«Всякая тайна имеет свою тень»

Понять свои способности  и по ним определить себя в жизни – вот что нужно каждому ребёнку! А у нас перекос в сторону рейтингов…

В Харькове, в центре города, в сквере, что рядом с Покровским монастырём, с Библией в руках стоит Григорий Сковорода, воплощённый в камне. Подойдите к нему, сфотографируйтесь рядом, расскажите своему ребёнку о нём – и в детской душе поселится «нечто» – маленький  лучик особенного света…

О Григории Сковороде дети  слушают с большим интересом: разные истории и размышления философа  о жизни приглашают думать, а дети любят думать!

Сковорода – философ-мыслитель с Библией в руках, педагог, поэт, музыкант.

Он  владел несколькими языками, знал разные науки, постоянно  учился,  обошёл пешком пол-Европы и всю нынешнюю Украину, наблюдая жизнь.

В харьковский период жизни Сковорода преподавал в коллегиуме  поэтику и предмет, который назывался «Начальные двери к христианскому добронравию».

Но сейчас мне хочется привлечь к этому человеку внимание взрослых.

Многие видели портрет  Григории Сковороды на денежной купюре в 500 гривен, но не многие знают,  что у этого  философа  есть уникальные и глубокие по своей сути мысли о воспитании!

А поскольку архаичный язык XVIII столетия мешает нам читать и воспринимать сочинения философа, я постараюсь  озвучить его идеи своими словами, т.е. современным языком и в современных психологических понятиях.

Мысль первая

«Всякая тайна имеет свою тень

Сокола скоро научишь летать, а не черепаху. И всякое дело хорошо идёт, когда ему помогает натура, ты только не мешай ей, и помоги, очисти ей дорожку…

Смешно смотреть, как медведь танцует…Только сродная работа веселит душу. Не пялься к тому, что не дано от природы.

Не говори и не делай ничего без склонности к этому…

А если на должность мостишься, как коза на крышу, из тщеславия, значит ты не к должности усерден, а к тщеславию, и значит ты не записан на небесах, а только у людей…

Природная наклонность есть тайный закон всякого существа», – говорит Сковорода.

В каждом человеке уже заложена его личная жизненная цель, надо только вовремя распознать её и развить.

Понаблюдайте за Вашим ребёнком: чем он увлекается, какие  предметы и игрушки берёт в свои маленькие ручки?

В какие игры играет?

Какие слова произносит чаще?

Всё это – тень его врождённой склонности к какой-то определённой области жизни!

Один рождается воином, другой – хлебопашцем, третий – учителем или проповедником, четвёртый – математиком…

И это для человека счастье – профессия, сходная с его  природой, а без этого человек – «только бедная и смешная тварь…»

Очень часто детские игры связаны с будущей профессией человека. С моими юными журналистами мы взяли интервью: спросили наших учителей, в какие игры они играли в детстве? Оказалось, что 90 % учителей играли в школу и во всё, что связано с темой детей и воспитания.

Кое-кто из остальных 10 % признался мне лично, что работает не по призванию, а по случайности и необходимости…

Сковорода  прав: детские игры в своём большинстве  раскрывают призвание человека – ведь оно  рождается вместе с нами,  оно заложено в наших генах и уже в детстве проявляется в том, во что мы играем!

И это правда.

Иду на занятия литературного кружка. У дверей кабинета толпятся дети.

– Светлана Дмитриевна,  угадайте: какой у меня самый счастливый день недели? Вторник!! –  радостно кричит Полина,  не дождавшись моего ответа.

– Почему?

– Потому что по вторникам  – литературный кружок!

В руках у неё красивый блокнотик, глаза блестят.  Она любит сочинять, у неё врождённые способности.

А другая девочка не нашла себя здесь, зато в кружке, где плетут из бисера, она самая способная.

Вспоминаю себя.

Мне 5 лет. Смотрю в окно – там, во дворике,  красуется в траве жизнерадостный  лопух, а рядом разгуливает рыжий петух.

Что такое? Петух-лопух… петух-лопух!!  Как складно звучит!!

