ВЫБОР ПРОФЕССИИ

В наше время наличие даже трёх высших образований не гарантирует того, что человек получит высокооплачиваемую работу…

В наше время наличие даже трёх высших образований не гарантирует того, что человек получит высокооплачиваемую работу. Более того – не гарантирует даже такую работу, которая обеспечивала бы ему просто нормальное существование.

И тем более не гарантирует работу по душе.

Поэтому выбор будущей профессии и, соответственно, необходимого образования – крайне серьёзен.

Как помочь нашим детям ответственно и разумно отнестись к этому выбору?

Что необходимо учесть?

Какие шаги приведут к реализации наших задумок и планов?

КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ, ЧТО ЕМУ НАДО

Вот и пришло время нашему чаду выбирать профессию.

В отношении этого выбора родители порой придерживаются противоположных подходов. Одни сами выбирают профессию своим детям, не особенно прислушиваясь к их мнению, другие считают своего отпрыска абсолютно свободной личностью, которая всё должна решать сама, и поэтому вопроса его профессионального определения не касаются.

Думается, истина, как всегда, находится где-то посередине.

Кандидат психологических наук Давыдова Э.Х., консультант по карьере и профориентации, приводит довольно типичный пример: «Часто ко мне на приём приходят женщины – бухгалтера. Они приходят тогда, когда им уже совсем невмоготу: одеваться как бухгалтер, разговаривать как бухгалтер, смотреть в монитор с цифрами и сидеть на месте восемь часов подряд… На вопрос, кто выбирал профессию, они отвечают: «Мама сказала, что это профессия как раз для женщины, и даёт гарантированный заработок».

Однако, выбирая профессию, думать, прежде всего, о зарплате, может, и рационально, но – не разумно».

И действительно, мы такую огромную часть нашей жизни проводим на работе, что нелюбимая, а тем более постылая работа, вполне может превратить нашу жизнь в сущий ад на земле. Поэтому при выборе жизненного поприща дитяти нужно перво-наперво учитывать, ЧТО ему по сердцу.

Обеспокоенность родителей будущей финансовой стабильностью их чад, конечно же, оправдана – особенно в стране, где большая часть населения поставлена на грань выживания.

Только было бы хорошо при этом отбросить многие клише, засевшие в нашем сознании.

К примеру, «юрист – высокооплачиваемая профессия».

Да, возможно, это и так. Но только всем ли юристам удаётся «хорошо устроиться»?

Сколько из них, окончивших юридические ВУЗы и факультеты, вынуждены работать не по специальности или же прозябать на совсем «не рыбных» юридических должностях, зарабатывая не больше остального среднестатистического гражданина.

То же самое можно сказать и об экономистах, и о менеджерах, и о прочих непроизводственных профессиях, ставших востребованными в постиндустриальном обществе потребления.

Каждая личность подсознательно чувствует, в чём она талантлива.

Её вдохновляют именно те сферы, где она реально может приложить свой талант. И тогда у человека вырастают крылья, и он может многого добиться.

Что же касается «свободных» личностей, которым родители преждевременно предоставили права и возможности «выбирать» и «самоопределяться», то им самим потом, уже повзрослевшим, приходится порой горько жалеть о предоставленной им некогда свободе.

Со временем, иногда после многих неудачных попыток устроиться в жизни им  открывается то, что просто не могло попасть в поле их зрения в те юные годы, когда они столько сил отдавали так свободно выбранному поприщу.

А именно – практически полная невостребованность их профессии в реальной жизни, недостаточность простых личных возможностей для успешного пребывания в этой профессии, как то – слабое здоровье, слабый уровень образованности или несоответствие талантов данному поприщу.

Так что родители не должны обделять детей своей разумной помощью в момент выбора их будущей профессии и иметь доводы в пользу одной и против другой из них.

ЧТО ЖЕ ВСЁ-ТАКИ ЕМУ ВЫБРАТЬ

Прерогатива оказания помощи юному созданию при выборе его профессионального пути не зря лежит, прежде всего, именно на родителях. Так как они – любящие своё дитя и находящиеся в тесном общении с ним, имеют наиболее полное представление о его наклонностях.

Это, правда, не относятся к родителям деспотичным и нечутким, которым дети просто боятся признаться, к чему у них лежит душа, зная по опыту, что родители в любом случае будут «гнуть свою линию».

В жизни встречается немало случаев, когда закончив по желанию родителей ВУЗ, ребёнок кладёт им на стол диплом и идёт учиться заново – уже по своему желанию.

Поэтому вопрос серьёзный: в состоянии ли родители сами дать ребёнку взвешенный совет?

Чтобы появилось ясное видение и чувствование того, ЧТО необходимо ребёнку при выборе профессионального пути, нужно присматриваться к нему практически с момента рождения.

