Зачем мы приходим к крещальной купели

В притворе у церковной лавки кучкой стоят празднично одетые люди. На их лицах улыбки и все признаки предвкушения чего-то особенного, радостного. Они с интересом осматривают людей, выходящих из храма после Божественной Литургии, о чём-то шепчутся и посматривают на часы. Им явно не терпится наконец-то приступить к тому, ради чего они пришли сегодня в храм – «обмыть ножки» своему сокровищу, мирно спящему у мамы на руках. Сегодня оно (он или она) – главный виновник торжества!

Сегодня его должны «окрестить» и потом качественно отметить это событие в кругу самых близких и родных людей. Дома уже ждёт накрытый стол, отец семейства весело подмигивает кумовьям – все в ожидании батюшки и внутренне очень хотят, чтобы всё прошло «как положено», но не очень долго.

И вот, наконец, священник приглашает всех войти в храм, где уже установлена крещальная купель…    

Как показывает практика церковной жизни, большинство родителей, которые хотят крестить своих детей, часто либо не совсем ясно понимают – зачем они это делают, либо имеют об этом ложное представление.

Между тем, каждый разумный человек согласен с тем, что в жизни всё следует делать осмысленно. Поэтому нет ничего странного в том, что многие священники в самом начале совершения чина Крещения задают родителям вопрос:

«ЗАЧЕМ ВЫ ХОТИТЕ КРЕСТИТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА?»

Этот вопрос нередко приводит людей в замешательство.

… «Меня в детстве тоже бабушка крестила»… «чтобы не болел»… «чтобы хранила высшая сила»… «чтоб не сглазили»… «чтобы был добрым и хорошим человеком»… «чтобы веровал»… «чтобы был Ангел Хранитель»… «традиция такая»…

Словом, сколько людей – столько и ответов. Но суть их парадоксально сводится к одному: «Мы крестимся, потому что так положено», что в переводе на язык аллегорий звучит примерно так: «Я еду в Житомир, чтобы быть в Житомире!».

Поэтому в первую очередь хочется сказать следующее.

Иметь веру, молиться Богу, «жить по совести» и делать добрые дела может и некрещёный человек.

Более того, Крещение вовсе не гарантирует человеку ни здоровья, ни успехов, ни какого бы то ни было житейского счастья.

Более того, не гарантирует Крещение и спасения души! Достаточно вспомнить, что среди крещёных людей были и Ленин, и Свердлов, и множество их соратников, дела и жизнь которых вряд ли позволяют надеяться на их блаженную участь в Вечности.

Да и нигде в Евангелии Христос не утверждает, что Его последователям (т.е. крещёным людям) даются какие-то особые привилегии перед остальными людьми.

Наоборот, Спаситель говорит, что Бог любит всех, повелевая «солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).

Когда люди слышат это, они иногда спрашивают: «А для чего же тогда креститься?».

И это уже хороший, правильный вопрос.

Вообще вопрос крещения лежит в области мировоззренческой – т.е. в той самой области, которая определяет базовые жизненные установки человека. Следовательно, вопрос Крещения – вопрос очень ответственный. А значит, подходить к нему человек должен особенно серьёзно.

Ведь одно дело, когда родители решили крестить своё дитя, потому что «так надо» или «так положено» (при этом, совершенно не понимая ни сути Крещения, ни его значения), и совсем другое – когда они прекрасно осознают, что такое Крещение, а, значит, и понимают – какую ответственность они берут на себя, отправляя своего ребёнка в крещальную купель.

ОБРЯД ИЛИ ТАИНСТВО

«Батюшка, мы хотим, чтобы Вы совершили обряд крещения», – так порой звучит просьба родителей крестить своё дитя.

«Не обряд – ТАИНСТВО», – деликатно поправляет родителей священник, но почти сразу выясняется, что люди не понимают – о чём это он. Надо крестить – и всё!

Сколько это будет стоить, да ещё пара вопросов, в основном касающиеся крёстных, – вот, собственно, практически и всё, что интересует большинство родителей, решивших «окрестить» своё чадо.

Поэтому, прежде чем мы начнём разговор непосредственно о Таинстве Крещения, поясним – что такое ТАИНСТВО вообще.

Церковное Таинство – это священнодействие, в котором через некие внешние символы и обрядовые действия, человеку подаётся благодать Святого Духа.

Благодать Святого Духа – это действующая спасительная сила Божия, пребывающая в Церкви со Дня Святой Пятидесятницы, являющегося днём рождения Церкви Христовой.

На богословском языке Благодать именуется «нетварной энергией Божией».

