ВАЛЕРИЙ ПРАВДИН: «СМИРЯЯСЬ СО ЗЛОМ, МЫ НЕИЗБЕЖНО СТАНОВИМСЯ ЕГО ЧАСТЬЮ»

«Мир постепенно выходит из состояния, которое получило название «карантин». Всего два месяца самоизоляции и ряда ограничительных мер понадобилось для того, чтобы переформатировать сознание миллионов людей. Сегодня мы практически все стали другими людьми – даже если мы ещё не вполне это осознаём. Тут есть над чем поразмышлять», – говорит Президент Благотворительного Фонда «БЛАГО-ВИТА» Валерий Валентинович Правдин, который решил поделиться своими размышлениями с читателями газеты «Родительский комитет».

Регина Войтенко: События последнего времени показали – насколько у современного человека повреждена способность мыслить критически. Но самое главное, как мне кажется, события последних месяцев очень убедительно показали, насколько губительно для человека отсутствие веры, отсутствие Бога в его жизни…

                    Валерий Правдин

Валерий Правдин: Так называемый карантин всех нас заставил надеть на лица маски, но он же сорвал маски с нашего внутреннего человека, обнажив нашу подлинную сущность и состояние нашей души.

Карантин дал нам возможность, с одной стороны, понять подлинную ценность профессий, которые в обычных условиях мы не замечали, а, с другой стороны, убедиться в практической бесполезности тех, на ком, как нам  казалось, зиждется наше социальное благополучие.

Профессии дворника, продавца, водителя, слесаря, электрика, сантехника, сварщика многие называют «не престижными». А вы попробуйте хоть день прожить без них! А вот без представителей шоу-бизнеса, зарабатывающих миллионы, – запросто…

Сегодня уже практически в голос говорят о том, что карантин ввели не врачи, а политики – и мы увидели, насколько им выгодно держать людей в страхе и в самоизоляции – чтобы спокойно делать то, ради чего, собственно, эти люди в политику и пошли.

С этой целью людей, с помощью СМИ, запугали, потому что запуганными людьми легко управлять. И политики в очередной раз доказали, что суть их деятельности – это бесконечная череда интриг, направленных исключительно на решение своих личных задач – под лозунгами служения народу.

С другой стороны, если представить себе мировую политику в виде шахматной партии, то мы увидим, что простой коронавирус убрал с доски самые знаковые фигуры и невольно напомнил людям о главном Режиссёре нашей жизни и её главном Архитекторе.

Вот так и строители Вавилонской башни строили-строили первое в истории глобальное общество – и в один миг всё остановилось.

Десятки лет люди, забывшие о Боге, были уверены в том, что им нет преград ни в море, ни на суше и строили «лестницу на Небо». Но Бог ВСЕГДА рано или поздно разрушает любые человеческие замыслы, любые, самые глобальные проекты – если они являются вызовом Творцу и плодом человеческой гордыни.

И коронавирус здесь является лишь очень тонким намёком на то, что Бог не попустит кучке аферистов реализовать свои безумные планы относительно концепции «золотого миллиарда» и других античеловеческих технологий.

Р.В.: Вы хотите сказать, что коронавирус радикально изменил планы мировой элиты?

В.П.: Я хочу сказать, что карантин со всей этой самоизоляцией наглядно показал, насколько измельчал современный человек. Его духовные потребности сократились до размера айфона. А глобализация уже существует по факту, тут ничего уже не изменится. Вопрос в другом: всё в итоге всё равно будет не так, как того хотят мироправители – всё будет так, как решит Бог.

Р.В.: Когда-то Вы говорили о том, что наше общество стоит на трёх китах – на людях трёх профессий: священник, учитель, врач…

В.П.: Да, я говорил о людях, профессия которых являет собой служение. Священник. Врач. Учитель. Воин. Вот люди, к которым неприменимо слова «работа». Эти люди СЛУЖАТ. И в условиях искусственной самоизоляции тема служения людей этих профессий проявилась во всей полноте.

