Занятия музыкой делают детей лучше

Кто из родителей,  желающих дать своим детям музыкальное образование,  не знает, как трудно бывает заставить ребёнка  с усердием заниматься на инструменте, а самим – мужественно терпеть все эти «стоны» фортепиано, на  котором  отпрыск пытается выдать шедевры классиков. Но, оказывается, игра стоит свеч!

Дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии

Учёные медицинского института  штата Вермонт (США) проанализировали 232 томограммы здоровых детей в возрасте от 6 до 18 лет, обращая особое внимание на развитие мозга у тех детей, которые играют на музыкальных инструментах.

Профессор Джеймс Худзяк, преподаватель психиатрии в Вермонтском университете и руководитель Центра детства, юношества и семьи, рассказывает:

«Мы пришли к выводу, что чем больше ребёнок играет на инструменте, тем активнее в коре головного мозга формируются такие функции, как концентрация внимания, способность преодолевать чувство страха, волнения и умение  управлять эмоциями

Все мы знаем, что если поднимать гири, постепенно увеличивая нагрузку, то бицепсы станут больше. Точно так же и с мозгом. Не стоит удивляться, что мозг тоже можно тренировать».

Музыкальный интеллект

Исследователям из Университета Вандербилта (США) удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария одновременно, и у них они одинаково активны. Поэтому мозг музыкантов работает лучше.

В целом IQ у любителей нот выше, их мозг быстрее обрабатывает информацию. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно.

Музыканты полнее используют творческий потенциал, данный им Богом.

Исследование сотрудников Института образования Лондона подтвердило, что обучение музыке и игре на любом, даже шумовом, инструменте повышает уровень интеллекта, способствует концентрации внимания, улучшает настроение и работу иммунной системы.

Учёные из Нортумбрийского университета (Великобритания) выяснили, что под музыкальный аккомпанемент 2-летние малыши гораздо быстрее запоминают новые слова и отдельные выражения, и пришли к выводу, что регулярные занятия детей музыкой один или два раза в неделю помогают увеличивать словарный запас, развивать простейшие арифметические навыки, способность слушать и усваивать информацию.

Израильские врачи Университета Хайфы и их датские коллеги из Университета Ольборг пришли к выводу, что ускорить процесс по развитию речи у детей с отставанием помогает именно музыка.

Был проведён эксперимент с маленькими детьми, которым была сделана кохлеарная имплантация (протез, позволяющий компенсировать потерю слуха – Е.К.).

В ходе занятий с ними использовались музыкальные инструменты, дети слушали различные музыкальные произведения, и после таких занятий дети стали намного лучше общаться между собой.

Как считают сами исследователи, музыка – одна из форм невербального общения, которая стимулирует коммуникативную деятельность ребёнка.

Специалисты из медицинской школы Гарварда обнаружили, что у детей, которые в течение 15 месяцев не менее 2,5 часов в неделю занимались музыкой, объём мозолистого тела головного мозга (органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями) увеличился в среднем на четверть!

Музыка и речь

Связь музыкальности и речи интересовала учёных давно.

После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано открытие: мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества!

Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной извилины planum temporale.

Она совпадает с теми областями коры мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи.

Регулярные занятия музыкой с детьми развивают не только моторику рук, но и моторику речи. Такие дети быстрее усваивают навыки чтения, умеют яснее выражать свои мысли, легче овладевают иностранными языками, а также – красивой и грамотной речью.

«Эффект Моцарта»

Музыка помогает справиться даже с проблемами в развитии.

В частности, учёные США и некоторых европейских стран проводили независимые исследования, в ходе которых было установлено, что музыка, написанная Моцартом, способна удивительно влиять на мозговую активность человека.

За 10 минут прослушивания его музыки показатели IQ могли вырасти сразу на 8-10 пунктов!

Это открытие получило название «эффект Моцарта» и сделало музыку композитора невероятно популярной.

Французский фониатр, отоларинголог Альфред Томатис создал метод «слуховой терапии» для лечения задержек развития у детей, дислексии, синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Из всей классики он выделил Моцарта: тональный звуковой ряд его музыки оказался ближе к окраскам тембра человеческого голоса.

Мало того, уникальные плавные 30-секундные  переходы в его произведениях совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга.

В результате Томатис впервые ввёл в употребление термин: «эффект Моцарта».

Детей, слушающих до 3-х лет Моцарта, считают впоследствии более способными. Произведения Моцарта отлично влияют на математические способности ребёнка и на развитие логического мышления.

Музыка Моцарта помогает недоношенным детям быстрее набирать вес и делает их более сильными, что было доказано результатами экспериментов, проведённых израильскими медиками в Медицинском центре Тель-Авива.

Двадцать малышей, родившихся раньше срока, были поделены на две группы: одной единожды в день по 30 минут давали слушать произведения Моцарта, а второй музыку не проигрывали вовсе.

По окончании эксперимента выяснилось, что после прослушивания музыки дети из первой группы становились спокойнее и расходовали меньше энергии, чем те, кто попал во вторую группу. Когда ребёнок расходует мало энергии, ему не требуется много калорий для роста; как следствие – он быстрее набирает вес и растёт.

