Зачем нужно отпевать покойника

Смерть – это неотъемлемая часть жизни. И хотя все мы рано или поздно сталкиваемся с потерей близких людей, понять этот процесс человеческим разумом невозможно.

Никто, кроме Бога, не знает, каким таинственным образом душа при зачатии связывается с телом и как она покидает его. Поэтому после смерти близкого человека мы стараемся скрупулёзно соблюдать все известные нам традиции и ритуалы, связанные с проводами человека в последний путь…

Сразу отметим: большинство погребальных традиций, ритуалов и обрядов никакого отношения ни к Православию, ни к церковным традициям не имеют.

А вот отпевание усопшего – несомненно, самый нужный и важный обряд, о котором обязательно должны позаботиться родственники умершего.

ЧТО ТАКОЕ ОТПЕВАНИЕ?

Любые дела христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением.

Мы молимся Богу перед сном и сразу после пробуждения. Мы молимся перед и после принятия пищи, перед началом всякого дела и по завершении его.

Когда мы рождаем ребёнка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь через воцерковление.

Когда мы женимся – совершаем таинство венчания и так далее.

Когда умирает близкий нам человек, душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир.

Мы не знаем, раскаялся ли он в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чём-то важном. Поэтому мы усиленно за него молимся и в своих заупокойных молитвах просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.

Таинство смерти человека сопровождается особым молитвенным чином, самой важной, самой торжественной частью которого является отпевание.

Всё начинается с причастия умирающего Святых Христовых Тайн (если это возможно). Когда человек умирает, читается канон на исход души, – чтобы душа человека укрепилась в столь страшный для неё час разлучения с телом.

Перед самим отпеванием в храме совершается панихида – краткое молитвословие за усопшего.

Затем проводится сам чин отпевания, но и им ничего не кончается: впереди у нас 40 дней очень важных молитвословий за человека – домашних молитв (особое чтение псалтири за усопшего) и молитв церковных – на Божественной Литургии и отдельное чтение так называемых «сорокоустов».

Отпевание приносит такую пользу душе усопшего, какую не принесут ей ни «минута молчания», ни поминальная трапеза с ритуальной рюмкой водки «для усопшего», ни какие-то ритуальные принадлежности – дорогие памятники, венки, цветы и прочее.

Поэтому, отпевая усопшего, мы действительно совершаем для него благое дело – самое лучшее и желанное для него в этот момент!

Кроме того, чин отпевания полезен и для нас.

Ведь случается, что мы хороним не только людей, умирающих от старости, но и детей, супругов, друзей.

И в тот момент, когда произошедшее кажется страшным, противоестественным, несправедливым, заупокойные молитвы являются большим утешением для человека, который находится в глубокой скорби.

К сожалению, в наше время мы сталкиваемся с тем, что люди не хотят отпевать усопшего, оправдывая своё нежелание  финансовыми трудностями, с которыми всегда связаны проводы человека в последний путь.

ДАЁТ ЛИ ОТПЕВАНИЕ КАКИЕ-ЛИБО  ГАРАНТИИ?

Как известно, существует семь церковных таинств.

Это – таинства Крещения и Миропомазания, таинство Покаяния (исповедь), таинство Причащения (Евхаристия), таинство брака, таинство Елеосвящения (Соборование), таинство священства (хиротония).

Например, после совершения таинства Крещения, мы можем утверждать, что человек стал христианином, что он теперь – часть Церкви.

После хиротонии мы можем утверждать, что человек стал священником и так далее. Таинство всегда что-то гарантирует.

Отпевание же не является церковным таинством!

Отпевание – это особый молитвенный чин, который вовсе не гарантирует того, что человек непременно попадёт в рай.

Отпевание не является условием спасения души.

Душа может наследовать рай и БЕЗ отпевания.

Например, некоторые монахи, относились с величайшим пренебрежением к своей персоне: завещали бросить своё тело в ров, в помойную яму, чтобы бездомные собаки съели их кости и так далее.

