ЧТО ТАКОЕ АПОКРИФ

«В журнале «Материнство» прочитала, что есть Евангелие, которое очень подробно рассказывает о детских годах Иисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело?»

Ольга П., Москва

 

Церковь признаёт лишь четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

Их вы можете найти в любом издании Библии. Упомянутое вами Евангелие от Иакова относится к числу так называемых «апокрифов» (с греч. «тайный», «сокровенный»).

Что же такое апокрифы?

Те апокрифы, о которых сейчас пойдёт речь, претендуют на жанр Евангелия, но Церковь либо сомневается в их апостольском происхождении, либо считает, что их содержание было существенно искажено.

Поэтому апокрифы не входят в Библейский канон (попросту говоря, в Библию) и считаются не духовно-религиозным руководством к жизни, а скорее литературными памятниками той эпохи, когда первые поколения христиан стали вступать в контакты с языческим миром.

Основные апокрифические тексты появляются значительно позже канонических новозаветных книг: со II по IV век. С этим фактом сегодня согласны все исследователи, независимо от религиозных убеждений.

Все новозаветные апокрифические книги можно разделить на две большие группы:

первая – это некое фольклорное творчество, т. е. апокрифы, в немыслимо-фантастической форме рассказывающие о «событиях» из жизни Христа, которых нет в канонических Евангелиях.

И вторая – это «идеологические» апокрифы, возникшие в результате стремления различных мистических и философских групп использовать канву евангельской истории для изложения своих религиозно-философских воззрений.

Прежде всего, это относится к гностикам (от греческого «гносис» – знание), чьё учение является попыткой язычества переосмыслить христианство на свой лад (точно так же поступают и многие современные сектанты, пытающиеся написать своё «евангелие»).

Одной из главных причин появления апокрифических писаний первой («фольклорной») группы является естественное человеческое любопытство.

Эти апокрифы обращены к тем отрезкам из земной жизни Христа, которые в Новом Завете не описаны, либо описаны мало.

Так появляются «евангелия», подробно повествующие о детстве Спасителя.

По форме и стилю апокрифы весьма уступают богатому, образному языку Библии. Кстати, сам факт рассказа в апокрифических писаниях о событиях, которые не освещены в Библии, ещё раз подтверждает то, что апокрифы были написаны позже, чем Евангелия канонические.

Авторы апокрифов домысливали то, о чём Евангелие хранит молчание.

По оценкам исследователей, из дошедших до нас апокрифов ни один не был написан ранее 100 г. по Р. Х. (написание корпуса новозаветных книг к тому времени было уже закончено).

Характерной особенностью апокрифических писаний данного типа является их фантастический характер: авторы часто давали волю своему воображению, нимало не думая о том, насколько их фантазия соотносится с правдой.

Чудеса, совершаемые Христом в этих книгах, поражают не только своей бессмысленностью (например, мальчик Иисус собирает в лужице воду, делает её чистой и начинает управлять ею одним словом), но и жестокостью (мальчика, разбрызгавшего лозой воду из лужицы, «Иисус» обзывает «негодным, безбожным глупцом», а затем говорит ему, что тот высохнет, как дерево, что тут же и случается).

Всё это сильно отличается от основного мотива евангельских чудес Христа – любви.

Причиной появления апокрифических текстов второй («идеологической») группы было стремление к перетолкованию христианства в стереотипах языческой мысли. Евангельские имена, мотивы и идеи становились лишь поводом к пересказу совершенно иных мифов: языческое содержание стало облекаться в христианские формы.

При всем разно- и многообразии гностических учений почти все они исходили из одной идеи, которая утверждала греховность материального мира.

Творением Божьим они считали только Дух.

Естественно, такая традиция предполагала и предлагает принципиально иное прочтение евангельской истории.

Так, например, в гностических «Евангелиях Страстей» можно прочитать, что Христос, в общем-то, и не страдал на кресте. Это только так казалось – так как как страдать Он в принципе не мог, поскольку у Него и плоти-то не было – она тоже только казалась, т.к. Бог не может обладать материальной плотью.

Конечно, апокрифическая литература настолько широка и разнообразна, что её не так просто привести к какому-то общему знаменателю.

Более того, отдельные апокрифические рассказы воспринимаются в качестве дополнения к сжатому евангельскому повествованию и никогда Церковью не отвергались (например, рассказ о родителях Девы Марии, её введении во храм, повествование о сошествии Христа в ад и др.).

Однако парадокс апокрифов заключается в том, что при всей их претензии на таинственность подлинно таинственными христианскими книгами являются книги библейские.

Раскрытие Тайны Библии требует духовных усилий и состоит в очищении сердца, а не в фантастических описаниях того, как Христос сначала лепит из глины птичек, а потом оживляет их, и они улетают прочь («Евангелие детства»).

По замечанию современного индолога и религиоведа В. К. Шохина, апокрифы принципиально отличаются от Евангелий библейских именно подачей материала, способом описания тех или иных событий: апокрифический подход скорее напоминает журналистские приёмы современной телепрограммы новостей, чем серьёзный рассказ о тайном знании.

Для того чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть и сравнить апокрифы и Евангелия. После чего, кстати сказать, становится очевидным ещё один важный момент – это Боговдохновенность Евангелий.

В Православной Церкви принято считать, что, хотя новозаветные книги и были написаны людьми (что подтверждается особенностями авторского стиля), люди эти писали, будучи движимы Духом Святым.

Именно это руководство Святого Духа созидает подлинные Евангелия, которые Церковь с течением времени безошибочно собирает в библейский канон.

В целом можно вполне согласиться с оценкой протоиерея Александра Меня, которую он дал апокрифической литературе: «Когда мы с вами из любопытства или в поисках каких-то действительно сокровенных знаний, какого-то тайного христианства начинаем обращаться к этой литературе, мы должны помнить, что эта литература есть только памятник, только свидетельство о человеческих поисках. Она содержит в себе блуждания и заблуждения, вопрошания и ошибки человека. А Евангелие содержит в себе ответ. Ответ ясный. Не предназначенный для узкой аудитории избранных, но ответ, который предполагает избранным любого человека, у которого есть искреннее желание постичь истину».

Диакон Андрей Кураев (1999 г.)

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!