В поисках смысла

Землю населяет множество живых существ. Но человек, по словам Эриха Фромма, является единственным существом, для которого собственное существование представляет проблему…

Именно человека, как никакое другое существо на Земле, мучит состояние изгнанности из рая. Именно поэтому для человека характерны чувства скуки, раздвоенности, недовольства собой и миром.

Человек по природе – творец. Имея свободу выбора, он хочет и может сам создать свою жизнь. Однако каждому строителю необходимо знать – что же, собственно, он возводит. Поэтому человек не может быть спокойным, пока не поймёт, в чём же состоит смысл жизни, которую он строит.

Животные не терзаются проблемой своего существования – для этого у них нет никаких причин. Ведь животные не отпали от своего Творца и находятся в полном повиновении Ему.

Проблема смысла бытия не докучает и ангелам, потому что и они не отпадали от Бога.

От Бога отпал человек. Именно он захотел жить, не повинуясь Божественной воле и, отдалившись от Создателя, впал в грех.

Греховность, извратив телесную и духовную природу человека, помрачила его сознание. С тех пор он не может чётко видеть и понимать ни самого себя, ни окружающий мир.

Но существует ли смысл жизни на самом деле?

Смысл существует

Лучшим доказательством существования смысла жизни является то, что все люди ищут его.

Поиск смысла жизни – явление массовое, поистине общечеловеческое.

Это одно из сильнейших стремлений, которые руководят человеком в его бытии.

Поиск смысла вложен в нашу природу, и мы не можем успокоиться, пока не найдём его.

Даже те, кто отрицает смысл жизни, пришли к своему отрицанию через поиск. Искали – и не нашли, и на этом основании стали отрицать его существование.

Но если кто-то чего-то не нашёл, значит ли это, что искомого не существует?

Трудно согласиться с теми, кто вообще отрицает наличие смысла в нашем бытии. Если бы его и в самом деле не было, то бессмысленное, бесцельное существование не приводило бы человека в отчаяние и сердце его не томилось бы в поисках высшего предназначения.

Можно сказать, что эта неутолимая потребность в понимании смысла бытия, ничем не заглушаемая, есть своего рода духовный инстинкт.

Душа человека обладает чувством смысла жизни. Это чувство по своей значимости и силе сравнимо с совестью.

Если человек следует истинному смыслу, вопрос о смысле его и не мучит. Чувство смысла начинает тревожить человека, когда он сбивается  с пути, когда смысл в его жизни отсутствует. И это чувство беспокоит всех, ещё не нашедших истинного смысла бытия.

И сознательно, и подсознательно мы ощущаем потерю райского состояния – естественной и родной стихии, идеального варианта нашей жизни.

Недовольство собой, состоянием своей души и в то же время неодолимая тяга к идеалу,  заложенные в человеке, говорят о том, что он создан для достижения несравненно более высоких целей, чем краткое земное существование.

На пути к смыслу

Почему  же многие люди ведут бессмысленное существование, и отсутствие смысла жизни их не беспокоит?

Потому что они не отдают себе отчёта в том состоянии, в котором пребывают. Это – своего рода сон.

Люди увлечены житейской суетой, бытом, мелкими удовольствиями, полностью погружены в земную круговерть, и не задумываются о духовном.

Но стоит вырваться из обыденной суеты, пробудиться от этого сна души, как приходит осознание бездуховности и пустоты такой жизни.

Человека поражает контраст между мощным потенциалом его духа и бессмыслием собственного существования. Поражает именно потому, что человек по своей природе – существо, живущее смыслом.

Человек – носитель смысла.

Это соприкосновение двух несовместимых реалий –  смысла и бессмыслия – может кончиться настоящим психологическим взрывом, после которого человек либо находит смысл жизни и начинает следовать ему, либо погружается в уныние, а то и отчаяние.

Взрыв может и не произойти, если человек недостаточно ясно и живо осознал никчемность своего суетного бытия. Но и тогда, подсознательно чувствуя эту никчемность, он обречён на то же самое уныние – только оно ему кажется беспричинным.

Мелкие, приземлённые смыслы на время отвлекают от уныния, заполняют духовный вакуум, но никогда не могут заглушить жажду высшего, истинного смысла.

Такая цепь временных смыслов может без перерывов тянуться от рождения до смерти, и при этом человек даже не понимает, что проживает почти растительную жизнь.

