ЗАЧЕМ СОВРЕМЕННЫМ ХРИСТИАНАМ НУЖЕН ВЕТХИЙ ЗАВЕТ?

Нередко можно услышать мнение, что христиане – люди Нового Завета – в Ветхом Завете уже не нуждаются. Почему же тогда его продолжают печатать в изданиях Библии? Просто как некий памятник древности, или у него есть своё место в Церкви и сегодня? Если да, то зачем он нам нужен?

И в самом деле – зачем? Ведь мы не используем старые вещи, вышедшие из употребления, а заменяем их на новые. Да и само название – «ветхий» – как будто подсказывает, что эта часть Библии «обветшала» и утратила для нас значение.

Прочитав Новый Завет и перейдя к Ветхому, человек нередко испытывает разочарование: и скучно бывает, и неактуально, но главное – слишком много жестокости и крови на его страницах.

Безусловно, и в Новом Завете тоже далеко не всё понятно и не всё интересно, но едва ли что-то настолько отталкивает в Нём читателя. Приходилось даже слышать такое мнение, что в двух библейских заветах вообще речь идёт о двух разных богах!

Кстати, подобную мысль высказывал Маркион – богослов II века от Р. Х. Он учил, что существуют два бога: жестокий Творец, о котором повествует Ветхий Завет, и милосердный Бог Любви, явленный в Новом. И между ними нет ничего общего. До Христа люди якобы не знали Бога Любви и поклонялись жестокому Творцу, по ошибке принимая его за высшее божество.

Что интересно, разногласия Маркиона с традиционным христианством на этом не кончались. Чтобы «развести» два Завета, ему пришлось существенно сократить Новый Завет.

В частности, Маркион оставил в нём всего лишь одно Евангелие и десять апостольских посланий, да и оттуда выкинул всё, что касалось телесности Христа.

Маркион исповедовал характерный для восточных религий дуализм: всякая материя, всякая телесность – зло, от которого нужно избавиться ради духовного совершенства, поэтому и Христос только выглядел (казался) человеком, а на самом деле был лишь бесплотным духом, «слетевшим» с небес – чтобы рассказать человечеству об Истинном Боге.

С точки зрения, Маркиона Христос не рождался и не умирал на земле, а Его страдания на Кресте были лишь видимостью. А Его ученики (апостолы) многое «перепутали» и «неправильно» записали.

Учение Маркиона было отвергнуто Церковью, а его «символ веры» подробно, по пунктам разбирали практически все видные церковные писатели того времени.

Действительно, такое «христианство», несовместимо с самыми основами веры Церкви, которая многократно провозглашала и подтверждала, что Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Заветов, для неё – нераздельно.

Отбросить Ветхий Завет – значит отказаться от человеческой природы Христа.

И дело здесь не только в том, что в земной жизни Спасителя исполняются пророчества, которыми полон Ветхий Завет (рождение Мессии в Вифлееме; Его пришествие в мир в образе смиренного, незаметного, кроткого человека; Его распятие накануне Пасхи; отдельные детали Его казни и т.д.).

Прежде всего, дело в том, что для христианина история спасения начинается не с момента Рождества Христова, а с момента грехопадения человека, когда возникает сама потребность в спасении. Ведь сначала нужно понять, ОТ ЧЕГО вообще нужно спасать человечество, почему оно оказалось отделено от Бога и порабощено смерти. А об этом как раз и говорится в Ветхом Завете.

Более того, именно его «жестокость» и «кровавость» говорит о том, что Библия – честная Книга, а не рекламный буклет о «хорошей религии», не святочный рассказ о чём-то милом и душевном.

На страницах ветхозаветных книг перед нами разворачивается действительно кровавая драма развития человечества, всё дальше удаляющегося от Творца и стремящегося уничтожить людей, об истинном Боге не забывших.

Все мы знаем о 10-ти Заповедях, которые Бог дал людям через пророка Моисея. Но редко кто задумывается над тем, ЗАЧЕМ Бог заповедует человеку, казалось бы, очевидные вещи?

Разве не очевидно, что нельзя красть и убивать, что нужно уважать своих родителей и вообще – старших?