Можно также вспомнить праведного отрока Артемия Веркольского, которого убила молния, и односельчане, посчитав такую смерть карой небесной, даже не стали его хоронить и просто прикрыли хворостом. А спустя 28 лет обнаружили, что его тело нетленно…

И, тем не менее, отпевание для умершего человека – это главный и самый большой подарок, который мы можем ему преподнести.

«ЗАОЧНОЕ ОТПЕВАНИЕ»

Отпевать после похорон можно только в исключительных случаях.

Скажем, матрос погиб на корабле – и его тело было опущено в море.

Или солдат погиб на войне – и его похоронили в ближайшем месте.

Это также касается людей, умерших от инфекционных заболеваний, погибших в результате стихийного бедствия (когда тела не найдены или от них ничего не осталось), либо в случае отсутствия рядом храма и священнослужителей.

Возможно также, что в связи с историческими событиями, наши родители, бабушки или дедушки были похоронены не надлежащим христианину образом, – тогда тоже можно объяснить священнику ситуацию и совершить чин отпевания – в Церкви или на кладбище.

Однако если родственники собираются назначить отпевание после похорон из-за того, что они, по каким-либо соображениям, не сочли нужным отпеть усопшего как положено – это, конечно, неправильно.

Такое (так называемое «заочное») отпевание особой пользы для усопшего не принесёт.

Вообще, «заочное отпевание» усопших до сих пор является некоторым камнем преткновения в церковной догматике.

На самом деле такого понятия, как «заочное отпевание», не существует – ведь сам обряд предполагает молитвы, свершающиеся над телом покойного.

В этом заключен глубокий смысл.

Тело умершего, которое было Священным Сосудом для его души, в последний раз приносят в храм – чтобы почтить его земную жизнь и облегчить переход в Царство Божие.

Поэтому «заочное отпевание» усопших, по большому счёту, не имеет никакого смысла для души покойного.

До 1941 года подобная формулировка даже никогда не встречалась, но война внесла свои коррективы в церковную практику.

В храмы стали часто приходить матери убитых солдат, тела которых захоронили далеко от родной земли. Некоторые считались пропавшими без вести, поэтому единственным способом почтить их память было отпевание.

Священнослужители шли на встречу скорбящим близким, и проводили обряд заочно. Хотя на самом деле заочное отпевание является панихидой, а не отпеванием в прямом смысле этого слова.

Поэтому если вы имеете все возможности, то обязательно проведите обычное церковное отпевание, – так вы сделаете для души покойного истинно доброе дело, в котором он очень нуждается.

КОГО НЕЛЬЗЯ ОТПЕВАТЬ В ЦЕРКВИ?

Существует особая категория людей, для которых обряд отпевания является недоступным.

В первую очередь, это относится к иноверцам и людям, которые когда-то были крещены в Православии, но отвергли Бога и прожили свою жизнь вне Церкви.

Запрещено отпевать и тех, кто завещал похоронить себя без этого обряда («на моих похоронах – никаких попов, чтоб ладаном и не пахло!»). В этом случае воля усопшего выполняется неукоснительно.

Церковь не отпевает людей, которые сознательно не приняли крещение или приняли таковое не в канонической церкви, – потому что они не были членами Церкви, не были её частью.

Вот почему, если есть такая возможность, необходимо беседовать со своими некрещеными родственниками и близкими людьми и пытаться способствовать их крещению – хотя бы для того, чтобы наша совесть была спокойна, что мы были рядом и сделали всё, что от нас зависело, чтобы спасти человека. А дальше – всё зависит от свободной воли самого человека.

Церковь не может отпевать людей, которые сознательно пошли на самоубийство.

Дело в том, что человеческая жизнь является Даром Божьим, и только Бог решает – когда прекратить земной путь души.

Актом самоубийства человек как бы демонстрирует своё равенство Богу и явным образом идёт против Его воли.

Исключение тут составляют только люди, покончившие с жизнью в состоянии помрачения рассудка.

Не относятся к самоубийцам люди, самоубийство которых есть акт самопожертвования – ради спасения других людей (скажем, подвиг Александра Матросова) или в безвыходной ситуации ради гибели врагов (например, случаи, когда воины бросались с гранатой под вражеские танки или совершали самоподрыв в окружении врагов).