Почему же многие люди удовлетворяются примитивными смыслами?

Бог создал человека как существо осмысленное, как само воплощение смысла. Всё его бытие исполнено смысла и подчинено замыслу Божию.

До грехопадения,  в раю, он не искал этого смысл – он жил с Богом, и смысл бытия был для него очевиден.

Очевидность эта затмилась только после отпадения от Бога. Именно тогда рассыпался смысловой строй человека, как расстроилась и вся его духовно-телесная природа.

Чувство смысла в человеке нарушилось, уподобилось сломанному компасу. Чувство, которое раньше чётко управляло жизнью человека, теперь разбалансировано и указывает в разные стороны.

Что же такое обретает человек, поняв смысл жизни, – такое, без чего он не может существовать?

Смысл жизни даёт человеку стержень, на котором держится его земное бытие. Смысл становится для него жизнеутверждающим фундаментом.

Говоря словами Альберта Эйнштейна, «человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, но  вообще едва ли пригоден для жизни».

Жизнеутверждающая энергия смысла важна и для духовной, и для телесной жизни человека. Удары судьбы не ломают человека только тогда, когда он ясно и осознанно понимает смысл своего бытия.

Смерть и бессмертие

Смерть – один из лучших критериев истинности любого смысла жизни.

Кроме истинного, никакой другой смысл не может выдержать проверку этим критерием. Человек должен все смыслы, привлекающие его внимание, подвергнуть этой суровой проверке.

Надо мысленно встать перед лицом смерти и задать себе опрос: «Что принятый мною смыл жизни даёт моей бессмертной душе, чтобы она блаженствовала в вечности?».

Смерть сбрасывает маску с любого обмана, разоблачает многоликую неправду мира. Живое осознание смерти тотчас толкает человека искать ответ на вопрос: зачем он существует на свете?

Смерть – не просто граница между земной и вечной жизнью. Она – некая духовная таможня, к которой человек подходит с тем или иным духовным багажом, и на которой проверяется готовность личности к вечной жизни.

Вечные смыслы жизни подразумевают, что к моменту смерти человек должен достичь определённого духовного состояния и совершить определённые дела.

Ужас перед смертью становится толчком к поиску смысла жизни и вместе с тем к поиску избавления от этого ужаса. Собственно, по-настоящему смысл жизни и начинают искать в качестве средства избавления.

Обретя истинный смысл, человек перестаёт испытывать безысходный ужас перед смертью. Примитивный  и неосознанный страх претерпевает метаморфозы, он становится осознанным и возвышенным.

Материалист, как бы ни старался, не может сознательно преодолеть ужас смерти. Он может лишь загнать его в самые глубины души и заглушить чем только удастся. Христианин же не испытывает страха смерти как такового. Наоборот, истинный христианин готовится к тому, чтобы в любой момент переселиться в Царство Божие. Страшит христианина не смерть, а воздаяние за гробом – суд Божий, от которого зависит его вечная участь.

Память о смерти очищает ум человека от привязанности к призрачным ценностям мира и даёт ему возможность воспринимать мир реально и без ложного приукрашивания.

Существует на первый взгляд парадоксальный феномен. Человек прекрасно осознаёт свою смертность, но всё его существо восстаёт против этой непреложной истины, и в душе он подсознательно считает, что чаша смерти минует его.

Откуда это чувство?

Душа бессмертна! Вот почему человек и не может в полной мере представить свою конечность даже в земном временном мире.

В человеческом сердце разворачивается борьба между знанием о предстоящей кончине  и чувством бессмертия. Примирение в этой борьбе может состояться только тогда, когда человек обретёт смысл жизни, который, во-первых, уничтожает страх смерти, во-вторых, даёт уверенность в обретении вечной жизни, в-третьих, обещает, что эта жизнь будет не только вечной, но и полной радости.

Страдание и наслаждение

Чаще всего человек начинает искать смысл жизни под влиянием страданий.

Так уж устроен человек, что в счастье он не склонен анализировать свою жизнь и искать высокий смысл бытия.

Причём, страдания заставляют человека искать такой смысл, который не подвержен превратностям судьбы.

Всё познаётся в сравнении. Обычно человек принимает за истинное счастье только сильное ощущение этого состояния. Годы тихого счастья проходят мимо его сознания. И лишь удар судьбы расставляет всё по своим местам.