Р.В.: Честно говоря, у меня неоднозначное отношение к поведению духовенства и вообще к реакции нашего духовенства (скажем, какой-то его части) на всю эту коронавирусную истерию…  

В.П.: Главное делание священника – безусловно, молитва. И здесь я не могу не привести текст молитвы о мире в Украине, которой на протяжении 6-ти лет молилось православное духовенство и в Украине, и в России (я зачитаю):

«Владыко Вседержителю, Святый Царю. Призри с Небесе и виждь, како враждуют людие земли нашея и замышляют друг на друга суетное и злобное.

О, Многомилостиве! Прости грехи и беззакония наша, ихже ради многия скорби, беды и устрашения приидоша на ны. Благодатию Пресвятаго Духа ороси любовию изсохшия сердца людския, тернием самолюбия, ненависти, зависти, злобы, вражды, лукавства и иных беззаконий поросшия; да возрастят горящую к Тебе и братиям своим любовь, и ею да будут истреблены вси распри, раздоры и разделения во Отечестве нашем.

Усердно молим Тя: мир державе нашей даруй, Церкви Твоей и всем людем земли нашея. Ты бо еси Царь мира и мира Твоего несть предела и Тебе Слава и благодарение и поклонение от всех да возсылается, ныне и присно и во веки веков».

Вслушайтесь: священник молится о мире, о прекращении вражды и разделений. А теперь давайте вспомним, что говорили о священнослужителях некоторые политики и СМИ.

Сколько грязи вылилось на Церковь за последние месяцы!

Сколько раз обвиняли её служителей в том, к чему они не могут быть причастны по определению!

Многие люди говорят: ну что там они делают, эти священники? Мол, кадилом, махать – не мешки ворочать. А между тем, люди, имеющие даже небольшой опыт регулярной молитвы, знают: молитва – это самое трудное дело на земле! Мешки ворочать намного легче, чем молитву творить.

Не верите? Попробуйте. Всего-навсего 15 минут – утром и вечером. Не пропуская. В течение хотя бы недели. Попробуйте – и вы поймёте, о чём я сейчас говорю.

Безусловно, и на Солнце есть пятна – и в среде духовенства есть как подлинные пастыри (таковых, кстати, – подавляющее большинство), так и «наёмники».

Есть и «волки в овечьих шкурах».

Но критиковать духовенство имеют право только те, кто сам живёт подлинной церковной жизнью и – главное! – кто о своих пастырях молится.

       Протоиерей Александр Романушко

Лично я, когда слышу, как иной политик во время ток-шоу «полощет» очередного священнослужителя, позволяя себе судить о нём с позиции своего ущербного понимания Церкви, либо огульно обвиняет Церковь в так называемой «антигосударственной» деятельности или «непатриотизме», я всегда вспоминаю протоиерея Александра Романушко – священника, воевавшего в Пинском партизанском соединении в годы войны.

Не могу не упомянуть об одном из его подвигов – уникального по своей храбрости и стремлению к правде.

Дело было летом 1943 года. Родственники одного убитого полицая попросили отца Александра совершить отпевание. Тот согласился и пришёл на кладбище, где собрались полицаи – друзья убитого.

Отец Александр приготовился к отпеванию и уже собрался было произнести начальный возглас, как вдруг, совершенно неожиданно для всех собравшихся, обратился к ним с такими словами: «Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого. Но не церковных молитв и «Со святыми упокой» заслужил своей жизнью во гробе предлежащий. Он – изменник Родины, каратель, убийца невинных детей и стариков. Вместо «Вечной памяти» он достоин лишь провозглашения анафемы!».

Поражённые люди замерли, а священник повернулся к полицаям и продолжил:

«К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите своё оружие против тех, кто уничтожает наш народ, кто в могилы закапывает живых людей, а в Божьих храмах заживо сжигает верующих и священников».

