Внецерковное христианство

Апостол Павел учит нас, что «Церковь Бога живаго есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15), что Главою Церкви является Сам Христос Спаситель, Которого Отец «поставил выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1: 22—23).

Из Евангелия мы знаем слова Самого Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Зная обо всех этих евангельских истинах, о высоком происхождении и назначении Церкви, возможно ли, чтобы человек именовался христианином и вместе с тем был вне Церкви?

Возможно ли принятие учения Христа и одновременно отвержение утвержденной Христом Церкви?

Нет, это никак невозможно.

Что же является питательной средой для этого заблуждения?

Причин тому много, но их можно разделить на две группы.

С одной стороны, это наследие советских времен, когда отрицание Церкви и борьба против неё проводились на государственном и общественном уровнях.

С другой стороны, это отпадение от Церкви по чисто субъективным, личным причинам.

Нередко можно услышать такие слова: «В Бога я, конечно, верю, но я не верю в Церковь и духовенство». Такую веру можно называть какой-угодно, но только не христианской – по той простой причине, что христианства не существует без церковного единства и истинный христианин не может существовать вне Церкви.

О борьбе против Церкви на государственном и общественном уровнях хорошо известно. Эта борьба имела своей целью максимальное сужение прав Церкви и пределов её деятельности через принятие соответствующих государственных законов, а также посредством идеологической войны против Церкви.

Причём для того, чтобы дискредитировать Церковь и священнослужителей, использовался весь идеологический аппарат страны Советов: создавались фильмы, спектакли, теле- и радиопередачи, литературные произведения антирелигиозного содержания, проводились атеистические лекции.

Так в сознании человека сеялось злое семя безверия, зарождалось сомнение в Церкви и духовенстве, а это способствовало постепенному отдалению христианина от церковной среды и, в конце концов, к полному отчуждению от неё.

В течение многих десятилетий в сознание людей искусственно насаждались карикатурные представления о Церкви и духовенстве.

И сегодня мы должны понимать, что если у многих наших соотечественников мы видим неверие и даже ненависть к Церкви и иерархии, то во многом эти негативные чувства направлены против тех карикатурных представлений, которые укоренены в их сознании предшествующей антицерковной пропагандой.

На самом же деле, к великому сожалению, эти заблудшие люди совершенно не знают, ЧТО в реальности представляет собой святая Церковь.

Что же касается субъективных причин отступления от Церкви, то тут важно отметить несколько аспектов.

Во-первых, понять в полной мере, что такое Церковь, в совершенстве воспринять мистическую сторону её жизни, её духовные глубины – выше человеческих сил. Невозможно постичь одним лишь разумом всё то, что происходит внутри Церкви, ибо «тайна сия велика» (1 Тим. 3: 16).

Необходимо живое участие в жизни Церкви, и только в этом случае Церковь раскрывается перед человеком как высшая реальность и истина. 

Во-вторых, для того, чтобы человек сумел отличить сущность Церкви от различных форм её внешнего проявления, вовсе не обязательно быть богословом. Но беда в том, что в умах часто происходят подмены.

Нередко бывает так, что человеку нечто не нравится во внешнем оформлении Церкви или нечто кажется неприемлемым, и из-за этих причин он внутренне отдаляется от Церкви. Так, если в каком-то храме священник чем-то соблазняет кого-либо (манерой служения, недостойным поведением и т.п.), то впадший из-за этого в соблазн человек и вовсе покидает Церковь. И подобных примеров можно привести множество.

Но давайте зададимся вопросом: почему человек соблазняется настолько, что недостойный поступок отдельного священнослужителя переносит на всю Церковь?

Разве священник и Церковь – это одно и то же?

Разве трудно понять, что Церковь остается чистой и неоскверненной даже тогда, когда некоторые её служители поступают недостойно?

Неужели вся Церковь заключается в духовенстве?

Ведь Церковь – это мистическое Тело Иисуса Христа, которое включает в себя и небесные бесплотные силы и святых. Это единство называется небесной Церковью, или, иначе, торжествующей Церковью.

Видимую сторону Церкви составляют общество верующих и духовенство – это земная, или воинствующая, Церковь. Главой и небесной, и земной частей единой Церкви является Сам Христос Спаситель.

Но беда в том, что люди, привыкшие делать скороспелые обобщения, и всю Церковь склонны обвинять в том, в чём грешны её отдельные служители.