Ответ прост: к моменту получения 10-ти заповедей, люди, в основной своей массе, настолько утратили в себе образ Божий, что уподобились даже не скотам – демонам.

Современные люди, для которых убийство, воровство и прелюбодеяние до сих пор остаются привычным делом, хотя бы стараются замаскировать свои мерзости красивыми словами и оправданиями. Во времена же пророка Моисея заповедь «не убий» никому даже в голову не приходила!

«Не убий» прозвучала в мире, где убивать своих личных врагов и вообще всех, кто тебе не понравился, считалось делом совершенно нормальным. Поэтому основной смысл Закона Моисея заключался не в том, чтобы побудить людей взращивать в себе любовь к ближнему, сострадание, милосердие, кротость и воздержание, а в том, чтобы элементарно удержать людей в их человечности.

Если бы человеку того времени сказали: «Не прелюбодействуй – это нехорошо», он бы только посмеялся в ответ и, скорее всего, не моргнув глазом, размозжил бы череп своему обличителю. Поэтому заставить такого человека «не ходить налево», можно было лишь страхом смерти.

Детей, которые не задумываясь, поднимали руку на своих отцов и легко их убивали, закон Моисея повелевал убивать даже за злословие в адрес тех, кто их родил и вырастил – чтобы отпрыски других семейств знали, что бывает с теми, кто не почитает родителей и старших.

Только такими методами можно было обуздать неистовство и животность ветхозаветного человека.

Вот почему так «жесток» и «кровавен» Ветхий Завет. Но при этом именно Он лучше, чем все остальные древние книги сумел эту «кровавость» обуздать и ограничить.

СТУПЕНИ В НЕБО

Бог готовил человечество к пришествию Христа задолго до того, как оно состоялось.

Опыт миссионеров, работавших среди диких племён Океании, показывает: пока не будут усвоены представления о Едином Боге и о данном Им законе, Евангелие проповедовать бесполезно.

О какой, скажем, любви к ближнему можно говорить с каннибалами, которые ближних любят исключительно в кулинарном аспекте?

Я слышал историю об одном человеке, который почти 20 лет провёл в Папуа-Новой Гвинее. Он рассказывал, что там процветал «культ карго» (от англ. cargo «груз»). Папуасы видели в материальных предметах, привезённых белыми людьми, высшую ценность, а проповедь о Христе воспринимали сквозь призму этого культа.

Однажды услышав о том, что последовавший за Христом получит в будущей жизни в сто раз больше, чем он отдал в этой, одно племя выбрало добровольца, распяло его на кресте (!), а в могилу к нему положило инструменты, одежду и прочие припасы – чтобы по своём воскресении распятый получил вместо одного топора сразу сотню…

Нет никаких сомнений в том, что, если бы не долгие века «подготовки к Евангелию», никакого другого отношения к проповеди Христа нельзя было бы и ожидать.

Конечно, в эту подготовку входила и проповедь языческих мудрецов-философов и учителей, внушавших своим слушателям представления о добре, справедливости и милосердии, но основную роль в ней играл всё же Ветхий Завет.

Например, в книге Бытия мы встречаем удивительный образ: Иакову снится лестница, по которой ангелы сходили с неба на землю и поднимались обратно (Быт 28:12). Так вот, в каком-то смысле Ветхий Завет – это та самая лестница, по которой, ещё до воплощения Христа, вестники Божьей воли сходили к людям – чтобы те могли оторвать свой взор от земли и потянуться к чему-то высшему.

И, пожалуй, это самое важное.

Главное событие Нового Завета – Крестная Жертва Христа.

Но что такое жертва?

Зачем она нужна?

Кто и по какому поводу её приносит?

Всё это можно понять только из Ветхого Завета.

ЗАКОН КАК ДЕТОВОДИТЕЛЬ

«Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» – такие слова мы читаем в Псалтири (Пс 84:11).

Это – замечательное отражение самой сути Ветхого Завета.

С древнейших времён его толкователи подчёркивали, что в нём сочетаются два начала: милосердие и справедливость.