Отец Александр опустил голову, понимая, что это его последняя в жизни проповедь, но его не только не тронули – в эту же ночь в партизанский отряд вместе со священником пришла большая группа полицаев, решивших вернуться к своим. За этот подвиг отец Александр был награждён боевым орденом.

Вот что такое православный священник!

Он – выразитель Правды Божией, он – Её глашатай. И то, что вызывает в Вас «неоднозначное отношение» к духовенству, вызвано, я считаю, именно тем, что некоторые представители духовенства таковыми глашатаями не являются. И тут я с Вами полностью согласен.

Церковь имеет моральное право называть вещи своими именами, и не использовать «политкорректный» лексикон там, где от Церкви ждут именно слова правды.

Повторюсь: Церковь имеет право называть войну – войной, псевдогероев – псевдогероями, подлость – подлостью.

Это – моё мнение.

Мне очень жаль, что СМИ, которые с таким щенячим восторгом поливают грязью служителей Церкви, никогда не рассказывают о таких людях, как, скажем, архимандрит Александр Вишняков.

Архимандрит Александр Вишняков в молодости (1913 г.)

Слышали о таком?

Когда вскоре после начала войны до Киева стали доходить известия об уничтожении евреев в Житомире и Виннице, киевские евреи стали обращаться к отцу Александру с просьбой окрестить их в православную веру. Движимый чувством христианской любви, батюшка крестил евреев и выдавал им свидетельства о Крещении. И таким образом ему удалось спасти от расстрела много еврейских семей, в числе которых – пианист Райский, солист оперного театра Иванов, зубной врач Паин с семьёй, дирижёр Раклин, практически все семьи евреев, которые жили с ним по соседству.

Многие, наверное, смотрели гениальный фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера» – о немецком промышленнике Оскаре Шиндлере, который во время Холокоста спас 1200 евреев, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехословакии.

Спустя полвека мировые еврейские организации присвоили Шиндлеру звание «Праведник мира».

Дорогие евреи! Архимандрит Александр Вишняков спас сотни евреев – также во время Холокоста, но о нём, я уверен, вы ничего не знаете. Потому что о православных священниках-героях, подвижниках, мучениках Спилберги фильмы не снимают. Им это неинтересно.

Так вот, 19 сентября 1941 г. гитлеровцы вошли в Киев. Уже через неделю начались расстрелы в Бабьем Яру, а 6 ноября там же был казнён и архимандрит Александр.

Он принял мученическую кончину – за то, что отказался служить заздравные молебны о фюрере и солдатах вермахта. За то, что до конца остался истинным Пастырем Церкви Христовой. За то, что сохранил верность Святой Канонической Православной Церкви и не перешёл на сторону раскольников-униатов.

Украинские полицаи раздели отца Александра донага, наскоро сколотили крест, колючей проволокой за руки и за ноги распяли его на этом кресте, облили бензином и подожгли. И так, горящим на кресте, его сбросили в обрыв. А немцы в это время расстреливали евреев и военнопленных.

Я привёл лишь два примера пастырей Церкви Христовой времён Великой Отечественной войны. А таких пастырей в те годы были сотни, тысячи – во всех уголках страны.

И вот прошло почти 80 лет со времени тех трагических событий. Народ сверг былых кумиров, но вместо того, чтобы вернуться к своим истокам – к тому, что было разрушено воинствующими безбожниками столетие назад, народу навязали новых идолов и новые «моральные принципы».

В результате, духовная атмосфера нашего общества становится всё более тяжёлой и напряжённой. Под грузом экономических проблем, продажности и коррумпированности власти, церковных расколов, разгулом уличной преступности и вакханалии экстремистов стонет народ, который разуверился в справедливости государства и его вождей.

Р.В. Мне кажется, сегодня как никогда справедливо звучат слова Гладстона о том, что «благополучие человека теперь не зависит от политики. Действительная борьба ведётся в области мысли, в которой происходит убийственная атака против величайшего человеческого сокровища – веры в Бога и Евангелия Христова» (это из писем Гладстона к своей жене).

