ЗАПАДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ФОРМА ПРОТИВ СМЫСЛА

В настоящее время руководителями большинства государств СНГ осуществляется политика внедрения нетрадиционных ценностей. Одновременно с этим как в Европе, так и в США идет отказ от традиционных ценностей.

Эта политика объединяется с мощной практикой «позитивной дискриминации», при которой меньшинства получают преимущественные права и традиционное большинство подвергается дискриминации.

В наибольшей мере от такой политики исключения или нивелирования страдают именно традиционные ценности и культура. Фактически можно говорить о существовании мощной тенденции отказа от своих традиционных ценностей.

По выражению Gar Alperowitz в книге «Америка после капитализма», «с американской «системой» в целом явно что-то не в порядке – тенденция ее развития предвещает крах ее традиционных ценностей: равенства, свободы и реальной демократии…».

Вероятно, читатель вновь сочтет, что я сгущаю краски. Приведу несколько примеров, в каждом из которых запрет на традиционные нормы связан с ложным опасением «оскорбить» те или иные меньшинства – представителей других национальностей, религий и т. д.

В ходе анкетирования в службе кадров крупной английской компании одного из служащих отказались записать как англичанина вопреки его желанию.

В Новой Зеландии впервые за многие десятилетия Армия спасения отказалась от традиции пения рождественских песен по причине того, что на улице могут проживать нехристиане.

В раздевалке лондонской службы скорой помощи были сняты флаги Королевского флота и Королевских ВВС на станции Romford, несмотря на большое количество работников – бывших военнослужащих.

Учеников лондонской школы заставили снять английские флаги, с которыми они праздновали победу английской команды в чемпионате по регби.

В одной из местных начальных школ Западного Йоркшира исключили из программы по чтению «Трех поросят» и другие сказки, где героями оказываются свиньи, т. к. они якобы могли оскорбить чувства школьников-мусульман. При этом в Мусульманском совете Великобритании развели руками: «Полная нелепость. Никто не запрещает детям читать про поросят. Нельзя лишь употреблять свинину в пищу».

В день рождения королевы представители городского совета города Борнмут (Англия) отказались вывешивать английский флаг в мэрии по техническим причинам, однако нашли возможность в тот же день вывесить флаг-радугу в честь гей-парада!

Память сразу подсказывает серию статей блестящего журналиста Д. Соколова-Митрича, в которых рассказывается о попытках прокуратуры города Ессентуки запретить вывешивание российского флага на негосударственных зданиях.

Вероятно, процент чиновников-идиотов является примерно одинаковой постоянной и не зависит даже от особенностей демократической системы страны.

Слава Богу, в Госдуму РФ внесена инициатива, разрешающая неофициальное использование российского флага.

БОРЬБА ПРОТИВ РЕЛИГИОЗНЫХ СИМВОЛОВ

Так как в этом вопросе также используется политика «позитивной» дискриминации, то основная волна преследования обрушивается на христианство.

В Уэльсе (Англия) работникам British Telecom запрещено использовать словосочетание «Christian name» – «христианское имя», или, проще говоря, фамилия, – по причине того, что слово «христианское» отнесли к списку агрессивных или оскорбительных слов.

В Канаде в школах отменено название «пасхальные каникулы», а предписано говорить «весенние каникулы», так как это может оскорбить нехристиан.

Стюардессам ряда авиакомпаний рекомендуется не носить во время работы нательный крест и запрещено носить его так, чтобы это было заметно, т. к. это может «оскорбить» мусульман.

В одной из британских школ директор Тина Джексон запретила продавать в столовой пасхальные булочки (hot cross buns), на которых сверху изображен крест. Она посчитала, что подобные кулинарные изделия могут оскорбить чувства детей, которые исповедуют другие религии. «Четверо из наших учеников являются приверженцами секты «Свидетели Иеговы». И мы пошли на этот шаг в знак уважения их религиозных чувств», – отметила она.

В одном из музеев юго-западной Англии заменили аббревиатуру BC (Before Christ – до рождества Христова) на BP (Before Present – до современности), решив, что BC может «оскорбить» представителей другой религии.