И происходит со мной что-то необыкновенное, как будто я увидела в жизни нечто удивительное и для меня дорогое! Я бегу к маме и сообщаю ей своё открытие.

«Кошка – окошко», – говорит она и смеётся. И мы  играем в рифму. И  рождаются стихи…

– Светлана Дмитриевна,  не могу я там учиться! Это не моё. Эта учёба выжигает меня изнутри! – кричит мне по телефону мой бывший ученик, студент фармацевтического института.

Родители устроили его туда, а он понял: не его это дело. Промучился там несколько лет и бросил…

«Что вводит человека в пагубу?» – спрашивает Сковорода.

И отвечает:

– Браться за  то, что тебе не подходит.

– Нести должность, противную своей природе.

– Учиться тому, к чему не рождён.

– Дружить с теми, к коим не рождён.

«Это есть дорожки к несчастью» – говорит он.

Если наш ребёнок пойдёт по такой дорожке, он будет несчастлив: станет врачом – будет неудачно лечить, без желания  закончит пединститут – будет плохой учитель с испорченными от нелюбимой работы нервами…

«Кто хочет чему научиться, тому подобает к этому родиться!».  Профессия не по призванию – «это скука и мука», – говорит Сковорода.

Философ рассказывает о своём юном друге, который был студентом и учился механике. Но он  не был рождён к этому и в учёбе «испытывал остолбенелость». Но как только он отрешился от этого, так сразу «удивил понятием без всякого руководителя».

«Мертва душа человеческая, подобна мутной воде, в тесноте заключённой, если она занята не своим делом. Счастье  в том, чтобы, узнав в себе свою способность, по ней употребить себя в жизни», – эти слова философа подтвердит каждый из нас!

Это и есть Закон соответствия.

Кто из нас задумывается над этим?

Кто прислушивается к той сокровенной силе, которая живёт в нас и подсказывает нам правильный путь?

«Смешно смотреть, как медведь танцует, а волк играет на  сопилке, – говорит Сковорода. – А если поставить волка пастухом, а лошадь – советником, то вообще беда!»

И кто же не согласится с этим?

Всякое несоответствие смешит или вводит в печаль.

«Не смотри, что выше, что виднее, что знатнее, что богаче, но смотри на то, что тебе сродное», – этими словами философ выразил Закон своего размера.

Кто-то беспокоится, что не в знатной семье родился, кто-то расстраивается, что не получил звания или места…

А где ж душевная экономия?

Не сравнивайте свои возможности, а довольствуйтесь размером, который подходит вам!

В этом – «покой и счастье, и телесное здравие»

Психологи пришли к выводу, что бездарных людей нет. Их в природе не существует! В каждом человеке на генетическом уровне заложены какие-то способности.

И я говорю старшеклассникам: «Почувствуй себя, проанализируй свои мечты и желания. Спроси у своих родителей,  в какие игры ты любил играть, когда был маленьким, какие игрушки, какие  предметы чаще всего брал в руки…

Их рассказы могут открыть для тебя интересные  сведения о твоих наклонностях… Может, ты любил играть в школу, а может, тебе нравилось лечить, или  что-то конструировать, или  читать, рисовать, изобретать, или быть организатором каких-то игр, или …

Напиши  два списка тех качеств, которые характеризуют твою личность, и запиши:

–  что тебе не нравится делать?

–  что хочется делать больше всего?

–  какой талант ты чувствуешь в себе?

–  что мешает этому таланту?

–  какие  твои способности могли бы превратиться в профессию?

Дети любят рассматривать себя не только снаружи, но и изнутри – свою душу, свой характер, свои увлечения и возможности…

Я говорю им, что есть в человеке что-то главное, а есть  второстепенное.

Один мой юный знакомый ударился  в музыку, решив, что это – его главный талант. Но прошли годы, и он обнаружил, что был около музыки, а  то, что было в нём  настоящим, уже трудно осуществить – время ушло…  Ведь профессия и хобби – это разные вещи!

Всё, что ты будешь строить на второстепенных способностях, ненадёжно и непрочно.