Греческое слово «энергия» означает: «действие», «проявление».

То есть оставаясь непознаваемым в Своей Сущности, Бог открывает Себя человеку в Своих действиях, т.е. энергиях.

«Так наше лицо делается видимым в зеркале, оставаясь невидимым для нас самих» (св. Григорий Палама).

По учению св. Дионисия Ареопагита, именно энергии проявляют основные качества Божии, запечатлённые в Его бесчисленных именах: Премудрость, Жизнь, Сила, Мир, Правосудие, Любовь, Бытие – и бесконечном количестве других имён, которые остаются нам неизвестными, ибо человеческому разуму не дано вместить всей полноты Божественного Промысла.

Важный момент: Божественные энергии не являются творением, т.е. они не созданы Богом, не существуют вне Его, но являются естественным ПРОЯВЛЕНИЕМ Божества, не являясь впрочем «элементами» Его сущности.

Благодатные энергии постоянно изливаются из единой сущности Пресвятой Троицы – подобно тому, как от Солнца исходят свет и тепло. При этом, по словам святителя Григория, «Бог в Своих энергиях не умаляется, но всецело присутствует в каждом луче Своего Божества».

Именно поэтому святитель называет Благодать нетварным (т.е. несотворённым) Божественным Светом, освящающим и преображающим человека, всем существом своим стремящегося к Богу.

В книге Деяний мы читаем о том, как на земле была основана Церковь.

В пятидесятый день по Воскресении Христа святым апостолам ниспосылается Благодать Святого Духа. Она нисходит в виде огненных языков, которые почили по одному на каждом из них – «и исполнились все Духа Святаго» (Деян. 2:3-4).

Благодать преобразила и освятила души апостолов, сообщила их слову особую силу, сделала их мужественными и бесстрашными перед лицом того противодействия, которое встретила вера Христова в непросвещённом языческом мире.

Подобно тому, как огонь подаёт свет и тепло, так и Божественная благодать просвещает и согревает верные Богу души.

Свет веры и тепло любви – вот что дарует душе Благодать Духа Святого!

При этом, заметим, что Божественная благодать подаётся христианам не для их самоутверждения, не для того, чтобы быть «сверхлюдьми», а по той причине, что только Божия благодать вносит в душу радость, гармонию, мир и покой, без которых человек не может быть счастлив.

ЧТО ТАКОЕ ТАИНСТВО И ЗАЧЕМ ОНО НУЖНО

Теперь повторим ещё раз: в Церковном Таинстве через некие внешние священнодействия человеку подаётся Благодать Святого Духа.

Очень важный момент: в отличие от церковных обрядов, Благодать Святаго Духа в Таинстве подаётся непременно – лишь бы оно было совершено правильно.

При этом силы Таинства не умаляет ни моральный облик священнослужителя, ни степень его образованности и культуры.

Слово «таинственный» означает: неведомый, непостижимый, сокрытый, сокровенный.

То есть Таинство – это то, что Бог даёт человеку таинственным, непостижимым для его сознания образом.

И всё же возникает вопрос: зачем нужны какие-то Таинства, если человек может обращаться к Богу напрямую и получать от Него помощь без всякого посредничества?

Здесь следует обратить внимание на то, что на земле вся духовная жизнь человека протекает в тесной связи с его телом.

Если бы человек был бесплотным духом, то он не нуждался бы ни в богослужении, ни в таинствах, ни вообще в каких бы то ни было внешних обрядах. Но, будучи существом духовно-телесным, человек нуждается в видимых, ощутимых знаках получения им благодати Божьей.

Вообще христианство вполне можно назвать религией воплощения, потому что Сам Христос, Сын Божий, Предвечный Бог воплотился в естестве человеческом и, тем самым, сделал возможным воплощение всего духовного бытия. Поэтому христианское богослужение имеет целью воплотить те реальности, которые существуют в духовном мире.

Церковное Богослужение – это наше приобщение к Богу, к высшему духовному миру. При этом, церковные Таинства – это главный смысл существования Церкви и главная цель Её создания.

Святитель Афанасий Великий говорил: «Бог спасает нас не без нас». То есть волевой акт нашей веры всегда находит Божественный отклик: Господь наполняет нашу веру благодатью – в этом и состоит суть Таинств Церковных.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ? КТО ЕЁ СОЗДАЛ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?

Многие люди считают, что Церковь – ненужный посредник между человеком и Богом, созданный некими «дельцами от религии». А все существующие в Церкви ритуалы, обряды, требы и прочее придумали «алчные попы» – чтобы наживаться на людских страхах и невежестве.

