказал Своим ученикам: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой» (Деян. 1:8).

Об этой же силе говорит и апостол Павел: «Я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне» (Кол. 1:29).

Сила, о которой говорит апостол Павел, – есть благодать Святого Духа – действующая спасительная сила Божия, особо проявляющаяся в Церкви со Дня Святой Пятидесятницы – Дня рождения Церкви Христовой.

На богословском языке благодать именуется «нетварной энергией Божией». Эта энергия неотделима от Триединой Божественной Сущности и то, что выражения «Святой Дух» и «благодать Святого Духа» часто употребляются как взаимозаменяемые, связано с тем, что, как и всякое действие Творца в отношении созданного Им мира, благодать движется по воле Отца через Сына в Духе Святом (по словам святителя Василия Великого, «благодать достигает нас в Ипостаси Духа Святого»).

Наше освящение благодатью стало возможным исключительно благодаря Подвигу Господа нашего Иисуса Христа. Без Его ходатайства Святой Дух не мог бы быть послан тем, ради кого Христос взошёл на Крест.

Впрочем, здесь надо хорошо понимать, что Спаситель посылает и дарует Своим ученикам не Самого Святого Духа – Святой Дух дарует апостолам Себя, даруя им Свою Нетварную Энергию.

По словам святителя Григория Паламы, «Бог в Своих энергиях не умаляется, но ВСЕЦЕЛО присутствует в каждом луче Своего Божества».

Таким образом, Святой Дух присутствует и действует в каждой из Своих энергий, а те, кто действуют и движутся согласно воле и силе Святого Духа, являются Его инструментами.

Бог же всецело присутствует в Своём Даре, поэтому Святой Дух не может даровать нам энергии, при этом не даруя нам Самого Себя.

Божественные энергии не являются творением, т.е. они не созданы Богом, не существуют вне Его, но являются естественным ПРОЯВЛЕНИЕМ Божества, не являясь, однако, «элементами» Его сущности.

Всецело непознаваемый в Своей Сущности, Бог раскрывает Себя в Своих энергиях. «Так наше лицо делается видимым в зеркале, оставаясь невидимым для нас самих», – говорит свт. Григорий Палама.

Именно энергии проявляют основные качества Божии, запечатлённые в Его бесчисленных именах: Премудрость, Жизнь, Сила, Мир, Правосудие, Любовь, Бытие – и в бесконечном количестве других имён, которые остаются нам неизвестными, ибо человеческому разуму не дано вместить всей полноты знания сущности Божества и Его Промысла.

Бог присутствует в мире и Своей Сущностью, и Своими энергиями. Но Сущность и энергия – не одно и то же.

Поясним это на примере солнца.

Сущность солнца – это огненная масса, которую мы видим. А энергия солнца – это свет и тепло, доходящие до нас. Мы не можем соприкасаться с той огненной стихией, что представляет собой солнце, но мы чувствуем его энергию – свет, подающий нам день, и тепло, греющее нас.

Энергии Бога многообразны – и все они есть мост, соединяющий творение с Богом. Собственно, действие Святого Духа состоит в том, чтобы даровать Божественную Энергию. Быть причастным этой энергии – значит быть причастным жизни.

По слову свт. Григория Паламы, не покидая «неприступного света», в котором Он обитает вечно, Бог устремляется к человеку и объемлет его Своей Благодатью и действием.

Человек, запечатлённый энергиями Святого Духа, под влиянием действия благодати, становится причастным Богу в Его Божественных энергиях.

Сама же роль Святого Духа как Утешителя (см. Ин. 14:26), состоит в том, чтобы посредством любви соединить человека с Троицей.

В этом, пожалуй, и заключается богословское оправдание возможности непосредственной встречи человека с Богом – непостижимым в Своей сущности, но могущим быть познанным через Божественные Энергии, приобщаясь к которым человек становится причастником Божественного естества, о чём говорит апостол Пётр (см. 2 Пет. 1:4).

В заключении заметим, что Божественная благодать действует совместно с естественными силами и способностями человеческой природы и ни в коем случае не может рассматриваться, как «магическое дополнение» к способностям и дарованиям человека. При этом, благодать не изменяет самой природы (сущности) человека – она лишь ПРЕОБРАЖАЕТ способ её существования.