Они необходимо дополняют друг друга, потому что милосердие без справедливости вырождается в попустительство злу, а справедливость без милосердия – в беспощадную мстительность.

Поэтому Ветхий Завет сначала утверждает Закон, определённые правила поведения и наказание за их нарушение, но затем – провозглашает и милосердие к грешнику, этот Закон нарушающему.

Одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая – излагала правила, которых люди должны были придерживаться в отношениях друг с другом.

Сами по себе эти правила могут показаться нам (людям современного мира) архаичными и мелочными, но в ту эпоху так никому не казалось.

Когда Библию начинали переводить на язык одного африканского племени, его представителей, уже принявших христианство, спросили – с чего начать. Ожидался ответ: «с Евангелия» или, по крайней мере, «с Бытия». Но новообращённые заинтересовались в первую очередь Левитом – скучнейшей, с нашей точки зрения, книгой, где перечислялись всевозможные обрядовые установления.

Почему?

Потому что это племя привыкло жить в мире, где религиозные предписания (всевозможные табу) играют огромную роль, и новая вера для них означала прежде всего новую систему табу.

Ветхозаветные правила были вовсе не случайны и не бессмысленны.

Например, Господь повелел израильтянам совершать обрезание – как знак их принадлежности Богу, как знак завета, заключённого между Ним и Его народом. И только когда израильтяне привыкли к этому знаку и стали пренебрежительно называть своих соседей «необрезанными», стали возможны слова пророка: «Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем» (Иер. 9:25-26).

Что значит «обрезанное сердце»?

Речь здесь идёт о том, чтобы человек посвятил Богу не часть своего тела, но все мысли и чувства.

Дом же Израилев Господь упрекает в том, что евреи исполняли лишь внешний обряд посвящения Богу, но своей душой были очень далеки от Него.

Позднее, отменяя этот обычай для христиан, апостол Павел скажет: «Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твоё стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» (Рим 2:25-26).

То есть, если ты поступаешь по воле Божьей – тебе не нужны никакие дополнительные знаки, а если нет – они тебе не помогут.

Но если бы апостол Павел именно ТАК обратился к людям времён Авраама – он несомненно был бы забит камнями, как богохульник.

То есть до понимания высших смыслов ветхозаветному человеку ещё нужно было дойти – т.е. пройти своеобразную школу Закона Божьего.

МЫ ВЫРОСЛИ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Ветхий Завет – не просто древняя история. Это – Священная История, к которой мы постоянно обращаемся в наших молитвах и размышлениях.

Например, на утрени в православных храмах поётся канон, состоящий из восьми или девяти песней. Но все ли помнят, что ирмоса этих песен, кроме последней, привязаны к Ветхому Завету (песнь израильтян после их перехода через море, песнь трёх отроков в печи вавилонской и т.д.)?

Конечно, ритуальные предписания Ветхого Завета христиане сегодня не соблюдают (адвентисты – не в счёт, ибо не правоверные). Они не хранят субботы, едят свинину и не приносят жертв. Но все без исключения христиане призваны следовать в своей жизни тем принципам, которые заложены в этих предписаниях: уделять часть своего времени молитве и священному покою, остерегаться всякой нечистоты, а главное – жертвовать Богу и ближнему свои силы, время, средства и дарования.

Что касается Закона и норм морали, можем ли мы утверждать, что новозаветные люди превзошли ветхозаветные нормы?

Куда там!

Как было бы чудесно, если бы наши чиновники неукоснительно применяли на деле такой замечательный ветхозаветный принцип, как равенство всех и каждого перед законом – независимо от занимаемой должности и влиятельных друзей.

Или возьмем знаменитый ветхозаветный принцип: око за око, зуб за зуб (Лев 24:20).

На первый взгляд, он призывает бесчеловечно калечить преступников. Но на самом деле этот принцип ограничивает возмездие: ты не можешь причинить обидчику зла больше, чем он причинил тебе.

Как было бы здорово, если бы в международных отношениях все страны руководствовались этим принципом! Но увы, и по сей день за одну только угрозу выбить зуб обычно сразу сносят голову.