Человек начинает понимать, чего лишился. И это переосмысливание незаметного и обыденного счастья, которое безвозвратно ушло, также влечёт человека к поиску смысла своего существования, к обретению духовного якоря в настигшей его жизненной буре.

Почему страдания заставляют искать смысл жизни?

Потому что они грубо обнажают беззащитность человека перед реалиями жестокого мира. Вдруг оказывается, что этот мир со всеми его маленькими радостями и большим счастьем является призрачным.

Одно из самых сильных страданий, терзающих человека – чувство духовной пустоты, ощущение так называемого экзистенциального вакуума.

Это чувство посещает человека даже тогда, когда, как говорят, дом – полная чаша. Духовную пустоту не могут заполнить не только никакие материальные блага, но и ценности, которые обычно считаются духовными – литература, музыка, театр…

Опустошённость души часто переходит в более болезненные состояния: уныние, отчаяние. Из этих состояний человек не может выбраться, пока не обретёт истинный смыл жизни.

Человеку вполне естественно стремиться к избавлению от страданий. Ведь они являются неестественным элементом его бытия.

Бог создал человека не для страданий, а для вечного блаженства. Страдания стали следствием отпадения от Бога, следствием того, что человечество пошло по неестественному для себя пути.

Способность противостоять жизненным испытаниям зависит от качества смысловой доктрины, воспринятой человеком. Насколько она возвышенна, настолько и укрепляет человека в страданиях – однако лишь в том случае, если он твёрдо верит в избранный смысл и обладает твёрдым характером.

Христианство решило проблему страданий человека полностью и во всей глубине.

В первую очередь ясно и определённо объяснило истинную причину страданий – отпадение  от Бога.

Лишившись непосредственного общения с Ним, люди оказались вдалеке от источника своей жизни и своего блаженства. Их природа исказилась, значительно убыла её жизненная сила. Это неминуемо привело к страданиям, болезням и смерти, которые стали неразлучными спутниками человеческой жизни.

Люди не могли свергнуть иго страданий собственными силами. Только Бог мог избавить человечество от неизбежной участи страдать, умирать и терпеть вечные муки ада.

Для этого Бог стал человеком, взял на себя грехи всего мира и посредством Своих крестных мук снял бремя страданий с плеч человечества.

Что помогает христианину преодолевать земные страдания? Надежда получить в будущем вечные блага.

Причём эта надежда не остаётся чисто теоретической. Через общение с Богом и жизнью во Христе человек может ощутить вечные духовные блага уже на земле. Он может получить радость, не сравнимую ни с какими житейскими удовольствиями.

Молитва и надежда на Бога делают христианина стойким  мужественным.

Страшась страданий, человек одновременно жаждет счастья. И поиски смысл жизни непременно связаны со стремлением обрести счастье.

На земле счастье не достижимо  в полном объёме, а вот страдания – неизбежны. Мировоззрение, на котором базируется смысл жизни, должно объяснять, из-за чего это происходит. Разрешение вопросов, связанных со счастьем и страданиями, – обязательный компонент в поиске смысла жизни.

Смысл связан с духом человека, является потребностью духа, он движет им и удовлетворяет его жажду.

Когда дух удовлетворён осуществлением смысла, душа испытывает наслаждение в виде счастья.

Счастье является потребностью души человек. Оно – как бы награда за то, что человек нашёл смысл и успешно ему следует.

Земные блага изменяются и исчезают. Блага небесные – вечны, безмерны и неисчерпаемы.  Только они дарят людям счастье постоянное и неограниченное.

Материалистические идеологии, атеистические в своей основе, не в состоянии доставить человеку не то чтобы истинного, но даже более или менее сносного счастья.

Все эти учения замешаны на недовольстве окружающим миром – особенно социальными его аспектами.

Между тем история показывает, что окружающая действительность не меняется к лучшему в результате революций, переворотов и насильственных социально-политических экспериментов.

Несовершенство окружающего мира надо преодолевать не путём насилия и крови, а путём действенных духовных мер. Кто этого не понимает, тот никогда не сможет обрести внутреннего покоя, мира и счастья.

Материалисты и атеисты заявляют, что религия якобы заставляет человека выбирать между земным и вечным счастьем. На самом деле религия не отрицает земного счастья человека. Наоборот, она делает его полноценным.