Правда,  многие учёные опытно подтвердили, что эффект, подобный «эффекту Моцарта», можно получить и при прослушивании произведений других композиторов-классиков.

Учёные установили, что наиболее сильное и благотворное воздействие на наш мозг в целом оказывает именно классическая музыка.

Постоянная игра на фортепиано положительно влияет на улучшение (и даже восстановление!) слуха у тех, кто недослышит, в силу заболевания слухового аппарата.

По мнению когнитивных психологов (изучающих познавательные процессы человеческого сознания – память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение способность к принятию решений), музыкальное образование настолько стимулирует эти процессы, что оно должно быть не дополнительным, а обязательным в общеобразовательных школах.

Основываясь на результатах исследований, учёные разных стран предлагают увеличить долю уроков музыки в школьной программе и поставить её в один ряд с математикой, чтением и правописанием.

Тайна музыки

Воздействие музыки на человека удивительно, исполнено  чудесных влияний. Ведь она заставляет нас порой трепетать и даже лить слёзы, смеяться или грустить, становиться мягче и душевнее.

Что же такое заключено в музыке?

Почему набор нот или звуков, поданный в определённой последовательности, вызывает сонм столь разнообразных чувств?

Дело в том, что в музыке присутствует гармония.

Человек, даже не осознавая этого, чувствует её присутствие и поэтому влечётся к музыке.

Тайная сила музыки – приобщение человека к гармонии, которая в ней заложена.

Это способно менять человека, привнося в его душу красоту и гармонию.

Разная музыка воздействует по-разному. Не зря ведь люди имеют различные музыкальные предпочтения!

Безусловно, гармония, которую несут музыкальные произведения, различается по уровням.

Одно дело – «попса», другое – классика.

И совсем отлична и от перового, и от второго – музыка духовная.

Хорошая поп-музыка затрагивает чувственные струны души, воздействие классики глубже – она приобщает к гармонии мира.

Духовная музыка, являясь отзвуком райской гармонии, возвышает душу, приоткрывает ей небесные красоты, укрепляет дух человека.

Духовные песнопения открывают доступ непосредственно к духовному миру.

И.С. Бах писал: «В религиозной музыке, Бог всегда присутствует Своей благодатью».

«От избытка сердца говорят уста» (Лк. 6:45) – так и произведения композиторов являются настолько исполненными гармонии и гармонизующими, насколько сердце, их породившее, способно воспринимать отсвет небесной гармонии в этом мире.

К примеру, произведения Иоганна Себастьяна Баха признаны одними из самых «гармонизующих», а ведь не всем известно, что Бах был глубоко и искренне верующим человеком.

Звучание церковной хоровой музыки способно привести восприимчивую душу в трепет: душа подсознательно чувствует, что именно в исполнении церковных песнопений человек уподобляется святым ангелам, непрестанно воспевающим Творца мироздания.

Особенно велика польза музыки и музыкальных занятий для детей.

Эти занятия способствуют приобщению детей к красоте и гармонии мира, развитию чувства прекрасного и любви к прекрасному.

Во время музыкальных занятий душа ребёнка возвышается, становится способной более остро и глубоко воспринимать гармонию природы, и вообще любую гармонию.

Дети, занимающиеся музыкой, растут более внимательными и трудолюбивыми, а как личности – более романтичными, тонкими и глубокими.

Подготовила Елена Каневская

«Эффект Моцарта»

Так называется цикл лекций-концертов классической музыки для будущих мам и маленьких детей, которые регулярно проходят в Харьковской областной филармонии.

Золотоносная идея проведения таких концертов принадлежит директору Харьковской областной филармонии, главному дирижёру Ю.В. Янко.

Программа концертов «Эффект Моцарта» составлена с учётом крупномасштабных результатов, полученных ранее зарубежными исследователями в области музыкального искусства, медицины и перинатальной психологии о роли классической музыки в создании гармоничного эмоционального и физического состояния беременной женщины и внутриутробного ребёнка, а также – о роли классической музыки для развития маленьких детей.
Программа концерта «Эффект Моцарта» предусматривает использование большого спектра музыкальных инструментов – с учётом их тембральных и физических характеристик, разных стилей и жанров музыки для разнообразия стимуляции слухового анализатора и создания различных эмоциональных состояний.

В каждом концерте звучит вокальная музыка.

Особое место отводится колыбельной, исполнение которой является обязательным. Именно через колыбельную песню у ребёнка формируется мироощущение и потребность в духовном слове и музыке.

Интересный момент: в проекте, кроме профессиональных артистов филармонии, участвуют также и дети, профессионально занимающиеся музыкой.

Маленькие виртуозы, несущие заряд добра и оптимистического мироощущения, являются вместе с тем для молодых родителей примером результата, который приносит погружение ребёнка в мир духовности и красоты.
Концепт проекта «Эффект Моцарта» был представлен на многочисленных научных конференциях, одобрен отечественными и зарубежными коллегами, защищён авторским правом.