Такое отношение, безусловно, ошибочно, поскольку Церковь – это не какой-нибудь отдельно взятый священник.

Конечно, всякий, кто недостойно поступает, пребывая в ограде Церкви, наносит урон её авторитету и через это вольно или невольно становится врагом Церкви.

В сознании людей с именем Бога связаны такие понятия, как святость, чистота, истина, порядочность, и всего этого люди требуют и от Его служителей. Именно поэтому слуга Бога должен проявлять огромную ответственность и осмотрительность при любых своих действиях, суждениях, в общении, он должен быть образцом искренней веры, любви, благочестия, добродетельного и богоугодного поведения.

Однако следует заметить, что такое поведение требуется не только от представителей духовенства, но и от всех членов Церкви, то есть от любого христианина.

Ведь от поведения каждого христианина зависит, как будет восприниматься Церковь – как спокойная гавань или же как объект для поругания.

Критиковать духовенство очень легко.

Но обратите внимание: от кого мы слышим такую критику? Преимущественно от тех, кто сами ни во что не ставят и не соблюдают Божии заповеди!

Зато с каким воодушевлением, с какой злой радостью они рассказывают и распространяют различные клеветнические сплетни, а порой, к сожалению, и злую правду!

Но если внимательно посмотреть на те требования, которые предъявляются такими «христианами» к духовенству, можно легко убедиться, что эти требования практически невыполнимы.

От духовенства требуют всего того, от выполнения чего с большой легкостью эти люди освобождают себя.

Если священник ошибся, или рассердился, или упустил из внимания кого-либо или что-либо, то этого никак не прощают ему.

Увиденные в священнике даже малые человеческие слабости являются причиной того, чтобы соблазниться о них.

Но ведь священник – такой же человек, как и любой другой. И в нём, как и в любом живом человеке, существует наследственная склонность к греху.

Скажу больше.

Нельзя отрицать, что среди духовенства есть те, кто действительно не находится на высоте. Но Церковь, зная об этом, постоянно заботится об очищении своих рядов.

Но главная беда не в этом.

Беда в том, что большинство тех «верующих», любящих очернять духовенство, совершенно не обладают церковным сознанием.

Для них Церковь – не Мать.

Им в принципе чужда церковная иерархия.

В них нет никакой христианской любви не только к духовенству, но и вообще к людям. Отсюда и проистекает та безжалостность, а часто и ненависть, которая проявляется по отношению к Церкви и её иерархам.

Фактически в этом и кроется причина «внецерковного христианства».

И всё же, несмотря ни на что, Церковь живет всей полнотой своей жизни, преисполненная скрытыми благодатными силами и остается святой и непорочной даже тогда, когда духовенство находится не на должной высоте.

Для оправдания своего отхода от Церкви люди приводят различные причины: их, например, раздражают и соблазняют молящиеся или они не переносят давки и не могут молиться, когда в храме много людей.

Но все такие чувства, скорее, повод для ухода из Церкви, чем причина.

Неужели действительно так трудно найти такой храм или место в храме, где вас никто не побеспокоит?

Можно поставить вопрос и иначе: можно ли считать таких людей вообще верующими, если из-за этих субъективных, легко преодолимых причин они вовсе отказываются от Матери-Церкви?

Многих соблазняет незнание и непонимание того, что происходит в Церкви, то есть люди не знают последовательности богослужения, его содержания и смысла.

Однако нельзя не заметить, что тот, кто искренне желает принимать участие в богослужении и всем сердцем стремится понять происходящее в Церкви, всегда сумеет это узнать и понять – доступной, недорогой и популярной литературы, глубоко раскрывающей и смысл богослужений, и смысл православной веры, сегодня очень много.

Поэтому «незнание» и «непонимание» всего того, что происходит в Церкви можно объяснить только одним: ленью, нежеланием и просто равнодушием к вере.

Религиозность человека во многом зависит от того, какое воспитание он получил в детстве.

Однажды я был свидетелем и такого случая: бабушка вела по улице внука, и как только она увидела идущих им навстречу двух священников, то поспешно перевела внука на другую сторону улицы, сказав при этом: «Сплюнь, внучок, три раза – священники идут!». Что же будет, когда этот ребёнок вырастет?

С большой уверенностью можно предположить, что в нём укорениться не только отрицание Бога, но и ненависть к священству и в целом – к Церкви.