Церковь не отпевает людей, которые жили как явные безбожники, противники Церкви, хулители веры и Бога.

Но за таких людей можно молиться келейно (дома) – в надежде, что Господь простит им тяжкие грехи хулы и богоотступничества.

Делать это нужно потому, что нам неведомы тайны души, неведомы последние часы и минуты их жизни, которые могут быть сокрытыми от нас мгновениями раскаяния.

Нам неведомы тайны Божественного Промысла и Правосудия.

Поэтому молиться о них всё равно нужно – к этому побуждает нас любовь к этим людям и наше христианское сострадание к ним.

Отдельный вопрос: можно ли отпевать наркоманов, алкоголиков и вообще людей, страдавших тяжкой зависимостью, погубившей, в конечном итоге, их души?

Вопрос непростой.

С одной стороны, люди, которые страдают наркотической, алкогольной и другой тяжкой зависимостью, в своё время сознательно на это пошли.

С другой стороны, важно понимать, что задача Церкви – не погубить, а, по возможности, оправдать человека. И такие люди не относятся к тем, кого Церквью отпевать запрещается.

Где получить разрешение на отпевание людей, которые скончались не по-христиански?

Разрешение на отпевание берётся только в том случае, если вопрос о том, можно ли отпевать человека или нельзя, – спорный.

Приходской священник не в праве решать такие вопросы сам.

Такие вопросы решает правящий архиерей.

Скажем, если самоубийство было совершено в состоянии психического расстройства – то нужно обратиться в епархиальное управление, чтобы архиерей дал своё благословение и объяснил, как дальше молиться за усопшего.

В этом случае родственникам покойного необходимо подать прошение в Епархиальное управление и приложить к прошению все сопутствующие документы, объясняющие ситуацию.

ОТПЕВАНИЕ МЛАДЕНЦЕВ

Считается, что дети до семи лет не имеют сознательных грехов, поэтому Церковь отпевает крещёных младенцев по особому чину, в котором просит Бога принять младенческую душу в Царство Небесное.

Также священник молится об утешении родителей ребёнка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких.

К ВОПРОСУ ОБ ОТПЕВАНИИ НЕКРЕЩЁННЫХ МЛАДЕНЦЕВ

«Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 14 июля утвердил чин отпевания некрещёных младенцев»… «Некрещёных младенцев разрешили отпевать в церкви»… «Чин отпевания станет обязательным для всех приходов Русской Церкви»…

Подобные заголовки, с соответствующей ссылкой на пресс-службу Патриархии, в середине июля заполонили информационное пространство и в православной среде в очередной раз заговорили об апостасии РПЦ…

Памятуя о том, КАК сегодня работают с информацией светские СМИ, я решил найти первоисточник.

А именно: Журнал Священного Синода РПЦ №60 от 14.07.2018.

Так вот, в нём речь идёт о «ПОСЛЕДОВАНИИ ОБ УСОПШИХ МЛАДЕНЦАХ, НЕ ПРИЕМШИХ БЛАГОДАТИ СВЯТАГО КРЕЩЕНИЯ».

То есть об отпевании не сказано ни слова.

Более того, в том же Журнале №60 по поводу некрещёных младенцев сказано, что таковых Церковь не поминает за Божественной Литургией.

Иными словами, отпеванием это Последование назвали светские журналисты, не особо разбирающиеся в церковных вопросах, но весьма охотно ищущие темы для церковных скандалов.

Сам текст Последования представляет собой серии молитв об утешении родителей, которые потеряли своего ребёнка.

90% молитв – это молитвы именно об утешении родителей и лишь 10% – о усопшем младенце.

Согласитесь, что даже в силу такой пропорции просто нелепо говорить о каком бы то ни было «отпевании».

Речь идёт о разработанном Синодальной богословской комиссией РПЦ чинопоследования об утешении родителей, в силу каких-либо трагических причин потерявших ребёнка.

В этом Последовании нет прямых прошений о даровании усопшему младенцу Царства Небесного. Вместо этого Церковь просит «даровати ему жизнь будущаго века».