ВИДЫ БЛАГОДАТИ

Можно выделить два основных вида благодати: благодать всеобщую и благодать церковную.

О всеобщей благодати в «Послании Восточных Патриархов о православной вере» (3-й член) сказано, что она «подобна свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит, споспешествует ищущим её, доставляет им познание Божественной истины… и учит делать добро, угодное Богу».

Всеобщая благодать действует через общий Промысл Божий, поэтому иногда её называют промыслительной благодатью, которая, во-первых, призывает человека ко спасению через осознание человеком своей греховности и желание освободиться от зла; а во-вторых, призывает человека к вере во Христа как Искупителя, взявшего на Себя грехи мира и потому способного всех избавить от грехов и спасти.

Согласно Священному Писанию, призыв к покаянию и научение – это не просто сообщение человеку некоторой суммы знаний о Боге и о духовной жизни. Это осознание человеком своей вины перед Богом за свою греховность, неприятие зла и желание исправиться.

Через крещение промыслительная благодать вводит человека в Церковь, и на этом её действие заканчивается. Ей преемствует особая благодать, которая действует только в Церкви, и доступ к которой человек получает в Таинстве Крещения.

Различают два вида собственно церковной благодати: благодать оправдывающая и благодать сохраняющую и возвращающую духовную жизнь.

Оправдывающая благодать активирует нас, животворит и придаёт нам силу подвизаться в духовной жизни, она делает человека предрасположенным ко спасению.

Восточное богословие понимает оправдание как сообщение человеку праведности Христовой. Это не амнистия, не объявление грешника праведником, а реальное освобождение человека от греха.

Этим действием благодать Божия снимает осуждение за грехи – первородный и произвольные. Человек очищается от грехов, и его природа восстанавливается в её цельности. Иными словами, оправдание – это уничтожение всего злого в человеке, превращение грешника в праведника.

Но уничтожение зла в человеке не есть конечная цель христианского совершенствования, потому что цель христианской жизни имеет не только отрицательное измерение (освобождение от зла), но предполагает также и положительное наполнение. Ему соответствует другое действие оправдывающей благодати – освящение.

Освящение – это сообщение человеку святости, приобщение его к полноте жизни во Христе.

Однако церковная благодать не исчерпывается только благодатью оправдывающей.

Мы веруем, что Крещение есть рождение в новую жизнь, но при этом мы понимаем, что далеко не все люди, принимающие крещение, становятся святыми.

Да, в крещении человек получает освобождение от грехов, но в человеке, увы, сохраняется предрасположенность ко греху, поэтому после крещения перед человеком стоит задача победить и уничтожить в себе эти остатки греха и претворить в долг дарованные в крещении праведность и святость – в фактические, реальные.

ЕСТЬ ЛИ У НАС БЛАГОДАТЬ?

Человеку легко понять, есть ли в нём благодать: по плодам.

Мы не можем иметь благодать и быть мрачными, злобными, недовольными, раздражёнными, полными пороков – благодать не может жить в сердце подобного человека.

Апостол Павел выделяет чёткие критерии безблагодатности: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5:19-21).

Благодать имеет свои плоды – плоды Духа – и они так же конкретны: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).

Благодатный человек – это, прежде всего, МИРНЫЙ человек.

Мир души – это дар Божий – не зависит от перемены внешних обстоятельств. Что бы человек ни делал, с кем бы ни говорил, какие бы события с ним ни происходили – благодатный мир ВСЕГДА пребывает в его сердце. Это и есть спасение!

Архимандрит Кирилл (Павлов) учил тому, что именно такой мир души должен стать опорой во всей нашей повседневности.

Мир души – это основа всякой духовной практики.

Мирность сердца – начало искренней любви к Богу и ближнему.

Чувствует ли человек благодать в себе? Безусловно! Он чувствует её по движениям своей души так же, как беременная женщина чувствует младенца, живущего у неё под сердцем.

Но Бог даёт благодать только тем, кто способен её хранить и преумножать, кто ею дорожит.

Без благодати спасение невозможно. Вот почему борьба за благодать, добывание её любыми способами, и есть главный смысл нашей жизни.

Все остальные духовные инструменты, сами по себе, не имеют никакого значения, если мы не будет понимать зачем мы ими пользуемся, и что мы хотим благодаря им приобрести.

Священник Александр Каневский

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!