Сегодня во многих учебных заведениях пытаются вводить курсы по христианской этике и православной культуре, надеясь, тем самым, восполнить те изъяны по нравственному воспитанию подрастающего поколения, которые существуют в системе образования.

Однако, на мой взгляд, результат вряд ли будет положительным, потому что христианство не доказывается, а показывается. И если дети не видят в жизни примеров истинной христианской жизни, результат таких курсов будет намного худшим, чем если бы детей вовсе всему этому не учили.

Из-за неправильного, бессистемного, половинчатого обучения в сознании ребёнка утвердится не любовь к вере и стремление к праведной жизни, а ложь и навык лицемерной жизни.

Разве может принести благие плоды лишь формальное, для галочки, обучение детей христианству?

Необходимо, чтобы ребенок воспринимал Бога как живую Личность.

Мы должны показать детям красоту христианства, его ничем неизмеримую высоту, широту и глубину.

Мы должны суметь показать детям ту необъятную любовь, которую Спаситель принёс на землю. Именно этой любви следует учить детей в первую очередь, а потом уже на этой твёрдой основе можно изучать всю евангельскую премудрость.

И потому сегодня огромная ответственность ложится на воспитателя и на учителя.

Нашей стране нужны люди, преисполненные истинной христианской веры и добродетелей, а не такие, у которых есть лишь определенный багаж знаний о Христе и Его Церкви.

Церковь действительно должна быть Матерью, родным домом для христианина.

Он должен проявлять к Церкви такие же старания и любовь, как к собственному дому.

Учение о Церкви в православном символе веры начинается словом «верую». И действительно, в сердцах христиан первых веков вместе с любовью к Христу Спасителю жила и вера в Его Церковь.

Сердце же современного человека таким огнём веры, увы, уже не горит, наступило время сильного духовного обнищания.

Конечно, все люди, которые крестились «во имя Отца, Сына и Святого Духа», уже относятся к Церкви и находятся в ней, но нельзя забывать о том, что таинство крещения не гарантирует крещённому спасения – оно лишь вводит его в лоно Церкви.

Крестившемуся человеку открываются врата Церкви, и даётся возможность пребывать под покровом существующих в Церкви благодатных сил.

Однако дальнейшая судьба крещённого человека всецело зависит от того, насколько активно он будет жить в Церкви, насколько искренним и сильным будет его стремление к познанию всех тайн церковной жизни, приобщение к её святым таинствам, получение благодати и любви Спасителя.

В противном случае полученная при крещении благодать, необходимая для мистического преображения человека, останется как нераскрытая возможность, погребенная житейскими заботами и нецерковным образом жизни.

Истинно верующий человек полон добра, веры и любви.

Неверующий человек вовсе не имеет любви или же его любовь искажена и эгоцентрична.

Если у человека нет веры, то, конечно же, у него не будет и надежды. В таком случае кого он послушает, на кого он будет надеяться? Только на самого себя!

Если у человека не будет веры и надежды на Бога, то не будет и любви. А если нет любви, то он – не Христов.

Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, Церковь в современных, не совсем благоприятных для расцвета духовности условиях, должна приложить намного бóльшие усилия, чем во все предыдущие века, чтобы твёрдо, громко, победоносно зазвучало слово Божие в нашей древней православной стране.

Каждый священнослужитель, независимо от того, на какой ступени иерархической лестницы он находится, обязан быть истинным воином Христа.

Он должен с максимальной самоотдачей распространять слово Божие среди сомневающихся и всячески укреплять уже воцерковленных.

Он должен всеми доступными средствами не только внутри церковного пространства, но и вне его, проповедовать наше незамутнённое православное христианство, наше святоотеческое учение.

В современных условиях, когда вокруг столько соблазнов, когда средства массовой информации уже явно и неприкрыто пропагандируют чуждые и неприемлемые для нашего народа нравы и идеалы, когда щупальца секуляризма охватывают общество, наша Мать-Церковь должна взять на себя роль вождя в борьбе против всей этой многочисленной нечисти.

Мы не имеем права уступать.

Мы обязаны победить в этой битве за души наших людей, так как только Церковь, её истина, её чистота и догматы – есть та единственная надежда, которая может образумить, а затем и исцелить общество, заставить задуматься о своем подлинном предназначении. Церковь должна помочь людям вернуться к нашим исконным духовным корням.

Митрополит Григорий Бербичашвили, пер. с груз. Мераб Джикия, Православие.Ru