Кстати, ещё совсем недавно на площадях цивилизованных европейских стран рвали языки и рубили конечности – в то время, как в Ветхом Завете мы не найдём ни слова о калечащих человека наказаниях.

Даже бичевание ограничено Законом сорока ударами – «чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен» (Втор 25:3).

Вслушаемся: осуждённый преступник – это твой брат, достоинство которого ты должен беречь даже при наказании!

Мы что, это уже переросли? Уверен, что до этого мы пока даже не доросли.

Спаситель постоянно подчёркивал, что пришёл не нарушить, а исполнить Закон.

В самом деле, принципиально нового в Новом Завете – не так-то и много: весть о чуде Боговоплощения и о Самом Христе. Но многое из того, что мы обычно относим к Его проповеди, уже прозвучало в Ветхом Завете: и «люби ближнего, как самого себя» (Лев 19:18), и даже обращение к Богу как к Единственному Отцу (Ис. 63:16), и мн. др.

Просто в Ветхом Завете эти изречения несколько теряются среди множества подробностей и деталей, а Христос приводит их с особой силой – сжато и выразительно.

А главное – подаёт совершенный пример исполнения этих слов.

В столкновениях с книжниками и фарисеями Он отрицает вовсе не Ветхий Завет, а неверное, приземлённое его понимание.

БУДЬТЕ СВЯТЫ!

Важный момент: призывы Нового Завета обращены, прежде всего, к отдельной личности, а Закон Ветхого Завета – к человеческому сообществу.

«Подставь другую щеку» – это прекрасно и высоко, но это можно исполнить только в отношении себя самого. Государство же не вправе подставлять щёки своих сограждан преступникам и интервентам. Таковых оно обязано наказывать. И в том, как это делать, оно вполне может руководствоваться принципами Ветхого Завета.

Именно на нём, кстати, основывается множество норм современного права и просто обычаев. Откуда, интересно, взялись наши еженедельные выходные? Никому и в голову не приходило их устраивать, пока не появилась заповедь о субботе…

Для отдельного человека Ветхий Завет – это тот предел, ниже которого опускаться нельзя. Новый же Завет ставит перед человеком очень высокие идеалы: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:18).

По сути, это значит: станьте подобны Богу!

Но – представляете? – об этом уже было сказано в Ветхом Завете: «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:45).

Впрочем, разница между этими, внешне одинаковыми, призывами всё же есть.

Евангелие говорит, что нет предела совершенству – ибо Бог Бесконечен в Своих совершенствах.

Левит же даёт достаточно высокое, но всё же выполнимое задание. Ведь святость в Ветхом Завете не есть некая очень высокая ступень личной праведности.

Ветхозаветная праведность – это скорее обособленность от порочного сообщества, непричастность мирскому, избранность для Бога.

«Будьте Моим народом!», – призывает Бог израильтян и подробно объясняет, как этого достичь.

Именно поэтому очень многие места Ветхого Завета не утратили своей актуальности и сегодня.

Псалтирь в православном храме звучит чаще Евангелия – ведь всё наше богослужение буквально пронизано цитатами из псалмов.

Впрочем, тут нет ничего удивительного – какая ещё книга так полно и многообразно передаёт напряжённый диалог человеческой души с Богом?

Евангелие даёт нам абсолютные ценности, но мало говорит о повседневном. Зато книги Премудрости (например, Притчи) дают множество наставлений для практической жизни человека на все времена.

Наконец, именно в Ветхом Завете мы встречаем множество живых образов, близких нашему собственному жизненному опыту.

Мы возмущаемся несправедливостью мира вместе с Иовом, мы торжествуем вместе с Давидом, мы плачем с Иеремией и вместе с Исайей ожидаем нового неба и новой земли.

Нам есть с кого брать пример в Ветхом Завете!

Маркион был прав в одном: если отказаться от Ветхого Завета, то и от Нового мало что останется. Поэтому ветхозаветные праотцы и пророки – это не просто череда фигур из древней истории.

Это наша собственная история, которая берёт своё начало в седой древности, но сбывается здесь и сейчас.

Они с нами в одной Церкви!

Подготовил священник Александр Каневский

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!