Религия очищает понятие счастья от греховного, страстного, приземлённого  и грубого содержания.

Религия одухотворяет чувство счастья, отрывает его от временного и сообщает ему утончённость, возвышенность и вечность.

Подчас христианин получает на земле счастья столь много, сколь никогда не получить неверующему. Но верующий человек всегда помнит, что небесное счастье неизмеримо превосходит любое земное.

Это мнение основывается не только на вере, но и на опыте.

В своей духовной жизни христианин испытывает моменты истинно небесного блаженства. Конечно, не всю его полноту, но некую часть. Однако и эта частица превосходит всё земное счастье, доступное человеку.

Таким образом, вечное блаженство начинается для верующего уже в земной жизни. Более того, если человек не соприкоснулся с ним на земле, то едва ли обретёт его на небе.

Даже посреди самого великого счастья человек знает, что оно не вечно и за ним неминуемо последуют невзгоды. И лишь в Царстве Небесном исчезнет несовершенство счастья и наслаждений, свойственное земной жизни. Ничто не будет мешать человеку вкушать небесные блага – во всей их полноте и совершенстве.

В Царстве Небесном человек никогда не насытится блаженством.

Царство Небесное будет обладать и материальными, и духовными свойствами.

Среди людей будет находиться Сам Бог.

Жители Небесного Царства будут «пить от воды жизни и питаться от плодов древа жизни» (Откр. 21. 15-21).

Они будут пребывать в радости и мире, жизнь их будет наполнена деятельностью и творчеством.

Деятельность станет для человека постоянным источником радости и наслаждения. Он полностью реализует свои таланты.

Премудрость Божия откроет человеку полноту знаний о мироздании – фундамент его творческой жизни, которая будет представлять собой вечный блаженный полёт его духа и интеллекта.

Человеку будет открыта полнота истины, правды и смысла бытия.

Благодаря Божественному свету люди будут созерцать мироздание в его идеальном виде. Красота Божьего мира будет доставлять человеку огромное наслаждение.

В жизни вечной люди будут наслаждаться бесконечным совершенством Бога – совершенной полноты любви, красоты и блага. Человек будет жить Божественной жизнью настолько полно, насколько это возможно для существа, возвышенного по желанию Бога до соучастия в Его собственном бытии.

Любовь и служение

Любовь является самым сильным наслаждением и источником счастья. Поэтому любовь по праву должна считаться одним из главных критериев смысла жизни.

Истинность любой философской доктрины и религии надо проверять любовью.

Однако полнота истины может быть только в одном учении. Поэтому человек должен искать то учение, в котором любовь занимает главенствующее место.

Довольно высокие понятия о любви имеют иногда и безрелигиозные люди. Это неудивительно, ведь любовь – сущностная основа человека. И эта сущность проявляет себя даже  в отрыве от своего источника – Бога.

В христианстве любовь возникает, живёт, развивается и совершенствуется только тогда, когда есть объекты, предметы и понятия, которые дают любви стимул к рождению. Человек является по природе существом, которое способно нести в себе любовь и жить любовью. Однако полноценность его любви зависит от Бога.

Любовь между человеком и Богом не имеет границ.

Она бесконечна в своей потенции благодаря тому, что Бог умалил Себя, восприняв человеческую природу, а человеку открыл путь обожения.

Тем самым Бог стёр преграду, разделявшую Его и человека. Он сделал это для того, чтобы любовь меду Ним и Его творением была совершенной, беспредельной, вечной.

Бог – безграничная, бесконечная и совершенная Любовь, которая безмерно изливается на всё мироздание. Бог любит человека безмерно и безгранично.

Смысл бытия человека заключается  в любви и сопричастности  к Божественной любви. Грехопадение – это отпадение именно от Божественной любви.

Страдания чужды истинной любви и владеют человеком в той степени, в которой он удаляется от любви Божественной. И наоборот – теряют власть над человеком по мере того, как он возвращается к Богу и погружается в Его любовь.

Любовь к Богу проявляется через любовь к людям, ведь человек – образ и подобие Бога.

Такая любовь приносит величайшую радость и наслаждение. Каждый может проверить это на практике, если от всего сердца возлюбит своих ближних и начнёт бескорыстно творить им добро.