Что он любит делать?

Богом данные наклонности ребёнка ярко проявляются в игре – основной деятельности детства.

Даже в детской песочнице уже можно, к примеру, заметить «человекоориентированного» малыша.

Такой малыш явно радуется встрече с другими детками и вообще с людьми. Он улыбчив, подельчив, общителен, легко общается со всеми вокруг, у него прекрасно развита речь.

Другой ребёнок творит удивительные строения из кубиков или конструктора, и может заниматься этим часами. Возможно, он имеет наклонности к «конструкторской работе».

Третий целыми днями рисует, четвёртый скурпулёзно рассматривает картинки в книгах, часами складывает пазлы, легко учится, усидчив и внимателен, любит кропотливую работу.  Возможно, перед вами – будущий учёный.

Однако наклонности ребёнка совсем необязательно делить строго надвое: он – или «гуманитарий» или у него «математический склад ума». Возможности и таланты ребёнка имеют много полутонов.

Так, к примеру, гуманитарий может прекрасно владеть родным языком, любить литературу, но с трудом воспринимать географию или историю. «Математик» же может вдохновенно рисовать или петь  и т.д.

Чаще всего один конкретный ребёнок является обладателем нескольких, а то и многих талантов.

Понаблюдайте, ЗА ЧТО ребёнку достаётся похвала в школе или в детском саду, ЧЕМ ему хочется заниматься постоянно, О ЧЁМ он любит говорить.

То, в чём ребёнок талантлив, даётся ему легко, процесс труда доставляет ему удовольствие, а результат высок.

Однако сейчас наблюдается всё больше детей, у которых ни к чему нет охоты.

Родители считают их безнадёжно ленивыми, хотя психологи свидетельствуют, что такого понятия как лень не существует: если что-либо делать лень, значит, человек в этом не видит смысла для самого себя, лень – это отсутствие интереса к предмету.

Возможно, у кого-то и так. Но, думаю, не стоит отрицать существование детей (да и взрослых), которые, увлёкшись чем-либо, хотят получать результат и лавры без особого труда. Поэтому при современной инфантилизации молодёжи, всё чаще встречаются экземпляры, которым, как Кваку из мультфильма про Дюймовочку «заранее надоело» – и учиться, и работать.

В подобном случае вопрос профессионального определения напрямую зависит от глубокого принятия молодым человеком необходимости трудиться вообще, и только затем уже следует мучительный поиск себя и тернистый путь укрепления воли.

Родители редко определяют выбор профессии ребёнка без согласия с ним. Обычно они всё-таки стараются допытаться, чего хочет дитя, но внятный ответ получают не всегда.

Юный человек не всегда может рационально объяснить свой выбор, когда он у него есть – это тоже следует принимать во внимание.

Иногда ребёнок выбирает определённую профессию, которая приглянулась ему вследствие какого-либо привлекательного для него примера – возможно, даже в образе героя кинофильма, а иногда – и по неосознаваемой им причине.

Что ж, скурпулёзно рассмотрите этот выбор вместе с ним.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Чтобы выбор профессии для юного человека был осознанным, нужно с ним много беседовать.

В процессе бесед чаду самому станет гораздо яснее, чем конкретно он интересуется, что именно ему нравится, чем бы он хотел заниматься и что считает для себя в жизни важным.

Поделитесь с ним своим опытом и опытом близких и друзей при выборе профессии, проиллюстрируйте, ЧЕМ вы тогда руководствовались.

К слову, родителям нужно постараться не впадать в искушение взять в жизни ребёнка реванш, воплотив в нём свои неосуществившиеся мечты. В этом случае мы рискуем сделать его несчастным – ведь у него вполне могут быть и собственные стремления и мечты! Почему бы не помочь воплотиться им в жизнь?

Вместе с ребёнком проанализируйте его ответы на вопросы, которыми вы вместе задавались в ходе беседы, и придите к общему знаменателю, учитывая в первую очередь желание ребёнка.

При обсуждении обязательно должен быть поднят вопрос о его состоянии здоровья, о его реальных возможностях, о востребованности желанной ему специальности на рынке труда.

К тому же, хотя юноши и девушки имеют некоторые представления о различных профессиях, представления эти зачастую поверхностны и иллюзорны.

Побуждайте своего ребёнка собирать информацию об интересующей его профессии, узнавать обо всех её плюсах и минусах.

Можно (и нужно) пообщаться с людьми, которые уже работают по этой специальности, по возможности посетить их рабочие места, постараться увидеть работу изнутри.