Поэтому хотелось бы пожелать православным людям не лить воду на мельницу околоцерковных кликуш и быть уверенными в том, что Церковь прекрасно помнит слова Христа: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Церковь также помнит слова Послания Восточных Патриархов (1723 г.) о том, что каждый ищущий спасения – должен родиться во Христе в Таинстве святого Крещения.

По этой причине Церковь априори не может поминать у Престола Божия людей, которые не являются Её членами.

О посмертной же судьбе некрещёных младенцев Церковь отвечает словами святителя Василия Великого: «Таковы не осуждены и не прославлены».

Что конкретно это означает – Святитель не объясняет. Да и не может объяснить.

Жизнь человека, его смерть и посмертная участь – это сферы Божественного Промысла, Который не может постичь человеческий разум.

Видимо поэтому многие святые люди испытывали невозможность описать словами открывшиеся им реалии духовного мира.

Достаточно вспомнить реакцию апостола Павла, которому Господь лишь издали показал Царство Божие – как, скажем, некий человек увидел бы прекрасный город с его окраины.

Но даже это видение апостол Павел, этот искуснейший оратор, мастер слова, не смог описать никакими другими словами, кроме этих: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Утверждённый Священным Синодом чин Последования об усопших младенцах являет собой подлинное «богослужение любви и сострадания» по отношению к людям, переживающим тяжёлое горе, но ни в коем случае не является чином «отпевания» некрещёного младенца.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОТПЕВАНИЯ

В Церкви нет определённых правил, регламентирующих временной промежуток, который займёт отпевание.

Если вам очень важно знать заранее, сколько времени длится отпевание усопшего – поговорите со священником. Он точно скажет вам о том, как будет проходить сам чин и на какое время он растянется.

В среднем отпевание длится около 45 минут, но это время, по разным причинам, может быть как уменьшено, да и увеличено.

В любом случае, ключевым моментом здесь являются именно молитвы священнослужителя над телом покойного. А о времени этих молитв нигде ничего не сказано.

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДО ОТПЕВАНИЯ?

С момента смерти близкого человека следует немедленно начинать читать Псалтирь.

Читать её желательно непрерывно (днём и ночью) до самого отпевания.

Делать это может абсолютно любой православный человек,  имеющий навык чтения Псалтири по усопшим (на каждой «Славе» произносится прошение об упокоении новопреставленного (имя) и о прощении ему вольных и невольных грехов).

Само отпевание традиционно проводится на третий день после смерти.

Это связано с православным учением о состоянии души усопшего до 3-го, 9-го и 40-го дня с моменты его кончины.

Весь этот период – период особых молитв Церкви об усопшем, в которых Церковь, как чадолюбивая Мать, ходатайствует о своём чаде, шествующем на Суд Божий.

Сопровождать гроб с покойным до храма должны все родственники – во главе со священником.

ЧТО НАДЕТЬ НА ОТПЕВАНИЕ?

На отпевание священнослужители надевают белые облачения – как на крещение и другие Таинства Церкви.

Как и крещение (духовное рождение человека во Христе), так и отпевание являются важнейшими событиями в жизни человека.

Земная смерть человека (временное разделение души и тела) является рождением в Вечность. Умирающий человек видит Свет, и этот Свет – Христос.

Поэтому священнослужители, как жёны-мироносицы, которые в белых одеждах шли ко гробу Господа, также надевают белые облачения.

Приходящие же на отпевание, как правило, надевают чёрные траурные одежды, – что в корне противоречит христианской традиции отношения к смерти.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ОТПЕВАНИИ?

Если человек не знаком с церковными службами, то чаще всего, приходя на отпевание, он становятся лицом не к алтарю, а ко гробу, и всю службу не сводит глаз с усопшего.

Это, конечно, неправильно.

К сожалению, такая история повторяется из раза в раз – хотя в столь тяжёлый для человека момент, сложно от него чего-то требовать.

Но всё же отпевание – это молитвословие, которое совершается в храме, и поэтому пришедшие должны искренне молиться за усопшего, прислушиваясь к словам священника и хора, пытаться вникнуть в них.