В.П.: Совершенно верно! Заметьте, очень символично: трижды не отрекся архимандрит Александр от Христа: дважды – в тюрьмах и лагерях НКВД, третий раз – в гестапо. И три вехи его жизни и смерти – Троицкая церковь, церковь Марии Магдалины и Бабий Яр преданы в наши дни на поругание.

И всё же, у нашего общества, как и у всего мира ещё есть надежда на духовное возрождение. Во всяком случае, до тех пор, пока есть в мире люди, которые по слову Христа являются «солью земли» и «светом миру», есть надежда на то, что до конца человек всё же не расчеловечится.

Р.В.: А служение врача? 

В.П.: Лично для меня жизнь каждого подлинного врача – это подвиг.

Не могу не вспомнить выдающегося врача Евгения Боткина – можно сказать, семейного врача последнего российского Императора Николая Александровича Романова.

Посмотрите, КАК он относился к своему служению! Он упорно постигал медицинскую науку и получил прекрасное образование – не ради диплома, а ради того, чтобы как можно качественнее служить людям своей профессией.

Он учился у ведущих европейский учёных, изучил устройство берлинских больниц, а вернувшись в Россию, блестяще защитил диссертацию.

Началась русско-японская война (1904 г.) – и Евгений Боткин добровольцем убыл в действующую армию на передовую. После февральского переворота 1917 года императорская семья была заключена в Александровском дворце Царского Села. Всем слугам и помощникам предложили покинуть Царскую Семью. Но доктор Боткин остался со своими пациентами.

Не покинул он Венценосную Семью и на этапе в Тобольск, а в Тобольске открыл бесплатную медицинскую практику для местных жителей. Бесплатную!

У него была возможность покинуть Царскую Семью в любое время, но он для себя принял решение до конца разделить со своими Пациентами их судьбу. И в страшную ночь с 16 на 17 июля 1918 года доктор Боткин был злодейски убит чекистами – вместе со всей императорской семьёй в подвале дома Ипатьева.

Вот за это глубокое внутреннее благочестие, а самое главное – за жертвенное служение ближнему, за непоколебимую преданность Царской Семье, за верность Богу до смерти, Евгений Боткин был недавно прославлен в лике святых (на Архиерейском Соборе 2016 года – Р.В.).

Р.В.: А что нынешние врачи? Вы считаете, что все они воспринимают своё поприще как служение?  

В.П.: Понятие «пастырь добрый», «наёмник» и «волк в овечьей шкуре» касается не только служителей Церкви. Это касается всех служителей вообще. То есть тех людей, к которым применимо слово «служение».

Я вот рассказал о докторе Боткине. А ведь был и святитель Лука Войно-Ясенецкий (хирург с мировым именем), и священномученик Серафим Чичагов, исцеливший более 20 тысяч человек и также умученный безбожниками. Это – подлинные Пастыри.

Вы спрашиваете про сегодняшних врачей. Я отвечу.

За последние 6 лет из Украины уехало 70 тысяч врачей.

70 тысяч! Вдумайтесь в эту цифру.

Только из Киева в поисках лучшей жизни сбежало 20 000 врачей и медсестёр.

Я не имею права осуждать этих людей. Их решение покинуть Украину продиктовано той разрушительной политикой, которую и по сей день проводит отечественный Минздрав, закрывающий больницы и ликвидирующий профильные НИИ.

И «наёмники» побежали. И в украинских больницах образовался дефицит врачей.

Доходит до того, что оставшимся докторам приходится дежурить за себя и за уехавшего коллегу, а анестезиологов перевозят из отделения в отделение – чтобы не срывать операции.

Вот это – пастыри! Настоящие служители, которые понимают: если не я, то – кто?

Их некем заменить. Они получают 1000 гривен аванса – и идут на передовую, не думая о себе, не думая о своих семьях. И вы думаете, им поставят памятники?

Р.В.: Похожая ситуация и с учителями…

В.П.: Учителя сейчас поставлены на колени. Я могу затронуть только одну грань так называемой «школьной реформы» – а по сути, последовательного процесса разрушения базовой социальной отрасли. Это отказ от 5-бальной системы и переход на 12-бальную.