Господь Иисус Христос поставил личное спасение каждого человека в зависимость от его любви к людям. Именно через самоотверженную любовь  к ближним человек получает от Бога блага и наслаждения, о которых пошлый эгоист не может и мечтать.

Любовь Божия породила род людской, поэтому человек может найти смысл жизни только в Божественной любви. Этот смысл не нуждается ни в каких аргументах, подтверждающих его истинность.

Как только человек почувствует любовь Бога к себе и как только сам ощутит любовь к Богу, так тотчас осознает без всяких доказательств, что истинный смысл его бытия заключается в Божественной любви.

Христианин любит, прежде всего, источник любви – своего Творца. Затем он изливает свою любовь на других людей и на всё творение Божие. В этом смысл любви и смысл жизни.

Человек может познать смысл жизни своим разумом. Однако путь познания разумом продолжителен, извилист, и нет гарантий, что в итоге он приведёт к цели.

Путь любви короток и прям. Шествуя по нему, человек познаёт смысл бытия в непродолжительное время.

Душа человека обретает благодатный мир только тогда, когда всю силу своей любви источает на Бога, Который стоит в смысловом центре бытия.

Человек – существо сотворённое. Он полностью зависит от своего Творца и выражает благодарность за дар жизни в служении Ему. Поэтому желание служить Богу – естественная потребность человеческого духа.

Человек не может не служить – это его изначальное предназначение, неотъемлемое свойство.

В служении, как в творчестве и в совершенствовании, он обретает и осуществляет смысл своего бытия.

Потребность служить постоянно требует своего удовлетворения. Если человек не служит высшему – он обречён служить низшему.

Обожение и служение – двуединый смысл человеческого бытия.

Будьте совершенны

Для человека важно знать, ЧТО в конечном итоге даст ему выбранный им смысл, какой плод он принесёт?

Самые богатые плоды обещают религиозные смыслы. И именно в христианстве, по сравнению со всеми другими религиями, духовный плод осуществлённого на Земле смысла (вечное блаженство) истинно насыщает человека.

Истинный смысл жизни всеобъемлющ. То есть – универсален для всего человечества и для каждого из людей.

На Земле совершается процесс спасения человечества. В этом состоит смысл человеческой истории, земного бытия всех людей и каждого человека в отдельности.

Но существует ещё более высокий – вечный смысл бытия человечества. Он заложен Богом изначально при творении человеческого рода. И заключается в обожении человека.

Обожение – таков замысел Бога о человеке. Это процесс постоянного совершенствования человека в определённом Богом направлении, процесс вечного восхождения человека (образа) к Богу (первообразу), процесс уподобления человека Богу.

Обожение – процесс бесконечный. Он начинается на земле и продолжится во всей полноте в Царствии Небесном.

Обожение – истинный смысл бытия человека. В процессе обожения человек становится причастником Божественного естества.

При этом человеческое естество не поглощается естеством Божественным. Человек сохраняет собственную природу и индивидуальность.

Бог создал человека, чтобы он вечно совершенствовался и постоянно приближался к своему первообразу – Самому Богу.

В христианстве людям обещано бесконечное, совершенное,  ни с чем не сравнимое блаженство. Подобного не знает никакая другая религия.

Богооткровенность христианства проявляется во многом, и в том числе, в этом представлении о высочайшем блаженстве будущей жизни.

Подобное блаженство не мог себе представить человеческий разум. Оно было открыто человечеству Самим Богом.

И если человек хочет достичь наивысшего результата от осуществления смысла своей жизни, то получить такой результат он сможет, только уверовав во Христа и исполнив Его заповеди.

Посредством жизни во Христе человек должен преобразить свою природу. К этому призвано всё человечество.

Некоторые из христиан  пользуются отдельными  свойствами будущего преображённого мира уже во время земной жизни. Это – святые, достигшие высокой степени преображения. Они обретают сверхъестественные способности, которые позволяют им, как бы выходя из земной реальности, пользоваться атрибутами мира преображённого.

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48).

Этой заповедью Христос предельно кратко и полно определил смысл жизни человека.

Бог вечен, бесконечен, неограничен. Так и смысл жизни человека, призванного стать совершенным, как совершен Сам его Творец – Отец Небесный, – вечен и безграничен в своей глубине.

Протоиерей Вячеслав Тулупов (г. Сергиев-Посад.)