Такая искренность способна многократно усилить возносимые к Богу молитвы.

После того, как священнослужитель прочитает разрешительную молитву, и листок с её текстом вложит в руку покойного,  каждый из родственников может подойти ко гробу и проститься с усопшим.

В первую очередь необходимо поцеловать икону на груди усопшего, а затем – венчик на его челе.

В этот момент можно попросить прощения и сказать последние слова…

На заключительном этапе отпевания священник с молитвой закрывает лицо покойного саваном и крестообразно посыпает его тело освящённой землей.

Ранее в этот момент гроб закрывали крышкой и заколачивали. Сейчас это можно сделать на кладбище непосредственно перед захоронением.

ОТПЕВАНИЕ НА ДОМУ

Отпевание усопшего дома оправдано в следующих случаях:

  • смерть от инфекционного заболевания;
  • отсутствие возможности транспортировки тела до храма;
  • крайне тяжёлое физическое и эмоциональное состояние ближайших родственников.

Как происходит отпевание усопших в этом случае?

Сам обряд ничем не отличается от церковного, но стоит позаботиться о специальном убранстве помещения.

Вам нужно будет обязательно поставить поминальный столик и подсвечники.

Также в комнате должны быть иконы (священник подскажет вам, какие именно из них должны быть при отпевании).

Помимо дома и храма отпевание можно проводить в зале ритуальных услуг и кладбищенских часовнях (если таковые имеются на территории кладбища).

Священники считают, что этот вариант является одним из самых приемлемых и удобных для родственников покойного.

СТРАХИ И СУЕВЕРИЯ

Современный человек наполнен массой суеверий и страхов, концентрация которых порой доходит до абсурда именно в погребальных ритуалах.

Поэтому необходимо знать те вещи, которые не стоит делать православным христианам при погребении своих близких.

В первую очередь Церковь осуждает обилие венков и музыку при погребении.

Венки из искусственных цветов, как и сами искусственные цветы, на которых делают весьма доходный бизнес работники ритуальных услуг – категорически недопустимы в местах упокоения православных христиан!

Хотите проявить к душе усопшего почтение – приходите на отпевание с ЖИВЫМИ цветами.

Посадите на могиле цветы-многолетники – они будут символизировать собой победу жизни над смертью (а какую «жизнь» символизирует мёртвая пластмасса?).

Музыка также не является богоугодным сопровождением покойного в мир иной – его душа нуждается только в молитвах и песнопениях, а не в надрывных звуках валторн.

Столь популярная традиция ставить на поминках рюмку водки и хлеб «для усопшего», носить «завтраки» на его могилу – также не имеет ничего общего ни с Православием, ни со здравым смыслом.

На поминках вообще недопустимо употреблять крепкий алкоголь!

Поминальная трапеза – это последний пир от имени усопшего, на который он позвал всех своих родных и близких, чтобы они вспомнили о нём всё хорошее и добрым словом проводили его в Вечность.

Церковь порицает и такие языческие традиции, как завешивание зеркал, протирание полов после выноса гроба из дома, брошенные в могилу монеты, запрет на поминальной трапезе пользоваться вилками, положение в гроб к покойному каких-либо его личных вещей.

Все эти суеверия показывают степень ограниченности людей, не имеющих веры и даже минимальных знаний православного учения о человеке.

Отпевание усопших – это тот ритуал, без которого не может закончиться земной путь православного христианина.

Имейте в виду, что ответственность за его проведение целиком и полностью ложится на плечи родственников покойного.

Они должны позаботиться о том, чтобы всё было сделано в соответствии с церковными законами.

Конечно же, пережить уход из жизни близкого человека очень сложно. Но, главное, что должны помнить православные христиане – смерть не является концом!

Она – всего лишь переход души в другой мир.

И как бы мы ни любили усопшего, нельзя забывать о том, что наш общий Отец Небесный любит его ещё больше. И уж если Он попустил смерть близкого нам человека – значит, в этом есть высший смысл, который откроется нам только в Вечности.

Подготовил священник Александр Каневский