А между тем, Церковь создали не «попы», а Сам Господь наш Иисус Христос (Мф. 16:18).

Он же является Главой Церкви (Еф. 5:23), Её Основателем и Архитектором, и все существующие в Ней Таинства установлены Им!

По словам св. Григория Паламы, Церковь – есть плод Его страданий, действий и учений. Именно (и только!) Христос определяет законы жизни Церкви и всю её внутреннюю структуру.

Сама же Церковь – есть Его духовное Тело (Еф. 1:22-23).

И как тело не может жить без своей головы, так и Церковь немыслима без Своей Главы – Христа, от Которого Она принимает все благодатные жизненные силы.

Таким образом, Церковь являет собой живой Богочеловеческий организм, который таинственно соединяет в себе Христа и членов Церкви.

При этом невозможно постичь одним лишь разумом всё то, что происходит внутри Церкви, ибо «тайна сия велика» (1 Тим. 3: 16).

Необходимо живое участие в жизни Церкви – и только в этом случае Церковь раскрывается перед человеком как высшая реальность и истина.

Последними словами Христа на Земле были: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Возникает логичный вопрос: каким образом с нами пребывает воскресший Христос, вознесшийся на Небеса?

Для нас важно знать ответ на этот вопрос, чтобы случайно не оказаться в какой-либо религиозной организации, представители которой, не имеющие никакого отношения к истинной Церкви Христовой, ловят на улице доверчивых людей.

Так вот, чтобы ответить на этот вопрос,  важно понимать – КОМУ обращены эти слова Спасителя.

А слова эти обращены конкретно к апостолам, которым Иисус поручает Свою Церковь и обещает им Своё вечное сопребывание с Ней.

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:20).

Обратите внимание: именно (и только) апостолов и их преемников Господь наделяет правом учить вере, строить Церковь, совершать Таинства, хранить и проповедовать Священное Предание!

При этом Иисус наделяет Свою Церковь всеми необходимыми средствами духовного возрождения, обновления, очищения, укрепления, совершенствования и спасения человека.

И все эти средства сосредоточены в семи Таинствах Церкви, в совершении которых и реализуется обетование Спасителя о Его вечном сопребывании со Своими последователями.

За много веков до Рождества Христова Премудрый Соломон пророчески писал: «Премудрость созда себе дом и утверди в нём столпов семь» (Притч. 9:1), говоря о Боге (Премудрость), создавшего на земле Свою Церковь (дом) и учредившему в ней семь Таинств (столпов).

Таковыми «столпами» являются семь церковных Таинств: Крещения, Миропомазания, Причащения, Покаяния, Священства, Брака, Елеосвящения (соборования).

Это седмиричное число, с одной стороны, соответствует семи дарам Святаго Духа (Ис. 11:2-3), а с другой – охватывает все важнейшие моменты жизни человека (от колыбели до могилы) и удовлетворяет главным потребностям нашей духовной жизни.

Таинства непостижимо воздействуют на личность и природу человека, сообщая ему силу и способность изменить свою жизнь в сторону добра и святости.

И всё это происходит через видимые священнодействия, в которых используются вещества нашего земного мира (в частности – вода, хлеб, масло и вино).

Вот для чего нужна Церковь!

Вне Её невозможно получить ту благодатную помощь, без которой человек не способен изменить свою жизнь, избавиться от рабства греху и всего того, что является препятствием на пути спасения души.

Принимая святое Крещение, человек соединяется со Христом (становится христианином) и, тем самым, становится частичкой Его мистического Тела – Церкви.

Вот почему вне Церкви нет, и не может быть христианства, нет подлинной, живой жизни с Богом!

Если бы Христос дал людям заповеди просто как формальное знание о добре – это было бы невероятно жестоко. Для падшего, немощного человека заповеди оказались бы тогда непреодолимой стеной. Но Господь пообещал также и Свою помощь любому, кто решится жить по Его Заповедям: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

И для того, чтобы исполнить это обещание, Он основал на земле Свою Церковь, в которой пребывает и действует вот уже две тысячи лет.

НЕ БУДЬТЕ ОБМАНЩИКАМИ И НЕ ОБМАНЫВАЙТЕСЬ!

«Скажите, пожалуйста, – обращается священник к родителям крещаемого ребёнка, – вы САМИ являетесь живыми, действующими членами Церкви?

То есть вы регулярно посещаете богослужения, исповедуетесь, причащаетесь, молитесь, поститесь, участвуете в жизни прихода, изучаете духовную литературу?

Какое место в вашей жизни занимает Церковь?».