Мне понравилось, как один человек сказал:

«К примеру, Вы приобрели мобильный телефон с фотокамерой  и другими наворотами. Но всё-таки это, прежде всего, мобильный телефон, а всё остальное – навороты. И главное здесь – не перепутать.

Может быть, и меня Бог сотворил, скажем, как мобильник с наворотами. Но я должен основное своё достоинство отделить от наворотов. Потому что если я начну на наворотах жизнь строить, то я проиграю. Нужно знать главное своё дарование.

Кто я? Какое моё главное дарование, а что – «навороты»?

Скажем, я математик с музыкальными наворотами, или я всё-таки музыкант со спортивными наворотами?

Врач с кулинарными наворотами или повар с лекарскими? Здесь уже нужно разобраться…».

Постарайся понять себя, понять свои главные способности, чтобы занять  свою правильную нишу в жизни. А навороты никуда не уйдут – они только сделают твою жизнь богаче.

Раскопай свои способности и таланты. Ищи свою дорогу. Она есть!

Как  узнать, в свои ли двери ты вошёл?

Как правило, человеку, идущему именно к своей цели, сопутствует успех:  появляются нужные обстоятельства и нужные люди, а препятствия  легко устраняются. Если  же препятствия трудны и постоянны и в душе нет комфорта, значит это не твоё!

Один из выпускников нашей гимназии поступил сразу в два  вуза: в университет и в политехнический институт. И вот наступил момент выбора: куда идти?  Приняв решение, он сразу же почувствовал  состояние душевного комфорта. Внутренний голос говорил ему: это – твоё. Если же  ты почувствуешь  душевный дискомфорт, то это признак того, что цель не твоя.

Мысль вторая

«Воспитание должно быть не модным, а спасительным

Учите  детей благодарности»

Я объединила обе эти мысли, потому что они тесно связаны друг с другом.

В одной из притч Сковороды обезьяна разговаривает с  аистом о воспитании.

Переведём эти размышления на современный язык.

Обезьяна говорит, что детей надо обучать языкам и другим  модным наукам и что для этого есть учителя.

Аист не согласен. Он считает, что детей должны учить, прежде всего, родители. «Отец, который родил, но не научил, есть полуотец, – говорит он. – Также и мать, не воспитавшая и ничему не научившая, отдаёт ребёнку только полматеринства».

Обезьяна удивляется: чему же могут научить родители, если они, например, сами не знают языков и других наук?

Аист высказывает такую мысль: главное – научить ребёнка быть благодарным. Благодарным Богу, родителям, людям

Если в человеке нет благодарности, на него нападают тоска, зависть, уныние, жажда  того, чего у него нет, отсюда – воровство, хищение и другие беды…

Обезьяна слушает, но  не понимает…  Она хвалится своими детьми, которые обучались модным наукам: «Вертушка» поёт и танцует, «Мартушка» играет на лютне, а «Кузя» и «Кузурка» любимы за красоту и  ещё песенки сочиняют, и все они – в моде у господ!

Аист, выслушав обезьяну, говорит, что  если при всех этих талантах не будет  чувства благодарности, то  обязательно появится  зависть к тем, кто  поёт и танцует лучше!

Он  сравнивает неблагодарную душу с больным  желудком, который капризничает и недоволен пищей.

Неблагодарный человек всегда своей судьбой недоволен и жаждет чужого.

И какая польза ему от наук, если он с неблагодарной душой живёт-мучается?

Обезьяна критически смотрит на птицу: «Ха-ха-ха! Вы с вашей богиней-благодарностью погибнете от голода!»

Аист же приводит потрясающие доводы в пользу благодарности: «Воспитание должно быть не модным, а спасительным», – говорит он.

Посмотрите, как удивительно современен Сковорода!

Наши выпускники  шагают в юристы и менеджеры. В школах постоянно устраиваются конкурсы, рейтинги, турниры, олимпиады…

Стереотип «успешного человека»…

Но, во-первых,  есть Закон своего размера.

