Зачем я всё это учил?

Школа – первая инстанция, которая отвечает за умственные «мышцы»…

Зачем детям читать классику? Зачем интегралы тем детям, которые не пойдут по математической стезе? Зачем химия, физика, география…?

«А интеграл мне после школы пригодился лишь однажды, когда ключи в унитаз упали – я проволоку именно в такой крючок согнул»…

«Мне больно смотреть на детей. Их перегружают ненужными знаниями и навыками, они теряют нервы на подготовке к ЗНО, а из школы выходят неподготовленными к жизни перепуганными птенцами – с грузом бессмысленной информации в голове».

«Я бы вообще запретил школьникам читать классическую литературу – они просто слишком юны для этого. Это в 30 лет понимаешь, о чём, собственно, написана “Анна Каренина” . А школьники в самом лучшем случае делают из всего этого вывод о том, что умная обаятельная сволочь лучше прекраснодушного недотёпы».

«И вот закончил я школу. Про образы в произведениях Гоголя знаю, формулу дискриминанта выучил, проспрягать глагол могу на родном и английском, валентности складывать умею, правило буравчика знаю назубок, Буэнос-Айрес на карте нахожу с закрытыми глазами. А вот куда и как писать жалобу на хамство чиновника, как не быть обманутым СМИ, как починить сломанный кран и защититься от психологической манипуляции – не имею ни малейшего понятия.

Как, впрочем, и о том, как жить с человеком в семье, как воспитывать детей, устраиваться на работу и как вообще жить в реальном, а не в книжном мире. Вот ни малейшего понятия!»…

Подобные сетования слышали или произносили все, кто хотя бы минимально интересовался проблемой современного школьного образования.

Мы живём в очень сложном мире.

Вокруг – просто дикое количество неочевидностей и абстракций.

Даже деньги у нас нематериальны, а отношения описываются словарём юриспруденции и психологии.

Программирование (самая массовая работа людей с образованием) требует держать в голове сложные структуры и координировать их строительство с другими людьми. Основной способ передвижения – автомобиль – требует не физической силы и выносливости, а прежде всего – концентрации.

На большинстве квалифицированных работ необходимо уметь долго работать, не видя результата и даже довольно смутно представляя, каков он.

Одновременно мы окружены миллионом разрекламированных возможностей сделать жизнь проще и легче. Но все эти возможности – платные.

За отказ читать мелкий шрифт в договоре придётся переплатить деньгами.

За следование простым советам модных коучей – потерянными нервами и убитыми отношениями.

За скачанный из интернета реферат – дипломом.

За работу «на, отвяжись» – хорошей должностью…

Современный труд почти целиком сводится к работе мозга. И успех в нём зависит от способности думать головой.

Школа – первая инстанция, которая отвечает за умственные «мышцы».

Именно там определяется – научится ли человек анализу и синтезу, строительству выводов, учёту разнообразных контекстов, работе с абстрактными величинами и категоризации.

Всему этому невозможно научиться без практики. Как невозможно научиться быстро бегать, не вставая с дивана.

Именно математика и физика научит думать строго и чётко, развивать мысль, учитывая множество правил и условий.

Интегралы нужны не затем, чтобы брать интегралы в дальнейшем, а чтобы мозг был сложным. В самом простом физиологическом смысле – чтобы там были разнообразнее нейронные связи.

Да, ребёнок может больше никогда в жизни не вспомнить, что такое косинус, но зато он будет в состоянии оперировать в уме абстрактными величинами.

Литература же помогает осознать сложность и оттенки человеческих отношений, держать в уме обстоятельства и факты. И она же учит важнейшему навыку – понимать слова. Читать длинные сложные предложения.

Отличать существенное от второстепенного.

Превращать простое – в сложное и наоборот: видеть за сложным – простое.

Вы думаете, это бесполезный навык? Но этому невозможно научиться, не читая этих самых сложных длинных текстов.

География, химия и биология – это двери в реальный мир, предохранитель от веры в шарлатанов, от доверия гороскопам и гадалкам.

Это, в конце концов, прививка важнейшего знания: мир познаваем, и всё в нём имеет причину и последствия.

Но мышцы должны быть не только разнообразны. Они должны быть сильны.

И вторая задача школы – неприятная, трудная задача – это обучение труду как таковому.

Важнейшему навыку: «сесть – и сделать».

Найти в себе волю, мотивацию и причину для преодоления лени и скуки.

Заставить мозг работать там, где он стремится сохранить немного энергии.

Проснуться – и включиться в нужный момент.

Любое, даже самое увлекательное, дело имеет скучный и занудный компонент.

И в жизни любому человеку неизбежно придётся проходить через эпизоды, когда надо сделать то, что просто неохота, или страшно, или противно.

В социальных сетях люди делятся миллионами «мотивирующих картинок», ищут способы «повысить свою эффективность», множат таск-менеджеры в мобильных устройствах и читают книги по борьбе с прокрастинацией (привычкой откладывать на потом) – в отчаянной мечте однажды научиться тому, чему когда-то не научили в школе: просто сесть и сделать.

Работать – не отвлекаясь.

Применять мышцы мозга целенаправленно, чётко и по назначению.

Впрочем, это не значит, что это – единственный способ решать любые проблемы.

Это не значит, что насилие над собой – это хорошо. Можно найти иные способы мотивации и поддержки себя.

Многое можно пройти, смеясь, применяя вместо простого усердия – природную одарённость, поддержку окружающих, разного рода мотивационные техники.

Но сама ситуация – неизбежна.

Ну, невозможно прожить жизнь, не делая скучной работы! А задача школы – это именно подготовить ребёнка к неизбежному, дать ему мышцы для комфортной жизни в технологических и социальных джунглях, из которых ему всё равно никуда не деться.

Владимир Берхин