ПОЛИТИКА ОТКАЗА ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

и внедрение нетрадиционных ценностей неизбежно приводит к тому, что вместо консолидации, общество  начинает распадаться на отдельные группы, яростно требующих своего признания со стороны всех остальных.

При этом современное западное общество фактически провоцирует появление на публике все новых и новых нетрадиционных групп.

Анекдотичным, но абсолютно реальным примером стало появления в Голландии партии, отстаивающая права и свободы педофилов (!) под лозунгом «Милосердие, свобода и разнообразие» (Charity, Freedom and Diversity).

Нет сомнений, что западное общество выработало внутренние механизмы балансировки и в перспективе сможет справиться и с этими проблемами, как справилось с множеством других вызовов. Однако в ближайшее десятилетие эти проблемы будут только усугубляться, а ответная реакция большинства на «позитивную» дискриминацию со стороны различных меньшинств приведет к обратным последствиям.

На этом фоне интересно видеть западную уверенность в образцовом характере своих схем демократии и попытке их экспортировать в другие страны.

И если для российского читателя многие из этих схем смотрятся дико, насколько же безумны они для представителей традиционных мусульманских культур, как, например, для граждан Ирака или Афганистана!

Несколько снижая градус полемики, процитирую пришедший в голову анекдот, в котором маленький ребенок, посмотрев через замочную скважину в спальню родителей, говорит: «И эти люди не разрешают мне ковыряться в носу!».

Интересно отметить, что президент США Дж. Буш выиграл избирательную кампанию именно при поддержке тех, кто выступает против вышеописанной политики и часто подвергается дискриминации.

Практически вся группа белых протестантов, посещающих церковь еженедельно, – 94% голосовали за него. Аналогичная ситуация и с теми, кто ассоциирует себя с консерваторами – 84% из них выступили за Дж. Буша.

Большая часть белых (58%) голосовала за нынешнего президента США, а большинство негров, испанцев и латиноамериканцев – против.

С учетом примерного равенства голосов за представителей Демократической и Республиканской партий США критически важной становится необходимость найти другие причины для консолидации своего электората.

Основной причиной голосования за Буша-младшего стало включение его PR-специалистами в повестку дня вопроса о «моральных ценностях», которые заняли первое место, обойдя по значимости такие традиционные для американцев вопросы, как экономика, налоги, образование.

Кстати, на вопрос о причинах голосования за кандидатов 22% избирателей ответили – поддержка «моральных ценностей», вопросы экономики – 20%, образования – 4%, налогов – 5%.

«Моральные ценности», по Бушу, это: неприятие гей-браков, неприятие абортов, поддержка религии и т. д. (из общего количества тех, кто выступает против признания гей-браков, 70% составляли именно электорат Буша, из тех, кто выступает против абортов, также более 70% составляют его электорат.

Только 23% от общего количества геев, лесбиянок и бисексуалов голосовали за Буша.) Однако его победа не привела к существенному изменению общих тенденций.

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Интересно отметить, что президент США Дж. Буш выиграл избирательную кампанию именно при поддержке тех, кто выступает против вышеописанной политики и часто подвергается дискриминации.

Для поддержания стабильности и развития государства и общества крайне важно поддерживать равновесие интересов частей и целого.

Кроме того, чтобы сохранить демократию, акцент должен быть сделан на соблюдении сущности демократического принципа, а не его формальных признаков.

Это раз.

На протяжении многих веков противостояние внутренним и внешним угрозам требовало осознания Россией именно общих интересов и выработки именно общих взглядов, разделяемых большей частью общества.

Положительной стороной этого стало то, что для России исторически свойственна большая по сравнению с Западом степень стремления к консолидации: «Мы не стремимся к вечному столкновению, а стремимся к примирению на основе консенсуса, когда общество может сказать: мы отставляем в сторону наши интересы ради того, чтобы служить более высоким идеалам» (из выступления бывшего заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина на международной конференции «Русская политическая культура и формирование политических культур стран Евразии».)

Именно эта тенденция, связанная с необходимостью укрепления гражданского общества и строительством российской нации, является важнейшей для страны. Другой подход, ведущий к распаду социума на отдельные группы, яростно требующие признания их со стороны всех остальных и противостоящие друг другу, Россия не может себе позволить.

Это два.

Максим Григорьев