А ведь 5-бальная система – это была исторически выверенная форма оценивания учащегося, которая имеет непосредственное отношение  к воспитанию через образованию. А ведь именно воспитание создаёт личность.

Р.В.: А каким это образом оценка связана с воспитанием?

В.П.: А Вы обратите внимание: в словах «двоечник», «троечник» есть цифра. А у слов «хорошист» и «отличник» – цифры уже нет.

«Единица» – кол. Не смейтесь – это не случайно. В ментальной памяти нашего народа с этим словом ассоциируется одна из самых мучительных казней. То есть угроза получить «единицу» как бы порождает неосознанный страх сделать нечто, за что тебя могут «посадить на кол».

Казалось бы, мелочь. Ну, какая разница, 5-бальная или 12-бальная система? Вроде как 12-бальная точнее и т.д. Но 5-бальная система воспитывала стыд. А воспитывая стыд, она формировала совесть.

Советские дети вырывали страницы дневника, стирали резинкой «неуды» – стыдно было с таким дневником домой идти! А Вы сейчас знаете такие случаи, чтобы дети вырывали страницы из своих дневников?

О наметившихся тенденциях в виде «дистанционного обучения» не хочется даже и говорить. Это чистой воды идиотизм!

Вне личного контакта учителя и ученика педагогика немыслима так же, как рыба немыслима без воды.

Образование без воспитания – это формирование морального урода.

Превращение образования из сферы личного контакта учащегося и учащего – сферы, где Учитель учит собой – в сферу «образовательных услуг» чревато тем, что школа станет формировать бездушного человека-робота. А ни один робот служить не будет! Для этого душа нужна, а душа, при таких тенденциях в образовании, будет убиваться в ребёнке практически в зачаточной стадии.

Поймите, задача школы – воспитать Человека! Не просто напичкать его «информацией», а ВОСПИТАТЬ!

Воспитать же человека может только тот учитель, который воспринимает своё учительство, как служение, а не отрабатывание зарплаты. И там, где человек должен служить – человека нельзя заменить экраном!

А ведь именно в школе формируются и будущие врачи, и священники, и те же учителя.

А кого сформирует виртуальный учитель?

Р.В.: А Вы заметили, что современная реформа образования предусматривает определённую дискриминацию в отношении старых учителей – преподавателей со стажем, мол, эти люди – старой формации, носители «не той» идеологии…

В.П.: Борьба с представителями «старого режима» – естественный процесс в обществе, пережившем глобальный государственный переворот. Новой власти – будь то большевики в 1917-м, будь то националисты в 2014-м – необходимо прервать влияние на молодое поколение со стороны старшего поколения.

С точки зрения революционеров это логично. Но вот мы открываем Священное Писание – и читаем: «И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему». Это 70-й псалом.

На русском языке этот отрывок звучит так: «И до старости и лет преклонных, Боже, не оставь меня, доколе не возвещу о мышце Твоей всему роду грядущему».

Псалмопевец просит Бога об отсрочке смерти – до тех пор, пока он не передаст весь свой опыт «роду грядущему» – т.е. молодому поколению!

С молодыми должны работать старики.

Они – носители базовых понятий и только через старшее поколение возможна преемственность этих понятий.

Без этого – нет нации. Потому что основа нации – наличие непреложных, неизменных духовных ценностей. А у нас нет никакой нации именно по той причине, что молодым людям нечего передавать.

Вчера им говорили одно, сегодня другое, завтра – третье, и всё, о чём говорят сегодняшним детям нынешние учителя – совершенно противоречит тому, чему этих учителей учили в своё время. Какая уж тут преемственность!

Вот нам сегодня говорят, что базовая ценность украинской нации – стремление в Евросоюз. Ну и ценность, нечего сказать!