Вопрос не праздный.

Дело в том, что если вера, Бог, духовная жизнь не занимают в жизни родителей доминирующего положения, если Церковь и всё, что с Ней связано, родителям не интересны – возникает логичный вопрос: зачем они хотят сделать своего ребёнка её членом?

С другой стороны, само по себе крещение христианином человека ещё не делает (в практическом плане) – оно лишь даёт ему право и шанс им стать!

Таинство Крещения – это своего рода инициация, посвящение.

Вот, например, 1-го сентября ребёнок проходит посвящение в первоклассники.

Как правило, это бывает очень торжественно – в обстановке, в которой происходит целый ряд действий (их вполне можно назвать обрядовыми).

Наконец, ребёнок получает какие-то знаки отличия: теперь он школьник! Но если вы скажете ему, что завтра он опять может идти к бабушке и жить прежней жизнью – он очень удивится.

Но мы так не сделаем. Мы хорошо знаем, что записали его в школу не для того, чтобы он СЧИТАЛСЯ школьником, а для того, чтобы он, будучи школьником, учился.

Так же и больной: он записывается к врачу не для того, чтобы «ходить в пациентах», а для того, чтобы лечиться.

Девушка выходит замуж не для того, чтобы иметь штамп в паспорте и СЧИТАТЬСЯ замужней, а для того, чтобы реально создавать свою семью и жить вместе с любимым человеком.

И очевидно, что если школьник не учится, больной не лечится, супруги не живут вместе – то все они поступают не просто странно, а поступают плохо.

Но про крещение мало кто думает в такой перспективе – даже среди людей воцерковлённых. И это очень печально. Потому что если и после крещения Церковь, как и была, так и останется на периферии нашей жизни, то мы – обманщики.

И обманываем мы, прежде всего, самих себя и своих детей…

ТАК ПОВЕЛЕЛ САМ БОГ!

Подобно тому, как физическая жизнь начинается рождением, духовная жизнь человека начинается с момента его духовного рождения, о котором Спаситель в ночной беседе с Никодимом говорит как о «рождении свыше».

«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше водою и Духом, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:3-7).

Таковым духовным рождением человека от воды и Духа и является Таинство Крещения, которое установил Сам Господь Иисус Христос, приняв Крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана (Мф. 3:13, 16-17).

Сам Христос, будучи безгрешным и совершенным Богочеловеком, не нуждался в «рождении свыше».

Спаситель принял Крещение от Иоанна в водах Иорданских – чтобы Крещением Своим освятить водную стихию («водное естество»), наделив её особым духовным свойством: при содействии Святаго Духа служить «банею водною» (Еф. 5:26), «банею пакибытия» (Тит. 3:5) – животворящей средой для духовного рождения человека.

Если человек не родится свыше, если он НЕ ЗАХОЧЕТ родиться свыше – он не сможет войти в Царствие Небесное, он лишится вечной жизни с Богом!

В этом смысле Таинство Крещения – главный момент, необходимое начало вечной жизни человека.

Именно здесь решается его вечная судьба. Именно здесь человек выбирает свой путь навсегда…

Однако современному человеку свойственно везде и во всём искать удовольствие и комфорт.

Не является исключением и духовная жизнь, в которой человек тоже ищет не столько Истину, сколько внутренний комфорт: «Вот начну ходить в церковь – и всё у меня наладится, всё у меня будет хорошо».

Поэтому неудивительно, что многие люди воспринимают Крещение, как дополнительный фактор стабильности и комфорта, основанный на уверенности в том, что «теперь и с Богом у меня всё в порядке».

Между тем, Крещение человеку необходимо вовсе не для приобретения какого-либо комфорта.

Креститься – значит полностью посвятить себя Христу, подчинить Его Божественной Воле всю свою жизнь и, тем самым, соединиться с Ним уже в этой земной жизни – чтобы неразлучно пребывать с Ним в Вечности.

Поэтому желание Крещения – есть выражение нашего желания соединиться с Богом и жить в соответствии с Его Волей.

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ И ТАЙНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

Крещение есть Таинство, в котором человек, уверовавший во Христа, при троекратном погружении его тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы, умирает для жизни греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую.

Возрождение человека в жизнь духовную необходимо по той причине, что Царство Небесное, к наследованию которого призван каждый из нас, есть Святилище, в которое «ничто нечистое не войдёт» (Откр. 21:27).

Между тем каждый новорожденный ребёнок, ещё не имея личных грехов, УЖЕ несёт в своей душе печать порока и имеет определённые духовные деформации,  которые он получил в наследство от своих родителей – отца и матери – при зачатии.

«Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов 14:4) – восклицал праведный Иов, который более чем за 20 столетий до появления христианской антропологии (православного учения о человеке) прекрасно понимал действие закона духовной наследственности.

В отличие от материалистической науки, утверждающей, что «человеческий плод» образуется вследствие слияния половых клеток мужчины и женщины и до момента рождения в полном смысле слова человеческой личностью не является, христианская антропология утверждает: в рождении новой жизни (ребёнка) человек (мужчина и женщина) участвует всем своим духовно-телесным естеством.

На внешнем (видимом, физическом) уровне тело ребёнка действительно формируется путём слияния половых клеток отца и матери, несущих в себе весь необходимый генетический (строительный) материал, в котором заложены абсолютно все антропометрические данные будущего человека – его пол, рост, цвет глаз и волос, особенности строения тела и т.д.

Однако на внутреннем (невидимом, духовном) уровне в этот же момент, одновременно с зачатием и формированием физического тела нового человека, происходит также зачатие и формирование его души – за счёт участия в зачатии особого духовного семени обоих родителей, несущего в себе все свойства их душ (таланты, наклонности, родовые зависимости и т.д.).

Именно духовное семя несёт в себе то, что наука называет психотипом личности.

Именно душа человека и делает так называемый «человеческий плод» – личностью!

По словам святителя Кирилла Иерусалимского, в Крещении совершается соединение верующего со Христом – подобно тому, как к доброму плодоносному дереву прививается бесплодное дикое дерево, которое со временем начинает приносить добрый плод.

Такое понимание Таинства Крещения актуализирует коренной перелом в жизни человека, изменение его прежнего образа жизни, мыслей, убеждений и чувств.

Креститься – значит переродиться, стать новым человеком, который отвергает свои прежние греховные привычки ради приобретения новых качеств души – добрых и чистых.

И здесь духовное преуспевание человека полностью зависит от его личных усилий на этом поприще.

Приняв за основу Откровение, которое включает в себя как догматы о Боге, так и догматы о человеке, называемые заповедями, человек начинает переосмысливать всю свою жизнь. Он принимает как аксиому заповеди – и на их основании начинает менять свою волю и чувства.

Для этого крайне сложного процесса силу человеку даёт благодать Святого Духа, входящая в человека при Крещении и Миропомазании.

Но всё же следует помнить о том, что само по себе Крещение не делает человека «добрым и хорошим» – оно даёт человеку силу бороться с грехом и побеждать его.

И если до Крещения грех живёт в сердце человека, как некое «семя тли» (1 Пет. 1:23) (т. е. сатана гнездится в самых глубинах человеческой души), то в момент Крещения благодать Святаго Духа совершенно изгоняет лукавого из сердца на «внешнюю орбиту» и, тем самым, после Крещения он уже воздействует на человека только извне – обманом и обольщением.

Да, по попущению Божию, сатана и после Крещения атакует душу человека – чтобы душа закалялась в духовной брани, ибо лишь в условиях борьбы происходит совершенствование и восхождение.

Вне борьбы – застой, деградация и распад.

В воле человека и после Крещения остаются греховные расположения, склонности и даже страсти. Благодать сама по себе не может уничтожить их, т.к. они лежат в области для неё неприкосновенной – в области свободной воли человека.

Благодать же действует на человека только тогда, когда с его стороны имеет место даже минимальное произволение на доброе дело – даже если это произволение представляет собой понуждение к добру (т.е. когда мы делаем добро против желания собственного сердца).

Духовное возрождение души сродни рождению семени, которое призвано прорасти в жизнь вечную.

Об этом семени говорит Иисус в притче о горчичном зерне (Мф. 13:31-32), подразумевая действие в новокрещённом человеке благодати Божьей. Едва приметное поначалу, она всё более и более охватывает душу, которая постепенно становится вместилищем различных добродетелей (Архиепископ Аверкий (Таушев)).

Впрочем, судьба этого семени полностью зависит от самого человека.

Если Крещением вся «духовная жизнь» человека и ограничится (как это, увы, часто и случается) – это семя засохнет. И тогда тот факт, что человек получил Крещение – никак не отразится на его жизни, и, соответственно, никак не сработает ему «в плюс» и в его посмертной участи.

И как в обычных растительных семенах невозможно видеть жизненной силы до тех пор, пока они не прорастут, так и благодатное семя Крещения можно будет оценить только тогда, когда оно даст соответствующую благодатную поросль в душе крестившегося человека.

Священник Александр Каневский