При сборе информации в процессе принятия решения о выборе профессии ребёнком родители могут предложить ему пройти тестирование на профориентацию у психолога. Оно помогает определить сферу, к которой у ребёнка есть наклонности, и профессии, в которых он сможет их реализовать.

В этой связи очень полезна книга Т.Л. Павловой «Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости».

Приводим несколько отрывков из этого труда.

«Учёным Е.А. Климовым и его сотрудниками разработана классификация (по объектам труда), которая поможет определиться с индивидуальными наклонностями ребёнка к конкретной профессии.

Профессии типа «Человек – Природа»

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам.

Тут важны заботливость и дальновидность – ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.).

Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач. Впрочем, труд человека в области профессий «человек – природа» направлен не только на упомянутые выше объекты.

Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. А работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений.

Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике). Например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зелёного строительства (специалисты по озеленению  населённых мест) и т.д.

Но всё же главный предмет внимания и забот работников в данном случае – растения и среда их существования.

Животноводство также всё более оснащается техникой: животновод –  это и механизатор.

Микробиолог со всех сторон окружён лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооружённым глазом.

Но и здесь главное – интерес к явлениям живой природы. А техника – средство, но не основной предмет труда.

Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом.

Но всё это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек – природа».

Поэтому очень важно разобраться, КАК ИМЕННО человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке.

А вот проверять свою любовь к природе на прочность нужно только в практическом труде.

Профессии типа «Человек – Техника»

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии).

В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение.

Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы – ткани, пластмассы, пищевое сырьё, полуфабрикаты.

Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам. И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точная определённость действий.

Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется множество возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области.

Изобретать можно и способы работы.

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому не совсем правильно делить профессии на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают только люди.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

Безусловно, дисциплина нужна везде, но техника с её точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий.

Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми и т.д.

Профессии типа «Человек – Человек»

Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством.

В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, педагогика, психология, социология и другие, связанные с изучением людей и общества.

Первая особенность профессий типа «человек – человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;

2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

Профессии типа «Человек – Знак» («Человек – Знаковая система»)

Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружён в мир знаков и знаковых систем.

Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы – всё это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолёта, не похожи ни на самолёт, ни на траекторию его полёта и т.д.).

Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности, т.к. при работе со знаками, возникают задачи особого контроля, проверки, учёта, обработки сведений, а также – задачи придумывания новых знаков и знаковых систем.

Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.

Профессии типа «Человек – Художественный образ»

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания.

Все профессии типа «человек – художественный образ» можно разделить на подтипы – в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

  •  Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
  •  Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
  •  Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
  •  Профессии, связанные с актёрско-сценической деятельностью.

Перечисленные подтипы не строго отделены друг от друга и достаточно сильно взаимопереплетаются.

Первые в истории человечества формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были общественным делом: песня задавала ритм совместного труда или создавала настроение (скорбное, радостное или боевое), рисунок или танец служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п.

В процессе развития человечества произошло отделение: появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяли свои материальные потребности за счёт тех, кто трудился руками, а взамен этого производили эстетические ценности.

В целом, в любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким (хотя не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах). Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остаётся скрытой от стороннего наблюдателя. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех…

Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на признание большее, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности).

Человек с нереалистическим уровнем притязаний искренне считает, что истинная причина отсутствия громкого успеха – в нём самом. При этом он склонен объяснять свои неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют» и т.п.)».

ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Профессия – это та особая ниша, в которой человек прилагает свой труд, реализовывая таланты, данные ему Богом. В Православии этот труд служением. Поэтому профессия – есть способ служения Богу.

По своей Любви Господь одарил каждого из нас разнообразнейшими талантами. Заповедуя нам не «закапывать свой талант в землю», Он обещал умножить талант тому, кто даёт его в рост – то есть посвящает людям.

Таким образом, можно отыскать глубинную причину неуспеха в любом деле. Либо человек не возделывает свой талант – т.е. закапывает его в землю, и Господь отбирает у него талант. Либо человек «служит» исключительно себе, питая свою гордыню и тщеславие. Либо человек служит чисто внешне, не прилагая к делу свою душу – без сердечной охоты  и без любви – единственной созидательной силы.

Сегодня у многих молодых людей нетрудно заметить душевный разлад – вследствие отсутствия духовных ориентиров в их жизни. Отсюда – и химерные цели, и иллюзорное отношение к себе, и парализация воли.

А в крайних случаях – и неразборчивость в выборе пути снискать хлеб насущный, когда выбираются профессии недостойные, с точки зрения Закона Божьего (к примеру, работа в игорных заведениях и ночных клубах).

Таким образом, именно в духовной неразвитости кроется основная причина нежелания и «неможения» молодых людей серьёзно отнестись к выбору достойной профессии.

Подготовила Елена Каневская

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!