Р.В.: Ваше общественное движение называется «За Веру, Семью и Отечество». Сегодня Вы вкладываете в эти понятия такой же смысл, как и много лет назад, когда оно создавалось?

В.П.: А что могло измениться? Вера, Семья и Отечество – это базовые ценности, фундаментальные. А фундаментальные ценности изменяться не могут.

Это как здание. Вы можете периодически красить стены и изменять форму крыши, но, если Вы не будете трогать фундамент – дом будет стоять.

В чём главная опасность всех революций? Прежде всего в том, что любая революция стремится взорвать именно фундамент, и если это удаётся – тогда крах.

Собственно, мы это увидели на примере советского государства. Это мы наблюдаем и сейчас в современной Украине.

Вера, Семья и Отечество – понятия взаимосвязанные. Без истинной веры – не создашь полноценную семью. Без полноценной семьи – не достигнешь Небесного Отечества.

Вот почему сегодня силы зла через своих адептов последовательно уничтожают (во всяком случае, пытаются уничтожить) главные звенья этой цепи.

Р.В.: А служение воина? В нынешних реалиях, как мне кажется, тема более чем неоднозначная…

В.П.: Помните, что ответил воинам Иоанн Креститель, когда они пришли к нему на Иордан? Никого не обижайте! Страшно, когда тот, кто должен защищать, превращается в насильника и тирана.

Я бы не хотел муссировать эту тему. Скажу только, что сегодня воины не служат – они зарабатывают.

С моей точки зрения, контрактная армия – это государственное преступление. Это превращение патриотического долга – в варварство. Почитайте, как нанимали варваров в древнем мире, как и чем они зарабатывали – и вы без труда проведёте определённые параллели.

Воин – это честь. А многим ли военнослужащим сегодня совесть позволит сказать: «Честь имею!»?

Р.В.: Сегодня 22 июня, день начала Великой Отечественной войны. О чём Вы думаете, когда вспоминаете эту дату?

В.П.: Для меня это тоже День памяти и скорби. Но мне кажется, что это не только день памяти о павших, но и память о той опасности, которая испокон веков исходит от Запада.

Что бы ни говорили нынешние власти о своей любви к Западу, я убеждён: Запад всегда остаётся Западом, которым мы никогда не были и никогда не станем – сколько бы ни говорили о евроинтеграции наши парламентарии.

Когда же мы говорим о памяти, мы должны понимать, что память жива только в том случае, если её носителями являются живые люди. Вот почему сейчас так интенсивно обрабатывают сознание людей – внося в него новые смыслы, новые символы, новые трактовки исторических событий и новых героев.

Поэтому сегодня действительно борьба ведётся в области человеческого сознания, в области человеческого сердца, в области человеческой совести. А раз так – то происходит атака на фундаментальные ценности, на нашу веру, на наши исторические святыни.

Но за нами – Правда Божия. И осознание своей правоты даёт нам силы преодолевать всё – любую ложь, любую пропаганду, любое насилие, любые гонения. Вот почему мы выходим на «Бессмертный полк» и громко, никого не боясь, говорим: «Спасибо деду за Победу!!!».

Р.В.: Валерий Валентинович, предлагаю на этом остановиться и через некоторое время вернуться к этой теме ещё раз. Спасибо Вам большое за беседу!

В.П.: Спасибо большое и Вам. Надеюсь, мы продолжим наши беседы. Храни Господь всех читателей Вашей газеты. Мир Вашему Дому!!!

Беседовала Регина Войтенко, наш собственный корреспондент

Информация, которую мы распространяем, несёт людям правду о самых актуальных проблемах и явлениях нашей сегодняшней жизни, помогает находить ответы на сложные вопросы, меняет жизнь людей.

Мы остро нуждаемся в увеличении тиража нашей газеты, которую распространяем бесплатно по всей Украине. Кроме этого, нам нужно регулярно оплачивать работу журналистов, наших региональных представителей, редакторов, работников наших медиа ресурсов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите «РодКом» любой посильной для Вас суммой, а мы обещаем работать ещё более продуктивно!