А во-вторых, уметь общаться и любить людей гораздо важнее, чем быть этаким вундеркиндом…

Нужно уметь трезво оценивать себя, не впадая в иллюзии или гордость.

Надо  реально смотреть на вещи, понимая, что не каждому дано быть вундеркиндом.

И – Слава Богу! У каждого – свои умственные задатки и способности, своя искра Божья, своя цель в этой жизни.

Был у меня ученик, Миша С…

Учёба давалась ему тяжело, он не понимал математику. При этом ни он, ни его родители почему-то не впадали в уныние по этому поводу. В то время меня это удивляло и озадачивало.

И вот Миша кое-как заканчивает 10-й класс. Года через два мне говорят: Миша женился на Людмиле (отличница из этого же класса), работает в ателье, шьёт брюки, шьёт превосходно, модельно, и к нему большая очередь клиентов,  трудно попасть, надо записываться!

Прошло ещё несколько лет, и я узнала: Миша прекрасно ремонтирует автомобили. Жена и дети говорят, что он – замечательный семьянин…

Как показало тестирование, природа рождает только 2% детей, способных учиться  на отлично, 7% – на отличные и хорошие оценки, 16% – на хорошие оценки, а остальные – кто как может…

Эти данные подтверждаются разными школами в течение многих лет.

Понять свои способности  и по ним определить себя в жизни – вот что нужно каждому человеку! А у нас перекос в сторону рейтингов…

Что такое оценка?

Это показатель познавательной активности. Но оценка не демонстрирует нам умственные способности!

Как часто отличник оказывается человеком с весьма средним интеллектом, а «средний» в плане оценок ученик вдруг удивляет творческими способностями и, почувствовав свою жизненную цель, становится ярким, интересным работником в своей области!

Прав был Григорий Сковорода, когда говорил о природных наклонностях и умении быть благодарным. Эти два пункта сделают счастливым любого человека.

– Делай то, для чего родился. Это есть счастье…

– Подобного к подобному ведёт Бог…

– Из видимого познавай невидимое…       

– Прежде всего, отца и мать уважай и служи им. Они – видимые портреты твоей невидимой силы, которой ты стольким обязан…

Прошло почти 300 лет со дня его рождения. Другие времена, другие ценности… Приоритет материального в  нашей современной жизни…

На могиле философа написано: «Мир ловил меня, но так и не поймал». И что же?  Мир  попытался «поймать» философа, напечатав его портрет на денежной купюре. Портрет, подогнанный под образ современного бизнесмена…

И хотя немножко странно видеть лицо этого духовного человека на денежной бумажке, всё же сей факт говорит о том, что не хватает человеку чего-то высокого в этой жизни – какой-то «философинки» и той простоты, которая живёт в глубине души каждого человека…

Приложение: игра «Я благодарен…»

Составим список всего того, за что мы можем быть благодарны Богу в настоящий момент: за солнечный день, за здоровье близких…

Благодарение очищает, повышает настроение, смывает негативное с души и сердца.

 Давайте поиграем  в игру «Я благодарен…».

Я записываю  буквы алфавита. На каждую букву подбираю слово, которое называет кого-то или что-то, кому или чему я благодарна.

А  — Апельсину! Я  благодарна ему за витамины и вкусный сок!

Б – Богу. И ещё Бабушке  моей – она научила меня мудрости жизни.

В – Вселенной – за её подсказки…

Г – Гимнастике, я улучшила свою фигуру!

Д – Дню, который начался!

Е – Евдокии Николаевне – моей первой учительнице.

Ё – … трудно придумать…  Ёмкости моей души!

Ж – Жизни!

И т.д.

Трудно придумать на букву «Щ»? Ничуть! Щедрости моей мамы!

Как  Вам такая игра?

Детям она понравится!

Да и взрослые с удовольствием заполнят эту алфавитную табличку. И в сознании поселится мысль о благодарении.

И это очень важно, очень нужно, очень здорово!  Это – лекарство. Духовное и физическое.

Светлана Дмитриевна Фомичёва, педагог, Харьковская гимназия № 46 им. М. В. Ломоносова